ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА РИСОВАНИЕ (для групп раннего эстетического развития)
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 1 Чердаклинского района
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
по учебному предмету
РИСОВАНИЕ
(для групп раннего эстетического развития)
Чердаклы
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ....стр 4
Содержание учебного предмета .стр 8
Требования к уровню подготовки обучающихся ...стр 21
Формы и методы контроля, система оценок .....стр 21
Список литературы и средств обучения ... стр 22
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Рисование» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Учебный предмет «Рисование» направлен на художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории зрителей. Кроме того, это начальная диагностическая подготовка детей к обучению в школе искусств на отделении изобразительного искусства. В процессе обучения ребёнок делает выбор между хореографическим, музыкальным и художественным образованием. Кроме того, дети получают определённые навыки общения, жизни в коллективе.
Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной композиции, о способах работы с различными художественными материалами и техниками.
Общеразвивающая программа «Рисование» способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления.
В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы лежит принцип «мастер-класса», когда преподаватель активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 3-5 лет.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Рисование» реализуется при двухгодичном сроке обучения. Продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Рисование» составляет 140 аудиторных часов. Самостоятельная работа программой не предусмотрена, однако не возбраняется.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
Полугодия
1
2
1
2
Аудиторные занятия
34
36
34
36
140
Максимальная учебная нагрузка
34
36
34
36
140
70
70
140
Объем учебной нагрузки в неделю составляет 2 часа. Рекомендуемая продолжительность урока – 30 минут.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе составляет от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью программы «Рисование» является общее эстетическое воспитание, приобретение практических умений и навыков, развитие творческой индивидуальности учащегося, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
– знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства;
– формирование знаний о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
– формирование знаний об основах цветоведения;
– развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;
– развитие образного мышления и воображения;
– формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
– воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.
Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:
– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
– распределение учебного материала;
– описание дидактических единиц учебного предмета;
– требования к уровню подготовки учащихся;
– формы и методы контроля, система оценок;
– методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
– практический;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета представлено в учебно-тематическом плане.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Задания адаптированы и доступны для учащихся 3-5 лет, учитывают возрастные и психологические особенности данного возраста.
Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к более сложному, от упражнений - к творческим заданиям.
Предложенные в содержании программы разделы имеют общую методическую структуру подачи учебного материала: объяснение, мастер-класс, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках.
Программа “Рисование” имеет поэтапное строение, что помогает детям более полно освоить предлагаемые знания. Важно помнить, что данная программа направлена в основном на адаптацию детей в системе дополнительного образования, то есть минимальное значение придаётся конечному результату творчества (что немаловажно на более поздних этапах развития), а максимальное – самому процессу творчества и общения.
Условия, необходимые для успешного освоения программы “Рисование”:
Постановка конкретных задач и точная, поэтапная направленность их реализации.
Развитие творческой активности и самостоятельности детей.
Индивидуальность и строгое дифференцирование обучения; диагностирование потенциальных возможностей учащихся.
Ориентирование на красоту и гармоничность окружающего мира.
Основные направления развития творческой активности дошкольников:
Природа и её красота. Многообразие животного и растительного мира родной природы, а также природы экзотических стран.
Человек и его деятельность. Красота в повседневности. Традиции и быт.
Народные обычаи и традиции, их многообразие и связь с жизнью.
Содержание занятий распределяется таким образом, чтобы каждый конкретный ребёнок мог освоить предлагаемую программу, постепенно переходя от простого к более сложному, приобретая определённые навыки общения и поведения.
Это прежде всего диагностическая программа, способствующая конкретизации возможностей и желаний ребёнка. Кроме того, программа ”Рисование” даёт возможность дошкольникам духовно развиваться, учиться восприятию прекрасного и эмоциональной чуткости.
Методика преподавания предмета ''Рисование'' в подготовительной группе школы искусств.
Трудно переоценить значение раннего диагностирования склонностей детей к тому или иному виду творчества. Кроме того, освоение программы ''Рисование'' способствует развитию эстетического чувства в целом, даже если не предполагает дальнейших занятий изобразительным искусством. Главное, о чём не следует забывать в работе с дошкольниками – дети этого возраста требуют совершенно особого подхода при обучении. Нужно заинтересовать каждого ребёнка, помочь ему раскрепоститься и адаптироваться в коллективе.
