Адаптивные технологии обучения на уроке химии.


Адаптивные технологии обучения на уроке химии
Современное состояние системы образования характеризуется высоким уровнем инновационной деятельности, появлением большого количества новых образовательных технологий и программ, становления принципиально новых образовательных укладов. Такая вариативность образования породило и новые проблемы, связанные с необходимостью ориентироваться в огромном множестве различного типа программ, технологий, методик, учебно-методических средств, выбирать и эффективно использовать этот инструментарий для реализации конкретных педагогических и образовательных задач.Цель данной статьи, раскрыть структуру и содержание адаптивных технологий обучения как средства становления и развитие технологической компетентности учителя. Под последним, понимается владение учителем системой знаний о современных педагогических технологиях, умениями эффективно отбирать и с наименьшими затратами сил использовать в системе учебных занятий. Сочетание же педагогических технологий, реализация которых в практике работы учителя обеспечивает успешное конструирование адаптивной образовательной среды обучающегося, называют адаптивными технологиями обучения. Компетентность учителя в вопросах адаптивных технологиях обучения, оптимальное их сочетание позволяет ему успешно преодолевать трудности в школьном образовании.
Результативность работы обучающегося в условиях проектирования адаптивной образовательной среды в прямой зависимости от следующих показателей: во-первых, владение учителем содержания своего предмета; во-вторых, умение моделировать учебное занятие в режиме адаптивных технологий обучения; в-третьих, обеспечение учебными и методическими пособиями; в-четвертых, осуществление практико- ориентированной работы на учебных занятиях; в-пятых, умение общаться с учениками.
Опираясь на возрастную периодизацию и основные виды деятельности, разработанные Д.Б.Элькониным и В.В. Давыдовым, предлагаю комплекс адаптивных технологий обучения с учетом основного вида деятельности, характерного для определенного возраста обучающих. Так, для учащихся подготовительных классов характерна ярко выраженная потребность в общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Основной вид деятельности - учеба, вследствие этого, наиболее продуктивны в этом возрасте технологии развивающего обучения. В подростковых обучениях проявляется подчинение своих интересов нормам коллективной жизни, отсюда основной вид деятельности - общение. В этот период оптимально будут идеи коллективного и группового обучения. В юношеском возрасте формирование мировоззрения личности создает предпосылки к приобретению учебного - познавательного труда, т.к. старшеклассники мотивированы на продолжение учебы, самоподготовки к профессиональной деятельности, следовательно, наиболее эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения, что дает простор для самовыражения и самореализации.
В обучении химии мною успешно используется технологии проблемного обучения, коллективного и группового самостоятельного обучения, коллективной творческой деятельности.
Технология проблемного обучения реализуется в процессе самостоятельной работы по выполнению задания проблемного характера.
Технология группового самостоятельного обучения - выполнение группового задания для самостоятельной работы на определенных этапах процесса обучения.
Технология коллективного самостоятельного обучения – выполнение самостоятельной работы в парах сменного состава «учитель - ученик».
Таким образом, мы предоставляем ученику возможность реализовать себя в учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы и опыт.
Таблица №1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Теория проблемного обучения ( А.М.Матюшкин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов).
Теория оптимизации обучения (Ю.К.Бабанск