Музыкально-эстетическое воспитаниt учащихся в процессе хорового пения


Музыкально-эстетическое воспитание учащихся в процессе хорового пения
Романова Гульнара Зиннуровна,педагог дополнительного образования МАУДО ЦДТ «Радуга»
Процесс воспитания и развития личности средствами музыки один из вопросов педагогики эстетического воспитания, которому в настоящее время уделяется особое внимание. Решение проблемы музыкального образования личности – это вклад эстетического воспитания в задачу формирования всесторонне развитой личности.
Хоровое пение является одним из видов коллективной музыкально-исполнительской деятельности.
Хор, по словам В. Попова, – это организованный коллектив певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения. Неоценима роль хорового пения в формировании личности учащегося, ведь в хоровом искусстве соединены воедино музыка и слово.
Музыка, обогащённая поэзией, оказывает более глубокое воздействиена психику учащегося, его художественное восприятие и развитие, воображение и чуткость.
В системе дополнительного музыкального образования значительное место занимают детские хоровые коллективы. Они могут состоять из дошкольников, учащихся младшего, среднего либо старшего возраста, петь одноголосно либо на несколько голосов, включать в состав юношеские группы.
Но какими бы хоровые коллективы ни были по составу, прежде всего, они решают задачу музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения, способствуют адаптации учащихся к социуму, толерантности, коммуникабельности. Именно хоровое пение как коллективный вид творчества, воспитывает у учащихся патриотизм, помогает выявить и раскрыть их творческие способности.
Решение задач музыкального развития учащихся возможно только при условии достижения ими художественного исполнения музыкального репертуара. Выразительное, музыкально грамотное, эмоционально осознанное исполнение произведений непременно требует владения основными вокально-хоровыми навыками (певческое дыхание и звукообразование, вокальная артикуляция и дикция, ансамбль, строй). Формирование этих навыков не самоцель, а необходимая составляющая для раскрытия содержания исполняемого произведения. В этой связи хотелось бы привести высказывание известного педагога Н.Л. Гродзенской: «Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведений, но и качестве исполнения… работа над песней – не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, – это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент; это процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту».
Процесс освоения хорового произведения связан с кропотливой работой, благодаря которой преодолеваются художественно-исполнительские и технические трудности, это воспитывает в учащихся трудолюбие, умение подчинить личные интересы интересам коллектива.
Хоровое пение является наиболее доступной формой музыкально-исполнительской деятельности учащихся.
Певческий голос может быть развит практически у всех (необходим индивидуальный подход). Правильное вокальное развитие учащихся, с учётом их возрастных особенностей и способностей – залог формирования здорового голосового аппарата.
Основная задача руководителя хора – научить детей петь выразительно, чисто, звонко. На первых музыкальных занятиях руководитель хорового коллектива проверяет вокальные данные детей. Их можно проверять при помощи музыкальных игр «Эхо», «Вверх - вниз», «Слушай, различай».
Руководитель хорового коллектива в своей работе должен учитывать следующие особенности музыкального развития ребенка: диапазон певческого голоса; степень точности интонирования, ритмичность.
Для развития у детей певческого голоса, слуха и ритма, овладения интонационными и ансамблевыми навыками хорового пения можно рекомендовать русские народные песни («А мы просо сеяли», «Как у наших у ворот», «Во поле береза стояла», «На горе-то калина»), ритмические упражнения («Ладошки-пальчики», «Ритмическое эхо»), исполнение двухголосных канонов («Скок-поскок», «Братец Яков», «Камертон», «Паук и мухи»).Правильно подобранный репертуар способствует всестороннему развитию детей, формированию нравственных качеств, воспитанию художественного вкуса; повышает их музыкальную и певческую культуру. Репертуар должен быть доступным для исполнения и восприятия детей, идейным и высокохудожественным. При отборе репертуара необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.
В репертуар детского хора должны включаться произведения зарубежных композиторов, русских композиторов, народные песни, песни современных композиторов.
Народные мелодии, интонации родной музыкальной речи несут в себе красоту и эмоциональную силу.
При исполнении песен важно пробуждать у детей чувство эмоционального сопереживания, которое содействует формированию нравственных качеств личности ребенка: доброты, отзывчивости, толерантности. В работе над произведением необходимо развивать у детей эмоциональное, творческое отношение к пению, научить их передавать в своем исполнении чувства и мысли, заложенные в хоровом произведении.
Хоровая музыка обладает огромным арсеналом для творчества, способствует развитию художественного и музыкального восприятия, формированию эстетических чувств, любви к прекрасному, фантазии, творческого воображения детей.Список литературы
1. Локшин, Д.Л. Капелла Шереметьева / Д. Л. Локшин // Замечательные русские хоры и их дирижёры. – М., 1963. – С. 145 – 156.
2. Огороднов, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе / Д. Е. Огороднов. – Киев: Музычна Украина, 1988.
3. Цыпляева, А. В. Проблемы вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного музыкального образования / А. В. Цыпляева // Молодой ученый. – 2010. – № 8.Т.2. – С. 186 – 188.