Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Игротерапия» для обучающихся с нарушением интеллектуального и речевого развития (подготовительный,1, 2, 3 классы)


Рекомендовано к утверждению Педагогическим советом
Протокол № 1 от «_31_» _августа_ 2016 г.
Утверждаю:
Директор СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» _______________С.В. Картунина
Приказ от «01»_сентября 2016_г. № _63/1-о_
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса
«Игротерапия»
для обучающихся с нарушением интеллектуального и речевого развития
(подготовительный,1, 2, 3 классы)
И. Н. Самородская, учитель - логопед
Рассмотрено на МО педагогов службы сопровождения
протокол № __ от «__» __20__ г.
руководитель МО_______________ Т.С.Коржова Согласовано:
заместитель директора по УВР
«__» __20__ г.
____________А.Е.Степаненко
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена Маслич Ириной Петровной на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009; «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. – М.: Просвещение, 2009.
Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности. Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей.
Функции игротерапии:
- коммуникативная – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
- релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
- воспитательная – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;
-развивающая – развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы;
- дидактическая – обогащение информацией об окружающем мире.
Цели программы:
дать многогранное полифункциональное представление учащимся об окружающей действительности;
обогатить их чувственный познавательный опыт, способствующие оптимизации психического развития ребенка и эффективной социализации в обществе.
Задачи программы:
корригировать ВПФ ребенка, недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевую сферу;
предупреждать вторичные отклонения и нарушения в развитии;
подготавливать к восприятию учебного материала, осуществляя межпредметную связь;
учить умению сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;
формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов - определенных систем и шкал: величины, световой спектр;
воспринимать окружающий мир через свойства и признаки его объектов: цвет, вкус, запах, звуки, ритмы;
развивать слухоголосовые и зрительно-двигательные координации, моторную неловкость, мелкую моторику;
обогащать словарный запас новой терминологией;
воспитывать мотивацию к учению.
Формирование УУД в коррекционном курсе «Игротерапия»
Личностные УУД:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей; родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи.
Познавательные УУД:
•осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
КоммуникативныеУУД:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия.
Направления коррекционной работы:
- развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);
- развитие общей и мелкой моторики;
- коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;
- активизация исполнительской деятельности.
Программа «Игротерапия», составлена с учетом психофизических особенностей умственно отсталых детей, которым свойственны нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы. Она опирается на ведущие виды деятельности младшего школьного возраста – учебу и игру. Коррекционная направленность занятий в игровой форме помогут обучающимся в непринужденной обстановке успешно овладевать содержанием начальной ступени обучения, восполнить пробелы в знаниях.
Разделы, темы программы, содержание цикла занятий носят коррекционно-развивающий характер. Программа реализуется через предметно-практическую, музыкально-ритмическую, изобразительную деятельность, конструирование, тренировочные упражнения, игры и готовит учащихся к восприятию учебных предметов на уроках математики, русского языка, устной речи, занимательного труда, рисования, физкультуры, живого мира. На уроках используются опорные схемы, демонстрационные пособия, аудио, видео - материалы, компьютерные технологии. Концентрическое расположение учебного материала создает условие для постепенного накопления информации учащимися, отработки её по темам и развития каждого ребенка в ЗБР.
Количество часов по программе 1- 4 классов составляет за год -34 часа (1 класс – 33 часа). Структура разделов в каждом классе и количество часов по разделам одинаковы (кроме 1 класс, Раздел IX.Формирование временных представлений - 2 ч.)
Разделы программы
Формирование моторики и графомоторных навыков.
Формирование тактильно-двигательного восприятия;
- формирование кинестетических и кинетических ощущений;
- формирование представлений о форме, величине, цвете предметов, конструирование;
- формирование зрительного восприятия;
- формирование представлений об особых свойствах предметов;
- формирование слухового восприятия;
- формирование пространственных представлений;
- формирование временных представлений.
Реализация программы направлена на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, высших психических функций и познавательной сферы, преодоление трудностей в владении программными знаниями, умениями, навыками, что способствует осуществлению личностно ориентированного подхода.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- несложные упражнения для мелкой моторики (пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением);
- понятия (использовать в речи): «трафарет», «большой-маленький», «холодный-горячий», «сладкий-горький-соленый», «приятный-неприятный» (запах), «тяжелый-легкий», «левый-правый», «первый-последний», «верх-низ», «между», «вперед-назад», ;
- геометрические плоскостные фигуры: круг, треугольник квадрат.прямоугольник;
- основные цвета: красный, синий, зеленый, белый, черный, желтый;
- понятия: «сутки», названия частей суток: утро, день, вечер, ночь и их последовательность;
- названия дней недели и их порядок, понятия «сегодня», «завтра», «вчера»».
Учащиеся должны уметь:
- выполнять действия по инструкции и по образцу учителя, несложные упражнения для мелкой моторики;
- пользоваться письменными принадлежностями, копировать по образцу, обводить по точкам несложные изображения, геометрические фигуры;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из признаков: форма, цвет, величина.
