Статья Развитие познавательных интересов при изучении химии и биологии
Развитие познавательных интересов
при изучении химии и биологии
Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и в создании творческой атмосферы. Важное значение имеет эмоциональное восприятие школьниками учебного материала. Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и в значительной мере зависит от его личности, эрудиции, педагогического опыта. Я считаю, что познавательный интерес – один из самых значительных факторов учебного процесса.
Не является тайной то, что сегодня у учащихся значительно угасает интерес к учебе, и поэтому много времени необходимо уделять развитию познавательных интересов школьников.
Вопрос формирования познавательных интересов учащихся, поисков путей мотивации к учебе – одна из главных проблем в школьном образовании сегодня.
Познавательный интерес имеет поисковый характер, положительно влияет не только на процесс и результаты деятельности, но и на процессы мышления, памяти, внимания.
Работе в этом направлении способствует использование на уроках активных форм обучения.
При подготовке к уроку, я стараюсь подобрать такой материал, который не оставил бы учащихся равнодушными, способствовал их интеллектуальному развитию, создал эмоциональный настрой. Так сфера использования художественной литературы на уроке безгранична : отрывки и примеры из литературных произведений могут быть приведены в качестве иллюстрированного материала при изучении новой темы, при закреплении изученного материала и при опросе. Конечно – это не внедрение поэзии в биологию и химию. Но мы знаем как выигрывает урок , украшений поэтическими строчками, способствует развитию познавательных интересов. Так, например, закончилась одна тема, начинается другая! Нужна связка – материал который может возбудить познавательный интерес. Своеобразным ключом к двери познавательного интереса могут быть самые разные строки из стихотворений. Так, изучая тему «Фотосинтез» ставлю проблему, зачитываю стихотворение:
Говорят что зимою воздух свеж.
Свежий воздух такой создан, где же?
В поле, чаще лесной, только вот
Ничего там зимой не растет!
Кислород наш земной, тот, что в воздухе есть
Лишь травой и листвой создан весь.
А в полярных странах где всегда холод,
Чувствуется постоянный кислородный голод?
Даем ответ почему в полярных странах чувствуется кислородный голод, рассматривая процесс фотосинтеза и говорим об охране зеленых насаждений.
А сколько стихотворений, песен написано о сердце. Кто сильнее, чем поэты, раскрыл удивительные свойства неспокойного, благородного, бесстрашного, чистого, храброго, злобного, нежного и доброго сердца. При изучении темы «Строение и работа сердца» зачитываю стихотворение Е.Межелайтиса:
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе – все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело…
Рассматриваем строение сердца. Показываем что без сосудов жизнь человека была бы невозможна. Разбираем слова поэта что сердцу до всего есть дело.
При изучении темы «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» эпиграфом к этой теме служит стихотворение М.Глазкова
Пусть зимний день с метелями
Не навивает грусть-
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем,
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Чтобы научить учащихся быстро и правильно составлять формулы по валентности и определять валентность по готовым формулам использую следующие стихи:
I случай. Когда валентность совпадает,
( I-I; II-II; III-III)
Тогда уж проще не бывает.
Два элемента рядом стали,
И больше не было печали.
" " ' ' '" "'
Например СаО, НСL, ALN
II cлучай Когда валентность чет – нечет
(I – II; II – III; II –IV; II –VII )
То нужен здесь простой расчет
Простая схема здесь нужна.
Всегда поможет нам она.
Наперекрест, не забывай,
Валентность в индекс превращай!
"' " V "
Например AL2O3 ; P2O5
III cлучай Когда большая валентность
На меньшую делится,
То составить формулу –
Сущая безделица.
Поскорее подели,
Ответ в индекс преврати.
IV II II IV IV II
Например SO2 Mg2C CrO3
Усвоив эти три случая, даже самые слабые ученики легко составляют формулы любых бинарных соединений.
Одной из форм, позволяющей развивать познавательный интерес учащихся является деловая игра. Эта форма позволяет сочетать элементы обучения и воспитания, учитывает познавательные и творческие интересы детей. Так при проведении обобщающей темы «Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма» проводим урок в игровой форме. В начале урока объявляю правила игры. В первом туре проводятся конкурсы, остановки на станциях « Разминка», «Кто быстрее», «Цитологическая ромашка», «Путаница».
II тур. Зная, что такое клетка обьясните пословицы «Цитологической речью», «Без хозяина – дом сирота», «Кто в доме хозяин» и почему так называются : «Капля малая, а по капле море».
III тур. Конкурс сказочников. Учащиеся рассказывают сказки составленные о клетке.( домашнее задание).
IV тур. Конкурс «Молчанка» ( письменный тематический контроль знаний).
Такой урок позволяет включить в активную работу всех учащихся с различным уровнем подготовки, способствует формированию представления, развивать фантазию и интеллект учащихся, интерес к обучению на различных его уровнях.
