Образовательный проект Технология критического мышления на уроках в начальных классах
МКУ «Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Конкурс педагогических работников образовательных учреждений
«Образовательные проекты»
Использование технологии критического мышления на уроках
в начальной школе.
Автор: Умряева Л.Н. учитель начальных классов МОУ «Кривозерьевская СОШ »
Кривозерье- 2016
Содержание
Актуальность проекта.(проблема,цель , задачи и методы проекта)…………………..3
Глава 1.Основные направления реализации проекта…………………………………...5
1.1. Понятие “критическое мышление” и его характеристики…………………………5
1.2. Основные стадии технологии…………………………………………......................6
1.3. Стадии и методические приемы технологии развития критического мышления ……………………………………………………………………………………………...7
Глава 2. Механизм реализации проекта………………………………………………...8
2.1. Приемы технологии критического мышления на уроках в начальных классах………………………………………………………………………………..…....8
Прием "Синквейн","Дерево предсказаний", "Верите ли вы, что ..., Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”,"Написание творческих работ","Создание викторины", "Логическая цепочка"," Кластер-гроздь", "Толстых и тонких вопросов" "Верные и неверные утверждения", "Ромашка Блума".“ Верите ли вы?” или “Данетка”.и.т.дГлава 3. Планируемые результаты……………………………………………………..12
3.1Достоинства технологии развития критического мышления
(технология критического мышления дает ученику…,технология критического мышления дает учителю…)
Список литературы………………………………………………………………………16
Приложение…………………………………………………………………………...….17
«Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия
о предмете. (Л. Выготский)
Актуальность: В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу на «хорошо» и «отлично», не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике.
В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Я считаю, что использование технологии «Развитие критического мышления» будет способствовать развитию познавательной активности обучающихся, развивать коммуникативные компетентности, уметь находить и анализировать информацию, учить мыслить объективно и разносторонне.
Что такое критическое мышление? Мне кажется, это умение человека реально проанализировать, оценить происходящие вокруг него события, высказать своё личное мнение по поводу происходящего, определить своё «я» в нём. Ведь даже среди взрослых людей не каждый может это делать. Поэтому необходимо с детства развивать самостоятельное мышление каждого ребенка, которое носит индивидуальный характер. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает ситуация, с которой ребёнок сталкивается впервые и у него нет готового ответа, ему недостаточно знаний, то есть нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Как заинтересовать современных школьников, как повысить учебную мотивацию? Другими словами, научить учиться? На эти вопросы каждый учитель
отвечает по-своему. Но, по-моему, всем педагогам давно стало понятным, что структура современного урока, подход к обучению должны быть совершенно иными, должны соответствовать современным требованиям образования. Когда учитель лишь направляет, а ученик сам добывает знания, в тесном сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и реализация концепции развития познавательной активности младших школьников в образовательном процессе (развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни).
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в начальной школе.
Предмет исследования: содержание и способы развития познавательной активности младших школьников.
Гипотеза: уровень развития познавательной активности обучающихся повысится, если в процессе обучения в начальной школе использовать технологию развития критического мышления.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень разработанности проблемы развития познавательной активности младших школьников.
2. Выявить особенности реализации технологии критического мышления в младшем школьном возрасте.3. Расширить педагогическое представление о возможностях развития КМ учащихся в процессе преподавания на примере уроков литературного чтения и окружающего мира: выявить и теоретически осмыслить новые экспериментальные данные о состоянии и динамике развития КМ младших школьников.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности школьников.
База исследования: МОУ «Кривозерьевская СОШ»
Глава 1.Основные направления реализации проекта.
Понятие “критическое мышление” и его характеристики.
Слово « критическое» происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения. Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синоним слова «критика». В литературе встречается много определений. Обобщив разные, можно вывести несколько составляющих критического мышления:
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. На занятии каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны уметь достаточно свободно думать и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создаёт мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики и учителя подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Таким образом, критическое мышление - мышление обобщенное.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить. Любопытство есть неотъемлемое свойство живого. Подлинный, познавательный процесс на любом этапе урока характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Критическое мышление, это мышление проблемное и оценочное.
В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и углубляем свою собственную позиции. Поэтому надо уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, учителям удаётся значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенками классной комнаты.