- называть и различать геометрические фигуры, цвета;
- составлять предметы их 2-3 частей;
- определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
-определять и называть и общие отличительные признаки двух предметов
(визуально);
- классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомых сенсорных эталонов, выполнять простейшие обобщения;
- различать речевые и неречевые звуки;
- ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
- выделять части суток, определять порядок дней недели.
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ

п/п Разделы, темы: Количество часов
Примерная
программа
Модифицированная
программа
I. Формирование моторных и графомоторных
навыков. 14 7
II. Формирование тактильно-двигательного
восприятия. 4 2
III. Формирование кинестетических и кинетических ощущений.
4 2
IV. Формирование представлений о форме, величине,
цвете предметов. Конструирование.
18 7
V. Формирование зрительного восприятия.
5 3
VI. Формирование представлений об особых
свойствах предметов.
4 4
VII. Формирование слухового восприятия.
5 3
VIII. Формирование пространственных представлений.
7 3
IX. Формирование временных представлений.
5 2
X. Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.
2 -
ИТОГО: 68 33
Календарно-тематическое планирование
ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ
Подготовительный класс
33 часа, 1 час в неделю

п\п РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ПРОГРАММЫ: Кол.-во
часов Дата
по
плану
I.Формирование моторных и графомоторных навыков
7 1 Развитие крупной моторики. Действия, движения по инструкции: бросание мячомв цель. Подвижные игры «Выбивной».
1 2 Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов».
1 3 Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты».
1 4 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур.
1 5 Развитие координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме». 1 6 Работа в технике рваной аппликации. 1 7 Сгибание бумаги. Вырезание ножницами
прямых полос.
1 II. Формирование тактильно-двигательного восприятия
2 8 Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. Дидактическая игра « Чудесный мешочек».
1
9 Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».
1 III. . Формирование кинестетических
и кинетических ощущений
2 10 Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется».
1 11 Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр). 1 IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.
7 12 Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра
«К фигуре подбери предмет».
1 13 Геометрические фигуры: квадрат,
прямоугольник. Дидактическая игра
«К фигуре подбери предмет».
1 14 Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте.
1 15 Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу.
1 16 Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета».
1 17 Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета предмет?».
1 18 Составление целого из частей (разрезнойматериал, 2-3 детали).Дидактическая игра «Собери сам». 1 V. Формирование зрительного восприятия
3 19 Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы».
1 20 Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» (У стола-ножки, у ведра –ручки..).
1 21 Дидактическая игра: «Что изменилось?».
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. 1 VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов
4 22 Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий …), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно».
1 23 Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный).
Дидактическая игра: «Узнай по вкусу».
1 24 Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху».
1 25 Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра «Легко - тяжело».
1 VII. Формирование слухового восприятия
3 26 Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух».
1 27 Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). 1 28 Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных).
1 VIII. Формирование пространственных представлений
3 29 Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука). Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад...).
1 30 Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона…). Дидактическая игра: «Расположи верно».
1 31 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я».
1 IX. Формирование временных представлений
2 32 Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?»
1 33 Неделя. Порядок дней недели. Знакомство с понятиями: «сегодня», «завтра», «вчера». Дидактическая игры: «Что я делал», «Когда это было?».
1 ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ
Подготовительный класс
33 часа, 1 час в неделю
I.Формирование моторных и графомоторных навыков – 7 часов
Развитие крупной моторики. Действия, движения по инструкции: бросание мяча в цель, по движущемуся предмету. Подвижные игры «Выбивной».
Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов».
Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты».
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур.
Развитие координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме».
Работа в технике рваной аппликации
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия – 2 часа.
Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. Дидактическая игра « Чудесный мешочек».
Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».
III. . Формирование кинестетических и кинетических
ощущений – 2 часа.
Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется».
Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр) ..
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование – 7 часов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра
«К фигуре подбери предмет».
Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет».
Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте.
Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу.
Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета».
Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?».
Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали).Дидактическая игра «Собери сам».
V. Формирование зрительного восприятия – 3 часа.
Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы».
Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» (У стола-ножки, у ведра – ручки..)
Дидактическая игра: «Что изменилось?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
VI. Формирование представлений об особых свойствах
предметов – 4 часа.
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий ..), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно».
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный). Дидактическая игра: «Узнай по вкусу».
Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху».
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра
«Легко - тяжело».
VII. Формирование слухового восприятия – 3 часа.
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух».
Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).
Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных).
VIII. Формирование пространственных представлений - 3 часа.
Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука). Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад, ..).
Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона..). Дидактическая игра: «Расположи верно».
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я».
IX. Формирование временных представлений – 2 часа.
Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?»
Неделя. Порядок дней недели. Знакомство с понятиями: «сегодня», «завтра», «вчера». Дидактическая игра: «Что я делал», «Когда это бывает?».
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- несложные упражнения для мелкой моторики (пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением);
- понятия (использовать в речи): «трафарет», «большой-маленький», «холодный-горячий», «сладкий-горький-соленый», «приятный-неприятный» (запах), «тяжелый-легкий», «левый-правый», «первый-последний», «верх-низ», «между», «вперед-назад», ;
- геометрические плоскостные фигуры: круг, треугольник квадрат.прямоугольник;
- основные цвета: красный, синий, зеленый, белый, черный, желтый;
- понятия: «сутки», названия частей суток: утро, день, вечер, ночь и их последовательность;
- названия дней недели и их порядок, понятия «сегодня», «завтра», «вчера»».