При изучении химии и биологии использую загадки, которые помогают развивать наблюдательность, сообразительность, находчивость. Для того , чтобы отгадать загадки учащийся должен хорошо знать материал школьного учебника, программы, читать дополнительную литературу. Загадки использую при закреплении нового материала, опросе учащихся, на обобщающих уроках. При этом прошу ребят не только отгадать загадку, но и прокомментировать ответ. Вот некоторые из них :
Семейство Крестоцветные :
На плечах Игнашки
Сорок три рубашки-
Все из ткани отбеленной,
А поверх пиджак зеленый.
Цветок – напрасный
Плод – опасный
А все поле засажено.
При изучении химических элементов использую такие загадки:
В таблице я – известный элемент,
Но букву измени с одного края,
И убедишься ты в один момент,
Что я не элемент уже а пролив( фосфор, «Босфор»)
Когда «Т» - он элемент,
Но учти такой момент:
Исправь «Т» на «Р»
Деспот правит здесь теперь
( Титан, Тиран)
С целью развития познавательных интересов учащихся, развития любознательности провожу конкурсы кроссвордов, которые учащиеся составляют самостоятельно дома, блиц – викторины, учащимся предлагаются вопросы, на которые команды должны быстро ответить. Конкурс «Экологическое лото» - каждая команда получает конверт с набором карточек, на которых написанные слова. Из этих слов необходимо собрать пословицы. Например : «Одно дерево срубили – посадили сорок», «Капля малая а по капле море».
При изучении биологии в 6,7 классах провожу конкурсы целителей. Предлагаю учащимся различные ситуации: Ваш товарищ попал под дождь, намок, промочил ноги. У него поднялась температура. Как бы вы , используя народные средства, вылечили его?
Изучая тему «Насекомые» учащиеся рассказывают о том, как применяются насекомые и продукты их жизнедеятельности в медицине.
При изучении темы по химии в 7классе «Круговорот кислорода в природе» с целью развития познавательных интересов решаем задачу биологического смысла: «Один человек потребляет при дыхании около 15 дм.куб. кислорода в час. Какая часть кислорода, находящегося в воздухе вашего класса, израсходуется за один рабочий день(6 уроков)»;
«В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. При работе двигателя внутреннего сгорания расходуется 1825 кг кислорода на 100 км пути. Сколько времени может дышать человек этим кислородом?»
Говорим о значении кислорода и охране окружающей среды.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся используют так же интерактивное обучение.
Приведу несколько примеров.
Метод мозгового штурма.
Тема : «Роль кожи в терморегуляции»
Читаю стихотворение
«Если взять на ладонь ребешку,
Обжигает ее ладонь:
Рыбке надо тепла немножко,
А у нас по жилам – огонь»
(И.Сальвянский)
А правда, почему так? Чтобы ответить на вопрос, необходимо вспомнить:
- что является жизнедеятельностью клетки, организма?
- что такое обмен веществ?
- какие процессы лежат в основе обмена веществ?
- что поддерживают эти процессы?
- чем сопровождаются все химические реакции?
-на что тратиться энергия , которая выделяется при реакциях?
- в какую форму превращаются все виды энергии?
-что происходит дальше с тепловой энергией?
- какой орган играет в этом основную роль?
- как можно назвать этот процесс?
- может ли кожа выполнять эту функцию?
С целью активизации мыслительной деятельности всех учащихся класса провожу игры –викторины.
Тема: Голосовой аппарат и речь.
Во время обобщения полученных знаний провожу такую игру.
1.Почему легочное дыхание характерное для больших организмов, а трахейное для мелких?
2.Когда человека перед операцией усыпляют, наркозную маску кладут на лицо. Достаточно ли для усыпления насекомого поместить его голову в морилку?
3.Крокодил хватает свою добычу под водой и не захлебывается. А вы бы смогли? Если да, то как, а если нет – то почему?
Конкурс «Отгадаем»
Учащимся предлагается отгадать кроссворды, загадки.
В своей работе я также использую
- тестовый контроль
- химические и биологические диктанты
- решение задач математического характера.
Например: Рассчитайте минутный обьем крови , если известно, что количество кислорода, который используется за 1 минуту равняется 240 мл, содержание кислорода в артериальной крови – 19%, а у венозной – 13% ( ответ 4л крови).
Учу учащихся составлять таблицы, графики, мини – конспекты, выделять главную мысль.
Так, например при изучении темы «Иммунитет, виды иммунитета» учащиеся составляют такую схему:
Факторы влияющие на развитие иммунитета
- закаливание , - плохая наследственность,
- физическая культура, - нарушение обмена веществ,
- здоровый способ жизни, - эндокринные нарушения,
- чистая окружающая среда, - неврозы,
- плохое питание,
- загрязненная окружающая среда
С целью активизации познавательных интересов учащихся я использую задания трех уровней:
I группа школьников – на уровне воспроизведения. Оцениваю их глубину, полноту и системность.
II группа – на уровне выявления оперативности и гибкости знаний учащихся, умения применять знания на практике, нахождения способов их применения при изменении ситуаций, то есть предлагаю выбрать нужный вариант из нескольких известных.
Вопросы третьей группы подбираю доступными и интересными для школьников, которые хорошо усваивают программный материал.