Коммуникативно-игровой тренинг по актёрскому мастерству.
Коммуникативно-игровой тренинг.
Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков, творческого потенциала школьников.
Задачи: развитие творческого самовыражения, развитие навыков общения.
Возраст: 12-14 лет
Реквизит: мяч, карточки.
Установка на занятие. Творческий потенциал есть у каждого из нас и его можно и нужно развивать. На этом тренинге вы узнаете, как с помощью психологических упражнений, проведённых в игровой форме, мы сможем раскрыть, развить и усилить свой творческий потенциал.
1. Знакомство. Участники становятся в тренинговый круг. Каждый по очереди встаёт в центр круга, называет своё имя и показывает жест, который его характеризует. Группа повторяет.
2. Упражнение «Копилка хороших новостей»
Каждый участник говорит о том, что хорошего произошло в его жизни за неделю.
3. Упражнение «Подари подарок»
Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить2) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча». Затем обсуждаем.
4. Упражнение «Разминка – стихотворение»
Один из нас, кто именно, мы решим позже, выйдет из комнаты. После этого мы выберем какое-нибудь известное всем стихотворение и распределим между собой слова его первых двух строчек. Например: «Наша Таня горько плачет; уронила в речку мячик». Слова будем распределять по одному, по часовой стрелке, начав с любого из нас. Если на всех слов не хватит, мы начнем сначала. После этого вышедший вернется и по моему сигналу (например, я скажу «раз-два-три») мы все одновременно скажем каждый свое слово. Вернувшийся в комнату должен понять, какую строчку мы цитировали».
5. Упражнение «Алфавит – ассоциация»
«Для выполнения предстоящего задания нам понадобится знание алфавита. Все его помнят? (При необходимости, прежде чем продолжить инструкцию, тренер организует в группе повторение алфавита.) Я начну и, бросив кому-то из нас мяч, скажу существительное, начинающееся на букву «а». Тот, кому достанется мяч, должен будет сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся на букву «б». Пусть это тоже будет существительное. Называя его, он бросает мяч следующему, который скажет свое слово-ассоциацию на букву «в» и т. д. Таким образом, у нас получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит. Например, я бросаю мяч Тане и говорю «арбуз». Таня, твоя ассоциация». (Допустим, Таня говорит «бахча» и бросает мяч Кате, которая, направляя мяч Диме, говорит «вода» или «вор» и т. д.)
Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мышления субъекта творческого процесса; с другой стороны, характер задания таков, что требует одновременной работы левого (надо следить за последовательностью букв в алфавите) и правого (возникают ассоциации, у многих они носят образный характер) полушарий головного мозга.
6. Упражнение «Мне интереснее»
Ведущий предлагает участникам описания ситуаций, построенных по типу «или – или». Каждый раз у участников есть возможность индивидуально выбрать первый или второй вариант или ответ «не знаю». Свой выбор участники осуществляют, занимая определенное место в комнате. Ведущий заранее сообщает, где собираются выбравшие первый вариант, где – выбравшие второй и где – остановившиеся на ответе «не знаю».
После того как все участники сделали свой выбор в отношении конкретной ситуации, ведущий задает уточняющие вопросы представителям всех трех групп.
Для выбора участникам могут быть предложены следующие ситуации:
Мне интереснее:
Сходить с ребятами в театр, обсудить спектакль
Поставить спектакль вместе с ребятами
Мне интереснее:
Провести классный час, поговорить «до душам»
Организовать ролевую игру
Мне интереснее:
Сходить в поход, пожить в палатках
Съездить в туристическую поездку
Мне интереснее:
Придумать что-то самому
Адаптировать готовый сценарий
После того как ведущий предложил несколько ситуаций, можно дать возможность самим участникам побыть в роли задающего ситуацию «Мне интереснее».
7. Упражнение «Изобрази фразу». Для проведения этой игры группа делится на две команды, затем от каждой нужно выбрать по два человека – сообразительных и артистичных. Каждая пара получает по карточке, на которой написана фраза. Задача ребят – при помощи различных звуков и жестов передать смысл этой фразы так, чтобы другая команда поняла и отгадала. Фразы:
«Встреча гостей», «Решение задачи», «Прогулка в парке», «Занятие спортом», «Чтение интересной книги», «Укладывание чемодана», «Просмотр телепередач», «Игра на музыкальных инструментах» и т.п. 8. «Добрые слова каждому». Ведущий предлагает участникам сказать друг другу добрые слова, поделиться мнением о тренинге.
Используемая литература: журнал «Школьный психолог».
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315