Учащиеся должны уметь:
- выполнять действия по инструкции и по образцу учителя, несложные упражнения для мелкой моторики;
- пользоваться письменными принадлежностями, копировать по образцу, обводить по точкам несложные изображения, геометрические фигуры;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из признаков: форма, цвет, величина.
- называть и различать геометрические фигуры, цвета;
- составлять предметы их 2-3 частей;
- определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
-определять и называть и общие отличительные признаки двух предметов
(визуально);
- классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомых сенсорных эталонов, выполнять простейшие обобщения;
- различать речевые и неречевые звуки;
- ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
- выделять части суток, определять порядок дней недели.
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ НА 2014-2015 УЧ. ГОД

п/п Разделы, темы: Количество часов
Примерная
программа
Модифицированная
программа
I. Формирование моторных и графомоторных
навыков. 14 7
II. Формирование тактильно-двигательного
восприятия. 4 2
III. Формирование кинестетических и кинетических ощущений.
4 2
IV. Формирование представлений о форме, величине,
цвете предметов. Конструирование.
18 7
V. Формирование зрительного восприятия.
5 3
VI. Формирование представлений об особых
свойствах предметов.
4 4
VII. Формирование слухового восприятия.
5 3
VIII. Формирование пространственных представлений.
7 3
IX. Формирование временных представлений.
5 2
X. Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.
2 -
ИТОГО: 68 33
Календарно-тематическое планирование
ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ
1 класс
33 часа, 1 час в неделю

п\п РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ПРОГРАММЫ: Кол.-во
часов Дата
по
плану
I.Формирование моторных и графомоторных навыков
7 1 Развитие крупной моторики. Действия, движения по инструкции: бросание мячомв цель. Подвижные игры «Выбивной».
1 2 Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов».
1 3 Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты».
1 4 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур.
1 5 Развитие координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме». 1 6 Работа в технике рваной аппликации. 1 7 Сгибание бумаги. Вырезание ножницами
прямых полос.
1 II. Формирование тактильно-двигательного восприятия
2 8 Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. Дидактическая игра « Чудесный мешочек».
1
9 Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».
1 III. . Формирование кинестетических
и кинетических ощущений
2 10 Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется».
1 11 Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр). 1 IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.
7 12 Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра
«К фигуре подбери предмет».
1 13 Геометрические фигуры: квадрат,
прямоугольник. Дидактическая игра
«К фигуре подбери предмет».
1 14 Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте.
1 15 Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу.
1 16 Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета».
1 17 Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета предмет?».
1 18 Составление целого из частей (разрезнойматериал, 2-3 детали).Дидактическая игра «Собери сам». 1 V. Формирование зрительного восприятия
3 19 Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы».
1 20 Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» (У стола-ножки, у ведра –ручки..).
1 21 Дидактическая игра: «Что изменилось?».
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. 1 VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов
4 22 Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий …), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно».
1 23 Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный).
Дидактическая игра: «Узнай по вкусу».
1 24 Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху».
1 25 Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра «Легко - тяжело».
1 VII. Формирование слухового восприятия
3 26 Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух».
1 27 Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). 1 28 Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных).
1 VIII. Формирование пространственных представлений
3 29 Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука). Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад...).
1 30 Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона…). Дидактическая игра: «Расположи верно».
1 31 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я».
1 IX. Формирование временных представлений
2 32 Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?»
1 33 Неделя. Порядок дней недели. Знакомство с понятиями: «сегодня», «завтра», «вчера». Дидактическая игры: «Что я делал», «Когда это было?».
1 ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ
1 класс
33 часа, 1 час в неделю
I.Формирование моторных и графомоторных навыков – 7 часов
Развитие крупной моторики. Действия, движения по инструкции: бросание мяча в цель, по движущемуся предмету. Подвижные игры «Выбивной».
Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов».
Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты».
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур.
Развитие координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме».
Работа в технике рваной аппликации
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия – 2 часа.
Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. Дидактическая игра « Чудесный мешочек».
Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».
III. . Формирование кинестетических и кинетических
ощущений – 2 часа.
Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется».
Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр) ..
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование – 7 часов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра
«К фигуре подбери предмет».
Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет».
Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте.
Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу.
Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета».
Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?».
Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали).Дидактическая игра «Собери сам».
V. Формирование зрительного восприятия – 3 часа.
Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы».
Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» (У стола-ножки, у ведра – ручки..)
Дидактическая игра: «Что изменилось?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
VI. Формирование представлений об особых свойствах
предметов – 4 часа.
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий ..), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно».
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный). Дидактическая игра: «Узнай по вкусу».
Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху».
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра
«Легко - тяжело».
VII. Формирование слухового восприятия – 3 часа.
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух».
Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).
Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных).
VIII. Формирование пространственных представлений - 3 часа.
Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука). Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад, ..).
Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона..). Дидактическая игра: «Расположи верно».
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я».
IX. Формирование временных представлений – 2 часа.
Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?»
Неделя. Порядок дней недели. Знакомство с понятиями: «сегодня», «завтра», «вчера». Дидактическая игра: «Что я делал», «Когда это бывает?».
