Справочный материал для работы над ошибками по русскому языку и математике
Справочный
материал
по русскому языку и
математике
подготовила:
Сомова Л.В.
Говори красиво:
Я полагаю
Я думаю
Я убеждён(а) в том, что не прав(а)
Ты не мог(ла) бы доказать сказанное?
Я бы пояснил(а) это
Я думаю, что ты ошибаешься, потому что
Мне хотелось бы высказать своё
мнение
Будь добр(а), повтори ещё раз, пожалуйста.
МАТЕМАТИКА
Учи правила:
Если прибавить к данному числу 1, то получится следующее за ним число.
(6 + 1 = 7)
Если вычесть из данного числа 1, то получится предшествующее ему число (предыдущее).
(8 – 1 = 7)
При сложении компоненты (числа) называются:
слагаемое слагаемое сумма
7 + 2 = 9
выражение (7+2) также называется суммой.
Читается так:
К семи прибавить два получится девять.
Сумма чисел два и семь равна девяти.
Семь плюс два равно девяти.
Первое слагаемое семь, второе слагаемое два, сумма равна девяти.
Если одно слагаемое равно нулю, то сумма равна другому слагаемому.
(а + 0 = а, 5 + 0 = 5)
От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
(а + в = в + а, 7 + 2 = 2 + 7)
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
4 + Х = 9 Х + 6 = 8
Х = 9 – 4 Х = 8 – 6
Х = 5 Х = 2
4 + 5 = 9 2 + 6 = 8
9 = 9 8 = 8
При вычитании компоненты (числа) называются:
уменьшаемое вычитаемое разность
7 ( 3 = 4
выражение (7 ( 3) также называется разностью.
Читается так:
Из семи вычесть три получится четыре.
Разность чисел семь и три равна четырём.
Семь минус три равно четырём.
Уменьшаемое семь, вычитаемое три, разность равна четырём.
Если уменьшаемое равно вычитаемому, то разность равна нулю.
(4 – 4 = 0, а – а = 0)
Если вычитаемое равно нулю, то разность равна уменьшаемому.
(а – 0 = а, 4 – 0 = 4)
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к вычитаемому прибавить разность.
Х – 5 = 3
Х = 5 + 3
Х = 8
8 – 5 = 3
3 = 3
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
8 – Х = 3
Х = 8 – 3
Х = 5
8 – 5 = 3
3 = 3
12. Таблица сложения и вычитания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
13 – 8 = 5 2 + 5 = 7
5 + 8 = 13 7 – 5 = 2
13. При умножении компоненты (числа) называются:
множитель множитель произведение
( 3 = 6
Выражение (2 ( 3) также называется произведением.
Читается так:
Два умножить на три равно шести.
По два взять три раза будет шесть.
Произведение чисел два и три равно шести.
Первый множитель два, второй множитель три, произведение равно шести.
Если один из множителей равен 0, то произведение равно 0.
(а ( 0 = 0, 6 ( 0 = 0; 0 ( а = 0, 0 ( 6 = 0)
Если один из множитель равен 1, то произведение равно другому множителю.
(а ( 1 = а, 1 ( а = а; 6 ( 1 = 6, 1 ( 6 = 6)
От перестановки множителей произведение не меняется.
(а ( в = в ( а, 2 ( 3 = 3 ( 2)
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
Х ( 2 = 6 3 ( Х = 6
Х = 6 ( 2 Х = 6 ( 3
Х = 3 Х = 2
3 ( 2 = 6 3 ( 2 = 6
6 = 6 6 = 6
При делении компоненты (числа) называются:
Делимое делитель частное
6 ( 2 = 3
выражение (6 ( 2) также называется частное.
Читается так:
Делимое шесть, делитель два, частное равно трём.
Частное чисел шесть и два равно трём.
Шесть разделить на два получится три.
НА НУЛЬ ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ!
6 ( 0 а ( 0
Если делитель равен 1, то частное равно делимому.