Следует помнить, что в возрасте 3-х – 5-ти лет дети наиболее подвижны и активны, следовательно, им трудно просидеть целый урок за партой. Поэтому урок делится на 2 блока по 20 минут с 2-х минутным перерывом или на 3 блока по 13 минут с 2-мя 3-х минутными перерывами. В перерывах дети делают небольшую разминку или играют в несложную развивающую игру типа ''Вопросы – ответы''.
Целесообразно, объясняя новую тему, 4 – 6 минут урока посвятить её обсуждению. Особенно полезно выстраивание ассоциативных рядов; например, обсуждая тему ''Деревья'', можно обсудить виды деревьев (хвойные и лиственные), их разновидности (дуб, берёза, рябина и т. д.) и характерные отличия.
Следующим этапом урока будет разбивка объекта на простейшие геометрические формы (например, лиственное дерево состоит из ствола – вертикальной полоски и кроны – круга или овала; более сложная разбивка – ствол, ветки и тычковые мазки по абрису кроны). Это, кроме всего прочего, знакомит детей с началами геометрии, а, следовательно, готовит их к дальнейшему обучению в общеобразовательной школе.
Основным принципом композиции для дошкольников является, безусловно, упрощение и стилизация. Несомненно, ребёнку будет гораздо легче изобразить стилизованный объект по принципам разбивки на простейшие геометрические фигуры, нежели рисовать его же с натуры с передачей света и тени. Такие, более сложные, задачи ставятся уже детям 9 – 10 лет в процессе обучения на основном курсе художественного отделения ДШИ.
После обсуждения формы и рисунка в целом следует обозначить основную цветовую гамму работы. В начале обучения ребёнок оперирует основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный), затем цветовая палитра расширяется (оранжевый, фиолетовый, салатовый, голубой, малиновый). Дети учатся работать с палитрой, составляя сложные оттенки; обогащается их словарный запас и развивается цветоощущение.
Опыт подсказывает, что в данном возрасте наиболее оптимальной является работа акварелью без предварительного карандашного рисунка. Это, во-первых, учит детей координации на листе, а, во-вторых, развивает мелкую пластику пальцев рук. Дети 3-х – 5-ти лет гораздо свободнее оперируют цветовыми пятнами, нежели линией; они мыслят более общими категориями, нежели взрослые, поэтому работают без излишней детализации. Выполняются вначале детали одного цвета, а пока краска сохнет, делается небольшой перерыв, во время которого делается разминка пальцев рук, либо проводится игра в вопросы и ответы. Очень полезно вспомнить небольшие детские стишки, подходящие к данной теме или совместно разучить один из них.
Схема урока.
Приветствие, размещение детей по рабочим местам.
Подготовка рабочего места (необходимый набор: акварельные краски не менее 12 цветов, при необходимости гуашь, 2-3 кисти разных размеров, альбом или отдельный лист бумаги, при необходимости – цветная бумага, баночка с водой, блюдечко для смешивания красок).
Обсуждение темы, выстраивание ассоциативного ряда.
Выполнение первого этапа рисунка краской одного цвета.
Перерыв – разминка.
Выполнение второго и третьего этапов рисунка красками одного цвета.
Перерыв; ответы на вопросы.
Окончательная отделка рисунка, прорисовка деталей.
При необходимости – выполнение фона.
Просмотр детских рисунков и сравнительный анализ.
Показ рисунков родителям и родственникам.
ПРИМЕР предлагаемых тем к программе дополнительного образования дошкольников ”Рисование”
Деревья: “Ёлочка”, “Берёзка”, “Дуб”, “Яблоня”, “Пальма”, “Лесок” и т.д.
Домашние животные: “Кошка”, “Кошка с котятами”, “Собака”, “Поросёнок”, “Овечка” и т.д.
Животные в сказках: “Лисичка – сестричка”, “Жар – птица”, “Михаил Потапыч”, “Петушок – золотой гребешок”, “Курочка – Ряба”, “Зайчик”, “Серый волк” и т.д.
Природа: “Яблоки”, “Фрукты”, “Арбуз”, “Рябина”, “Ягоды”, “Грибы”, “Овощи” и т.д.
