Рабочая программа и календарно — тематическое планирование внеурочной деятельности по общекультурному направлению Волшебная сила слова


ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
«ВОЛШЕБНАЯ СИЛА СЛОВА»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Волшебная сила слова» составлена на основе авторской программы «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской, Р.И. Никольской, Г.И. Сорокиной, а также авторской программы «Речь», Т.Н.Соколовой в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В. А. Горского;
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный подходы.
Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Изучение курса важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Это уникальная программа для учащихся начальных классов в системе внеурочной деятельности.
Цель занятий, проводимых по данной программе, – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Развитие речи и детского творчества способствует более прочному сознательному усвоению изученного на уроке, содействует совершенствованию навыков лингвистического анализа, решает проблемы интеллектуального развития младших школьников.
В сознании детей формируется понятие о языке не только как средстве общения, но и как о возможности познания культуры своего народа как части огромного мира. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому развитие речи и детского творчества как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям современного информационного общества. Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся. Занятия выстроены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно - поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры - загадки, игры - задачи и т.д.)
Цель курса: создать условия для расширения, углубления и закрепления у младших школьников знаний по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных уровнях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Курс «Волшебная сила слова» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Изучение программного материала строится по концентрической системе. Ступенчатое построение материала при концентрической структуре основывается на объективных законах усвоения знаний детьми.
Повторное изучение материала проходит всегда на более высоком уровне обобщения с учетом возросших познавательных возможностей.
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитие речи.
Курс занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить обучающихся грамотно и правильно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разносторонне развитие школьников.
Программа позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.
Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общения.
Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив в любую тему.
Материал представлен в программе следующими содержательными разделами:
Речь. Техника и выразительность речи.
Слово.
Предложение и словосочетание.
Текст.
Культура общения.
Занятия по этим содержательным разделам распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
В процессе реализации программы используются следующие методы:
-игра (деловая, ролевая, познавательная)
-беседа
-метод проектов
-беседа
-экскурсия
-решение ситуационных задач
-викторина
-конкурс
МЕСТО КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
1 класс
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- общественным нормам речевого поведения;
- приобретут социальные знания о социально одобряемых и неодобряемых формах речевого поведения в обществе;
- объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- умению оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях;
- умению взаимодействовать ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
- определению целей деятельности, составлению плана действий по достижению результата творческого характера;
- работать по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;
- пониманию причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- владеть техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- навыкам различных видов устной и письменной речи;
- оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- соблюдать некоторые правила вежливого общения во внеурочной деятельности;
- договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства;
- оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения;
- различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года;
- демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях;
- объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей;
К концу 1 класса
Обучающиеся научатся:
– различать устное и письменное общение;
–анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
–продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
- применять технику и выразительность речи;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– выделять слова - «родственники» среди других слов;
– определять лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту;
– редактировать простое предложение;
–интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
2-й класс
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Обучающиеся получат возможность научиться:
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материал;
- работать по предложенному учителем плану
Обучающиеся получат возможность научиться:
- реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
-при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
Обучающиеся получат возможность научиться:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;
К концу 2 класса
Обучающиеся научатся:
- понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
- ориентироваться в книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи;
- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
- распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
-составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
3 класс
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- ведению диалога с автором текста; потребности в чтении;
- созданию собственных текстов, письменной форме общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
-понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – видео ) сопровождением;
- в предложенных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения)
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста;
- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод
К концу 3 класса
Обучающиеся научатся:
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
- формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках;
Обучающиеся получат возможность научиться:- приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- работать с детской периодикой.
4 класс
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- уважительному отношению к творчеству, как своему, так и других людей;
- самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- формированию духовных и эстетических потребностей;
- готовности к отстаиванию своего мнения;
- навыкам самостоятельной и групповой работы;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отличать истинную вежливость от показной;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать общение для контакта и для получения информации;
-учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
-уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
-определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
-называть основные признаки текста, приводить их примеры;
-называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
К концу 4 класса
Обучающиеся научатся:
- определять многозначные слова, омонимы, омофоры, омофоны, фразеологизмы;
-изобразительно-выразительным средствам языка: метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты;
- определять стили речи: разговорный и книжный;
- определять типы текстов;
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
- продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ, СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса в целом:
- тесты;
-  индивидуальные карточки-задания, дешифраторы для самопроверки;
-  компьютерные тесты;
-  кроссворды, различные задачи;
-  компьютерные дидактические игры.
Знания и умения по пройденным темам проверяются тестовыми заданиями.
