Использование инновационных технологий в практической работе психолога образования

Использование инновационных технологий в практической работе психолога образования
Андреев Ю.Е., БГПУ, Ахметшина И.Р., СОШ №45,
Васюк Д.А., СОШ №45
Анализируя статьи по инновационным технологиям в российском образовании, мы пришли к выводу о том, что они касаются в большей степени технического аспекта школьной базы, повышения культуры и опыта педагогического коллектива. Много внимания уделяется саморазвитию каждого педагога, раскрытию его творческого потенциала, использования информационных и компьютерных технологий и других инноваций. Мало освещенной остается тема применения инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе со школьниками.
Среди задач, решаемых школьными психологами, коррекция отклонений в психическом развитии учащихся является одной из важнейших. Своевременное выявление причин, отклоняющегося развития детей в начальных классах, и соответствующая коррекционная работа могут существенно повысить успешность освоения ими образовательных программ. Известно, что состояние длительной школьной неуспешности не только способствует формированию негативного отношения к учебе, но и развитию девиантных форм поведения, особенно в подростковом возрасте, социальной дезадаптации в целом.
В условиях большой загруженности психологов, работающих в системе образования, важно использовать эффективные инновационные технологии, которые дадут устойчивый результат при минимальных затратах времени и других ресурсов. Поэтому при коррекции необходимо воздействовать на те структуры психики, которые дадут импульс для психического развития ребенка в целом.
При разработке и использовании коррекционно-развивающих программ важно учитывать опыт, накопленный в таких областях психологической науки, как нейропсихология и специальная психология. Этот опыт показывает: трудности в обучении, отклонения в поведении школьников, проблемы самооценки и обусловлены неадекватным развитием психики. Ее, развитие в свою очередь, зависит от сформированности базовых составляющих психического развития (БСПР). Первая БСПР (произвольность психической активности) отвечает за развитие регуляторно-волевой сферы, вторая БСПР (пространственно-временные представления) - за развитие когнитивной сферы, третья БСПР (базовая аффективная регуляция) - за развитие аффективно-эмоциональной сферы [2].
В свою очередь формирование БСПР опирается на следующие факторы: нейробиологический, социальной ситуации развития, пространственно-функциональной организации мозговых систем.
Нейробиологический фактор включает в себя состояние центральной и периферической нервной системы и всех соматических систем организма ребенка. Фактор социальной ситуации развития включает внутрисемейную ситуацию, межличностные отношений ребенка, особенности образовательной среды и среды проживания. Фактор пространственно-функциональной организации мозговых систем включает специфику становления специализации полушарий мозга, их взаимодействия, а также развития корково-подкорковых взаимосвязей.
В рамках учебного процесса в образовательных учреждениях акцент делается на развитии когнитивной сферы.. Воздействие на две другие сферы (регуляторно-волевую и аффективно-эмоциональную) носит подчиненный характер и направлено на более успешное развитие когнитивной сферы. Во многих случаях этого достаточно для развития детей с нормативным психическим развитием.
Для оказания помощи детям с отклоняющимся развитием необходимо переносить акцент на развитие БСПР и формирующие их факторы. Такая работа возможна только при объединении усилий специалистов разного профиля: педагога, психолога, логопеда, социального педагога, невролога [1]. Важно осуществлять такую помощь в младшем школьном возрасте, когда психика ребенка находится в процессе активного формирования и восприимчива к такого рода воздействиям.
Эффективная работа психолога должна основываться на современных программах коррекции детей с отклонениями в психическом развитии, учитывающих причины этих отклонений. В связи с этим в своей работе мы опираемся на программу комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации А.В.Семенович [3], программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка и комплексы кинезиологических упражнений А.Л.Сиротюк [4]. Они способствуют развитию таких БСПР, как произвольность психической активности и пространственно-временные представления. Для коррекции базовой аффективной регуляции наиболее подходящими, на наш взгляд, являются сказкотерапия Г.Азовцевой и песочная терапия.
В программах А.В.Семенович и А.Л.Сиротюк активно используются приемы двигательной (моторной) коррекции. Они включает в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук. Кроме того, используются релаксации, упражнения на развитие навыков коммуникации, упражнения с правилами. Эти приемы повышают энергетизацию организма, развивают межполушарное взаимодействие, корково-подкорковые взаимосвязи, самоконтроль и произвольность.
Сказкотерапия Г.Азовцевой направлена на решение типичных психологических проблем школьников, связанных со страхами и тревожностью, неадекватной самооценкой, излишней агрессивностью, сложностями во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Песочная терапия позволяет прорабатывать индивидуальную проблематику учащегося.
В средних классах развитость регуляторно-волевой и аффективно-эмоциональной сфер становится наиболее актуальной, так как от них зависит качество общения, которое крайне значимо в подростковом возрасте. Поэтому в данный возрастной период наиболее востребованным в работе психолога является проведение тренинговых занятий, направленных на оптимизацию межличностных отношений и развитее коммуникативных навыков.
Коррекционно-развивающие занятия могут быть эффективными только при условии их систематического проведения как минимум один раз в неделю. В нашей СОШ №45 в младших классах такие занятия проводятся регулярно - в рамках часов коррекции. В среднем звене коррекционно-развивающие занятия проводятся во время внеклассной работы и по запросу. В дальнейшем планируется также перевести их на регулярную основу и проводить их в рамках коррекционных часов.
Подводя итоги проводимой психологами школы практической работы, можно сделать следующие выводы: у учащихся, с которыми проводились коррекционно-развивающие занятия, выявлена позитивная динамика в развитии когнитивной сферы, отмечается повышение интереса к урокам, возникает устойчивая положительная школьная мотивация, возрастает уровень самосознания, более адекватной становится самооценка. Тренинговая работа способствует улучшению взаимопонимания между учащимися, развитию умения корректно и адекватно выражать свои эмоции и чувства, проявлению лидерских качеств.

Список использованной литературы
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15