Посуда: “Чашка с блюдцем”, “Чайник”, “Тарелка с орнаментом”, “Кофейник”, “Ваза с цветами”, “Кувшин”, “Деревянная ложка” и т.д.
Растения: “Герань”, “Цветок в горшке”, “Вьюн” и т.д.
Одежда: “Варежка”, “Шапка и шарфик”, “Мальчик в зимней одежде”, “Девочка в платье” и т.д.
Зима: “Деревья в снегу”, “Метель”, “Снежинки”, “Снеговики” и т.д.
Новогоднее: “Ветка ёлки с шариками”, “Дед Мороз”, “Снегурочка”, “Новогодняя открытка” и т.д.
Русские народные сказки: “Колобок”, “Теремок”, “Волк и семеро козлят”, “Заюшкина избушка”, “Лиса и журавль”, “Волк и лиса” и т.д.
Орнамент: “Орнамент в полосе”, “Носовой платочек”, “Русские сапожки”, “Красна девица”, “Добрый молодец”, “Вышитая рубаха” и т.д.
Архитектура: “Терем – теремок”, “Кремль”, “Крепость”, “Старинный замок”, “Дворец” и т.д.
Экзотические животные: “Жираф”, “Кит”, “Слоны”, “Лев”, “Кенгуру”, “Динозавры” и т.д.
Домашние птицы: “Петух”, “Курица с цыплятами”, “Павлин”, “Страус”, “Снегири и синицы”, “Сова” и т.д.
Транспорт: “Легковые машины”, “Грузовые машины”, “Пожарная машина”, “Скорая помощь”, “Автобус”, “Трактор”, “Подъёмный кран” и т.д.
Море: “Парусник”, “Пароход”, «Островок» и т.д.
Небо: «Самолёт», «Ракета», «Воздушный шар» и т.д.
Обитатели моря: «Рыбки», «Осьминожки», «Улитка» и т.д.
Свободная тема: “Весёлое лето”, “Наша земля” и т.д.
Праздники: «Новый год», «8 марта», «День Защитника отечества», «День космонавтики» и т.д.
Примечание: темы могут варьироваться в соответствие с учебной необходимостью, потребностями учащихся, какими-либо объективными причинами, а также в зависимости от субъективных особенностей конкретной группы.
Примеры выстраивания ассоциативных рядов.
По цвету:
Красный: яблоко, малина, солнце, помидор, земляника и т. д.
Жёлтый: песок, солнце, груша, репа, лев, золотая рыбка и т. д.
Зелёный: трава, огурец, кузнечик, листва, ёлка, лягушка и т. д.
Синий: небо, слива, виноград, вода, незабудки и т. д.
Оранжевый: апельсин, морковь, тигр и т. д.
Серый: тучи, слон, мышь, асфальт и т. д.
По форме:
Круг: яблоко, арбуз, помидор, солнце, мяч, колобок и т. д.
Овал: огурец, дыня, яйцо и др.
Треугольник: крыша дома, сарафан и др.
Квадрат (прямоугольник): дом, телевизор, кузов грузовика и др.
По окраске:
Гладкая: машина, асфальт, небо и т. д.
Неравномерная: трава, листва, вода в реке и т. д.
Полосатая: зебра, тигр, тельняшка, арбуз, рыбки, забор и т. д.
Пятнистая: леопард, рыбки, божья коровка и др.
Узорчатая: предметы быта, бабочки, птицы и др.
По темам:
Овощи: огурец, помидор, тыква, репа, свёкла, морковь и т. д.
Фрукты: яблоко, груша, апельсин, лимон, банан и т. д.
Ягоды: слива, земляника, виноград, рябина, малина, вишня и т. д.
Деревья: ёлка, берёза, дуб, яблоня, рябина и т. д.
Домашние птицы: петух, курица, гусь, цыплята, индюк и т. д.
Птицы: воробей, синица, ворона, снегирь и т. д.
Домашние животные: собака, кошка, корова, овца, лошадь, свинья и т. д.
Дикие животные: медведь, лиса, заяц, ёж, волк и т. д.
Экзотические животные: лев, тигр, жираф, верблюд, зебра и т. д.
