Роль психологов, логопедов и педагогов в работе с недоношенными детьми первых трёх лет жизни


Суворова С.АБатышева Т.Т . Роль психологов, логопедов и педагоговв работе с недоношенными детьмипервых трёх лет жизни Научно-практический центр детской психоневрологии города Москвы Отчёт детской неврологической службы города Москвы за 2013 год главным внештатным специалистом по детской неврологии ДЗ г. Москвы, д.м.н., профессоромБатышевой Татьяной Тимофеевной Динамика числа недоношенных детей в 2011 - 2013г.г. Система помощи детям младенческого и раннего возраста в мировой практике является наиболее актуальной здравоохранениеобразование социальная защита Развитие ребенка зависит от жизненного опыта, полученного им в период младенчества и первых трех лет жизни, т.е. в сенситивные периоды. Именно поэтому очень важно раннее вмешательство, которое базируется на использовании особенностей формирования мозга, его пластичности и компенсаторном потенциале 2 1 3 4 профилактика ряда нарушений и своевременное коррекционное вмешательство организация непрерывного коррекционного маршрута с учетом возрастных, физических и психических особенностей ребенка разработкакомплексной коррекционной помощи психологическое сопровождение семьи Цель ранней диагностики Появления на свет недоношенного ребенка воспринимается его родителями как трагедия и является причиной сильного стресса, в первую очередь матерью. РОЛЬ ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей. К числу объективных трудностей, с которыми сталкивается семья относятся: отсутствие долгосрочной перспективы в плане здоровья и развития ребенкатрудности планирования жизни РОЛЬ ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ изменения распорядка семьиэмоциональные проблемы эмоциональные проблемы Проблема восприятия родителями своего ребенка (растерянность, страх, чувство вины) Негативизм, отрицание диагноза (крайней фазой негативизма, может быть отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррегирующих мероприятий) Принятие диагноза – как неизбежность: «хроническая печаль», депрессия РОЛЬ ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ включает родителей в процесс реабилитации с ребенком РОЛЬ ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ обследование психологичес-кого состояния семьи СЕМЬЯ анализирует особенности и определяет преобладающий тип семейного воспитания ребенка обеспечивает родителей информацией оказывает консультативную и психотерапевтическую помощь Речь многофункциональна. Каждая функция формируется в строго определённое время В основе нарушений развития речи имеются все механизмы дизонтогенеза. Знание этих механизмов позволяет логопеду уже на первом году жизни ребенка разработать ряд обоснованных рекомендаций по их коррекции Речевая деятельность – это системный процесс, включающий вербальные и невербальные компоненты Психофизиологическая основа речи:Функциональная система языка и речи;Коммуникативная и когнитивная функции;Интеллектуальные способности Онтогенез языка и речи зависит от:Коммуникативной потребности;Состояния эмоциональной сферы;Уровня сформированности познавательных процессов, т.е. степени психической зрелости Большинство детей, которые находятся на реабилитации имеют проблемы связанные с нарушением орально-моторных функций, задержку познавательного и речевого развития. Логопед начинает заниматься речевой терапией с 28 дня жизни ребенка по согласованию с лечащим врачом, если нет противопоказаний. Дети поступают в НПЦ ДПН уже с 3 дней жизни работа сдетьми работаЛОГОПЕДА работа сродителями Дети поступают в НПЦ ДПН уже с 3 дней жизни ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДА НА ПЕРВОМ МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ до 1 месяца отмечает особенности строения речевого аппарата отмечает особенности процессов сосания и глотания отмечает особенности формирования начальных коммуникатив-ных навыков Нарушения предречевых функцийнарушение процессов сосания и глотания,интонационная невыразительность крика, отсутствие коммуникативного характера голосовых реакций, искажённый и/или редуцированный комплекс оживления, отсутствие/позднее начало гуления, бедность и невыразительность звукопроизношения, рудиментарность предречевых этапов Специфические нарушения речи, характерные для раннего онтогенеза Нарушения речевыхфункцийэхолалии речевые стереотипиинеологизмызапинкимутизм (чаще элективный)ЗРР/ЗПРР Длительное нахождение на ИВЛ или на зондовом вскармливании приводит к замедлению формирования глотательного рефлекса ребенок не доедает и не допивает «возрастную» норму как следствие - замедляется физическое развитие и снижается иммунитет ребенок давится и попёрхивается как следствие - к аспирационным пневмониям на фоне бульбарных или псевдобульбарных нарушений чтобы ребенок мог нормально есть и пить, коммуницировать при помощи мимики и контролировать дыхание, получить сенсорные впечатления в достаточном количестве и развиваться, в том числе и психически Задачи логопедической работы в доречевой период стимуляция кашлевого рефлекса с целью снизить риски возникновения пневмоний и бронхитов нормализация тонуса мышц речевого аппарата, нижней челюсти, гортани, связок, мимических мышц учить ребенка правильному дыханию, в особенности развитию носового и ротового дыхания для формирования правильного звукопроизношения Задачи логопедической работы развивать комплекс оживления с последующей вокализацией развивать слуховое и зрительное восприятие стимулировать голосовые реакции, гуление, лепет развивать эмоциональные реакции развивавать зрительно - моторную координацию учить производить звуки и их комбинации, интонировать и слышать и воспроизводить мелодию формировать подготовительные этапы развития и понимания речи Логопедическая работа логопедический массаж точечный перекрестный массаж дифференцированный массаж речевой и мимической мускулатуры дыхательная гимнастика постановка звуков расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи коррекция речи (ФФН, ОНР, дизартрия, дислалия, заикание, афазия, алалия и др.) с использованием современных методик обучения Основные ВПФ у ребёнка формируются через речь восприятиепамятьвниманиевоображениемышление Задача педагога и дефектолога — развитие коммуникативных и когнитивных функций: Эффективность помощи ребенку зависит от совместной работы ВРАЧЕЙ СЕМЬИ ЛОГОПЕДОВ ПСИХОЛОГОВ ПЕДАГОГОВ Особенно важен период активного роста и развития мозга Не стоит терять надежду, не стоит ждать, что «ПЕРЕРАСТЁТ», необходимо лечить ребенка, развивать, стараться помочь, любить и верить в него !!! Логопед может помочь уже с первого месяца жизни ребенка!!! Благодарю за внимание!