Педагогический опытИнформационно-образовательная среда, как средство повышения мотивации у учащихся


Обобщение опыта работы
учителя географии
муниципального образовательного учреждения
«Советская средняя общеобразовательная школа №2»
Щекинского района Тульской области
Придачиной Ирины Владимировны.

Тема опыта:
«Информационно-образовательная среда
как средство повышения мотивации
к изучению географии»






2012 год


Список информационно – педагогических модулей.

ИПМ 1
ИПМ 2
ИПМ 3








ИПМ 4












ИПМ 5
Сведения об авторе.
Условия формирования опыта.
Теоретическая интерпретация опыта.
Актуальность и перспектива.
Теоретическая база опыта
Новизна.
Адресная направленность.
Трудоемкость опыта.
Принципы педагогической деятельности.
Система работы учителя.
Область применения.
Педагогический опыт.
Цель опыта.
Информационно-образовательная среда
Использование мультимедийных презентаций на уроках географии.
Использование интерактивной доски на уроках географии.
Использование интерактивных электронных карт на уроках географии.
Проектная деятельность учащихся на уроках географии с использованием новых информационных технологий.
Заключение.
Результативность.
Позитивная динамика и уровень обученности по географии за последние 3 года.
Результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся
Информация о динамике роста мотивации к изучению географии (на основе мониторинговых исследований по методикам Т.И.Шамовой, О.С.Гребенюк).
Результативность участия учащихся в олимпиадах.
Результаты внеурочной деятельности.
Мониторинг заинтересованности предметом с использованием ИКТ.
Литература
Приложение
стр. 4
стр. 6

стр. 9
стр. 12
стр. 13
стр. 13
стр. 13
стр. 14
стр. 14
стр. 14

стр. 15
стр. 15

стр. 18

стр. 20

стр. 23


стр. 26
стр. 28


стр. 29

стр. 30



стр.31
стр.35
стр.36

стр. 38
стр. 40
















ИПМ 1. Сведения об авторе.
Ф.И.О. Придачина Ирина Владимировна
Дата и год рождения: 26 марта 1974 года.
Образование: высшее, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого, 2010 г., присуждена квалификация «педагог профессионального обучения» по специальности – «профессиональное обучение (экономика и управление)».

Среднее профессиональное образование, Тульский педагогический колледж №1,


1999 г., присвоена квалификация «учитель технологии», «педагог дополнительного образования по специальности «Труд» с дополнительной специальностью «Педагогика дополнительного образования».
Педагогический стаж работы: 16,5 лет.
Место работы: Муниципальное образовательное учреждение «Советская средняя общеобразовательная школа №2».
Педагогический стаж работы в данном учреждении: 15 лет
Должность: учитель географии.
Классы: 6-11 классы.
Награды:
Почетная грамота Министерства образования и науки РФ «За значительные успехи в организации учебного воспитательного процесса», 2007г.;
Диплом победителя конкурсного отбора лучших учителей Щекинского района в рамках муниципальной составляющей приоритетного национального проекта «Образование», 2009 г.;
Грамота комитета по образованию администрации муниципального образования Щёкинский район «За долголетний и добросовестный труд творческое отношение к работе, большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения». 2001 г.;
Почетная грамота департамента образования Тульской области «За достигнутые успехи в обучении и воспитании учащихся, высокую результативность педагогического труда», 2004 г.;
Благодарственное письмо комитета по образованию «За подготовку победителей II этапа Всероссийской олимпиады школьников», 2007 г.;
Благодарность ДК г. Советск «За сотрудничество в области развития культуры и детского художественного творчества в нашем городе, за понимание важности подрастающего поколения», 2007 г.;
Диплом комитета по образованию - I место в муниципальном конкурсе видеофильмов «Учителями славится Россия» в номинации «Учителей любимых лица», 2011 г.;
Диплом комитета по образованию– I место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель Сочи 2014» в номинации «Путешествие по странам – участницам Олимпийских игр», 2011 г.
Диплом комитета по образованию – I место в муниципальном конкурсе «Туристический маршрут по Сочинским достопримечательностям», посвященном Олимпиаде Сочи 2014, 2011 г.;
Грамота комитета по образованию – I место в муниципальном профессиональном конкурсе «Педагог XXI века» в номинации «Учитель года», 2012 г.
Дополнительные сведения:
1. Руководитель школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла.
2. Педагог – организатор
ИПМ 2. Условия формирования опыта.
Становление опыта проходило на базе:
муниципального образовательного учреждения «Советская средняя общеобразовательная школа № 2» Щекинского района при поддержке педагогического коллектива и администрации школы,
муниципальной методической службы Щекинкого района,
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Тульской области».








Большое влияние на формирование опыта оказали следующие факторы:
создание материально-технических условий в кабинете географии для внедрения информационно-коммуникационных технологий;
активное участие в работе районного методического объединения учителей географии, где организуются посещения и анализ открытых мероприятий, участие и проведение мастер-классов, педагогических мастерских, семинаров и осуществляется изучение опыта коллег;
участие в работе педагогических мастерских ИПК и ППРО ТО для учителей географии;
участие в федеральных, региональных и муниципальных профессиональных конкурсах;
прохождение курсов повышения квалификации при ИПК и ППРО ТО в 2011-2012 уч. г.
прохождение курсовой подготовки учителей по проблеме «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника»,
изучение литературы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;
самообразование по теме «Информационно-коммуникационные как современный фактор, определяющий качество образования»,
работа в информационном сообществе учителей географии в сети Интернет,
участие в вебинарах издательства «Просвещение».

Большая работа проводится по созданию условий для организации образовательного процесса. Для внедрения информационно-коммуникативных технологий в школе функционируют 2 кабинета: кабинет информатики и универсальный интерактивный кабинет географии, которые дают возможность максимального использования потенциала информационных технологий в процессе обучения.
При проведении уроков я использую интерактивную доску, мультимедийный проектор, Интернет и веду уроки в привычном режиме, применяя компьютерные программы. Такие уроки способствуют развитию интереса у учащихся, развивают способности и повышают эффективность урока и качество знаний.
В кабинете географии создан учебно-методический комплекс по данному предмету, который включает в себя:
предметные программы,
программы элективных курсов, кружка, факультативных занятий,
раздаточный материал по темам курсов,
а так же медиатеку, в которую входят
электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
электронные учебники;
электронные географические карты;
видеофильмы;
разно уровневые интерактивные тестовые задания по географии, в том числе и для подготовки учащихся к ЕГЭ и др..
В кабинете имеется учебная, справочная, дополнительная литература, которая используется учащимися для подготовки исследовательских, творческих работ, сообщений. Есть литература по педагогике, психологии, методике преподавания географии.
Кабинет отвечает современным требованиям, о чем свидетельствует его паспортизация.