(а ( 1 = а, 8 ( 1 = 8)
Если делимое равно 0, то частное равно 0.
(0 ( а = 0, 0 ( 3 = 0)
Если делимое равно делителю, то частное
равно 1.
(а ( а = 1, 5 ( 5 = 1)
Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное.
Х ( 2 = 3
Х = 2 ( 3
Х = 6
6 ( 2 = 3
3 = 3
Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.
6 ( Х = 3
Х = 6 ( 3
Х = 2
6 ( 2 = 3
3 = 3
25. Таблица умножения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2
4
6
8
10
12
14
16
18
3
6
9
12
15
18
21
24
27
4
8
12
16
20
24
28
32
36
5
10
15
20
25
30
35
40
45
6
12
18
24
30
36
42
48
54
7
14
21
28
35
42
49
56
63
8
16
24
32
40
48
56
64
72
9
18
27
36
45
54
63
72
81
6 ( 4 = 24 8 ( 7 = 56
24 : 6 = 4 56 : 8 =7
26. Как решать задачи.
Прочитай задачу и представь то, о чём в ней говорится.
Запиши кратко условие задачи или выполни чертёж.
Поясни, что означает каждое число, повтори вопрос задачи.
Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему, что нужно узнать сначала, что потом.
Составь план решения.
Произведи вычисления и получи ответ на вопрос задачи.
Проверь полученный ответ.
Например:
На опушке леса играли 3 зайчика, к ним выбежали ещё 2 зайчика. Сколько зайчиков стало на поляне?
- Что известно о зайцах? 3 2 ( УСЛОВИЕ.
(условие – это то, что известно в задаче)
- О чём нас спрашивают? ? ( ВОПРОС.
(вопрос – это то, что нужно найти)
- Какое действие выберем? 3 + 2 = 5 ( РЕШЕНИЕ.
(решение – это выбранное нами действие)
- Сколько стало зайчиков? 5 ( ОТВЕТ.
(ответ – это найденное нами число)
Чтобы узнать НА сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее. Чтобы узнать ВО сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее разделить на меньшее.
Запомни:
( на? ( - )
( во ? раз ( ( )
28. При увеличении числа НА несколько единиц, выполняется сложение. При уменьшении числа НА несколько единиц, выполняется вычитание.
При увеличении числа В несколько раз, надо умножать. При уменьшении числа В несколько раз, надо делить.
Запомни:
+ больше (
на в раз
( меньше (
Чтобы найти целое число по доле, надо долю разделить на числитель и умножить на знаменатель.
Чтобы найти долю от целого числа, надо разделить целое на знаменатель и умножить на числитель.
Запомни:
= ( ( = : (
Доли обозначаются дробью, где числитель показывает сколько долей от целого взяли, а знаменатель показывает на сколько долей разделили целое.
1 – числитель
2 – знаменатель
Порядок действий.
3 1 4 5 2
12 + 7 ( 2 – 13 + 16 : 4
В примерах без скобок сначала выполняются действия умножения и деления, затем – остальные действия по порядку (слева на право).
5 1 3 6 4 2 7
49 – (28 + 14) : 7 + 11 ( (15 – 8) – 12
В примерах со скобками сначала выполняются действия в скобках, затем – умножения и деления, а потом остальные действия по порядку.
Признаки делимости чисел на 2, 3, 4, 5, 9.
На 2: Число Х делится на 2 тогда, когда оно заканчивается одной из цифр: 0, 2, 4, 6, 8.
На 3: Число Х делится на 3 тогда, когда сумма цифр его делится на 3.
На 4: Число Х делится на 4 тогда, когда на 4 делится двузначное число, образованное двумя последними цифрами числа Х.
На 5: Число Х делится на 5 тогда, когда оно оканчивается цифрой 0 или 5.
На 9: Число Х делится на 9 тогда, когда сумма цифр его делится на 9.
