Мастер-класс на тему: Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями интеллекта
ЗАНЯТИЕ «Радость»
Цели: познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей.
Оборудование: пиктограмма «радость»; картинка с изображением веселой девочки; зеркало; магнитофон и кассета с записью веселой музыки; воздушные шарики, фломастеры.
Ход занятия
Психолог. Сегодня к нам в гости пришел клоун, его зовут Тяп- Ляп, посмотрите какой он веселый! Ребята, давайте поздороваемся с клоуном и друг с другом и покажем клоуну, как мы можем это делать!
Сначала давайте покажем правую руку, а теперь левую. Молодцы, и сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу и поздоровается с ним, и так далее, пока все не поприветствуют друг друга по кругу. (Дети выполняют задание.)
А теперь давайте покажем клоуну, как можно поздороваться только без помощи слов: сначала поздороваемся ладошками, затем локотками, коленочками и щечками… Молодцы! Здорово!
Тяп-Ляпу понравилось как вы умеете здороваться и он хочет вам предложить послушать музыку (включается запись веселой музыки).
Психолог. Вам понравилась музыка? О чем вы думали, когда слушали музыку?
Что хочется делать под эту музыку?
Ответы детей: музыка веселая… танцевать…
Психолог. Да, ребята, раз эта музыка веселая, я предлагаю вам потанцевать. Будем радоваться и улыбаться. (повторное включение аудиозаписи).
Вы обратили внимание, какие лица у вас были, когда вы танцевали? Именно так вы выражали радость, хотя каждый из вас во время танца выражал радость по-своему.
Психолог. Присаживайтесь на свои места и послушайте стихотворение.
Две сестры глядят на братца
Две сестры глядят на братца: маленький, неловкий,
Не умеет улыбаться, только хмурит бровки.
Младший брат чихнул спросонок,
Радуются сестры: — Вот уже растет ребенок —
Он чихнул, как взрослый!
(А. Барто)
Психолог. Как вы думаете, что чувствовали девочки, когда смотрели на своего маленького братца? Наверное, выражение лица у них было такое же, как у этой девочки (демонстрируется изображение веселой девочки). А вот так можно нарисовать настроение «радость» (демонстрируется пиктограмма «радость»).
Давайте попробуем сделать такое же выражение лица.
Упражнение «Зеркало» Я вам сейчас раздам зеркала, а вы порадуетесь, как эта девочка: уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки... (Дети выполняют задание.) Здорово! Давайте покажем клоуну как вы можете радоваться и улыбаться.
Ребята, посмотрите, клоун принес нам воздушные шарики и предлагает вам поиграть с ними. Покажите как вы рады (дети смеются, хлопают в ладоши, затем играют с шариками) молодцы, клоун увидел, что вы, умеете радоваться, и ему это очень приятно.
А теперь клоун Тяп-Ляп предлагает вам пофантазировать.
Этюд «Золотые капельки». Представьте, что пошел теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. И вот из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Вы подставляете лицо золотым каплям дождя. Как приятен теплый летний дождь! (Выразительные движения: голову запрокинуть, плечи опустить, нежная улыбка.)
Этюд «Цветок». А теперь представьте себе, что все вы превращаетесь в цветочки. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету свои лепестки.
(Выразительные движения: присесть на корточки, голову и руки опустить; затем поднять голову, распрямить корпус, встать, руки медленно поднять в стороны — цветок расцвел. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.)
Рисунок «Веселый шарик». Ребята, а о каком настроении мы говорили сегодня?..А как выглядит человек, когда он радостный, веселый? (Ответы детей) Посмотрите, на наших шариках уже нарисованы глазки, носики, но чего-то не хватает, чтобы шарики стали радостными! Ребята, чего не хватает?
Правильно, улыбок!!! Вот и давайте сейчас нарисуем улыбки, каждый на своем шарике. Берите фломастеры и приступайте!
Молодцы ребята! Здорово получилось!! Давайте покажем наши радостные шарики клоуну и будем прощаться!
Ребята прощаются с клоуном.