ИПМ 3. Теоретическая интерпретация опыта.
3.1. Актуальность и перспектива.
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит первостепенной задачей достижение нового, современного качества образования, т.е. его соответствия современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности и умения применять полученные знания в повседневной жизни. Педагоги образовательного учреждения должны формировать новую систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и воспитанников, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное содержание образования. Для решения задач повышения качества образования необходимы переосмысления технологий и концепций современной педагогической деятельности и модернизация традиционных подходов образовательным процессом. Цель процесса обучения должна быть максимально технологична – для этого естественно использовать педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные (ИКТ).
Каждый взрослый хоть раз в жизни задавал себе вопросы: «Чему все – таки меня научили в школе? Зачем мне в повседневной жизни требуется знание закона Гей – Люссака? Зачем знать дату Бородинского сражения? А что является основным предметом экспорта Чили? Ведь, все забудется...»
Я уверена, что все эти знания учитель, бесспорно, должен передать ученикам, чтобы сформировать у них целостную систему знаний, позволяющую молодым людям по окончании школы адекватно воспринимать мир, активно и грамотно действовать в различных жизненных ситуациях. Выпускник школы должен обладать такими ключевыми компетенциями, умениями и навыками, которые помогут ему занять достойное место в жизни.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечивать формирование готовности к саморазвитию, активную познавательную деятельность учащегося, построение образовательного процесса с учетом особенностей учащихся. Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. И, исходя из этого, основополагающим принципом моей работы является позиция: «Не заставить детей выучить географию, а научить их применять полученные сведения для оценки, прогнозирования процессов, происходящих в природе и обществе».
Современный учитель должен идти в ногу со временем. Я, как и Ян Амос Коменский считаю, что обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое.
И эффективное использование информационно-образовательной среды в современных условиях является наиболее актуальным по ряду причин, в частности,
1) информационно-образовательная среда стала неотъемлемой частью жизни современного человека.
2) в последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению дисциплин естественнонаучного цикла, в том числе и географии, которое объясняется применением довольно старых наглядных пособий, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. И это печально, поскольку именно география дает знания о Земле как о природном теле, она формирует правильное восприятие окружающего мира и играет значительную роль в формировании личности в целом.
3) информационно-образовательная среда дает возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и ЭОР (электронные образовательные ресурсы), Интернет.











В современных условиях перед учителями-географами стоит основная и, на мой взгляд, довольно интересная задача: повысить интерес учащихся к изучению своего предмета через активизацию познавательной деятельности на уроке, которая возможна лишь при использовании новых информационных технологий. Только в этом случае знания будут преподноситься ученикам не в готовом виде, а приобретаться ими в ходе творческой, направленной и мотивированной деятельности за счет использования ИКТ на различных стадиях учебного процесса. Подобный подход, как известно, формирует у молодого поколения особый вид культуры – компьютерной.
Однако необходимо учитывать и создавать здоровьесберегающие условия обучения учащихся, рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения, а также, исходя из Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», заботиться об информационной безопасности детей.

3.2. Теоретическая база опыта.
Прежняя система образования, многие десятилетия успешно готовившая для страны высококвалифицированные кадры, сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение необходимого образовательного уровня. Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого ученика.
Создание информационно-образовательной среды стало предметом целого ряда исследований (М.И. Башмаков, С.Г. Григорьев, А.А. Кузнецов, С.В.Панюкова, С.Н.Поздняков, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.П. Тряпицына и др.).
Как показывают проведенные психолого-педагогические и дидактические исследования (Я.А. Ваграменко, Е.И. Машбиц, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), необходимым потенциалом обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Таким образом, следует говорить о формировании во многом новой среды обучения.
И.С. Якиманская отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни. Выделим две основные идеи. Во-первых, необходимость разнообразия среды обучения. Ясно, что использование средств ИКТ способствует этому. Во-вторых, требование индивидуализировать обучение, адаптировать его к познавательным потребностям и интересам обучаемых. И эту проблему достаточно эффективно могут решить ИКТ.

3.3. Новизна
Новизна опыта заключается в создании новой информационной образовательной среды и развитии собственной преобразующей деятельности школьников, разработке моделей уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, подготовке методических материалов и рекомендаций.
Усовершенствование методики использования информационно-образовательной среды в образовательном процессе приводит к совершенствованию системы управления обучением на различных этапах урока, включению элементов эвристики.
Способы получения нового:
исследовательская деятельность,
опытно-экспериментальная работа,
разработка и апробация мультимедийной продукции.

3.4. Адресная направленность:
Данный опыт предназначен для учителей географии, желающих повысить мотивацию и успеваемость по данному предмету.

3.5. Трудоемкость опыта:
увеличение времени на подбор материала для создания информационно - образовательной среды.


3.6. Принципы педагогической деятельности:
принцип научности;
принцип визуализации;
принцип системности;
принцип активности;
принцип индивидуального подхода;
принцип кооперации.
3.7. Система работы учителя:
Систему своей работы я строю через законодательно-нормативную базу, методическую тему, цели, задачи, принципы, технологии обучения с применением системно-деятельностного подхода. И все это направлено на получение результата - свободной, творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации. В своей работе использую активные и нетрадиционные формы обучения: уроки-сказки, уроки-КВН, уроки-путешествия, состязания, использую кроссворды, викторины, загадки, уроки, экскурсии. Отбор содержания учебного материала обязательного для усвоения каждым школьником проводится согласно программе и обязательному стандарту с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

3.8. Область применения:
преподавание в 6-11 классах общеобразовательных школ, лицеев, гимназий;
использование во внеурочной деятельности педагогов- организаторов, классных руководителей.
ИПМ 4. Педагогический опыт.
4.1 Цель опыта:
обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние, соответствующее информационному обществу
создание предпосылок для универсализации средств и ресурсов межпредметных связей.
Повышение интереса к изучению географии и  повышение успеваемости по предмету;
расширение кругозора детей;
формирование универсальных учебных действий.

