Проект Развитие эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через театрализованную деятельность




« Развитие эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через театрализованную деятельность».







Авторы проекта: Ольга Евгеньевна Бизяева
воспитатель I категории.







г. Верещагино 2011г.
Тема проекта: « Развитие эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через театрализованную деятельность».

Актуальность выбранной темы.
Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) свойственны резкие нарушения психических процессов, существенно мышления и воли. Особенно это присуще ученикам младших классов. Им свойственны импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия.
К проблеме воли непосредственно примыкает проблема эмоций. От эмоций во многом зависят наши взаимоотношения с другими людьми, а также оценка собственных действий, степень активности мышления, особенности моторики и движений.
Учащимся этой категории свойственна эмоциональная незрелость, нестабильность чувств: переживаний, радости, огорчений, веселья. Им очень трудно понять мимику, выразительность поз изображенных на картинках. Нередко дети дают искаженные толкования, сложные и тонкие переживания сводя к более простым. Все это сказывается на взаимоотношениях в обществе.

Цель: Создание условий для развития навыка самостоятельного подхода к решению различных жизненных ситуаций как основа социальной реабилитации воспитанников.

Задачи:
изучить литературу об особенностях развития личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями и формированию у них творческих способностей;
разработать программу по театрализованной деятельности;
создать развивающую среду.
Срок реализации проекта: 3 года

Этапы проектной деятельности.

1 этап – подготовительный:
подобрать и изучить литературу об особенностях развития личности обучающихся интеллектуальными нарушениями и формированию у них творческих способностей;
составить паспорт проекта;
создать программу;
разработать диагностический материал.

2 этап – практический:
провести диагностику детей на начальном этапе работы;
подобрать художественную литературу, фотографии, иллюстрации о театре;
оформить картотеки (развивающих игр, психические способности детей, эмоции, театральные игры, речевые упражнения);
тесная взаимосвязь с учителем музыки и логопедом;
реализация программы.

3 этап оценочно-прогностический:
диагностика детей на последнем этапе;
участие детей в мероприятиях разного уровня.






План реализации проекта.


Мероприятия
Кол-во часов



1год
2год
3год

1.
Вводное занятие
1
1
1

2.
Театр игрушек. Чтение худ. литературы
6
3
-

3.
Театр кукол. Театрально-исполнительская
работа над спектаклем.
3
3
16

4.
Драматизация. Театрально-исполнительская
работа над спектаклем.
11
12
7

5.
Изготовление атрибутов и декораций.
1
5
2

6.
Развивающие игры.
8
6
3

7.
Импровизация.
-
-
1

8.
Выступление со спектаклем.
3
3
3

Итого:
33
33
33


В процессе каждого занятия:
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата, мимики, жестов.
Игры, упражнения на развитие психических процессов.

Предполагаемый результат проектной деятельности.
Приобретение детьми необходимых ЗУН культурного поведения в социуме.
Умение детьми поддерживать и вести диалог.
Повышение познавательной деятельности.
Умение контролировать свои эмоции в различных ситуациях.



Условия достижения.
Путем целенаправленного воспитания, способствующего осмыслению своих поступков, помогающего формировать правильное поведение в быту, необходимое детям для социальной адаптации.
Я считаю, что театрализованная деятельность наиболее приемлема в решении этой проблемы. т.к. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить актуальные проблемы современной коррекционной педагогики и психологи.
Занятия по театрализованной деятельности помогают не только развивать интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению общего интеллекта и эмоций. При проигрывании ролей, дети учатся четко формировать свои мысли и излагать их, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
О программе.

Программа кружка «Театр сказки» рассчитана на три года.

Цель: Создание условий для развития актерских способностей у детей; внимательного и чуткого отношения к окружающему миру.
Задачи:
учить детей с помощью мимики, жестов и интонации передавать характеры персонажей и их отношения к окружающему миру, эмоционально воспринимать художественные произведении;
развивать психические процессы детей и речь (монологическую, диалогическую, связную);
воспитывать доброжелательное отношение к людям, культуру общения.

Программа содержит различные виды деятельности детей:
самостоятельную;
совместно с педагогом;
совместную работу с родителями.

Программа предусматривает различные формы проведения работы:

беседа о театральной культуре;
игры развивающие психические процессы, речь, актерское мастерство, творчество, фантазию;
драматизация небольших художественных произведений;
работа со сценарием (определение идеи спектакля, обсуждение персонажей; занятия по сценической речи, актерскому мастерству, сценическому движению; выступления; импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки; изготовление атрибутов и декораций);
работа с родителями. В своей работе по театрализованной деятельности приобщаю родителей учеников:
- педагогическое просвещение (через индивидуальные беседы);
- вовлечение родителей в деятельность школьной жизни (помощь в оформлении декораций, атрибутов, костюмов, посещение общешкольных мероприятий).
экскурсии в музей, кинотеатр, театр.

Прогнозируемый результат.
В процессе занятий дети должны научиться:
имитировать разные персонажи;
использовать художественно-образные выразительные средства: интонацию, мимику, жесты, походку;
проявлять творческую самостоятельность в передаче образа;
уметь изготовить несложные костюмы для персонажей;
под руководством педагога выполнять работу по изготовлению атрибутов и декораций.
Кружок проводиться один раз в неделю. В содержание занятия входят:
беседа о театральной культуре;
игры на развитие психических процессов, этюды актерского мастерства и речи;
упражнения на развитие артикуляционного аппарата, диапазона голоса;
работа по сценарию (обсуждение персонажей, репетиция).

Первый год обучения.
Отрабатывались у детей умения:
правильный подход к игрушке (брать, вести, уводить игрушку);
согласовывание слов с действиями;
отработка мимики, речи.
Второй год обучения.
Отрабатывались у детей навыки:
ориентировки в пространстве (на сцене);
запоминание заданных мизансцен;
построение диалога с партнером;
управления своими эмоциями.

Когда дети приобрели необходимые навыки и психологическую готовность, то стали заниматься драматизацией сказок.
Сейчас ребята охотно принимают участие с показом спектаклей на общешкольных концертах, родительских собраниях. Принимали участие в зональном конкурсе «Минута славы» (с. Карагай), где были награждены дипломом 3 степени.




Третий год обучения.
На третий год обучения детей театрализованной деятельностью планируется:
закрепление полученных знаний, умений, навыков;
знакомить с кукольным театром (би-бо-бо);
участие в конкурсах и мероприятиях более высокого уровня.



























Библиография


1.Алышева, Т.В. Олигофренопедагогика / Алышева, Т.В.,Воронкова В.В. - М.: 2009.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
3. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – Кострома, МЦ «Вариант», «2000.
4. Белошева, А.А. Речевые нарушения у детей / Белошева, А.А., Голышева В.В., Неволина Л.Г. -П.: 2009.
5. Борякова, Н.Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям / Борякова, Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. – М.: 1994.
6. Босаргина О.В., Юдина Е.Ю. Программа: «Потешки» - от иглы и мережки до произведения – всем на удивление. – Бюллетень №2, 2000.
7. Джежелей О.В. Колобок. – М.: Просвещение, 1994.
Знание. №7. Удовольствие в игре. – М.: «Знание», 1923.
8. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева - М.: 1999.
9. Ленок, Я.Я. Коррекционно-развивающие упражнения || Дефектология.
10.Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия - М.:1969.
11. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов / Е.А.Пожиленко – М.: 1999.
12. Пальчиковые игры || Дошкольное воспитание - 1996 - №8.
13. Симмерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе- М.: 1985.











13PAGE 15


13PAGE 14215




15