2 КЛАСС
ТРЕБОВАНИЯ К НАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ:
Учащиеся должны знать:
- пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением;
- упражнения для профилактики и коррекции зрения;
- названия объемных фигур: шар, куб;
- названия частей знакомых предметов;
- приборы для измерения температуры;
- основные цвета и оттенки;
-порядок месяцев в году;
- строение часов, меры времени: минута, час.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;
- согласовывать движения рук и глаз;
- обводить по трафарету, штриховать фигуры;
- определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;
- различать и называть основные цвета и оттенки;
- конструировать предметы из 2-3 геометрических фигур;
- узнавать предметы по частям;
- определять на ощупь свойства предметов (по поверхности, по весу, температуре) и называть их;
- находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
- выполнять элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;
- различать вкусовые свойства предметов;
- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
- различать характер мелодии;
- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
- соотносить времена года с названиями месяцев.
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ

п/п Разделы, темы: Количество часов
Примерная
программа
Модифицированная
программа
I. Формирование моторных и графомоторных навыков.
14 7
II. II. Формирование тактильно-двигательного восприятия. 4 2
III. Формирование кинестетических и кинетических ощущений.
4 2
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.
18 7
V. Формирование зрительного восприятия.
5 3
VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов.
4 4
VII. Формирование слухового восприятия.
5 3
VIII. Формирование пространственных представлений.
7 3
IX. Формирование временных представлений.
5 3
X. Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.
2 -
ИТОГО: 68 34
Календарно-тематическое планирование
ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ
2 класс

п\п №
темы РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ПРОГРАММЫ: К-во
часов Дата
по пла-
ну Дата
по
фак-
ту Оборудование
I.Формирование моторных и графомоторных навыков
7 1 1 Развитие точности движений (метание мяча в цель, «Кольцеброс». 1 Кольцеброс
2 2 Координация движений: игры с мячом, обручем.Развитие координации движений рук и глаз. Дидактическая игра
«Делай как я». 1 мяч, обруч.
3 3 Обучение целенаправленным действиям по двухзвеннойинструкции (два шага вперед - поворот направо ..). Дидактическая игра «Делай как я». 1 4 4 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук: шнуровка,
нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме».. 1 шнурки, предметы для
шнуровки,
бусы, проволока
5 5 Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур. Штриховка в разных направлениях. Дидактическая игра «Создай свой узор». 1 геометриче-ские фигуры
6 6 Вырезание из бумаги обведенных по шаблону геометрических фигур. Графический диктант. 1 геометриче-ские фигуры
7 7 Работа в технике объемной аппликации. Дидактическая игра «Фантазер». 1 цветная бумага
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия
2 8 1 Определение на ощупь разных предметов (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Дидактическая игра «Волшебный мешочек». 1
предметы для«Волшебно-го мешочка».
9 2 Игры с мозаикой. 1 мозаика
III. . Формирование кинестетических и кинетических ощущений
2 10 1 Движения и позы верхних и нижних конечностей . Движения головой и телом (упражнения по инструкции учителя). Дидактическая игра «Зеркало». 1 зеркало
11 2 Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). Дидактическая игра «Море волнуется». 1 IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.
7 12 1 Формирование эталонов объемных и плоскостных геометрических фигур (шар, куб, круг, квадрат..). Группировка предметов по форме (объемные, плоскостные). 1 объемные и
плоскостные геометриче-ские фигуры
13 2 Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине, длине и ширине. Дидактическая игра «Угадай, что это?». 1 шкала полосок
14 3 Группировка предметов по форме, величине, цвету. Дидактическая игра «Пойми меня». 1 геометриче-ские фигуры
разные
15 4 Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. Дидактическая игра «Пирамидка». 1 сериацион-ные ряды
по величине предметов по форме, величине, цвету
16 5 Различение цветов и оттенков, подбор их к основным цветам. Дидактическая игра «Что бывает такого же цвета?», 1 шкала полосок
разных цветов и оттенков
17 6 Конструирование предметов из геометрических фигур (2-5 деталей). Дидактическая игра «Делай как я» 1 геометриче-ские фигуры
18 7 Выделение и различение частей знакомых предметов (стул-спинка, ножки, сиденье). Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном материале. 1 разрезные картинки
V. Формирование зрительного восприятия
3 19 1 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей. Дидактическая игра «Собери картинку». 1 разрезные картинки
20 2 Формирование зрительной памяти, наблюдательности: упражнения в сравнении двух картинок. Дидактическая игра «Что изменилось?» (3-5 предметов). 1 сюжетные парные картинки
21 3 Различение наложенных изображений предметов (2-3 изображения). Упражнения для профилактики и коррекции зрения. 1 контурные картинки
VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов
4 22 1 Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы для измерения температуры (градусник). Объяснение ощущений. Дидактическая игра «Температурка». 1 градусник
23 2 Формирование вкусовых представлений (сладкое - горькое, сырое – вареное..). Дидактическая игра «Узнай по вкусу?». 1 овощи и фрукты
24 3 Развитие обоняния (ароматы: резкий - мягкий, пищевые запахи), объяснение ощущений. Дидактическая игра «Угадай по запаху?». 1 овощи и фрукты
25 4 Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок), объяснение ощущений. Дидактическая игра «Продавец». 1 вата, гвозди, брусок
VII. Формирование слухового восприятия
3 26 1 Дифференциация музыкальных и шумовых звуков (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка..).