При тестировании все ответы берутся за 100%, тогда уровень определяется в соответствии с таблицей:
95% и более - отлично
80-94%-хорошо
66-79%-удовлетворительно
менее 66%-неудовлетворительно
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс (33 часа)
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
(33 часа)
Тема занятия Количество часов Основные виды деятельности обучающихсяОБЩЕНИЕ (I часть – 16 часов)
Речь в жизни человека.
Знакомство с учебной тетрадью. 1 Объяснять значение речи, общения в жизни людей.
Познакомиться с учебником.

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях.
Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения.
Объяснять, зачем нужны вывески.
Различать вывески – слова и вывески-рисунки.
Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д.
Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.
2 Вывески, их информационная роль. 1 РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА
Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.
2 Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.
Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить.
Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.
Давайте договоримся 1 РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
Говорим – слушаем, читаем – пишем.
1 Называть виды речевой деятельности.
Различать устную и письменную речь.
Устная речь. Громко–тихо.
Быстро–медленно.
Узнай по голосу. 2
1 Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях .
Демонстрировать уместное
Правила разговора по телефону.
Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.
1 использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.
Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре.
Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения.
Называть средства несловесного общения, объяснять их значение при устном общении .Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач.
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях.
Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения.
Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре.
Называть правила вежливости при разговоре.
Объяснять, почему их следует соблюдать .Оценивать уместность использования
словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях.
Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения.
Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.
Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.
Прощаемся в разных ситуациях общения.
1 Правила вежливого поведения во время разговора.
1 Благодарим за подарок, услугу.
Повторение и обобщение. 1
1
ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки.
4 Различать текст и набор предложений.
Определять тему текста.
Объяснять роль заголовка.
Озаглавливать текст.
Извинение.
1 Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях.
Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения.
Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте. Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях.
Выделять незнакомые слова в тексте.
Выяснять значение непонятных слов.
Определять основную мысль текста.
Очень важные слова.
1
Знакомые незнакомцы.
1 Ключ к тексту (основная мысль текста). 1 Оформление текста на письме. Знаки в тексте.
Абзацы. 2 Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте.
Как построен текст. 2 Выделять начало, основную часть, конец текста.
Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях .Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач.
Называть изученные признаки текста.
Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года.
Обращение.
2
Повторение и обобщение.
2 2 класс
(34 часа)
Тема занятия Количество часов Основные виды деятельности обучающихся ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
Проверь себя. (Повторениеизученного в 1-м классе.)
1 Приводить примеры важности общения в жизни людей.
Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения.
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА
Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)
Говорит–пишет.
Твои речевые роли.
3 Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению.
Называть адресанта, адресата высказывания.
Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях.
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.
КАК МЫ ГОВОРИМ
Темп. Громкость. (Повторение.)
То же слово, да не так бы молвить (тон речи).
Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.
4 Называть несловесные средства общения .Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуация .
Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач.
УЧУСЬ СЛУШАТЬ
Мы слушаем – нас слушают.
Сигнал принят, слушаю!
Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.
Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день!
5
Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения.
Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают.
Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения .Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях.
Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст.
Анализировать несловесные средства, используемые говорящим.
Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности.
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
Вежливая просьба.
Скрытая просьба.
2 Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили.
Называть речевые формулы вежливой просьбы.
Характеризовать особенности скрытой просьбы.
Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения .УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ
О чём нам говорит шрифт.
Рисунки, иллюстрации,
таблицы, схемы… 2 Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах.
Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д.
Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса).
ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) Опорные слова.
3
Определять тему и основную мысль текста .
Озаглавливать текст.
Выделять опорные слова в тексте.
Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам.
ПЕРЕСКАЗ
Подробный пересказ.
Краткий пересказ.
План.
3 Различать подробный и краткий пересказ.
Пересказывать текст подробно.
Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста.
Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста.
Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам.
Составлять план текста для пересказа.
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
Согласие или отказ.
Отказывай, не обижая.
Ответы на отказ. 2 Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы.
Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ.
Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ.
Оценивать степень вежливости отказа.
Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие.
Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ.
Типы текстов 1 Различать повествование, описание, рассуждение.
Объяснять, чем они отличаются.
РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение.
Примеры в рассуждении.
Ссылка на правило, закон.
Точные и неточные объяснения.
3 Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать.
Называть части рассуждения.
Вводить в рассуждение убеждающие примеры.
Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон.
Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников.
Различать точные и неточные рассуждения.
ОПИСАНИЕ
Описание, признаки предмета.
Описание в объявлении,
загадки-описания, сочини
загадку.
2 Определять тему, основную мысль описания.
Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли.
Определять в тексте его описательный фрагмент.
Сочинять загадку, в основе которой лежит описание.
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ
Было или придумано,
части рассказа.
Хочу вам рассказать. 2 Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком.
Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика.
Реализовывать рассказ о случае из своей жизни.
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
Чему мы научились на
уроках риторики? 1 Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры.
Разыгрывать риторические игры.