Числа, которые делятся на 2, называются чётными: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14,
Числа, которые не делятся на 2, называются нечётными: 1, 3, 5, 7, 9, 11,
Сумма длин сторон фигуры называется ПЕРИМЕТРОМ.
Р = а + в + а + в = (а + в) ( 2 - периметр прямоугольника.
Р = а + а + а + а = а ( 4 - периметр квадрата.
Площадь фигуры измеряется в квадратных см, квадратных м
S = а ( в - площадь прямоугольника.
S = а ( в - площадь квадрата.
Решая задачи с величинами, используй формулы:
S = V ( t V = S : t t = S : V ,
где S – расстояние, V – скорость, t – время
Ст = Ц ( К Ц = Ст : К К = Ст : Ц
Где Ст – стоимость, Ц – цена, К – количество.
Решая выражения, содержащие буквенную символику, делай так:
Найди а + в, при а = 12, в = 18 12 + 18 = 30
а = 7, в = 11 7 + 11 = 18
Найди а – 6, при а = 10 10 – 6 = 4
а = 12 12 – 6 = 6
Характеристика числа (памятка).
Назови число.
Определи, сколькизначное число.
Назови наименьшее и наибольшее стольки же значные числа.
Назови предшествующее и последующее числа (соседи числа).
Определи, сколько единиц, десятков, сотен содержится в числе.
Определи, сколько отдельных единиц каждого разряда содержится в числе.
Определи, сколько единиц каждого класса содержится в числе.
Замени число суммой разрядных слагаемых.
С помощью этих же цифр запиши наименьшее и наибольшее стольки же значные числа.
Например:
37 – число тридцать семь – двузначное, наименьшее двузначное число 10, наибольшее – 99. Предшествующее число – 36, последующее – 38. В числе тридцать семь: семь единиц и три десятка; семь единиц первого разряда, три единицы второго разряда; тридцать семь единиц первого класса.
37 = 30 + 7; 37 и 73.
39. Таблица разрядов и классов
II класс – класс тысяч
I класс – класс единиц
сотни
тысяч
десятки
тысяч
единицы
тысяч
сотни
десятки
единицы
10 единиц – десяток
100 единиц – сотня
100 единиц – 10 десятков
10 тысяч – десяток тысяч
100 тысяч – сотня тысяч
100 тысяч – 10 десятков тысяч
В числе 997568
997568 единиц
99756 десятков
9975 сотен
997 тысяч
РУССКИЙ ЯЗЫК
Учи правила:
АЛФАВИТ
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и ка эль
краткое
Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш
эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха цэ ча ша
Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя
ща твёрдый ы мягкий э ю я
знак знак
Весёлые запоминалки.
Что такое алфавит? Учим, учим назубок
Вам, ребята, он известен. Алфавит мы дружно.
Буква в нём всегда стоит Чтобы он найти помог
На своём особом месте. В словарях, что нужно.
Гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э.
Гласные буквы: А, О, У, Ы, И, Э, Е, Ё, Ю, Я.
Звонкие: Б, В, Г, Д, Ж, З.
Парные согласные звуки:
Глухие: П, Ф, К, Т, Ш, С.
Звонкие: Л, М, Н, Р.
Непарные согласные звуки:
Глухие: Х, Ц, Ч, Щ.
Согласные звуки произносятся твёрдо, когда за ними идут гласные: а, о, у, ы, э или согласные. Согласные звуки произносятся мягко, когда за ними идут гласные: и, я, е, ё, я,ю. Но есть исключения.
Всегда твёрдые звуки: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие звуки: Ч, Щ.
ЧАСТИ РЕЧИ
Имя существительное – часть речи, отвечающая на вопрос КТО? или ЧТО?, обозначающая предмет.
Имя прилагательное – часть речи (слово), отвечающая на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ? и обозначающая признаки предмета.
Глагол – часть речи (слово), отвечающая на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?, ЧТО СДЕЛАТЬ? и обозначающая действия предметов.
Весёлые запоминалки.
Кто спешит так рано в школу? Имя прилагательное,
Все спешат ученики. Мы с тобой дружны.