4.2. Информационно – образовательная среда
Соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом информационно-образовательная среда - это совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и т.д.) и форм культурного взаимодействия в решении учебно- познавательных задач с применением информационно-коммуникационных технологий.
Информационно – образовательная среда предмета географии состоит из:
средств обеспечивающих базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, интерактивные карты, системы контроля);
средств практической подготовки (задачники, практикумы, интерактивные тренажеры);
вспомогательных средств (энциклопедии, словари, развивающие компьютерные игры по предмету, мультимедийные учебные занятия, видеофильмы).
Рассмотрим более подробно непосредственное применение информационно-образовательной среды в учебном процессе на уроках географии.
Подготовка к урокам с использованием новых информационно-образовательной среды требует от учителя географии тщательной подготовки. Это:
подбор текстового и графического материала по теме урока;
умение пользоваться электронными учебниками и знание их содержания;
подготовка и создание мультимедийных презентации по изучаемой теме;
разработка и создание контрольно-измерительных материалов для проведения обобщающих и самостоятельных работ и др.
В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии. Мною используются учебные электронные мультимедийные издания серии «Кирилл и Мефодий»; «Образовательная коллекция – 1 С»; электронные карты издательства «Дрофа», «Просвещение».
В своей практической деятельности при изучении новой темы я использую специальные обучающие программные средства, а именно мультимедийные электронные учебники, электронные образовательные ресурсы (видеофрагменты с комментариями диктора, яркие фотоматериалы, всевозможные географические карты, краткий четкий текстовой материал, графики, таблицы и др). На таких уроках теоретический материал представляется в доступной, наглядной форме.
Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране землетрясения, разрушительного цунами, извержения вулканов и т.д. Очевидными для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Например, виртуально можно найти описание какого-либо географического объекта, спуститься на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса и т.д. В познании таких явлений природы нашей Земли компьютер становится и для учителя, и для ученика главным помощником в образовательном процессе.
Применение мультимедийных электронных учебников и цифровых образовательных ресурсов меняет сам подход к организации учебного процесса при изучении нового материала на уроке, т.к. имеет ряд достоинств перед традиционными формами. Существующие мультимедийные электронные учебники адаптированы к урокам географии для 6-10 классов. И их применение уже оправдано повышением интереса школьников к географии. Это объясняется еще тем, что электронные учебники и учебные материалы представляют собой единый образовательный комплекс. Например, ученикам сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе школьнику доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на ряд вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний), что позволяет закрепить знания и умения, полученные на уроке географии в интересной форме. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, карт атласа и других источников знаний по необходимости. В отличие от мультимедийных электронных учебников электронные образовательные ресурсы имеют ряд достоинств, т.к. имеют достаточный объем материала, соответствующий Государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность содержания их неоспорима. Причем материал электронных образовательных ресурсов имеет практическую содержательность, системность и целостность.
При изучении новых тем на уроках географии я использую различные видеофильмы на цифровых носителях, которые ярко и наглядно показывают различные явления природы Земли, стран и регионов мира. Например, при изучении темы «Вулканы» ученики являются свидетелями происходящего на экране извержения вулканов (Приложение 1), с помощью видеофрагмента можно ярко и наглядно показать ученикам ту или иную природную зону континента, особенности ее географического положения, растительный и животный мир. А при изучении стран мира такой видеофрагмент помогает учащимся не только получить сведения о каком-либо государстве, но и окунуться в незабываемый мир этого уголка земли, прочувствовать его особенность и колорит. Такой эмоционально настроенный урок будет наиболее эффективным для понимания учащимися изучаемой темы. Уроки с использованием видеофрагментов повышают познавательную деятельность школьников на основе развития критического мышления, так как несут не только информацию, наглядность, но и положительный эмоциональный настрой по изучаемой теме на уроках географии.

4.3. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии.
Электронные пособия как эффективный способ представления информации - это усложнённые презентации, которые становятся все более актуальными в учебном процессе – как эффективный способ представления информации. Они помогают сделать подачу нового материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Процесс обучения проходит более успешно, так как учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму: игры «Путешествие в мир океанов», «Своя игра» и т.д. (Приложение 2). Презентации можно также использовать одновременно с интерактивной доской.
Компьютерные программы Microsoft PowerPoint способствуют повышению эффективности следующих видов образовательной деятельности:
создание презентаций,
тренажёров по теории с использованием практических упражнений,
педагогического контроля и измерения результативности обучения,
интерактивного общения обучаемого с преподавателем.
Создание презентации с помощью компьютерной программы Microsoft PowerPoint по теме “Озёра и водохранилища России” позволило повысить мотивационную деятельность на уроках по данной теме и изучить ее, как и ряд других тем в виде блочных уроков. Презентацию при необходимости может меняться, дополняться или переделываться. В презентациях удобно использовать графическую программу, с помощью которой можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Презентации удобны тем, что при подготовке можно отбирать именно тот материал, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Для изучения географии в 10 классе ещё нет электронного учебника. Но чтобы повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению географии мною были созданы презентации по темам «Япония», «Китай», «Бразилия». Презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Например, удобно выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ. Это значительно облегчает подготовку учителя к уроку, экономит время на уроке
Использование таких программ позволяет мне расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, а самое главное - уметь самостоятельно находить нужную информацию.
Часто в презентациях я применяю анимации, звуковые эффекты и голосовое сопровождение, диаграммы, включение видеофрагментов и тренажеры. Многие тренажеры сделаны мной, дети получают их для работы дома (Приложение 3). Режим тренажа, реализуемый с помощью мультимедийного средства обучения, предусматривает предъявление учащемуся упражнений (вопросов и задач с выборочными ответами, задач с числовым ответом, вопросов и задач с конструируемыми ответами). После выполнения каждого упражнения следует сообщение о правильности его выполнения и учащемуся предоставляется возможность просмотра соответствующих комментариев (объяснение типовых ошибок и т.п.). Режим тренажа может быть полным и выборочным. В полном тренаже могут быть предъявлены все упражнения мультимедийного средства обучения в том порядке, в каком они были подготовлены его разработчиком. Выборочный тренаж предусматривает выборку упражнений с использованием элементов случайности.
Вывод: Работа с презентацией открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса.

4.4. Использование интерактивной доски на уроках географии.
В последнее время на уроках географии в школе мы  активно применяем интерактивную доску, возможности которой значительно выше других электронных средств.




Использование в учебном процессе интерактивной доски выводит процесс обучения на качественно новый уровень, оказывая неоценимую помощь преподавателю в его работе.
Интерактивная доска (ИД) - это новое оборудование, которое успешно используется для проведения презентаций или коллективных работ и позволяет использовать все возможности ПК в режиме реального времени. Это гибкий и удобный инструмент для записи, отображения и анализа информации любого формата, позволяющий лектору объединить два инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.
Основные преимущества использования:
совместима с программами для всех лет обучения,
усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами,
предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе,
делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов,
экономит время,
поддерживает различные стили обучения.
Преимущества для преподавателей:
позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса,
поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов,
позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала,
позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их,
удобна при работе в большой аудитории,
вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
делает занятия интересными и развивает мотивацию,
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков,
освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске,
учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала,
преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям учащихся,
учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Интерактивная доска использует различные каналы в обучении: визуальные, слуховые, кинестетические, обеспечивая живое взаимодействие учителя и ученика и постоянный обмен информацией между ними.
Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания и поддерживает постоянный контакт с классом, получая возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией - показывать слайды, видео, выводить на экран карты, схемы, создавать и перемещать объекты, вносить поправки и коррективы, делать пометки и комментарии, сохранять материалы урока в компьютере для дальнейшего просмотра, анализа, использования и редактирования, в том числе и в виде видеозаписи, для печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.
Используя электронный карандаш, заменяющий мышь, можно управлять компьютером. Щелкнув карандашом по какому-либо экранному элементу можно запустить приложение Windows, посмотреть любую информацию с компьютера или начать сеанс работы в Интернет, выбрать любую информацию, например, из WEB-страницы. Используя функции программного обеспечения (например, "Надпись карандашом", "Ластик" и другие), электронным карандашом можно делать надписи, пометки, обращать внимание присутствующих на наиболее важные и значительные блоки информации, показываемой на интерактивной доске, вызывать, редактировать и пролистывать в любом порядке страницы, подготовленные заранее (или созданные в интерактивном режиме) файлов выступления, которые в тот же момент увидят все.
Вывод: Работа с интерактивной доской вносит разнообразие в привычный ход работы, повышает мотивацию, а также предоставляет доступ к дополнительным электронным материалам.