3 класс
(34 часа)
Тема занятия Количество часов Основные виды деятельности обучающихсяОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
НАУКА РИТОРИКА
Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.)
С какой целью? Зачем?
(Задачи общения.) 4 Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д.
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.
Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях.
Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты.
Называть задачи общения.
Называть некоторые коммуникативные профессии.
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.
Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи.
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
Неподготовленная речь. Подготовленная речь.
Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко. 5 Различать подготовленную и неподготовленную речь.
Анализировать примеры неподготовленной речи.
Называть приёмы подготовки устного высказывания.
Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания).Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)
Похвала (комплимент).
1
Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения.
Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ
Слушаем, вдумываемся.
Слушаем по-разному.
2 Называть задачи слушания.
Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации .
Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя.
Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.
Оценивать свои особенности как слушателя .УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ
Читаем учебные тексты.
Учимся писать, редактировать.
Как исправить текст?
(Правка текста.) 3 Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.
Объяснять, зачем нужно исправлять текст.
Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ
Что такое вежливость.
Добрые дела – добрые слова. 2 Давать определение вежливости.
Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.
ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ
Проверь себя. Тексты разные нужны.
Диалог и монолог. 2 Называть признаки текста, типы текстов.
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.
Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.
Различать диалог и монолог.
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Пиши правильно!
Произноси правильно!
Употребляй слова правильно! 3 Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.
Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.
Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА
Пересказ.
Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)
Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация).
4
Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста.Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа .Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста.
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.
Вводить в пересказ эффективные цитаты.
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…
Поздравляю кого?
С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?
С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8 Марта! 2 Анализировать структуру поздравления – устного и письменного.
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление.
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ
Рассуждение,
вывод в рассуждении.
Правило и цитата в доказательстве.
2
Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты.
3 Анализировать сравнительные описания, их структуру.
Называть правила сравнения.
Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения.
Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.
Реализовывать сравнительное описание разными способами .ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Риторический праздник. 1 Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры.
Разыгрывать риторические игры.
4 класс
(34 часа)
Тема занятия Количество часов Основные виды деятельности обучающихсяОБЩЕНИЕ
Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.
2
Называть компоненты речевой ситуации.
Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным.
Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.
Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.
Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику.
Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения.
Особенности говорения.
Речевые отрезки и паузы.
2 Называть словесные и несловесные средства устной речи .Объяснять роль пауз, логических ударений.
Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении.
Демонстрировать уместное употребление несловесных средств.
Успокоить, утешить словом.
Утешить – помочь, утешить – поддержать. 2 Называть этикетные формулы утешения.
Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации.
Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом.
Какой я слушатель. 1 Оценивать себя как слушателя.
Я – читатель. 1 Оценивать себя как читателя.
ТЕКСТ
Типы текстов.
Яркие признаки текста.
Абзацные отступы, завершающий абзац.
3 Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев.
Называть признаки текста.
Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам.
Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. 1 Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации.
Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения.
Знаки вокруг нас, дорожные знаки.
Знаки-символы и знаки-копии. 2 Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни.
Различать знаки-символы и знаки-копии.
Называть языковые знаки.
Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков.
Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное.
Опорные конспекты.
Составляем опорный конспект. 2 Описание – деловое и
художественное.
Вежливая оценка.
1
Различать описания разных стилей.Реализовывать описания двух разных стилей.
Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости.
Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д.
Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).
Во-первых, во-вторых, в-третьих …
Вступление и заключение.
3
Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении.Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств.Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами.

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Словарная статья.
2 Анализировать словарную статью.
Реализовывать словарную статью к новым словам.
Рассказ.
Хочу рассказать. 2 Анализировать типичную структуру рассказа .Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни.
Служба новостей, что такое информация.
Газетная информация, факты, события и отношение к ним.
Информационные жанры: хроника, заметка.
Подпись под фотографией. 4 Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию.Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров.Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям.Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д.
ОБОБЩЕНИЕ
Говорю, пишу, читаю, слушаю.
Речевые жанры.
Этикетные жанры и слова вежливости.
Этикетные диалоги, речевые привычки.
4 Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности.
Называть изученные речевые жанры.
Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются.
Называть этикетные речевые жанры.
Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам.
Оценивать свои речевые привычки.
Формулировать правила эффективного общения.
Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Необходимо:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях;
подборка печатных изданий и материалов СМИ;
выход в Интернет;
компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор.
Литература
1. Программа «Детская риторика» Авторский коллектив: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Москва. Изд. «Баласс», 2013г.
2. О.Н. Крылова. Работа с текстом. Рабочая тетрадь. М. Экзамен, 2014 г.
3.Т.Н. Соколова «Школа развития речи» Методическое пособие. Москва: Изд.»РОСТ», 2012 г.
4. Т.Н. Соколова Школа развития речи». Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Москва: Изд. «РОСТ», 2011 г.