Рабочая программа кружка Родное слово
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
Муниципального района Ишимбайский район
Согласовано
Зам.директора по ВР
__________Т.В.Красовицкая
Рассмотрено на
заседании ШМО
Пр. № __ от «__» __ 2014г.
Руководитель ШМО
________ С.Н.Пилипчик
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 16
_______ М.Н. Сбиняков
«__» ______ 2014г.
Рабочая программа кружка
«Родное слово»
Срок реализации: 1 год.
Учитель Пилипчик Светлана Николаевна
категория первая
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Школа - это мастерская, где формируется
мысль подрастающего поколения.
Надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее.
А. Барбюс
Первая задача учителя словесности с точки зрения интересов и возрастных потребностей ребенка - защитить, создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Второе направление – общение. Проблема общения выводит на понимание детьми общечеловеческих ценностей. Это закладывается через организованную систему воспитательной работы и должно стать нормой для учащихся. Третье направление – познавательная деятельность. Для решения этой проблемы необходимо обратить внимание на проведение мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, на организацию мероприятий по совершенствованию учебных умений и возможностей.
Для решения всех поставленных целей на занятиях кружка будут выполняться следующие задачи:
- способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
- расширять лингвистический кругозор учащихся;
- воспитывать языковое чувство;
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать творческие и интеллектуальные способности;
- повышать общую языковую культуру, прививать любовь к русскому языку, вызвать интерес к его изучению;
- формирование личности, способной к продуктивной деятельности.
Педагогическая целесообразность
Программа рассчитана на детей 11-13 лет, потому как наиболее действенные формы работы предлагаются увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения.
Рекомендованы следующие виды учебных заданий:
– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;
– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах;
– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы;
– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от воэможных ошибок и др.) с использованием пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений;
– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;
– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений.
Учебный материал на занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов-шуток, словесных игр, лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов и др.
Цели программы: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи;
Задачи:
Овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;
Обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;
Формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;
развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.
·
Календарно-тематическое планирование (34 часа).
№
Тема занятия
Дата проведения
Примечание
1
Организационное занятие. (Знакомство с планом, распределение обязанностей, распределение докладов и сообщений)
09.09.14
2
Оформление стенда (папки).
16.09.1 4
3
Задачи по речевому этикету.
23.09.14
4
Художественный мир пьесы Островского «Снегурочка» (доклад)
30.09.14
5
Постижение тайны слова (доклад)
07.10.14
6
Открытие тайны слова через ключевое слово.
14.10.14
7
Роль детали в осознании целого.
21.10.14
8
Подготовка к олимпиаде.
28.10.14
9
«Жемчужины русского языка» (пословицы, поговорки, загадки о русском языке)
11.11.14
10
« Великое русское слово» (высказывания писателей и поэтов о русском языке).
18.11.14
11
Слово и фразеологический оборот.
25.11.14
12
Фразеологические словари.
02.12.14
13,14
Использование фразеологических оборотов в художественной литературе.
09.12.14
16.12.14
15
Конкурс « Самый грамотный диктант»
23.12.14
16
Система редакторской работы над сочинением.
30.12.14
17
Конкурс «Лучшее чтение стихов»
21.01.15
18
Подготовка к изданию устного журнала «Родное слово» (обсуждение страниц)
28.01.15
19
Устный журнал «Родное слово»
04.02.15
20
Конкурс «Лучшая тетрадь по русскому языку»
11.02.15
21
«Владеете ли вы деловым стилем?» Заявление, аннотация.
18.02.15
22
«Владеете ли вы деловым стилем?» Конспект в тезисной форме.
25.02.15
23
«Владеете ли вы деловым стилем?» Автобиография, официальная характеристика на товарища.
02.03.15
24,25
Пишем эссе.
09.03
16.03
26
Конкурс на лучший рукописный журнал.
27
Публичное выступление.
06.04
28
Статья в газету.
13.04
29,30
Комплексный анализ текста.
20.04
27.04
31
Подготовка к созданию портфолио «Мой путь в родное слово»
04.05
32,33
Создание и презентация портфолио.
11.05
18.05
34
Итоговое занятие.
25.05
Литература:
Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988.
Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.
Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.
Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб.: Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.
Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.
Кудряшова Р.И. Слово народное. Говоры Волгоградской области в прошлом и настоящем. Волгоград: Перемена, 1997.
Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас » или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2006.
Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург : Авалон; Азбука-классика, 2005.
Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.
Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.
Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005.
Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум-М, 2006.
Словари:
Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.
Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.
Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.
Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. –
М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.
Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).
Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д : Феникс; Москва : Цитадель-трейд, 2005.
Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.
Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М.: Флинта; Наука, 2003.
Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание).
Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус.яз. – Медиа, 2005.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.
Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
15