Основные стадии технологии
Критическое мышление (ТРКМЧП) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть
В основе технологии критического мышления лежит трехфазная структура урока:
1.Вызов.
2. Осмысление новой информации (содержание).
3. Рефлексия.
Задача стадии вызова на уроке – не только активизировать, заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшую работу, но и «вызвать на поверхность» уже имеющиеся знании, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Обучающийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов, предположения обучающихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.
На стадии осмысления идет непосредственная работа с информацией. Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку. Методы и приемы КМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным.
На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова.
Я считаю, что именно такая новая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала младшему школьнику необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания необходимы и, где их можно применить.
Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала. И третья стадия «рефлексии» есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
Стадии и методические приемы технологии развития критического
мышления.
Что принципиально нового несёт технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые создают условия для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Обучающийся в процессе обучения сам конструирует, отслеживает, определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Привлечение внимания к проблемам стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Только «сражаясь» с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает, он находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами, старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
Критическое мышление есть мышление социальное. Формирование у учащихся критического мышления требует от учителя особой организации учебной деятельности – организации индивидуальной работы учеников, работы в парах и в группах, организации дебатов и дискуссий, а также публикации письменных работ учащихся, графическая организация материала (модели, рисунки, схемы и т.п). Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Глава 2.Механизм реализации проекта.
2.1. Приемы технологии критического мышления на уроках в начальных классах.
Банк методических приемов для реализации технологии развития критического мышления, способствующих развитию познавательной активности младших школьников. Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу. Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы.
На уроках по технологии РКМ учитель может использовать следующие приемы:
“Кластер”.
Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.
Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.
“Дерево предсказаний”.
“Ромашка Блума”.
“Верные и неверные утверждения”.
“Верите ли вы?”.
“Корзина идей”.
Рассказ-предположение по “ключевым” словам.
“Синквейн”.
Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.(приложение 1пример №1,№2))
Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.
Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
(приложение 2)
Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.
Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.
На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.(приложение 3)
Прием “Дерево предсказаний”.
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.
Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.(приложение 4)
Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: Что?, Когда?, Где?, Как?.
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: То есть ты говоришь, что…?, Если я правильно понял, то …?, Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?. Целью этих вопросов является предоставление возможностей ребёнку для обратной связи, относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова Почему? и направлены на установление причинно-следственных связей: Почему листья на деревьях осенью желтеют?. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: Что изменилось бы ..., Что будет, если ...?, Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?.
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один урок отличается от другого?, Как вы относитесь к поступку главного героя? и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: Как можно применить ...?, Что можно сделать из ...?, Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?, Как бы вы поступили на месте героя рассказа?.
На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации .(приложение 5).
Прием “Верные и неверные высказывания”.
Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию.(приложение 6).
Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.
Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. (Приложение 7).
Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.(приложение 8).
Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.
По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием “Написание синквейна”.
В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы.
Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной. (Приложение 9).
В случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
Глава 3. Планируемые результаты
3.1. Достоинства технологии развития критического мышленияТехнология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе позволило мне повысить уровень познавательной активности младших школьников, которая способствует формированию социальной успешности.
Большим полем деятельности в применении технологии критического мышления в начальной школе являются уроки окружающего мира, литературного чтения, однако с успехом может применяться на уроках математики, русского языка, а также технологии, музыки и изобразительного искусства.
