Статья Развитие информационно-коммуникативной компетентности педагогов


Развитие информационно-коммуникативной компетентности кураторов.
Выступление на педагогическом совете
заместителя директора по ВР Инертбаевой Г.С.
17.04.15.
Актуальность обусловлена изменениями социально-политической и экономической жизни в Казахстане. Информатизация всех сфер общества, интенсификация учебной деятельности диктуют необходимость пересмотра целевых установок образовательной политики, определяют процесс модернизации и новое видение роли образования. Целью политики модернизации является «обеспечение конкурентоспособности Казахстана на мировом уровне». Умения вести поиск и отбор информации определяются как важнейшие составляющие образования XXI века. Возрастание требований общества к информационно-технологической компетентности студентов с одной стороны и её реальное состояние с другой определяют актуальность на социально-педагогическом уровне. Таким образом, перед учебными заведениями встает задача внедрения в практику образования, а перед педагогической наукой – разработки научно-обоснованного процесса формирования информационно-технологической компетентности студентов на всех этапах получения образования. Профессиональная компетенция - это единство знаний, умений, способностей и готовности личности действовать в складывающейся ситуации и решать профессиональные задачи с высоким уровнем неопределенности; это способность и готовность к достижению более качественного результата труда, отношение к профессии как к ценности. В профессиональной сфере различают специальные компетенции (определяющие владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, готовность к инновациям в профессиональной области) и ключевые или базовые, универсальные компетенции (обеспечивающие эффективное осуществление профессиональной деятельности в различных областях). В последние годы внимание к проблемам, связанным с информационными технологиями и информационным поведением педагога, чрезвычайно обострилось. Об этом говорит огромный поток публикаций, посвященных использованию информационных ресурсов в педагогической деятельности и отражающих взгляды на подготовку учителя (чаще всего предметника) к применению компьютера в своей профессиональной деятельности. В теории образования компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий называют по-разному: «компьютерная грамотность», «информационная культура», «информационно-коммуникационная компетентность», «компетентность в сфере новых информационных технологий (НИТ)», «информационная коммуникационно-технологическая компетентность (ИКТ-компетентность)», «информационная компьютерная компетентность». В общем, характеризуя одну и ту же проблему, эти категории имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах. Хотя на наш взгляд под всеми указанными понятиями подразумевается актуальное употребление средств информационно-коммуникационных технологий в трудовой деятельности человека. Информационно-коммуникационная компетентность кураторов - это интегративная профессионально-личностная характеристика, имеющая следующие компоненты:
мотивационно-ценностный (познавательная и социальная мотивация, интерес к ИКТ, потребность в их использовании),
когнитивный (система знаний об ИКТ), операционально-деятельностный (совокупность умений и навыков использования ИКТ),
практический (конкретные способы деятельности и субъективный опыт применения ИКТ)
личностный (самооценка, рефлексия, уверенность в использовании ИКТ, стремление к профессиональному самообразованию)
На основе анализа функций кураторов разработаны специальные профессиональные компетенции кураторов в сфере ИКТ: использование возможностей электронной почты для рассылки сообщений родителям; размещение необходимой информации на страницах Web-сайта; создание презентационных материалов в среде Microsoft PowerPoint, документов Microsoft Word и Microsoft Excel; работа с электронным классным журналом; поиск информации в сети Интернет.
3. Обоснованы технологии (проектные, информационно-коммуникационные, игровые, диалоговые, проблемные), методы (объяснительно-иллюстративный, инструктивно-репродуктивный, частично-поисковый, творческий), средства эффективного развития ИКТ кураторов;Формирование ИКК кураторов осуществляется при реализации следующих психолого-педагогических условий: вариативный характер подготовки кураторов; стимулирование положительной мотивации, эмоционально-ценностного отношения к ИКТ; развитие информационной компетентности на основе субъективного опыта и др.. ИКК может быть представлена на пяти уровнях: низкий, недостаточный, средний, достаточный, высокий. Разработан диагностический инструментарий для оценки мотивационно-ценностного (анкеты, опросные листы, эссе), когнитивного (тесты), операционально-деятельностного (разноуровневые практические задания, тесты), практического (включенное и дистанцированное наблюдение, метод экспертной оценки и самооценки, моделирование ситуаций) и личностного (стандартные методики, адаптированные для конкретной аудитории, анализ ситуаций) компонентов ИКК кураторов. «Структура компьютерной грамотности включает:
1.Умение пользоваться видеоаппаратурой.