4.5. Использование интерактивные электронных карт на уроках географии.
Использование электронных карт подразумевает использование интерактивной доски. Интерактивные карты позволяют сделать занятия в классе более эффективными и увлекательными. Издательством «Дрофа» в данное время выпущено более 60 электронных географических карт по самым разным темам (карта океанов, климатическая карта мира, политическая карта мира, Антарктида, земельные ресурсы России, Европейский Юг России – социально-экономическая карта, Поволжье – физическая карта, транспорт России и др.).
Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:
приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной;
делать рисунки;
наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры.
Ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. На некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.
Электронная карта состоит из слоев. Каждый слой содержит разную картографическую информацию. Физическая карта, например, включает следующие слои: рельеф суши и дна океана, реки и озера, названия водных объектов, названия объектов суши, градусную сеть, океанские течения. В зависимости от целей и задач урока слои можно убирать или добавлять.
Существует три основных вида работы с электронной картой:
работа со слоями карты;
работа с дополнительным материалом;
использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей)
Работа с электронными картами дает возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны. Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке (например, на уроке, посвященном формам рельефа, с физической карты можно снять градусную сеть, течения и полезные ископаемые). Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.
Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли. Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты. Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии). Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане). Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты). Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты). Картографические наглядные пособия можно разделить на группы по частоте использования на уроках. Есть карты, которые используются на нескольких уроках при изучении какой-то темы. Это карты материков, районов России. Есть и такие карты, которые нужны только на одном уроке: это, как правило, отраслевые карты (электроэнергетики, металлургии, машиностроения России и др.).
Каждый учитель может назвать карты, к которым он обращается наиболее часто. К ним, без сомнения, относится физическая карта мира. При изучении географического положения материков, сняв с физической карты мира слой с градусной сетью, можно попросить ребят провести важнейшие меридианы и параллели, а затем, включив нужный слой, осуществить самопроверку. При изучении рельефа учащиеся часто выполняют задания, посвященные описанию (составлению характеристики) рельефа материка или отдельных частей суши. Возможность снять с физической карты названия форм рельефа и тем самым фактически превратить ее в цветную контурную карту позволяет видоизменить эти задания, сделав акцент на проверку номенклатуры. Для организации контроля знаний о формах рельефа можно заранее подготовить электронную карту нанести числа на выбранные формы рельефа, а затем предложить учащимся назвать эти формы. Пособие позволяет менять надписи, следовательно, есть возможность создавать разные варианты работы.
Хранить интерактивные карты очень удобно, так как все соответствующие школьному курсу географии карты записаны на диски.
Вывод: Электронные карты дают возможность вычленять и наглядно показывать существующие в природе и хозяйстве причинно-следственные связи и закономерности. Интерактивное обучение позволяет перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором учащийся является главным участником процесса обучения.



4.6. Проектная деятельность учащихся на уроках географии с использованием новых информационных технологий.
Я прекрасно понимаю, что технологический прорыв общества в последние годы нацелил современного ребенка на умение работать с информацией. Информационную компетентность я реализую через проектную деятельность.
Проектная деятельность учащихся – это возможность развития проектного мышления, то есть способности определять дальнюю и ближнюю перспективу, находить ресурсы, намечать план и достаточно долго удерживать цель своих действий, оценивать результат, соотносить его с поставленной целью. Проектный тип мышления – это залог дальнейшего успеха в жизни. Учебные проекты по географии готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. По мере освоения содержания и приобретения навыков учащимися на географическом материале разрабатывают самые разнообразные типы проектов с использованием новейших информационных технологий: интеллектуально - эвристические, практика ориентированные, творческие, аналитические, исcледовательcкие и так далее. При работе над проектами дети используют такие программы как: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Вся проектная деятельность учащихся оформляется в виде презентаций по различным темам:
«История географических открытий» - учащаяся 7 класса Петрова В;
«Удивительная география» - учащийся 6А класса Косач А;
«Репортаж из джунглей» - учащаяся 7 класса Масленкова А;
«Памятники всемирного культурного наследия на территории России» - учащаяся 8 класса, Логинова Т.;
«Путешествия на воздушном шаре» - учащаяся 7 класса Новикова А;
«Азия. Проблемы демографического взрыва» - учащиеся 10 класса Пузанова А, Покровская О;
«Исландия – страна огня и воды» - учащаяся 11 класса Артёмова А;
«Моя экскурсия по Великобритании» -учащийся 11 класса Гороховцев К.
«Северный Ледовитый океан» - учащаяся 7 класса Королёва К;
«Страны Евросоюза» - учащийся 10 класса Иглин С;
«Политическая карта мира» - учащиеся 11 класса Комиссаров В.
«Загрязнение окружающей среды» - учащийся 8 класса Балычев В.
«Моя природа – моя крепость» - учащаяся 8 класса, Логинова Т. и др..
Вывод: Проектная деятельность, построенная на поисковом подходе, дает возможность учащимся самостоятельно развивать свой новый опыт, и они уже не просто «скачивают» рефераты из Интернета или с дисков, не переписывают чужую работу по заданной теме, выдавая ее за свой проект, а ведут избирательный поиск необходимой им информации и действительно работают над той темой, которая их интересует.
4.8. Заключение.
Каждый человек рожден мечтателем путешественником. В детстве, читая книги Ж.Верна, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой, однако в реальной жизни не каждому удается стать участником географических открытий, и тогда их сердца с грустью отзываются на прочитанные строки Р.Рождественского: «Я жалею о том, что не видел лица всей Земли»
И вот тогда системно организованная деятельность в информационно-образовательной среде помогает нам отправиться хоть на край света. И учащиеся превращаются в пытливых искателей знаний.

ИПМ 5. Результативность.
Б. Пастернак отмечал, что любая деятельность есть процесс и результат. Для себя я определила, что результат является одним из ведущих принципов педагогической деятельности, но для достижения позитивного итога работы необходимо глубокое знание предмета и широта кругозора, серьезное, уважительное, партнерское отношение к ученику, честность и искренность во взаимоотношениях.
Использование в обучении информационно-образовательной среды позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся.
В результате обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учётом его возможностей.
Применение информационно - образовательной среды позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.
5.1. Позитивная динамика и уровень обученности по географии за последние 3 года.
Учебный год
% обученности
% качества

2008-2009уч.год
100%
69%

2009-2010уч.год
100%
71%

2010-2011уч.год
100%
73%

Прогноз качества обученности
Учебный год
% обученности
% качества

2008-2009уч.год
100%
65%

2009-2010уч.год
100%
70%

2010-2011уч.год
100%
71%


Сравнительные результаты прогноза качества и фактического качества знаний учащихся








5.2. Результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся
Учебный год
класс
Качество знаний, %

