Технология критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.


г.Караганда
КГУ «Основная школа №37»
учитель начальных классов
Ахметова Раушан Камаловна
Технология критического мышления на уроках русского языка в начальных классах.
Критическое мышление - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием основных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к проблемам.
Технология критического мышления дает ученику:
1) повышение эффективности восприятия информации;
2) умение критически мыслить;
3) умение более ответственно относиться к своему образованию;
4) умение работать в группе;
5) повышать качество своего образования.
Технология критического мышления дает учителю:
1) умение создать в классе атмосферу сотрудничества;
2) возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
3) стать источником профессиональной информации для других учителей.
Я хочу поделиться с некоторыми приемами и стратегиями, которые стараюсь использовать у себя на занятиях в начальных классах на уроках русского языка.
А) Прием «Мозговой штурм».
Этот прием хорошо известен многим учителям и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно напомнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Поэтому, выбор темы для его проведения напрямую зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
Б) «Круги по воде».
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие или явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. На самом деле это небольшое исследование, которое можно начать в классе и закончить дома.
В) «Тонкие» и «Толстые» вопросы.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой стадии урока. Если мы используемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые ученики хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Дальше учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группе) попробовать на них ответить,аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления этот прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения или слушания. При рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Таблица «Знаем-Узнаем-Хотим узнать»
Учения начинаются с активизации того, что учащиеся знают по данной теме. Затем предложить обсудить то, что им уже известно. Когда учащиеся начнут предлагать свои идеи,то нужно все записывать на доску в первую колонку таблицы. Затем попросить учащихся записывать все возникающие вопросы по мере знакомства с текстом. А потом помечать ответы на интересующие вопросы. Если остались вопросы, на которые они не смогли найти ответы, предложите обсудить в группах или поискать ответы в дополнительных ресурсах.
Творческая форма - Синквейн.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение состоящее из пяти строк. Правило написания очень просты:
В первой строчке тема называется одним словом – существительным.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах. Обычно это имена прилагательное.
Третья строчка – это описание действия в рамках темы тремя словами. Это – глаголы.
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства).
Пятая строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения русскому языку позволяет формировать у учащихся значимые, нравственно – ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность и динамизм. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требования современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.