Что несут они в портфелях? Признаки предметов
Книги, ручки, дневники. Знать мы все должны.
Как вы сделали открытие Солнечное лето.
Это удивительное? Праздничная ель.
Помогло на всё ответить Вкусные конфеты.
Имя существительное. Машенькин портфель.
Что делать, что сделать
Учащимся школ?
На эти вопросы
Ответит глагол.
РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Солнце освещает землю. ОБРАЗЕЦ:
Часть речи (что обозначает, 1. Землю – сущ. (предмет, что?);
на какой вопрос отвечает). 2. Н. ф. – земля;
Начальная форма. 3. Ж. р., 1– го скл.;
Род. Склонение. 4. Вин. п., ед. ч.;
Падеж. Число. 5. Вт. чл.
Роль в предложении.
РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Цветёт алая гвоздика. ОБРАЗЕЦ:
1. Часть речи (что обозначает, 1. Алая – прил. (признак, какая?);
на какой вопрос отвечает). 2. Н. ф. – алый;
2. Начальная форма. (И. п., ед. ч., м. р.) 3. Ж. р., Им. п., ед. ч.;
Род (в ед. ч.), падеж, число; 4. Вт. чл.
Роль в предложении.
РАЗБОР ГЛАГОЛА
Дует лёгкий ветерок. ОБРАЗЕЦ:
1. Часть речи (что обозначает, 1. Дует – гл. (действие,
на какой вопрос отвечает). что делает?);
Начальная форма. Спряжение. 2. Н. ф. – дуть, 1 спр.;
Время. Лицо и число (в настоящем 3. Наст. Вр., 3 – е л., ед. ч.;
и будущем времени). Род и число 4. Сказуемое.
(в прошедшем времени).
Роль в предложении.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА
Сколько в слове слогов. ОБРАЗЕЦ:
На какой слог падает ударение. (
Гласные звуки: ударные и просьба – 2 сл., ((
безударные. Какими буквами п – [п] – согл., пар., глух., тв.
обозначены. р - [р] – согл., непар., зв., тв.
Согласные звуки: парные и о – [о] – гл., ударн.
непарные, звонкие и глухие, с – [c] – согл., пар., глух., мяг.
твёрдые и мягкие. ь
Количество звуков и букв в б – [б] – согл., пар., глух., тв.
слове. а – [а] – гл., безударн.
7 б. 6 зв.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Прочти выразительно предложение.
Укажи вид предложения по интонации (вопросительное, восклицательное, повествовательное).
Найди главные члены предложения. Какой частью речи они выражены.
Найди слова, поясняющие подлежащее.
Найди слова, поясняющие сказуемое.
Найди слова, поясняющие второстепенные члены предложения.
ОБРАЗЕЦ: Сильный ветер сбивает последние листья.
Это предложение повествовательное. В нём говорится о ветре. Что? – ветер. Это подлежащее, выражено именем существительным, подчеркну одной чертой. Ветер (что делает?) сбивает. Это сказуемое, выражено глаголом, подчеркну двумя чертами. Ветер сбивает – главные члены предложения. Остальные слова – второстепенные члены предложения.
Ставлю к ним вопросы от подлежащего: ветер (какой?) сильный;
от сказуемого: сбивает (что?) листья;
от второстепенного члена: листья (какие?)последние.
Работай над ошибками:
Большая буква в начале предложения.
Выпишите предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так:
Выпал пушистый снег. Дети рады.
Запомни! Предложение – это законченная мысль.
Начало предложения пишется с большой буквы.
Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Спиши предложение, поставь в конце предложения нужный знак. Придумай или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши его. Подчеркни знак в конце предложения.
Делай так:
Ура! У нас каникулы!
Москва – столица нашей Родины. Я живу в городе.
Как узнал? Зачем пришёл?
Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так:
у(чи(тель – 3 слога.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Перенос слов.
Раздели слово на слоги для переноса. Приведи свои премеры.