2008 -2009уч.год
11
100%

2009 -2010уч.год
11
100%

2010 -2011уч.год
11
100%





5.3. Информация о динамике роста мотивации к изучению ГЕОГРАФИИ (на основе мониторинговых исследований по методикам Т.И.Шамовой, О.С.Гребенюк).
Несколько лет я работаю над темой самообразования «Активизация учебной деятельности учащихся на уроках географии». В процессе работы занималась исследованием, целью которого являлось отслеживание уровней мотивации учащихся к предмету при применении различных технологических подходов, в том числе информационно-коммуникационных технологий.
Исследование было начато в 2007 году и было рассчитано на 4 года. В качестве экспериментальных были выбраны два класса («6А» и «6Б»). Результаты первоначального исследований следующие.
2007 год.
Уровни мотивации учения
класс
1
2
3
4

6 «А»
4(20%)
13(65%)
2(10%)
1(5%)

6 «Б»
1(10%)
3(30%)
4(40%)
2(20%)


Анализ результатов исследования уровней мотивации показал:
1 уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным отношением к предмету наблюдается у 20/10% соответственно;
2 уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу – у 65/30% учащихся;
3 уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией – у 10/40% учащихся;
4 уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению – у 5/20% учащихся.
Мотивация к изучению географии в 6»А» классе достаточно высокая. В 6 «б» классе показатели ниже, так как это класс компенсирующего обучения.
У 15% учащихся 6 «а» класса и 50% учащихся 6 «Б» класса показатели ниже, чем у других.
Уровень познавательной активности учащихся
класс
высокий
средний

низкий

6 «А»
14(70%)
4(20%)
2(10%)

6 «Б»
1(10%)
6(60%)
3(30%)

Уровень познавательной активности учащихся 6»А» класса выше.
Изучив результаты первичного исследования, я решила применить системный подход как условие развивающего обучения и информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации к обучению географии. На уроках в 6 «А» классе использовала опережающее обучение, обучение на высоком уровне сложности, проблемные задачи, исследовательский метод; в 6 «Б» классе больше внимания уделялось опорным схемам, систематизирующим, обобщающим таблицам, творческие домашние задания, что сделало процесс усвоения учебного материала целенаправленным, обеспечило его запоминание и повторение, позволило более продуктивно использовать память, упорядочить знания ученика и послужило способом получения новых знаний.
Применение системного метода обучения развивало у школьников способности более глубокого усвоения знаний через умение выделять главное и обобщать полученные факты.
Для детей, имеющих низкий и средний уровень познавательной активности, мотивации, я применяла специальные приемы морального стимулирования интеллектуальной познавательной деятельности. Внедрение индивидуальных программ занятий с отстающими смогло повысить их учебную мотивацию.
Результаты повторной диагностики в 2011 году показали, что все эти методы привели к тому, что качество знаний учащихся возросло (например, в 6 «Б» классе было 74%, в 9 «Б» классе стало 80%).
2011 год.
Уровни мотивации учения
класс
1
2
3
4

9 «А»
11(55%)
7(35%)
2(10%)
0(0%)

9 «Б»
2(20%)
6(60%)
2(20%)
0(0%)


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 141513 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 141513 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


Уровень познавательной активности
класс
высокий
средний

низкий

9 «А»
14(70%)
4(20%)
2(10%)

9 «Б»
1(10%)
6(60%)
3(30%)


Уровень познавательной активности учащихся 9 «А» класса выше.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 141513 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 141513 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Повторная диагностика в конце 9 класса показала, что уровень мотивации учения и познавательной активности учащихся возрос. Полученные результаты свидетельствуют о том, что системный подход и применение информационно-коммуникационных технологий способствовали повышению уровня усвоения материала, расту интереса учащихся к изучению географии, повышения мотивации.


5.4. Результативность участия учащихся в олимпиадах по географии за последние 3 года.
Рост числа учащихся, принимающих участие во Всероссийских школьных олимпиадах по географии, школьный этап:
Учебный год
2008-2009
2009-2010
2010-2011

Количество учащихся
59
64
68


Победители и призеры Всероссийской школьной олимпиады по географии, муниципальный этап:
Учебный год
2008-2009
2009-2010
2010-2011

место
Призер – Перов А.
2 место –Покровская О.
1 место – Захаренкова Е
2 место – Тренина Е.











5.5. Результаты работы во внеурочной деятельности.
Современные компьютерные технологии окажут неоценимую помощь и во внеклассной работе. Например, мною проводятся различные викторины по предмету с применением презентаций, в которые включена соответствующая музыка, необходимые иллюстрации, вопросы викторины, задания для команд. Такие мероприятия интересны всем: и участникам, и болельщикам, и жюри.
Так, участвуя в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель Сочи 2014» в номинации «Путешествие по странам – участницам Олимпийских игр», заняла I место.




Наиболее интересным направлением работы во внеурочной деятельности является создание видеофильмов. Учащиеся самостоятельно выбирают тему для будущего видеопроекта, и я всегда оказываю им помощь. В нашей видеотеке имеются фильмы о событиях школьной жизни (1 сентября, Последний звонок, новогодние праздники, конкурсы и т.д.), открытые уроки (биология, физика, физическая культура, технология, география), публицистические видеофильмы по различным темам.
С данными фильмами принимаем участие в конкурсах. Так, в 2011- 2012 учебном году учащийся 11 класса Гороховцев Кирилл занял 1 место в муниципальном конкурсе видеофильмов «Учителями славится Россия» в номинации «Самая классная, классная», я, Придачина Ирина Владимировна - 1 место в номинации «Учителей любимых лица».
Так принимая участие в конкурсах 2011 – 2012 учебном году учащийся 11 класса, Гороховцев Кирилл занял 1 место в конкурсе видеофильмов «Учителями славится Россия» в номинации «Самая классная, классная», я - Придачина Ирина Владимировна, 1 место в номинации «Учителей любимых лица».

Диплом комитета по образованию администрации муниципального образования Щекинский район - I место в муниципальном конкурсе видеофильмов «Учителями славится Россия» в номинации «Самая классная Классная»
(Фильм о Придачиной И. В).





В процессе работы над созданием видеофильмов учащиеся приобретают навыки работы с современным мультимедийным оборудованием, более глубоко познают окружающий мир, у них повышается интерес к учебе и по другим предметам.

5.6. Мониторинг заинтересованности предметом география с использованием информационно-образовательной среды.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого я еще на старте погружаю учащихся в проект, заинтересовываю проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблему определяют сами учащиеся. В ходе работы включаются заложенные в проектную деятельность мотивационные механизмы. В связи с этим наблюдаются следующие результаты:
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

В 2008/2009 учебном году учащаяся 11 класса, Жигалова Ирина стала победителем в областном конкурсе проектов компьютерных программ по профилактике зависимостей от психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни.
Опрос учеников 6-11 классов с целью выявления их заинтересованности использования информационно-образовательной среды в обучении показал следующее: 92 % считают, что уроки стали более интересными, увлекательными, наглядными.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. В результате опросов, анкетирования, учащиеся называют географию одним из самых интересных предметов, стремятся реализовать себя в разнообразных мероприятиях по предмету.
Таким образом, моя педагогическая концепция имеет, убедительное подтверждение!!
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
Восточная мудрость.
Я знаю сильные и слабые стороны своего стиля преподавания, открыта для всего нового, и это расширяет мои педагогические возможности, даёт пищу для размышлений, самоанализа и постоянного корректирования своей работы, чтобы стать Новым Учителем Нашей Новой Школы.