Дидактическая игра «Музыкант». 1 погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка
27 2 Характеристика звуков по громкости, длительности ( шумы, музыкальные, речевые звуки). Различение мелодий по характеру : веселая, грустная.. 1 погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка
28 3 Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи?» (различение по голосу). 1 VIII. Формирование пространственных представлений
3 29 1 Ориентировка в школьном помещении, Понятия «дальше-ближе». Дидактическая игра «Если можешь - скажи, а не можешь - покажи» 1 30 2 Пространственная ориентировка на листе бумаги, школьной парте (выделение углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном, вертикальном поле листа. 1 лист бумаги
31 3 Дидактическая игра «Определи положение предмета». Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. 1 IX. Формирование временных представлений
3 32 1 Времена года, порядок месяцев в году. Работа с графической моделью «времена года». Дидактическая игра «Времена года». 1 графическая модель
времена года
33 2 Знакомство со строением часов. Меры времени: минута, час. 1 34 3 Определение времени по часам с точностью до часа. Игры с моделью часов.
1 модель
часов
34 часа, 1 час в неделю
ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ
2 класс
34 часа, 1 час в неделю
I.Формирование моторных и графомоторных навыков – 7 часов.
Развитие точности движений (метание мяча в цель, «Кольцеброс».
Координация движений: игры с мячом, обручем. Развитие координации движений рук и глаз. Дидактическая игра
«Делай как я».
Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции (два шага вперед - поворот направо ..). Дидактическая игра «Делай как я».
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук: шнуровка,
нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме»..
Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур. Штриховка в разных направлениях. Дидактическая игра «Создай свой узор».
Вырезание из бумаги обведенных по шаблону геометрических фигур. Графический диктант.
Работа в технике объемной аппликации. Дидактическая игра «Фантазер».
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия – 2 часа.
Определение на ощупь разных предметов (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Игры с мозаикой.
III. . Формирование кинестетических и кинетических
ощущений – 2 часа.
Движения и позы верхних и нижних конечностей . Движения головой и телом (упражнения по инструкции учителя). Дидактическая игра «Зеркало».
Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). Дидактическая игра «Море волнуется».
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование – 7 часов.
Формирование эталонов объемных и плоскостных геометрических фигур (шар, куб, круг, квадрат..). Группировка предметов по форме (объемные, плоскостные).
Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине, длине и ширине. Дидактическая игра «Угадай, что это?».
Группировка предметов по форме, величине, цвету. Дидактическая игра «Пойми меня».
Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. Дидактическая игра «Пирамидка».
Различение цветов и оттенков, подбор их к основным цветам. Дидактическая игра «Что бывает такого же цвета?».
Конструирование предметов из геометрических фигур (2-5 деталей). Дидактическая игра «Делай как я».
Выделение и различение частей знакомых предметов (стул-спинка, ножки, сиденье). Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном материале.
V. Формирование зрительного восприятия – 3 часа.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей. Дидактическая игра «Собери картинку».
Формирование зрительной памяти, наблюдательности: упражнения в сравнении двух картинок. Дидактическая игра «Что изменилось?» (3-5 предметов).
Различение наложенных изображений предметов (2-3 изображения). Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
VI. Формирование представлений об особых свойствах
предметов – 4 часа.
Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы для измерения температуры (градусник). Объяснение ощущений. Дидактическая игра «Температурка».
Формирование вкусовых представлений (сладкое - горькое, сырое – вареное..). Дидактическая игра «Узнай по вкусу?».
Развитие обоняния (ароматы: резкий - мягкий, пищевые запахи), объяснение ощущений. Дидактическая игра «Угадай по запаху?».
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок), объяснение ощущений. Дидактическая игра «Продавец».
VII. Формирование слухового восприятия – 3 часа.
Дифференциация музыкальных и шумовых звуков (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка..). Дидактическая игра «Музыкант».
Характеристика звуков по громкости, длительности ( шумы, музыкальные, речевые звуки). Различение мелодий по характеру : веселая, грустная..
Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи?» (различение по голосу).
VIII. Формирование пространственных представлений - 3 часа.
Ориентировка в школьном помещении, Понятия «дальше-ближе». Дидактическая игра «Если можешь - скажи, а не можешь - покажи».
Пространственная ориентировка на листе бумаги, школьной парте (выделение углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном, вертикальном поле листа.
Дидактическая игра «Определи положение предмета». Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.
IX. Формирование временных представлений – 3 часа.
Времена года, порядок месяцев в году. Работа с графической моделью «времена года». Дидактическая игра «Времена года».
Знакомство со строением часов. Меры времени: минута, час.
Определение времени по часам с точностью до часа. Игры с моделью часов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0- IVкл. под редакцией И.М. Бгажноковой
- М, «Просвещение» 2011».
«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: программно-методического материала под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.
«Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Митиева Л.А., Удалова Э.Я. М. «Просвещение», 2009.
Математика. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В. – М. «Просвещение» 2013.
«Живой мир» . 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О..:– М. «Просвещение» 2013.