Делай так:
уче – ник, паль – то, лей – ка, груп – па, ру – чьи, подъ – езд.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и
нельзя переносить на новую строку.
Ь и Ъ знаки не отрывай от согласной, Й оставляй на
строке, двойную согласную дели пополам.
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного в конце и в середине слова.
Выпиши слово правильно, подчеркни мягкий знак, придумай и запиши ещё два слова на это же правило.
Делай так:
учитель, день, капель
пальто, деньки, угольки
Весёлые запоминалки.
Мягкий знак, мягкий знак, Станут пенками пеньки,
Без него нельзя никак. Уголками угольки,
Без него не написать Банька в банку превратится!
Тридцать, двадцать, десять, пять. Вот что может получиться,
Вместо шесть – получим шест, Если будем забывать
Вместо есть – получим ест, Мягкий знак в словах писать!
Гласные после шипящих.
Выпишите слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так:
Малыши, карандаши, ландыши.
Запомни! ЖИ – ШИ пиши с И. ЧА – ЩА пиши с А. ЧУ – ЩУ пиши с У.
Весёлые запоминалки.
Сочетанья ЩА и ЧА – Щука, чум, ищу, молчу – я слова учу, учу.
В словах пища и свеча, ЧУ да ЩУ, ЩУ да ЧУ – я пятёрку получу.
Куча, гуща, каланча, Не стучу и не кручу, не ворчу и не кричу,
Туча, роща, саранча, А учу, учу, учу все слова на ЩУ и ЧУ:
Чаща, дача и печать – Чум, чугун, чулок, чурбак,
Нужно с буквой А писать. Щука, чучело, чудак.
Речка, ночка, строчка, Знаем мы наверняка,
Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова на ту же орфограмму.
Делай так:
Ручной, речной, ночной.
Запомни! Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, – пишутся без мягкого знака: дочка, барабанщик, птенчик, скворечник, спорщик.
Весёлые запоминалки.
Точка, почка, дочка, Где ЧН, а где ЧК –
Срочный, булочный, ночной, Мягкий знак не пишется,
Точный, шуточный, речной. Даже если слышится!
Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Делай так:
( ( (
алфавит, азбука, портфель
Весёлые запоминалки.
На листья делится листва, Тот слог ударный мы зовём,
На слоги делятся слова. Запомни, если хочешь,
Мы в слове слог ударный Который мы произнесём
Найдём элементарно. Сильнее всех и громче.
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так:
( ( (
Сады – сад, волна – волны, червивый – червь.
Запомни! Безударные гласные в корне слова пишутся так же, как ударные.
Весёлые запоминалки.
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Поставь под ударение.
Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Делай так:
( ( ( ( (
Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Запиши слово правильно. Проверь согласную.
Делай так:
Скользкий – скользит, отряд – отряды.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся также, как и перед гласными.
Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так:
Илья, Петров, Мурка, Волга, Красноярск.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, клички животных, географические названия: названия рек, городов, морей, и т. п. пишутся с большой буквы.
Весёлые запоминалки.
Имена, фамилии, клички, города –
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква важные слова:
Иванова Анна, Шуя и Москва.
Кошка Маришка, котёнок Тишка,
Щенок Дружок, цыплёнок Пушок,
Корова Бурёнка, коза Найдёнка,
Поросёнок Хрюша и бычок Гаврюша.
Все их клички до одной
Пиши с буквы прописной!
Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту же орфограмму. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.
Делай так:
Вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный ь пишется после согласных перед гласными:
согласная
Ь
гласные е, ё, и, ю, я
14. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту
орфограмму. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Делай так:
Съезд, объявление, подъём.
Запомни! Разделительный Ъ пишется только после приставок,
которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я.
Ъ
е, ё, я
Двойная согласная в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так:
Группа, груп – па, групповой, подгруппа.
Запомни! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится.
Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово правильно. Подберите проверочное слово.
Делай так:
Звёздный – звезда, звёздочка.