Литература
1. Серебрякова Л.А. Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетентностей школьников. // Методист. 2011. № 2. С. 14–17.
2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. 
4. Жильцова О.А. Обучающие технологии в естественно - научном образовании школьников. – М..: Полиграф сервис, 2003.
5. Кларин М. В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем // Школьные технологии. 1999. № 1.
6. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе.- 2004. №4.- с.64-69
7. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
8. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2. –С. 157 – 159.
9. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. – 2006. - №2. – С.157 – 159.
Интернет ресурсы
Internet-сайт портала Исследовательской деятельности учащихся
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Internet-сайт портала «Образование: исследовано в мире»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Приложение 1.
Конспект урока «Вулканы. Горячие источники» (6 клаcc)
Задачи урока:
образовательная: дать представление о строении вулканов, причинах их возникновения, географии, о гейзерах и горячих источниках; продолжить формирование знаний о постоянном развитии земной коры.
развивающая: обогатить и усложнить словарный состав, развивать воображение, память, внимание, формировать научную основу знаний, общеучебные умения, навыки рациональной организации умственной деятельности;
Воспитательная: поддерживать интерес к изучению окружающего мира и других областей знаний, формировать на данном учебном материале нравственное, эстетическое, общечеловеческое мировоззрение.

Оборудование:
Карта полушарий; фрагмент видеозаписи извержения вулкана, фрагмент видеозаписи землетрясения (c использованием Интернет – ресурсов), презентация, ПК, проектор, стилус, интерактивная доска.

Ход урока
1. Организационный момент
2. Опрос учащихся по пройденному материалу.
Задания на знание фактов, понятий.
Слайд 2. Видеофрагмент «Землетрясение» с использованием Интернет – ресурсов.
- Что такое землетрясения, каковы его причины? (землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническими движениям).
Слайд 3. Объясните термины: очаг, эпицентр, сила землетрясения.
- какие разрушения производит землетрясение в 1, 3, 7, 10, баллов.
-Что такое горст и грабен? В результате, каких движений они образуются? ( В результате вертикальных горизонтальных движений).
Задания на проверку понимания связей.
Слайд 4. Может ли быть землетрясение в нашей местности?
- Почему землетрясения происходит в сейсмически активных зонах?
-Как предсказать землетрясения?
Задание на проверку умений
Слайд 4. По тектонической карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения. (Пользуясь стилусом и интерактивной доской дети рисуют районы землетрясений)
3. Изучение нового материала.
Слайд 5. Видеозапись извержения вулкана.
Слайд 6. Стихотворение:
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен,
Если проход на поверхность дан,
Значит проснулся грозный вулкан
- О каком явлении природы мы будем сегодня говорить. ( О вулканах)
Слайд 7. Вулканы. Горячие источники.
-Какие ассоциации вызывает у вас слово вулкан? («огнедышащая гора»).
Слайд 9-10. Давайте послушаем сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления и какие разрушения приносит.
Слайд 11. Из чего состоит вулкан?
Слайд 12. Нарисуйте схему вулкана в тетради
1 – ряд, пользуясь учебником найдите, что такое кратер; 2 ряд – жерло; 3 ряд – очаг магмы
Кратер - чашевидное отверстие на вершине вулкана через которое на поверхность земли выходит лава, пепел, пар, вулканические бомбы
Жерло – канал по которому движется лава
Очаг магмы- расплавленное вещество мантии возникающее в отдельных очагах на разных глубинах верхней мантии
- Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора? (У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус)
Слайд 13. Запишите определение в тетрадь: вулкан – это геологическое образование, имеющее жерло и кратер.
Слайд 14 – 24. Разнообразие вулканов: площадный, трещинный, гавайский
Слайд 25. Тихоокеанское «Огненное кольцо».
Слайд 26. Самый высокий вулкан Европы – ЭТНА
Слайд 27. Классификация вулканов.
- Вулканы бывают действующие, потухшие и уснувшие. Прочтите учебник и ответьте на вопрос, чем они отличаются (Уснувшие – об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенность в том, что их деятельность прекратилась - нет)
Вулканы
действующие уснувшие
потухшие

Слайд 28. Вулканы, не извергающиеся на памяти человечества.
Килиманджа
·ро вулкан на северо-востоке Танзании, высочайший пик Африки.
Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор.
Казбек – одна из вершин Кавказских гор.
Слайд 29. Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суши.
–(ПРОБЛЕМА) Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке?

Слайд. 30. РЕШЕНИЕ (Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит т.е. в зоне разломов.)
СХЕМА в тетради


Слайд 31. Вулканы и следующее явление природы, которое мы изучим, встречаются почти всегда вместе. Послушайте, а затем скажите, как называется это явление: источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. ( Гейзеры)
- Почему гезеры встречаются там, где есть вулканы? ( Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать).
Слайд 32. Составьте процесс превращения одного вещества в другое.
МАНТИЯ – МАГМА – ЛАВА.
Слайд 33. Практическая работа: Крупнейшие вулканы планеты (практическая работа с физической и к/к картой)
Название вулкана
Материк, где находится
Абсолютная высота
Действующий или потухший
координаты

Ключевская Сопка
Евразия
4750
действующий
68с.ш 160в.д.

Везувий
?
?
действующий
?

Этна
?
?
действующий
?

Эльбрус
?
?
потухший
?

Кракатау
?
?
действующий
?

Фудзияма
?
?
действующий
?

Гекла
?
?
действующий
?

Котопахи
?
?
действующий
?

Орисаба
?
?
действующий
?


Рефлексия:
- Что вы узнали нового на уроке?
Что такое вулкан?
Из чего состоит вулкан?
Где образуются вулканы?
Как эти знания могут вам пригодиться в жизни?







Приложение 2
На конкурс «Учитель «Сочи 2014»

Номинация
«Путешествие по странам – участницам Олимпийских игр».
Внеклассное мероприятие проводится в 10 -11 классах.
Интеллектуальный конкурс «Своя игра».

Цели:
развитие познавательных способностей учащихся, интеллектуальных умений, личностных структур сознания – рефлексию самосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию;
воспитание поколение энтузиастов, увлеченных идеями олимпизма и принимающих ценности олимпийского движения;
Описание конкурса.
Игра состоит из трех раундов. В ней участвуют 3 игрока. Их основная цель, - отвечая на вопросы разной стоимости, заработать наибольшее число очков. В начале игры у каждого из игроков на счету 0 очков. Победителем является игрок, набравший наибольшее количество очков после финального раунда. Если после второго раунда у игрока 0 очков, он покидает игру. Если игрок отвечает неверно, то он теряет количество очков, равное стоимости вопроса. Вопросы первого раунда включают материал по географии, физической культуре, истории, задания второго раунда- общие знания, третьего раунда - из истории олимпийского движения.