Здания: дом, избушка, дворец и т. д.
Наземный транспорт: поезд, машина, грузовик, автобус и т. д.
Водный транспорт: пароход, парусник и т. д.
Воздушный транспорт: вертолёт, самолёт, воздушный шар, ракета и т. д.
Персонажи сказок: колобок, снеговик, Незнайка, Баба-Яга, Снегурочка, Дед-Мороз, Русалка, Волшебник и т. д.
Цветы: тюльпаны, розы, ромашки, колокольчики, мимоза и т. д.
Подводный мир: кит, рыбки, осьминог и т. д.
Как мы можем видеть, тематические ассоциативные ряды – наиболее богатое поле деятельности при работе с дошкольниками. Кроме расширения кругозора и словарного запаса детей они подразумевают и подготовку ребёнка к предмету ''Окружающий мир ' в общеобразовательных школах.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
Наименование раздела, темы
Количество аудиторных часов
1
Ознакомительное занятие. Рисунок на свободную тему. Диагностика способностей и возможностей учащихся. Адаптация к работе в группе.
1
2
Природа и природные объекты. Дерево и правила его изображения. Вертикальный формат.
1
3
Природа и природные объекты. Дерево – закрепление темы. Два дерева – одно изображается самостоятельно.
1
4
Пейзаж – что это такое? Изображение простейшего пейзажа. Вертикальный формат.
1
5
Приметы осени. Понятие об осеннем колорите. Осеннее дерево, дождь.
1
6
Домашние животные. Изображение кошки.
1
7
Домашние животные. Котята; элементы самостоятельной работы.
1
8
Дом. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных линиях.
1
9
«Сказочный домик» - изображение дома с декором.
1
10
Иллюстрация сказки «Колобок» - колобок на пеньке, колобок катится по дорожке и т.д.
1
11
Иллюстрация сказки «Колобок» - колобок и зайчик.
1
12
Иллюстрация сказки «Колобок» - колобок и волк.
1
13
Иллюстрация сказки «Колобок» - колобок и медведь.
1
14
Иллюстрация сказки «Колобок» - колобок и лиса.
1
15
Групповая работа – панно «Сказочное дерево» (аппликация, формат А1). Начало работы
1
16
Групповая работа – панно «Сказочное дерево» (аппликация, формат А1). Завершение работы.
1
17
Повторение темы «Пейзаж» - осенний пейзаж в дождливую, ветреную погоду. Движение в рисунке.
1
18
Какие бывают грибы: боровик и мухомор.
1
19
Природа и природные объекты: ветка рябины.
1
20
Предметы быта: комнатный цветок. Правила работы с натуры.
1
21
Предметы быта: чайник. Декор по образцу. Орнамент в круге.
1
22
Натюрморт. Правила изображения натюрморта. Натюрморт из двух предметов с натуры (кувшин и яблоко)
1
23
Чайник и чашка. Декор по выбору учащихся.
1
24
Природа и природные объекты. Ёлка. Грамотное использование кисти.
1
25
Зимний пейзаж – способы его изображения. Снегопад. Белая гуашь и правила её использования.
1
26
Новогодняя ёлка. Декор ёлки. Развитие фантазии.
1
27
Дед Мороз. Формат вертикальный. Акцент на красный цвет.
1
28
Снегурочка. Формат вертикальный. Акцент на синий цвет.
1
29
Снеговик на синем фоне. Акцент на аккуратность при работе с фоном.
1
30
«Новогодний сапожок» - произвольный декор. Работа с шаблоном из красной бумаги.
1
31
«С Новым годом!» - поздравительный новогодний рисунок. Ветка ели с игрушками.
1
32
Групповая работа – панно «Весёлые снеговички» (с предварительной подготовкой) – аппликация. Формат А1.
1
33
Шапочка и варежки. Декор свободный.
1
34
Иллюстрация сказки «Зимовье зверей» или «Теремок» - зимний пейзаж с домиком.
1
35
Домашние птицы: цыплята. Изображение первого под руководством преподавателя, второго – самостоятельно.
1
36
«Птичья семья» - курица и цыплёнок. Горизонтальный формат, соблюдение пропорций.
1
37
Домашние птицы: петух. Попытки смешивания красок.