«ТЕХНОЛОГИЯ. Ручной труд» 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Л. А Кузнецова, – СПБ.. филиал издательства «Просвещение», 2012.
«ТЕХНОЛОГИЯ. Ручной труд» 2 класс. Методические рекомендации: пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида .– СПБ.. филиал издательства «Просвещение», 2012.
«Устная речь». 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Комарова С.В. - М. «Просвещение» 2013.
3 КЛАСС
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ:
Учащиеся должны знать:
- цветовой спектр, теплые и холодные тона;
- упражнения для профилактики и коррекции зрения;
- свойства веществ (сыпучесть, растворимость, вязкость, твердость);
- объемность времени: сутки, неделя, месяц, год и длительность временных интервалов;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять действия по трех-, четырехзвенной инструкциям педагога;
- дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по двум заданным признакам: форме, величине, цвете, обозначать словом;
- составлять цветовую гамму оттенков;
- конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать словом качество и свойства предметов;
- дифференцировать 2-3 предмета, имеющие различные свойства, определять их словом;
- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
- различать запахи и вкусовые качества, самостоятельно называть их;
- сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;
- действовать по звуковому сигналу;
- ориентироваться на плоскости и в пространстве, выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
- определять время по часам с точностью до 1 с, 1 мин, 5 мин, 1 часа.
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ

п/п Разделы, темы: Количество часов
Примерная
программа
Модифицированная
программа
I. Формирование моторных и графомоторных навыков.
14 7
II. II. Формирование тактильно-двигательного восприятия. 4 2
III. Формирование кинестетических и кинетических ощущений.
4 2
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.
18 7
V. Формирование зрительного восприятия.
5 3
VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов.
4 4
VII. Формирование слухового восприятия.
5 3
VIII. Формирование пространственных представлений.
7 3
IX. Формирование временных представлений.
5 3
X. Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.
2 -
ИТОГО: 68 34
Календарно-тематическое планирование
ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ
3 класс
34 часа, 1 час в неделю

п\п №
темы РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ПРОГРАММЫ: К-во
часов Дата
по пла-ну Дата
по
фак-ту Оборудование
I.Формирование моторики и графомоторных навыков
7 1 1 Упражнения на развитие меткости: «Кольцеброс», «Дартс».
1 Кольцеброс,
Дартс
2 2 Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Дидактическая игра «Море волнуется».
1 3 3 Обучение действиям по двух- и трехзвенной инструкции учителя. Дидактическая игра «Запомни и повтори».
1 4 4 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения: завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание… Дидактическая игра «Поможем братишке».
1 ботинки со шнурками,
рубашка с пуговицами
5 5 Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Вырезание предметов по контуру.
1 контурные изображения предметов, ножницы
6-7 6-7 Работа в технике объемной и рваной аппликации. Дидактическая игра «Юный художник». 2 цветная бумага
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия
2 8 1 Определение предметов, поверхностей на ощупь, выделение их свойств и качеств: крупные, мелкие, гладкие, шершавые, колючие … Дидактическая игра «Что бывает.. (пушистое)».
1
наждачная бумага,
вата и др.
9 2 Работа с пластилином. Техники: раскатывание, скатывание, вдавливание..). Лепка «Овощи и фрукты».
1 III. Формирование кинестетических и кинетических ощущений
2
10 1 Формирование ощущений от статистических, динамических поз частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Пойми меня».
1 11 2 Выразительность телодвижений: имитация повадок животных. Инсценирование школьных событий.
1 IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.
7 12 1 Комбинирование различных форм из геометрического конструктора по инструкции. Дидактическая игра «Строители».
1 геометриче-ский конструктор
13 2 Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам: длинный и широкий, узкий и короткий.
1 полоски разнойвеличины
14 3 Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.
1 сериационные ряды предметов по величине
15 4 Цветовой спектр. Тёплые и холодные тона. Составление полосок разной насыщенности одного цвета. Дидактическая игра «Цветик - семицветик».
1 цветные полоски
разной
насыщенно-сти
16 5 Узнавание предмета по его частям. Дорисовывание незаконченных изображений предметов. Дидактическая игра «Угадай, что, кто это?».
1 незакончен-ные
изображения предметов
17-18 6-7 Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, «Лего»).
2 пазлы, Лего
V. Формирование зрительного восприятия
3 19 1 Формирование зрительно-двигательной координации рук и глаз: рисование бордюров по образцу (отличительные, общие признаки).
1 образцы бардюров
20 2 Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами, свойствами. Дидактическая игра «Что изменилось?».
1 21 3 Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра «Повтори узор».
1 образцы узоров
VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов
4 22 1 Формирование осязания, словесное обозначение (теплее – холоднее). Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).
1 грелка, утюг, чайник
23 2 Различение пищевых запахов и вкусов. Дидактическая игра «Угадай, что это?».
1 овощи и фрукты
24 3 Формирование дифференционных ощущений: легче – тяжелее. Взвешивание на ладони, определение веса на глаз. Дидактическая игра «Продавец».
1 различные предметы
25 4 Определение свойств веществ (твердость, сыпучесть, растворимость, вязкость). Дидактическая игра «Пойми меня».