Оборудование: интерактивная доска, ПК, мультимедийный проектор.
Ход игры.
Ведущий: Сегодня мы приглашаем вас на интеллектуальный конкурс «Своя игра», посвященный Олимпийским играм «Сочи 2014».
От каждого класса на игру приглашается по одному претенденту. Итак , начинается 1 раунд
Первым начинает игру стоящий за центральным игровым столом.
(Стоящий за центральным игровым столом выбирает вопрос определенной стоимости из предложенных категорий, записанных на интерактивной доске. Ведущий зачитывает вопрос, который также появляется на экране. Время на обдумывание ответа - 30 секунд. При неправильном ответе на поставленный вопрос ход игры переходит к следующему игроку. Если игроки не дают правильного ответа, его называет ведущий).
Вопросы:
ГЕОГРАФИЯ
100 - Назовите город, где прошли первые современные Олимпийские игры?
200- В какой стране в 1980 году прошли Олимпийские игры?
300- Назовите столицу Олимпийских игр в Австралии в 2000 году.
400- Где будут проходить Олимпийские игры в 2012 году?
500- Столицей Олимпийских игр 1992 года являлась Барселона. Назовите страну.
600 - Назовите государство, принимавшее в 2010 году Олимпийские игры?
700 - Где наибольшее число раз проходили Олимпийские игры ?
800 - Назовите город первых олимпийских игр в Древней Греции?
900 - Какому государству после окончания Олимпийских игр Россия должна передать Олимпийский огонь?
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
100 - Назовите самый древний вид олимпийского спорта.
200 -Какой награды удостаивался победитель состязаний в древней Олимпии?
300 - Как часто проходят Зимние Олимпийские игры?
400 - Волевое качество, обуславливающее активность действий в опасных и трудных ситуациях при осознании возможности тяжелых для себя последствий, обозначается как .
500 -Что символизируют пять олимпийских колец?
600 - Как назывались древние Олимпийские игры для женщин?
700 - Назовите девиз Олимпийских игр.
800 - Из скольких партий проводятся крупные соревнования по волейболу?
900 - Сколько игроков-баскетболистов могут одновременно находиться на баскетбольной площадке во время соревнований?
ИСТОРИЯ
100 - Греки верили, что боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы
200 - Сколько дней продолжались олимпийские игры в древности?
300 - Где проходили конные состязания в Древней Греции?
400 - Какому богу были посвящены Олимпийские игры в Древней Греции?
500 -Первые Олимпийские игры в Древней Греции состоялись в
600 - Кому запрещалось присутствовать даже в роли зрителя на Олимпийских играх?
700 - Кто похитил у Зевса Олимпийский огонь, чтобы подарить его людям?
800 - В каком году Римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры?
900 - Назовите принцип, объединяющий эти виды спорта: Бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба.
Ответы

100
200
300
400
500
600
700
800
900

География
Афины
СССР
Сидней
Великобри - тания, Лондон
Испания
Канада
США
Олимпия
Бразилия, Рио – де -Жанейро

Физкультура
Бег
Ветки из ветвей лаврового дерева
Раз в 4 года
смелость
5 континентов
Гераиды
Смелее, выше, быстрее
5
10

История
Олимп
5
На ипподроме
Зевсу
В 776 –м году до н.э.
женщинам
Прометей
В 394 н.э.
пятиборье


2 раунд
Начинается раунд с игрока, набравшего наибольшее количество очков в первом раунде. Вопросы:
ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОРТСМЕНЫ
100- Российский фигурист, олимпийский чемпион 2006 года, двукратный серебряный медалист Олимпиад (2002 и 2010 годов), трёхкратный чемпион мира и шестикратный чемпион Европы в мужском одиночном катании. Заслуженный мастер спорта Росси
200 - Двукратная Олимпийская чемпионка, обладательница 27 мировых рекордов в прыжках с шестом среди женщин.
300 - Вице – чемпион Олимпиады 2008 г., в Пекине и Олимпийский чемпион 2004 г., в Афинах. Борец греко – римского стиля.
400 -Победительница в теннисе на летних олимпийских играх 17 августа 2008 года.
500 - Российский боксер профессионал, победитель Олимпийских игр в Афинах, 2004 года.
600 - Победительница Олимпийских игр в Ванкувере, 2010 года, в эстафете 4*6 км.
700 - Российская легкоатлетка в прыжках в длину. Заслуженный мастер спорта России. Олимпийская чемпионка 2004 года.
800 - Российский гимнаст, четырехкратный Олимпийский чемпион, который в 2000 году одержал абсолютное первенство на перекладине.
900 - Многократная чемпионка олимпийских игр по синхронному плаванию. Телеведущая развлекательной программы «Слабое звено».



ОБЩИЕ ЗНАНИЯ

100 – Назовите Почетное пожизненное звание победителей Олимпийских игр Древней Греции.
200 – В каком году россияне узнали, что Олимпийские игры 2014 пройдут в Сочи ?
300 – Флаг Олимпийских игр представляет собой изображение олимпийских колец на белом фоне. Что символизирует белый цвет?
400 – Кто в марте 2010 года был выбран композитом для написания гимна «Сочи 2014»
500 – Сколько прошло лет после последних Олимпийских игр в нашей стране?
600 – В каком месяце будут проходить Олимпийские игры «Сочи 2014»?
700 – Каково происхождение слова «стадион»?
800 – Укажите, по какому виду спорта был чемпионом Пифагор?
900 – Назовите французского общественного деятеля, который выступил с предложением возобновить Олимпийские игры.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ОЛИМПИЙСКИХ СТОЛИЦ

100 – Назовите самый узнаваемый символ Лондона и Великобритании -знаменитая часовая башня- в Вестминстерском дворце
200 – Ежегодно проводится популярный легкоатлетический марафон «Великая Стена», котором часть дистанции спортсмены бегут
300 – Самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Парижа, названа в честь своего конструктора Густава Эйфеля. Сам Эйфель называл её
400 – Этот собор - один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры. Уже в 16 веке собор восхищал путешественников и гостей Москвы, а для россиян стал символом отечественной истории и национального характера.
500 – На протяжении тысячелетий этот древний город является символом Афин, священной скалой, представляющей собой связующее звено между величественной цивилизацией древней Греции и современностью
600 – "Колизей" крупнейший и наиболее знаменитый из римских амфитеатров. Название было дано зданию в Средние века, в Древнем Риме его еще называли
700 – Наиболее известной «визитной карточкой» города в части искусства является, конечно, производство кинофильмов и телепрограмм.. Помимо ряда «голливудских» киностудий, этот город дважды принимал летние Олимпийские игры в 1932 и 1984 годах.
800 – Теотиуакан ( город, где люди становятся богами) заброшенный город, расположенный в 50 километрах к северо-востоку от города
900- В парке Ривьера, который находится в растут магнолии, посаженные известными политическими деятелями и космонавтами. 45 российских космонавтов и американских астронавтов посадили здесь свои деревья. Среди них Г. Титов, В. Терешкова, А. Леонов, В. Севастьянов, Томас Стаффорд, Дональд Слейтон.