Запомни! Непроизносимую согласную можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором после этой согласной стоит гласная.
Слова из словаря: лестница, праздник, чувство.
Слова с сочетанием СН.
Выпиши слово правильно. Докажи. Запишите ещё два слова на то же правило.
Делай так:
Ужасный - ужасы, прекрасный, опасный.
Запомни! Слова с сочетаниями СН пишутся без Т: ужасный, прекрасный, напрасный, опасный, вкусный, ясный, интересный, чудесный. Это можно доказать, подобрав однокоренное слово, где после С стоит гласная буква.
18. Состав слова. ( ( ( (
Выпиши слово правильно. Разбери его по составу. Запиши 1 – 2 слова с таким же составом.
Делай так:
13 EMBED Equation.3 1415Поездка, посадка, повязка.
Весёлые запоминалки.
Школьник! При разборе слова
Окончанье и основу – первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
Та слова часть, что изменяется, Корень слова – главная значимая часть.
ОКОНЧАНИЕМ называется. Родственные связи дарят корню власть.
Остальную же часть слова Выясни умело линии родства –
Именуем мы ОСНОВОЙ. Однокоренные подбери слова.
У корня в недругах, представь–ка За корнем суффикс обогрел местечко,
Есть дама гордая – приставка, Не словом угодил, а лишь словечком.
А злит она его одним: Река большая превратилась в речку.
Стоит лишь только перед ним. Лес – в лесника, а печь лишь в печку.
Запомни! Корень (, приставка (, суффикс ( - значимые части
слова (служат для образования новых слов).
Окончание ( - изменяемая часть слова (служит для связи слов
в предложении).
19. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные с разными приставками.
Делай так:
Заехал, переехал, уехал.
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
20. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова
с этой же приставкой.
Делай так:
Полетели, побежали, потянули.
Отнёс, отлетел, отбежал.
21. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе
с предлогом. Докажи, что это предлог. Обозначь орфограмму (пробел).
Делай так:
К_ берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Между предлогом и
словом можно вставить вопрос или другое слово. Не смешивай
приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. Например:
Лодка отплыла от берега.
Различие между приставками и предлогами.
Роль в словообразовании
Написание
Употребление с другими частями речи
Примеры
Предлоги
в, за, по, про
и другие.
отдельное слово
отдельное
со всеми частями речи, кроме глаголов
в доме,
за рекой,
по воде,
про тебя
Приставки
в, за, по, про
и другие.
часть слова
слитно со словом
с разными частями речи
вход
заслонить
подарочный
проход
22. Искажение (пропуск, замена) букв.
Выпиши слово правильно. Запиши его ещё два раза.
Подчеркни искажённую букву. Выпиши предложение с этим словом.
Делай так:
Звонок, звонок, звонок. Звенит звонок весёлый!
Род имен существительных.
Мужской род (он, мой)
Женский род (она, моя)
Средний род (оно, моё)
ДРУГ
ВОСТОК
УЖИН
ЗЕМЛЯ
ДОЧЬ
СКАТЕРТЬ
ПАЛЬТО
СЕЛО
ЗДОРОВЬЕ
Число имен существительных.
ЕДИНСТВЕННОЕ МНОЖЕСТВЕННОЕ
ЧИСЛО ЧИСЛО
дом дома
сестра сёстры
река реки
Падежи имен существительных.
Падеж
Вспомога-
тельное
слово
Падежный
вопрос
Смысловой
вопрос
Предлоги
Окончания
1 скл.
2 скл.
3 скл.
Именительный
(Иван)
есть
кто?
что?
-а
-я
- о
-е
Родительный
(родил)
нет
кого?
чего?
откуда?
куда?
где?
без, у, от, до, с, из, около, возле,
подле
-ы
-и
-а
-я
-и
Дательный
(девчонку)
дать
кому?
чему?
куда?
где?
к, по
-е
-е
-у
-ю
-и
Винительный
(велел)
вижу
кого?
