Особенности работы с музыкально одаренными дошкольниками на занятиях хорового сольфеджио


Буравлева Л. Н.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРОВОГО СОЛЬФЕДЖИО
Работа с музыкально одаренными детьми младшего школьного возраста обусловлена их возрастными особенностями в восприятии и воспроизведении звука. Для развития у детей слуховых и вокальных данных, требуется быстрый и эффективный метод начального обучения основам хорового сольфеджио. В возрасте 5-6 лет ребенку необходимо освоить основы певческой стойки и посадки, певческого дыхания, вокальной артикуляции, звуковедения. Основой данной методики являются «Хоровое сольфеджио» Г. А. Струве и «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова, позволяющие в игровой форме заложить основы вокала и навыки пения по нотам в игровой форме.
Ролевые игры, в которые играют дети в процессе обучения, увлекают и помогают музыкально одаренным дошкольникам легко и быстро освоить основы музыкальной грамотности, а в дальнейшем свободно ориентироваться в вокальных партиях, соответствующих возрастному развитию ребенка. Как правило, дети прошедшие этот курс обучения, становятся более внимательными при разучивании хоровых произведений, любят петь по партиям, развивая слуховые и вокальные навыки.
Занятия проходят в следующих игровых формах: приветствие, упражнения для певческой стойки и посадки, распевка, перекличка, игра в музыкальную математику, освоение записи нот первой октавы.
1. Приветствие – это музыкальная игра с показом ручных знаков.
Музыкальное приветствие на первом этапе состоит из хода «соль1-до1». Педагог поет: «Здравствуйте, дети», дети поют «Здравствуйте», повторяя ручные знаки и мотив приветствия [5].
2. Упражнения для певческой стойки и посадки – «Лошадка», «Танец плечиков, ручек, ножек» и др.
3. Распевка с ручными знаками на I-III ступнях звукоряда: попевки и ритмо-слоги [5].
4. Перекличка – импровизация на музыкальном материале, где ребята обучаются петь свое имя (например, «Я – Маша») с показом V и I ступеней мажорного звукоряда ручными знаками.
Приведенная методика работы с музыкально одаренными дошкольниками позволяет уже на первых трех занятиях решить задачу подготовки детей к обучению музыкальной грамоте, а также выработать правильную певческую стойку, освободить корпус и держать себя без напряжения.
Затем на последующих уроках мы добавляем II, III, IV, VI, VII, VIII ступени, учимся петь и сочинять в различных вариантах и ритмах: имя, «Здравствуйте…», «Спасибо…». Этими простыми упражнениями достигается сразу несколько задач: активизация дыхания; четкая артикуляция; чистая интонация и накопление слуховых навыков; усвоение ручных знаков; импровизация, т.к. ребенок может спеть свое имя как хочет в заданных нотах.
5. Игра в музыкальную математику – дети под руководством преподавателя считают музыкальные ступени и показывают их ручными знаками с названием ступеней До-мажорной гаммы, потом ритмо-слогами (четвертные длительности «Та», восьмые длительности «Ти»), далее с названием нот [6].
Лейтмотивом работы с музыкально одаренными дошкольниками является музыкальная сказка «Про Волка и Белочку» (знакомство с длительностями нот), где дети разыгрывают роли зверей:
– Волк (четвертные длительности),
– Белочка (восьмые длительности),
– Мишки (половинные длительности),
– Бегемот (целые длительности),
– Зайчик (шестнадцатые длительности).
Для закрепления длительностей нот вводится пение ритмо-слогами звукоряд «до1-до2», вверх и вниз, где дети определяют движение мелодии и длительности (музыкальный диктант). Пение по партиям целесообразно вводить с третьего занятия. Для того, чтобы научить детей петь ритмо-слогами по нотам, на доске выписывается ритмический рисунок разучиваемой песни.
6. Освоение записи нот первой октавы
знакомство с нотным станом,
знакомство со скрипичным ключом учим (при разучивании песни В. Кикты «Слон и скрипочка»),
определение нот, записанных на линейках, между ними, под и над линейками,
определение нот, записанных на добавочных линейках снизу,
введение понятия «репризы» (при повторе мелодии на попевках),
изучение ноты «соль», затем «фа» (попевки «Сорока», «Зайка» и др.).
увеличение количество попевок на трех, четырех нотах и т.д. (попевки «Василек», «На зеленом лугу» и др.),
сольфеджирование по партиям одной-двух нот,
исполнение попевок с ручными знаками (ступенями) и на нотном стане «рука».
Т.е. к концу учебного года дети могут назвать все ноты и длительности в пределах первой октавы и сольфеджировать простые мелодии.
Работа с семьями музыкально одаренных дошкольников - это важное направление педагогической деятельности. Мы предоставляем родителям возможность присутствовать на занятиях для того, чтобы правильно организовать подготовку домашних заданий. Тут на помощь приходит папка с файлами, в которой есть все его песни, картинки, упражнения. Часто детям дается домашнее задание научить родителей и друзей музыкальной грамоте, песням, играм.
7. Ритмическое развитие.
Начинается с первого занятия: упражнения с «плечиками», «ладошками», «ножками», как разминка под музыку (например, М. Глинка «Полька»). С помощью педагога дети отмечают на слух метр, ритм, движение мелодии [3].
Прохлопывают ритмический рисунок из разучиваемых песен, пропевая его ритмо-слогами.
Вводятся погремушки, бубенцы, палочки и др. во время вступления или проигрыша песни.
К концу учебного года совместно с группой второго года обучения музыкально одаренные дошкольники играют в шумовом оркестре.
8 Дидактический материал
Тематические хоровые партии для детей 5-6 лет (с картинками).
Ламинированные карточки длительностей нот, нотный стан, музыкальные ключ.
Карточки для музыкального лото.
Карточки с нотным станом и нотки для выкладывания на них высоты звука (изучение звукоряда)
Каждый ученик приходит на занятия с индивидуальной папкой с партиями.
Папка с рисунками и работами детей на темы разучиваемых песен
Аудио записи с выступлениями ведущих коллективов.
Литература:
Емельянов, В. В Фонопедический метод развития голоса. – Издательство «Лань», 2007.
Кочетова, И. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. – М.: Сов. спорт, 1989.
Огороднов, Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания. – Изд. «Планета музыки», 2014.
Рокитянская, Т.А. Воспитание звуком. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Роот, З. Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «АЙРИС Пресс», 2005.
Струве, Л. С. Методика развития музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. – М., 2001.