Уроки, выстроенные и проведённые мной по технологии "критического мышления", учат детей самим задавать вопросы , что делает их активными участниками образовательного процесса. Поменялись роли педагога и обучающихся, ученики на уроках не сидят пассивно, а являются главными действующими лицами: думают, вспоминают, делятся, рассуждают, читают, пишут, обсуждают. Роль учителя в основном координирующая! Формируя у детей критическое мышление, не надо вести их «за ручку» к ответу, не давать им готовые ответы на возникающие вопросы, постепенно учить детей видеть проблемы, ставить вопросы и находить способы получать на них ответы. Я учусь вместе с детьми, учусь у детей. Технология критического мышления дает ученику:1.повышение эффективности восприятия информации;2. повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;3. умение критически мыслить;4. умение ответственно относиться к собственному образованию;5. умение работать в сотрудничестве с другими;6.повышение качества образования учеников;7. желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Технология критического мышления дает учителю:1. умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;2.возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;3. стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;4. стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.Технология КМ помогает готовить детей нового поколения , умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Школьникам становится интересно учиться. Знания, полученные в рамках этой технологии, становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика. КМ- есть мышление самостоятельное. Когда урок строится на принципах КМ, каждый ученик формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер, т.е. ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. КМ- есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, то уточняем и углубляем свою собственную позицию, поэтому, работая в русле КМ, учитель старается использовать на уроках виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся, создание макета обложки . Применение технологии развития критического мышления (ТРКМ) раскрепощает, придает уверенность учащимся. Ученик не боится ошибиться, высказать свое мнение. Учащийся в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из своих возможностей и способностей, реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. Учение посредством личных открытий – долгий процесс. Учитель даёт учащимся возможность реализовать свои способности, найти себя. В процессе применения ТРКМ:
происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
1.появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
2.создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
3.формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.Конечно, можно спорить об эффективности структуры и приемов ТРКМ, применимости технологии вообще для уроков, но ТРКМ – стоящее дело, если хорошо разобраться в сути того, что и зачем делаешь. Технология не является способом раскрасить урок, сделать уроки интересными для себя. Эта технология разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы он получил удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Внедрение ТРКМ обеспечивает качественный уровень образования.Технология развития критического мышления о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна, она обеспечивает активную учебную деятельность на уроке, при которой меняется и моя роль, как учителя. Я из информатора знаний превращаюсь в партнёра по добыче знаний. Но главная ценность этой технологии в том, что она способствует повышению качества знаний.
Перспективы
1.Обеспечить возможности обучающимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
2.Создать условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной мобильности;
3.Обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
изучить новые приёмы технологии развития критического мышления; продолжить составлять банк методических идей.
Список литературы:
Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.
Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004.
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ruCелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.
www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657 Шубенко О.М. Использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения.
http://www.ug.ru/issues07/?action=print&toid=1659 Стратегии технологии РКМЧП «З-Х-У» и «Инсерт»
http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ
Приложение 1 (пример №1,№2)
Пример 1.
Тема урока: «Растения». 3 класс.
Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.
Пример 2.
Тема урока: «Пустыня». 4 класс.
мало воды много песка верблюды
Пустыня
нет растений жарко нет зимы
Приложение 2.
Тонкие вопросы
? Толстые вопросы
?
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если.
Приложение 3.
Тема урока: «Пустыня».
Знаю
ЗХочу знать
Х Узнал
У
пески животные Заполняется в
течение урока
жарко растения мало воды климат нет растений люди верблюды Приложение 4
Тема урока: «Здоровье человека». 4 класс.
Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку).
Приложение 5
Приложение 6
Пример 6
Тема урока: «Глаз – орган зрения». 4 класс.
Высказывание До чтения После чтения
1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным 2. Форма глаза напоминает яблоко 3. Глаза в сильные морозы мерзнут 4. Зрачок – это отверстие в глазу 5. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым 6. Полезно смотреть на солнце без защитных очков Приложение7Пример 7.
Тема урока Басня И.Крылова «Ворона и лисица». 3 класс.
Прием – игра «Верите ли вы?», «Данетка» (учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет»).
1.Верите ли вы, что в лисица говорит правду? - да – нет
2.Верите ли вы, что лисица разглядела ворону сидевшую на дереве? - да – нет
3.Верите ли вы, что в басне осуждают хитрую лисицу? - да – нет
4.Верите ли вы, что лестью и душу вынимают? - да – нет и т. д.
Приложение 8
Пример 8.
Тема урока: «Почва», 3 класс
-Мы говорим почва. А что же такое почва? Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Почва – это …
- … земля
- … растительная земля
- … вещество
- … суша, а не вода
- … место обитания, дом животных
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.
- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.
Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть?
Приложение 9
Пример 9.
Тема урока: «Какими людьми были наши предки».3 класс.
1. Предки.
2. Гостеприимные, смелые.
3. Трудились, помогали, защищали.
4. Смелый воин тысячи водит!
5. Славяне.
Тема: «Организм человека». 4 класс
1. Организм.
2. Живой, действующий.
3. Командует, работает, обеспечивает.
4. Работает, как часы!
5. Механизм