1 крупы, соль, сахар, мука
VII. Формирование слухового внимания, памяти.
3 26 1 Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди - сзади). Дидактическая игра «Откуда звук?».
1 27 2 Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона и темпу.
1 музыкальные
детские инструменты
28 3 Развитие чувства ритма. Дидактическая игра « Мы – барабанщики».
1 барабан
барабан
VIII. Формирование пространственных представлений
3 29 1 Ориентировка в пространстве (улица, класс), вербализация пространственных
отношений. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь».
1 30 2 Деление листа бумаги на глаз, на 2, 4 равные части. Расположение и перемещение предметов на поверхности листа, парты в разных положениях.
1 лист бумаги.мелкие предметы, игрушки
31 3 Моделирование пространственного положения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».
1 игрушечная мебель предметы заменители
IX. Формирование временных представлений
3 32 1 Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 час). Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин».
1 модель часов
33 2 Объемность времени: сутки, неделя, месяц, год. 1 модели: суток, дней недели, времен года с названиями месяцев
34 3 Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?».
1 модели: суток, дней недели, времен года с названиями месяцев

ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ
3 класс
34 часа, 1 час в неделю
I.Формирование моторных и графомоторных навыков – 7 часов.
Упражнения на развитие меткости: «Кольцеброс», «Дартс».
Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Дидактическая игра «Море волнуется».
Обучение действиям по двух- и трехзвенной инструкции учителя. Дидактическая игра «Запомни и повтори».
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения: завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание… Дидактическая игра «Поможем братишке».
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Вырезание предметов по контуру.
Работа в технике объемной и рваной аппликации. Дидактическая игра «Юный художник».
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия – 2 часа.
Определение предметов, поверхностей на ощупь, выделение их свойств и качеств: крупные, мелкие, гладкие, шершавые, колючие … Дидактическая игра «Что бывает.. (пушистое)».
Работа с пластилином. Техники: раскатывание, скатывание, вдавливание..). Лепка «Овощи и фрукты».
III. . Формирование кинестетических и кинетических
ощущений – 2 часа.
Формирование ощущений от статистических, динамических поз частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Пойми меня».
Выразительность телодвижений: имитация повадок животных. Инсценирование школьных событий.
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование – 7 часов.
Комбинирование различных форм из геометрического конструктора по инструкции. Дидактическая игра «Строители».
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам: длинный и широкий, узкий и короткий.
Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.
Цветовой спектр. Тёплые и холодные тона. Составление полосок разной насыщенности одного цвета. Дидактическая игра «Цветик - семицветик».
Узнавание предмета по его частям. Дорисовывание незаконченных изображений предметов. Дидактическая игра «Угадай, что, кто это?».
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, «Лего»).
V. Формирование зрительного восприятия – 3 часа.
Формирование зрительно-двигательной координации рук и глаз: рисование бордюров по образцу (отличительные, общие признаки).
Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами, свойствами. Дидактическая игра «Что изменилось?».
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра «Повтори узор».
VI. Формирование представлений об особых свойствах
предметов – 4 часа.
Формирование осязания, словесное обозначение (теплее – холоднее). Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).
Различение пищевых запахов и вкусов. Дидактическая игра «Угадай, что это?».
Формирование дифференционных ощущений: легче – тяжелее. Взвешивание на ладони, определение веса на глаз. Дидактическая игра «Продавец».
Определение свойств веществ (твердость, сыпучесть, растворимость, вязкость). Дидактическая игра «Пойми меня».
VII. Формирование слухового восприятия – 3 часа.
Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди - сзади). Дидактическая игра «Откуда звук?».
Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона и темпу.
Развитие чувства ритма. Дидактическая игра « Мы – барабанщики».
VIII. Формирование пространственных представлений - 3 часа.
Ориентировка в пространстве (улица, класс), вербализация пространственных отношений. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь».
Деление листа бумаги на глаз, на 2, 4 равные части. Расположение и перемещение предметов на поверхности листа, парты в разных положениях.
Моделирование пространственного положения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».
IX. Формирование временных представлений – 3 часа.
Определение времени по часам. Длительность временных интервалов
(1 с, 1 мин, 5 мин, 1 час). Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин».
Объемность времени: сутки, неделя, месяц, год.
Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?».
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0- IVкл. под редакцией И.М. Бгажноковой - М, «Просвещение» 2011».
«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: программно-методического материала под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.
«Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Митиева Л.А., Удалова Э.Я. М. «Просвещение», 2009.
Математика 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида.Эк В.В.:– М. «Просвещение» 2013.
«Живой мир» . 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О..:– М. «Просвещение» 2013.
«ТЕХНОЛОГИЯ. Ручной труд» 3 класс . Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . Кузнецова Л.А.– СПБ.. филиал издательства «Просвещение», 2012.
«ТЕХНОЛОГИЯ. Ручной труд» 3 класс. Методические рекомендации: пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Кузнецова Л.А. – СПБ.. филиал издательства «Просвещение», 2012.
«Устная речь». 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Комарова С.В. - М. «Просвещение» 2013.
Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Методическое пособие для учителя. – М. АРКТИ, 2010.
Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 3 класс. – м. АРКТИ, 2010.