2.Умение разрабатывать сценарии, видеозаписи сюжетов, связанных с образовательным процессом, с собственной профессиональной деятельностью.
3.Умение использовать сценарии видеоигр, придавая им дидактическую направленность.
4.Знание основ работы с компьютером, систем получения информации.
5.Овладение навыками работы с компьютером.
6.Умение строить виртуальные модели образовательного пространства и вариантов ее реализации».
Очевидно, что ИКК куратора - это не тоже самое, что ИКК студента, учащегося или любого другого специалиста. Мы согласны с мнением исследователей, которые отмечают, что ИКК работника образования, также как и ИКК куратора, имеет свои особенности и отличается от ИКК любого человека - члена информационного общества.
Что же отличает куратора от других специалистов, работающих в сфере образования? Чему необходимо учить кураторов при развитии их ИКК? Вот вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы выяснить специфику ИКК кураторов.
«В деятельности куратора как организатора воспитательного процесса в группе следует выделить пять основных забот по организации воспитывающей среды:
1.создание и развитие ученического коллектива;
2.организация взаимодействия педагогов, входящих в малый педагогический коллектив, работающий в группе;
3.взаимодействие с внеклассными и внешкольными учебно-воспитательными заведениями и объединениями;
4.взаимодействие с родителями студентов;
5.создание воспитывающей предметной среды, которая позволяет педагогически целесообразно оснастить воспитательный процесс».
Куратор курирует индивидуальное личное становление воспитанника, профессионально прослеживая такое становление, корректируя обстоятельства и активность ребенка в этих обстоятельствах, осуществляя помощь и индивидуальную поддержку ребенку в его взаимодействии с миром.
Отличие куратора от преподавателя общественных дисциплин, который также называется словом педагог, заключается в том, что преподаватель за частую, как показывает практика, ограничивает себя узкими рамками и вводит ребенка только в мир конкретной науки, передает определенные программные знания научного характера. А куратор - лицо, вводящее ребенка в мир культуры и идущее рядом с ребенком, когда тот, входя в сложный мир, вынужден разрешать проблемы личной жизни, нуждаясь в помощи.
Куратор - центральное лицо воспитательного процесса. Все должностные лица содействуют достижению воспитательной цели - формированию личности, способной строить жизнь достойного человека. Эту цель ставит и куратор в работе с группой детей, только ориентируясь на индивидуальное формирование каждого ребенка как личности, способной строить свою жизнь. Куратор прослеживает становление и развитие каждого отдельного воспитанника.
Характеризовать и оценивать социально-ценностное развитие группы и личностное развитие каждого ребенка группы - одна из функций куратора как профессионала. Осуществление данной функции он производит постоянно, наблюдая за деятельностью и поведением студентов, фиксируя их реакции на происходящее вокруг, их взаимоотношения, содержание автономной самостоятельной деятельности. Именно куратор более чем кто-либо знает о мере воспитанности своих подопечных. Чтобы уменьшить степень субъективности педагога в его оценках воспитанности детей, максимально приблизить полученную в повседневной реальности куратор, более чем все остальные педагоги в колледже, озабочен духовным обогащением и взращиванием личности. Опытные кураторы прекрасно понимают, что «спектакль одного актера» хотя и может быть успешным, но вряд ли будет действенным без поддержки других учителей, работающих с группой. Воспитательные влияния педагогов, работающих в группе, могут быть едины, могут дополнять друг друга, но могут и вступать в противоречие, пагубно сказываться на развитии личности воспитанников. Взаимодействие учителей, преподающих в группе, с куратором позволяет не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению конкретных проблем классного сообщества, но и актуализировать в сознании учителей-предметников вопросы их собственной воспитательной деятельности, подвигнуть их к личностно-профессиональному совершенствованию, а куратору это дает возможность освободиться от стереотипов воспитательной работы.