1
38
Рисунок на свободную тему («Что я люблю», «Мои мечты», «Мне приснилось» и т.д.)
1
39
Природа и природные объекты – «На морском дне». Мелкие объекты. Работа на цветном неоднородном фоне.
1
40
«Золотая рыбка» - иллюстрация сказки.
1
41
«Осьмииножки» - просмотр мультфильма, иллюстрирование.
1
42
Технические объекты: самолёт. Акцент на аккуратные контуры. Формат горизонтальный. Синий фон.
1
43
Технические объекты: танк. Беседа об армии.
1
44
«День Защитника Отечества» - поздравительный рисунок
1
45
Предметы быта: цветы в вазе. Пропорции. Декор вазы.
1
46
«Моя мама» - правила выполнения портрета
1
47
«Мамин праздник» - поздравительный рисунок
1
48
Букет весенних цветов в вазе (самостоятельно, по представлению)
1
49
«Репка» - иллюстрация сказки. Герои.
1
50
Русский народный костюм в сказке «Репка».
1
51
Иллюстрация к сказке «Репка» – завершение работы.
1
52
Предметы быта. Чайник и кофейник (кувшин). Пропорции.
1
53
Предметы одежды. Платок. Орнамент по выбору учащихся.
1
54
Летящая птичка. Работа на голубом фоне.
1
55
Весенний пейзаж. Вертикальный формат. Приметы весны: как показать их на рисунке?
1
56
Домашние животные: собака около будки.
1
57
«День космонавтики» - изображение космической ракеты. Синий фон.
1
58
Ветки вербы в вазе (с натуры). Применение белого цвета (гуашь, мел)
1
59
Пасхальное яйцо (работа по шаблону).
1
60
Русский народный костюм – женский. «Алёнушка»
1
61
Мужской русский народный костюм. «Иванушка»
1
62
Баба Яга – как дети её себе представляют (самостоятельно)
1
63
«День Победы» - поздравительный рисунок к празднику.
1
64
Салют. Работа непрозрачными материалами (гуашь, пастель) на чёрном фоне
1
65
Ночной пейзаж. Работа на синем фоне. Гуашь.
1
66
«Любимые игрушки» - работа по впечатлениям.
1
67
«Фрукты» Урок – игра.
1
68
«Коробка с карандашами» – просмотр мультфильма, иллюстрирование.
1
69
«Скоро лето!» - работа на свободную тему.
1
70
Групповое панно «Наш общий дом» - рисунок мелками на асфальте.
1
Итого за год
70
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
Наименование раздела, темы
Количество аудиторных часов
1
Вводное занятие. Рисунок на свободную тему «Что я люблю рисовать»
1
2
Летний пейзаж (самостоятельно).
1
3
Яблоня с яблоками. Контраст красного и зелёного.
1
4
Ветка яблони с яблоками. Форма и цвет.
1
5
Какие бывают фрукты?
1
6
Цветоведение. Получение зелёного цвета. Цветы.
1
7
Цветоведение. Получение оранжевого цвета. Мячики.
1
8
Радуга. Порядок цветов. Рисунок радуги, дополненный самостоятельно учащимися (пейзаж).
1
9
«Радужный клоун» - применение спектра в декоре.
1
10
Герои мультфильмов – по выбору учащихся.
1
11
Осенние листья. Смешивание красок.
1
12
Букет осенних листьев в вазе (с натуры)
1
13
«Золотая осень» - пейзаж с элементами архитектуры.
1
14
Ёжик на фоне травы. Работа над фактурой.
1
15
Гриб и ёжик (самостоятельно).
1
16
Групповое панно «Ваза с цветами» с предварительной подготовкой (шаблоны, заготовки).
1
17
Объекты архитектуры. Сказочный замок.
1
18
Понятие о холодных цветах. «Ледяная страна»
1
19
Холодные цвета – закрепление темы. «Подснежники»
1
20
Понятие о тёплых цветах. Жаркая страна («Африка»)
1
21
Тёплые цвета – закрепление темы. «Тюльпаны»
1
22
Тёплые и холодные цвета. Задание на закрепление темы. Урок-игра.
1
23
«На море-океане»морской пейзаж с островом.