Календарно-тематическое планирование
ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ
4 класс
34 часа, 1 час в неделю

п\п №
темы РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ПРОГРАММЫ: К-во
часов Дата
по пла-ну Дата
по
фак-ту Оборудование
I.Формирование моторных и графомоторных навыков
7 1 1 Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Дидактическая игра «Море волнуется».
1 2 2 Соотношение движений со звуковым сигналом (один хлопок - бег вперед, два хлопка - бег назад…). Дидактическая игра «Разведчики».
1 3 3 Выполнение действий по трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет учащихся. Дидактическая игра «Запомни и повтори».
1 4 4 Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку).
1 мелкая мозаика,
«Лего», кольца
5 5 Вычерчивание геометрических фигур на бумаге. Дидактическая игра «Фантазер» (составление из геометрических фигур предметов: человечки, домики…).
1 шаблоны геометрических фигур
6 6 Вырезание ножницами на глаз изображений предметов: елочка, снежинка,
яблоко). Дидактическая игра «Сделай как я». 1 ножницы, цветная бумага
7 7 Графический диктант с усложненными заданиями. Дорисовывание симметричной половины изображения. Дидактическая игра «Чего не хватает?».
1 незаконченные рисунки (симметричные половинки)
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия
2 8 1 Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, колючий, горячий …). Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
1
предметы
различных поверхностей,
«Волшебный мешочек»
9 2 Игры с мелкой мозаикой.
1 мелкая мозаика
III. . Формирование кинестетических и кинетических ощущений
2
10 1 Сочетание движений и поз различных частей тела, вербализация поз и действий. Дидактическая игра «Море волнуется
1 11 2 Упражнение на расслабление и снятие мышечных напряжений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку...). Дидактическая игра «Пойми меня».
1 зеркало
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.
7 12 1 Сравнение и группировка предметов по форме, величине, цвету. Дидактическая
игра «Пойми меня».
1 Геометриче-ские фигуры разные по форме и величине
13 2 Использование мерок для измерения и
сравнения отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). Дидактическая игра «Портной».
1 сантиметровая
лента
14 3 Цветовой спектр. Смешивание цветов (оттенки). Дидактическая игра «Нарисуй и назови цвет».
1 цветные полоски,краски, кисточки, бумага
15 4 Конструирование сложный форм предметов. Работа с «Техническим конструктором», мелкимипазлами.
1 технический конструктор, мелкиепазлы
16 5 Составление сериационных рядов по величине по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.
1 сериационные
ряды различных предметов
17 6 Узнавание предметов по одному элементу. Дидактическая игра «Узнай меня».
1 отдельные части знакомых предметов
18 7 Узнавание предметов по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай меня».
1 V. Формирование зрительного восприятия
3 19 1 Нахождение отличительных и общих признаков предметов (сравнение 2-3 сюжетных, предметных картинок). Дидактическая игра «Что изменилось?».
1 парные предметные и сюжетные картинки
20 2 Нахождение нелепиц на картинках.
Дидактическая игра «Несуществующие
животные».
1 нелепые картинки, краски, кисточка, альбом
21 3 Профилактика зрения. Гимнастика для
глаз. Тренировка памяти. Дидактическая игра «Запомни и нарисуй».
1 простые изображения
предметов, геометрических фигур
VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов
4 22 1 Температура. Измерение температуры тела, воды, воздуха. Развитие осязательных ощущений (сухое – влажное - мокрое…).
1 градусник, утюг,
грелка
23 2 Развитие вкусовых ощущений (сладкий - слаще, кислый - кислее), ароматов. Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху».
1 овощи и фрукты
24 3 Упражнения в измерении веса предметов на весах. Определение противоположных качеств предметов (чистый –грязный ...). Дидактическая игра «Скажи по-другому». 1 весы
25 4 Описание противоположных действий предметов, совершаемых с ними (одеть - раздеть...). Дидактическая игра «Что я делаю скажу и скажу и покажу».
1 VII. Формирование слухового восприятия
3 26 1 Дифференцировка звуков по длительности, громкости, высоте тона (неречевые, речевые, музыкальные). Дидактические игры «Определи звук»,
«Угадай по голосу».
1 детские музыкальные инструменты
27 2 Развитие слухомоторной координации. Определение на слух звучания музыкаль-ных инструментов. Дидактические игры «Запрещенный звук».
1 детские музыкальные инструменты
28 3 Формирование чувства ритма. Дидактическая игра «Запомни и повтори» (повторение ритмического рисунка за учителем).
1 детский барабан
VIII. Формирование пространственных представлений
3 29 1 Ориентировка в помещении, на улице. Определение расположения предметов в пространстве (близко–далеко). Дидактическая игра «Положи и объясни».
1 30 2 Моделирование расположения предметов в пространстве. Дидактическая игра «Мы - дизайнеры» расстановка мебели в кукольном домике).
1 31 3 Ориентировка на листе бумаги разного формата и разного расположения (горизонтально, вертикально, под углом).
1 листы бумаги разного формата:
тетрадный, альбомный, ватман
IX. Формирование временных представлений
3 32 1 Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку!».
1 модели часов
33 2 Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?».
1 модели: календарного года, календари: откидные и др.
34 3 Возраст людей. Последовательность основных жизненных событий.
1