Развитие интереса учащихся к чтению художественных произведений на уроках литературы в школе с родным языком обучения








Проект

« Развитие интереса учащихся к чтению художественных произведений
на уроках литературы в школе с родным языком обучения».
























Выступление на конкурсе

«Учитель года-2010»

Блиновских В.Ф.








Никогда никакими силами вы не
заставите читателя познать мир
через скуку. Читать, должно быть
интересно.

А.Н.Толстой.


В последние годы чтение из сферы культуры, обогащающей внутренний мир человека, стремительно уходит в сферу информации и развлечения. Книгой стали пользоваться, с книгой стали работать, но не читать. Поэтому так понятна озабоченность педагогов тенденцией снижения уровня детского чтения, причинами которого являются: чрезмерное увлечение теле-, видео-, аудио-продукцией; повсеместное внедрение компьютерной техники и интернета.
Но как же быть тогда с уроками литературы в школе, где немаловажную роль играет знание текста художественного произведения. И очень важно, чтобы учащиеся поняли замысел писателя, чтобы герои прочитанных произведений стали им близки и понятны, Чтобы сердца ребят откликнулись на те проблемы, которые подняты автором. В школе с родным языком обучения задача усложняется еще и тем, что уровень лингвистической подготовки учащихся разный.
Так среди учащихся 5 класса в начале года
- владели свободно русским языком – 15 %
- правильно составляли предложение – 40 %
- умели связно составлять текст – 30 %
- сформированы речевые навыки – 30 %
- умели писать сочинения – 30 %
- анализировали текст – 25 %.


Было проведено анкетирование по изучению читательских интересов. Перед опросом проверялась техника чтения, после чего были заданы следующие вопросы:
1. Назовите произведение, прочитанное самостоятельно?
2. Какие книги запомнились и полюбились вам больше всех? Почему?
3. Кто подбирает вам книги?
4. Интересуются ли родители вашим чтением?
В результате выяснилось, что 50 % учащихся владеют техникой чтения. У многих учащихся выбор книг не осознан. Нравится читать сказки, рассказы с яркими иллюстрациями. Родители перестают интересоваться чтением детей.
И складывается напряженная ситуация, когда ученик с нежеланием идет на урок, потому что надо анализировать, учить, отвечать на вопросы, писать сочинения. Как при таком отношении ученика к уроку формировать творчески активную личность? Как привлечь его к диалогу на уроке? Как научить читать текст?

Чтобы ответить на перечисленные вопросы, я обратилась к изучению проблемы:
Как развивать интерес учащихся к чтению художественных произведений на уроках литературы?

Таким образом, актуальность проекта обусловлена рядом противоречий: между необходимым знанием текста на уроке литературы и отсутствием интереса к чтению; между формированием творческой личности и нежеланием учащихся заниматься творчеством .
Следовательно, необходимо разработать такие уроки, когда школьнику был бы радостен, прежде всего, процесс общения, чтобы он не боялся учиться мыслить, говорить и писать на русском языке и имел возможность для выражения собственного «я».

Тема моего проекта звучит так:
« Развитие интереса учащихся к чтению художественных произведений на уроках литературы в школе с родным языком обучения».

Цель проекта: разработать систему приемов и методов, развивающих интерес учащихся к чтению на уроках литературы.

Объект исследования – процесс формирования интереса к чтению у школьников.

Предмет исследования – Методы и приёмы ,влияющие на развитие интереса учащихся к чтению художественных произведений.

Гипотеза - ученики с интересом будут читать художественные произведения , если учебный процесс проектируется учителем на решение следующих задач:
- стимулирование личностного восприятия учащимися литературных
произведений;
- создание условий для творческого общения школьников;
- развитие воображения, нравственных качеств, актерских способностей.

Задачи проекта:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме
- разработать и апробировать содержание и методы формирования у детей
читательского интереса;
- развивать интерес к чтению и изучению литературы;
- формировать потребность читать «настоящую» литературу;
- развивать творческие способности;
- формировать у учащихся собственные убеждения и способность их
утверждать и отстаивать.


Новизна проекта заключается в том, что интерес к чтению осуществляется через развитие творческого и критического мышления, идеи
сотрудничества и опережающего обучения.

Практическая значимость проекта заключается в следующем:
определены методические приемы по развитию интереса учащихся к чтению в национальной школе:
создана попытка выработать систему работы обучению анализа и созданию собственного текста.