Одной из обязанностей кураторов является организация тесного сотрудничества педагогов и студентов, которое может происходить, например, по следующим направлениям:
1.знакомство педагогов с индивидуальными особенностями каждого воспитанника;
2.проведение мини-педсоветов по каждому конкретному проблемному случаю;
3.помощь в достижении взаимопонимания учителя-предметника и студента.
Классное руководство складывается из организации жизнедеятельности детей, наполненной постоянным решением проблем жизни человека и личных проблем воспитанников.
Одним из ключевых факторов становления и формирования личности подрастающего ребенка является окружающая его социальная среда. Поэтому еще одной заботой куратора становится организация взаимодействия воспитанников с внешкольными и внеклассными учебно-воспитательными заведениями, способствующими творческому личностному развитию студента.
Неотъемлемым элементом окружающей ребенка среды является семья. А значит, в полномочия куратора входит и содействие наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. В работе куратора с родителями студента можно выделить пять основных функций:
1.«ознакомление родителей содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого колледжем;
2.психолого-педагогическое просвещение ( конференции, родительские лектории, индивидуальные консультации, обзоры и выставки литературы для родителей, обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции, о педагогических позициях куратора, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития студента на данный учебный год; а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения и т.д.);
3.вовлечение в совместную со студентами деятельность;
4.корректировка воспитания в семьях отдельных студентов (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности, профилактика формирования вредных привычек, правонарушений и т.д.);
5.взаимодействие с общественными организациями родителей (родительский комитет)».
Также педагог должен стремиться сформировать определенные жизненные позиции детей группы. Особое значение в этот момент приобретает информационный элемент, поскольку представленная и визуализированная средствами информационно-коммуникационных технологий информация оказывает на детей и подростков особое влияние в силу их возрастных особенностей: они эмоциональны и восприимчивы. Для студентов особенно важно то, как подается информация. На это обращал серьезное внимание В.А.Сухомлинский, который отмечал, что надо стремиться правильно подать суть фактов, чтобы ребята не только осмыслили, но и пережили истину. Следуя этому напутствию выдающегося педагога, наша задача средствами информационно-коммуникационных технологий «оживить факты», подобрать такие примеры из разнообразия жизненных ситуаций, которые могли бы вызвать удивление, восхищение, заинтересованность, заставили бы учащегося задуматься, поразмышлять над полученной информацией.
Поэтому нам представляется необходимым наличие знаний у учителей о понятии и возможностях использования информационно-коммуникационных средств поддержки воспитательного процесса - средств воспитания, реализующих возможности информационно-коммуникационных технологий, применение которых ориентировано на достижение определенных целей (таких, например, как предоставление информации с целью просвещения и воспитания с привлечением технологий гипертекста, гипермедиа и мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением). Данные средства, на наш взгляд, могут использоваться и во многих областях воспитательного процесса. Необходимо только педагогу не забывать о ряде требований, предъявляемым к этим средствам, соблюдение которых позволит кураторам повысить эффективность применения средств информационно-коммуникационных технологий в воспитании студентов.
Цель деятельности куратора состоит в создании условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Стремясь к достижению данной цели куратору необходимо решать задачи:
формирование и развитие коллектива группы;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива группы;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с обучающимися в группе;
гуманизация отношений между студентами, между студентами и педагогическими работниками;
формирование у студентов нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой творческой деятельности студентов.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций куратору надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Решение:
Создание электронной базы документации кураторов групп.
Продолжить использование возможностей электронной почты для рассылки сообщений родителям; размещение необходимой информации на страницах Web-сайта; создание презентационных материалов в среде Microsoft PowerPoint, документов Microsoft Word и Microsoft Excel; работа с электронным классным журналом; поиск информации в сети Интернет.