Ответы

100
200
300
400
500
600
700
800
900

Выдающиеся спортсмены
Евгений Плющенко
Елена Исенбаева
Хасан Бароев
Елена Деменьева
Александр Поветкин
Ольга Зайцева
Татьяна Лебедева
Алексей Немов
Мария Киселева

Общие знания
Олимпионик
4 июля 2007 года
Белый цвет символизирует мир во время Игр.
Олег Газманов
30 лет
февраль
Это площадка для состязаний, имевшая в длину 1 стадии – около 185 или 195 метров
по кулачному
Барон Пьер де Кубертен

Достопримечательности
Биг Бен
Спортсмены бегут по гребню Стены
Эйфель называл её просто 300-метровой башней.

Собор Василия Блаженного.
Акрополь
В Древнем Риме его называли амфитеатром Флавиев.
Лос-Анджелес
От города Мехико.
Сочи

3 раунд. В нем принимают участие игроки, набравшие очки. Если у игрока 0 очков, то он покидает игру.
Игроки по очереди убирают по одной теме, которая им не нравится, до тех пор, пока не останется одна. Затем игроки делают свои ставки, записывая их на планшете. После этого на экране появляется текст вопроса, ведущий его озвучивает и дает на обдумывание 30 секунд .На финала обязаны отвечать все играющие они записывают свой ответ на планшете.

Вопросы:
География
Какой город сохраняет лидерство по количеству проведенных олимпиад?

Физкультура
Первый российский чемпион, победитель в фигурном катании на коньках на четвертых Олимпийских играх в 1908 году в Лондоне

История
Сколько лет просуществовали Олимпийские игры в Древней Греции?

Общие знания
В каком году была осуществлена первая телевизионная трансляция Олимпийских игр в России?

Достопримечательности Олимпийских столиц
Как называется памятник, который был установлен, летом 2010 г., в дни празднования 30-летия Олимпиады-80 на Аллее Славы.

Выдающиеся спортсмены
Русская спортсменка и тренер (фигурное катание), заслуженный мастер спорта (1969). Чемпионка Олимпийских игр (1972, 1976, 1980), мира (1969-1978), Европы (1969-1978, 1980), СССР в парном катании (в 1968-1972 с А. Улановым, в 1973-1980 с А. Зайцевым).

Ответы
География
Лондон

Физкультура
Николай Панин - Коломинский

История
1169 лет

Общие знания
В 1964 году

Достопримечательности Олимпийских столиц
Чаша олимпийского огня (Большой Олимпийский факел)


Выдающиеся спортсмены
Ирина Роднина


Ведущий объявляет победителя игры, набравшего наибольшее количество очков по итогам финального раунда.
Приложение 3.
Шаблон для создания компьютерных тестов в PowerPoint
Шаблон-презентация PowerPoint, на основе которой вы, не владея навыками программирования, сможете быстро создавать тесты с автоматическим выводом итоговой оценки и времени решения, а также проводить работу над сделанными в тесте ошибками.
Этот шаблон тестирования позволяет учителю, владеющему PowerPoint, создавать яркие, красочные и интерактивные презентации-тесты.
Как использовать шаблон для теста:
Прежде чем начать работать с шаблоном или запускать уже сделанный тест необходимо настроить исполнение макросов - прочтите здесь, что нужно сделать, чтобы в вашей версии PowerPoint запускались макросы. При неправильной настройке макросов запущенный тест не переходит на второй слайд и ничего не происходит.
Далее расскажу, как надо создавать тест:
Два первых слайда – основные, в них можно менять дизайн, но нельзя удалять:
а) кнопку на 1 слайде «Начать тест» (можно удалить кнопки 3 уровней, если они не нужны);
б) заголовок, все блоки текста и кнопку на 2 слайде («ещё»);
в) сами 1-й и 2-й слайды (а также вставлять слайды между ними);
г) в варианте с несколькими правильными ответами (слайд 4) нельзя удалять кнопку «ответ готов!». Кнопку «исправить» удалять можно (будет невозможен повтор в решении задания).
Задания тренажера начинаются с 3-го(!) слайда. Рекомендуется сразу добавить к шаблону необходимое количество слайдов и придерживаться его (т.к. при беспорядочном удалении и вставке слайдов может нарушиться их нумерация, что важно для правильной работы тренажера)
Работа по составлению теста не требует ни одной строчки программирования. Все, что вам нужно сделать – это применить к правильным объектам макрос DA, а к неправильным – макрос NET в задании с одним правильным ответом (Вариант 1) или макрос DA_MN и NET_MN в задании с несколькими правильными ответами (при Варианте 2 задание будет считаться выполненным, если выбраны ВСЕ правильные ответы на слайде).
Переход между слайдами осуществляется программно. При этом у каждого слайда нужно отключать «переход по клику». По умолчанию включена возможность повторения сделанных ошибок. Если во 2-м слайде удалить кнопку «исправить», то исправление задания предлагаться не будет. Добавлен шаблон исправления неправильного текста с клавиатуры. Шаблон имеет 2 эталона, располагающихся внизу вне зоны видимости слайда – «неправильный текст» (слева) и «правильный текст» (справа). Все что вам необходимо сделать – заполнить эти два поля. Вставка текста осуществляется через выбор объекта TextBox правой кнопкой, а затем меню «Объект TextBox» => Edit.




























Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2012»




Придачина Ирина Владимировна 13PAGE \* MERGEFORMAT142215




Курсы повышения квалификации

Освоение новых педагогических технологий

Пути приобретения опыта

Экспериментальная работа

Обмен опытом

Внеклассная работа

Участие в конкурсах

Индивидуализация учебного процесса

Социализация учащихся

Педагогический потенциал информационно-образовательной среды

Создание ситуации успешности для учащихся

Ориентация
на самообразование

Организация коллективной деятельности или работа
в группах

Возможность обеспечения деятельностного подхода

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Денежный [0]Финансовый [0]1 уровень
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·3 уровень
·
·
·
·
·
·
·
·
·Уровень мотивации учения 6А класся
·Уровень мотивации учения 6А класс
·13
·Уровень мотивации учения 6А класс
·1 уровень
·3 уровень
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Денежный [0]Финансовый [0]1 уровень
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·3 уровень
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Уровень мотивации учения 9 А класся
·Уровень мотивации учения 9 А класс
·13
·Уровень мотивации учения 9 А класс
·1 уровень
·3 уровень
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Денежный [0]Финансовый [0]1 уровень
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·3 уровень
·
·
·
·
·
·
·
·
·Уровень мотивации учения 6А класся
·HP Deskjet 2050 J510 seriesHP Deskjet 2050 J510 series2 уровень
·4 уровень
·
·Диаграмма 7