Участниками проекта являются учащиеся 5-9 классов МОБУ СОШ с. Мещегарово.

Практическая часть проекта.

Работа на уроке литературы требует от учителя максимальной творческой Активности. Только тогда, когда сама испытываешь искренний и глубокий интерес к произведению, возможен настоящий диалог с учеником. Но диалог и творческая атмосфера не сразу могут возникнуть на уроке. К ним нужно готовить школьников и большую помощь мне оказывают таблицы, логические схемы, образовательные технологии.
1. Методическая наука всегда проявляла усиленный интерес к таким приёмам ,которые бы приближали художественный текст к читателю ,побуждали вчитываться в него .
Устное словесное рисование –входит составной частью в анализ текста, служит развитию воображения ,наблюдательности обогащению словаря школьника, способствует пониманию авторской мысли .В 5 классе учащиеся сначала рисуют иллюстрации к эпизодам произведения а затем развивают своё творческое воображение и речевые навыки . Эмоционально -личностная оценка изображаемого –непременное условие создания словесной картины .После занятий по словесному рисованию ученики совсем иначе начинают воспринимать изучаемые на уроках литературы произведения. У детей развивается способность « входить» в мир нероев литературного произведения,
Рисовать в воображении картины на основе воспроизведенных в тексте деталей.
Задания:
-нарисуйте словесную иллюстрацию к художественному произведению или к его эпизоду.
-нарисуйте словесную « обложку» к художественному произведению.
(слайд)на экране вы видите иллюстрации к произведениям .

2. Эффективным приемом развития интереса к чтению является и составление сценариев.
Инсценирование отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную
эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературного произведения. В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации и сами начинают поиск нужного материала, читают дополнительную литературу (на экране эпизод из повести «Барышня-крестьянка»).

3. Составление диафильма к прочитанному произведению позволяет активизировать внимание учащихся развивает ,творческое воображение , формирует эстетический вкус ,развивает умение составлять план .Учащиеся с удовольствием включаются в работу ,доказывают и обосновывают свою точку зрения . А для этого, конечно же ,надо очень хорошо знать текст .

На экране вы видите выступление ученика по составленному плану .
Записи кадров из стихотворения Бунина «Густой зелёной ельник у дороги»
1 кадр . И.Бунин «Олень»
2 кадр . На заднем плане -еловый лес. Вдоль леса идёт олень .Он большой ,стройный
3 кадр . На снегу ,недалеко от леса ,много узких тропинок .Они образовались от следов оленя.


4 Использование ИКТ .Учебники литературы для учащихся не снабжены иллюстрациями, портретами писателей. И здесь на помощь приходит использование компьютерной технологии. Применение на уроке компьютера воспитывает у учащихся познавательную активность, формирует навыки самостоятельной работы, расширяет кругозор,повышает уровень культурного образования. Становится возможным применение межпредметных связей.Ученики с удовольствием подбирают к тексту иллюстрации, музыку, пейзажи.
( слайд. К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».)

5.Учащимся нравятся приемы технологии развития критического мышления. На экране вы видите составление кластеров, синквейна на примере произведения Э. Хемингуэя «Старик и море». Большое внимание уделяется написанию творческой работе (эссе). Ученики учатся излагать свои мысли письменно. Незаметно и ненавязчиво идет подготовка к ЕГЭ. Ученики учатся различать такие понятия, как: тема и проблема. Аргументируют собственное мнение по проблеме, пользуясь предложенной схемой.





















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Результаты апробации технологии развития критического мышления на уроках литературы позволяют отметить, что цель данной технологии отвечает целям образования на современном этапе, ее приемы интересны учащимся, они с удовольствием работают по тексту.

На уроке используются логико –смысловые модели.Они помогают развивать логическое мышление учащихся и понять авторскую мысль.Ученики с удовольствием работают со схемой и сразу становятся понятными философские вопросы, поставленные автором в сказке «Маленький принц».