1
24
«Сказка о царе Салтане» - кораблик под парусами.
1
25
«Зимние забавы» - сюжетная композиция о зиме.
1
26
«Зимние забавы» - завершение работы.
1
27
«Скоро, скор Новый год» - новогодняя ёлка.
1
28
Дед Мороз и Снегурочка – праздничный рисунок.
1
29
«Новогодний хоровод» - ритм в рисунке.
1
30
Новогодние игрушки – праздничный рисунок с использованием белой гуаши.
1
31
«Карнавальная маска» - работа по шаблону.
1
32
Групповая работа «Кружевные снежинки» с предварительной подготовкой.
1
33
«Морозко» - иллюстрация сказки.
1
34
Понятие о симметрии – бабочка.
1
35
Виды транспорта: рисунок воздушного шара с корзиной.
1
36
Виды транспорта: автобус. Горизонтальный формат.
1
37
«Зимняя улица вечером» - рисунок в горизонтальном формате с использованием цветного фона.
1
38
Какой бывает транспорт? (самостоятельно)
1
39
«Птицы зимой» - синица и снегирь.
1
40
Птицы. Сова на ветке. Декор по выбору учащихся.
1
41
«Жар-птица» - оригинальный декор хвоста и крыльев.
1
42
«Золотая рыбка» - декор , мелкие детали.
1
43
«Наша армия самая сильная!» - тематический рисунок, посвящённый 23 февраля
1
44
«Портрет моего папы» (дедушки)
1
45
«Защитник Отечества» - человек в военной форме.
1
46
Экзотические животные – лев и черепаха. Пропорции.
1
47
Герои русских сказок – Змей-Горыныч.
1
48
«Подарок маме» - рисунок букета цветов.
1
49
«Мой любимый сказочный герой» - самостоятельно.
1
50
Животные тропиков. Жираф. Работа над фактурой.
1
51
Животные тропиков. Тигр. Акцент на окраску.
1
52
Экзотические птицы. Попугаи (туканы). Контрастные цвета.
1
53
Домашние животные. Корова. Работа со сложными формами.
1
54
Расписная посуда. Кувшин с орнаментом.
1
55
Пасхальный натюрморт. Элементы работы с натуры.
1
56
Народные росписи. Урок-игра. Презентация.
1
57
Цветы в стиле Городецкой росписи. Букет.
1
58
Роспись тарелки в Городецком стиле (шаблон)
1
59
Лошадь-качалка. Декор по выбору учащихся.
1
60
Матрёшка – декор и правила его выполнения. Работа с шаблоном.
1
61
Семейка матрёшек (3 штуки), работа в горизонтальном формате.
1
62
«Весеннее солнышко» - пейзаж с элементами архитектуры.
1
63
«День Победы» - салют над Кремлём. Гуашь.
1
64
Весенние цветы – работа с натуры.
1
65
«Сказочная улитка» - декор по выбору учащихся.
1
66
«Мир насекомых» - сюжетная картинка.
1
67
Рисунок на свободную тему по выбору учащихся.
1
68
«Цирк, цирк, цирк» - работа на усвоение контрастных цветов.
1
69
«Скоро лето» - рисунок на тему лета. Самостоятельно
1
70
Групповая работа «Весёлое лето» - ватман, краски. При хорошей погоде – работа мелками на асфальте.
1
Итого за год
70
Итого за курс
140
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Рисование»:
- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- знания о правилах изображения предметов по образцу, с натуры, по представлению и по памяти;
- знания об основах цветоведения;
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль и итоговую аттестацию.
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде индивидуального дифференцированного контроля , а также творческого просмотра по окончании года обучения. Кроме того, устраиваются и промежуточные выставки работ. Для участия в выставках рекомендуется отбирать работы всех учащихся, не зависимо от уровня выполнения, что стимулирует творческую активность дошкольников.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Методическая литература
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М., Просвещение, 1991
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 1991
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., Педагогика,1989
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., Педагогика, 1983
Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., Просвещение, 1971
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение, 1985
Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., Просвещение, 1977
Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., Просвещение, 1982
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008
Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М., Астрель: АСТ, 2002
Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ, 2002
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение, 1985
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, презентации, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
13PAGE 15
13PAGE 142315
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915