(слайд)
6. Умение понимать поэзию не приходит само собой – стихи требуют работы души. Стихотворения труднее для восприятия, потому что требуют раздумий, напряженного внимания к слову, разгадки образов. При чтении прозы читатель-подросток, подчас не понимая мысли и особенностей ее выражения, способен увлечься хотя бы сюжетом. Как добиться того, чтобы анализ лирического произведения не отбивал интерес к чтению, а усиливал его? Предлагаемая методика развивает ассоциативное мышление и воображение, позволяет углубиться в текст. На экране вы видите использование данной методики на примере стихотворения М.Лермонтова «Тучка». Ученики называют действующих лиц стихотворения, записывают ряды лексических цепочек с указанием изобразительных средств и свои ассоциации. Дети учатся определять авторскую позицию по отношению к тучке и утесу, рассуждать о проблемах реальной жизни.
Данный алгоритм, конечно же, не может служить универсальным
«ключом» к постижению любого поэтического текста. В каждом отдельном случае принцип анализа реализуется так, как подсказывает сам текст.

Тучка

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств
Ассоциации

Тучка ( умен.суффикс)
Золотая (эпитет) Утром
умчалась (олицетвор.)
Лазурь Весело (эпитет)
играя (олицетвор.)
Легкая, подвижная,легкомысленная, светлая Молодость,солнце,чистое небо


Утес-великан (эпитет)

Влажный след(эпитет)

Морщина (олицетвор.)

Старый(эпитет)

Одиноко(эпитет)
Задумался (олицетвор.)

Плачет (олицетвор.)
Тяжелый, темный,неподвижный , несчастный , Разлука ,



Старость

Одиночество ,

слезы



6.Следующая методика поэтических ассоциаций используется в национальной школе в старших классах при изучении литературных взаимосвязей .(татарская литература )
В процессе анализа произведений русских писателей учащиеся самостоятельно подбирают из татарской литературы для сопоставления произведение, близкое по теме, идее и жанру. Составление сообщений способствует повышению читательской активности, формированию навыков самостоятельной работы, а также развитию речи.
Методика активизирует у читателя-школьника не только механическую память,но и ассоциативную .Приём использования реминисценций требует от школьника хорошей литературоведческой подготовки,начитанности.
На экране поэтические ассоциации ,используемые при изучения творчества Пушкина
А.С.Пушкин


«К морю»






«В Сибирь»

Шайхи Маннур «В море» (4 часть)
Прощай, свободная стихия!
Последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.




Сибгат.Хаким «Ходил я в «церковь декабристов»
Звенит железо.
Я их в наши дни
Зову: «Пришла желанная пора»
И, словно мы расстались лишь вчера,
О Пушкине справляются они


На экране вы видите результаты проекта, изучение которых подтвердило эффективность выбранного мною пути решения проблемы.

Показателем эффективности можно считать:
- устойчивость знаний учащихся;
- сформированность коммуникативных навыков учащихся;
- устойчивый интерес к чтению и изучению литературы, желание участвовать в различных творческих конкурсах.






















Но главный результат, я надеюсь, мои ученики покажут на экзамене.

Какие бы приемы и методы не применялись учителями-словесниками на уроках, цели и задачи литературного образования сегодня - воспитывать интерес к чтению с начальной школы, повышать общую и читательскую
культуру учащихся, формировать эстетический вкус, культуру речи.



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

















море

друг

радость

труд

неудачи

солнце

радость

Опасность





«Старик и море» - это.
-Название повести.
-Взаимоотношения человека и природы.
-Проблема старости и одиночества.
-Вера в человека.
-Преемственность поколений.


Текст

Основная проблема –это та,
-что стала объектом раздумий автора;
-над которой он в основном размышляет;
-к которой он неоднократно возвращается;
-по которой отчётливо заявлена авторская
позиция.

Проблема
(их может быть много)

Тема

Научно –
популярная
литература

Историческая
литература

Художественная
литература

Читательский
опыт

традиционно

исторический
опыт

собственные
наблюдения
и выводы

реальные
факты
из
жизни
окружающих

Жизненный опыт



4. Методика преподавания русской литературы в 5-8 классах/под ред.С.К.Бирюкова и др.- Л: Просвещение,1990 год-368 стр.

5. Мосунова Л.А. Обучение словесному рисованию .-Литература в школе ,№2, 1994 .-стр.77.

6. Сенюшкина Т.В. Как пробудить интерес к чтению .-Литература в школе, №7, 2007,стр.43


Информационные ресурсы
Ахметзянов М.Г. Изучение литературных взаимосвязей в татарской школе. –Казань, Татарское книжно е издательство,1985 год.
Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста :Методическое пособие для учителей –словесников .-М.: Русское слово ,2006.-112с.
Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству .-М :Просвещение ,1991.-127 стр.



15