что?
куда?
где?
на, за, под, в,
через, про
-у
-ю
-о
-е
Творительный
(тащить)
доволен
кем?
чем?
куда?
где?
над, за, под, с, перед, между
-ой
-ей
-ом
-ем
-ю
Предложный
(пелёнку)
думаю
о ком?
о чём?
где?
в, о, об, на, при
-е
-е
-е
-е
-и
Три склонения имён существительных.
Склонение
Род существительных
Окончание
Примеры
1 склонение
мужской род
женский род
- а, - я
папа мама
дядя тётя
2 склонение
мужской род
средний род
- (
- о, - е
слон(, сарай(, конь(
поле окно
3 склонение
женский род
Ь(
ночь( степь(
Первое склонение имён существительных.
И.п. кто? что? корова, земля
Р.п. кого? чего? коровы, земли
Д.п. кому? чему? корове, земле
В.п. кого? что? корову, землю
Т.п. кем? чем? коровой, землёй
П.п. о ком? о чём? о корове, о земле
Второе склонение имён существительных.
И.п. кто? что? конь(, поле
Р.п. кого? чего? коня, поля
Д.п. кому? чему? коню, полю
В.п. кого? что? коня, поле
Т.п. кем? чем? конём, полем
П.п. о ком? о чём? о коне, о поле
Третье склонение имён существительных.
И.п. кто? что? мышь(, сирень(
Р.п. кого? чего? мыши, сирени
Д.п. кому? чему? мыши, сирени
В.п. кого? что? мышь(, сирень(
Т.п. кем? чем? мышью, сиренью
П.п. о ком? о чём? о мыши, о сирени
Падежные окончания имён существительных.
Безударные падежные окончания имён существительных проверяй так:
Выпиши правильно существительное с предлогом, выдели окончание и падеж. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Делай так: на опушке – 1 скл., П.п., на подушке – 1 скл., П.п., на макушке – 1 скл., П.п.
Падеж
1 склонение
2 склонение
3 склонение
И.п.
- а, - я
(, - о, - е
ь(
Р.п.
- ы, - и
- а, - я
- и
Д.п.
- е, - е
- у, - ю
- и
В.п.
- у, - ю
- о, - е
ь(
Т.п.
- ой, - ей (- ёй)
- ом, - ем (- ём)
- ью
П.п.
- е, - е
- е, - е
- и
Род имён прилагательных.
Мужской род
Женский род
Средний род
Какой?
Какая?
Какое?
скорый поезд - ый
весенний лес - ий
большой город - ой
весёлая песня - ая
зимняя прогулка - яя
ровное место - ое
горячее солнце - ее
Число имён прилагательных.
Безударные окончания имён прилагательных проверяй так:
Выпиши прилагательное с существительным, выдели окончание. Определи род, число, падеж.
Делай так: ранним утром – ср.р., ед.ч., Т.п.
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
- ЫЙ, - ИЙ - ЫЕ, -ИЕ
старый дуб, синий флаг старые дубы, синие флаги
- АЯ, - ЯЯ - ЫЕ, - ИЕ
старая ива, синяя лента старые ивы, синие ленты
- ОЕ, - ЕЕ - ЫЕ,
красивое поле, синее окно красивые поля, синие окна
Склонение имён прилагательных.
МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД
И.п. какой? добрый (человек) И.п. какая? летняя (ночь)
Р.п. какого? доброго (человека) Р.п. какой? летней (ночи)
Д.п. какому? доброму (человеку) Д.п. какой? летней (ночи)
В.п. какого? доброго (человека) В.п. какую? летнюю (ночь)
Т.п. каким? добрым (человеком) Т.п. какой? летней (ночью)
П.п. о каком? о добром (человеке) П.п. о какой? о летней (ночи)
СРЕДНИЙ РОД
И.п. какое? глубокое (озеро)
Р.п. какого? глубокого (озера)
Д.п. какому? глубокому (озеру)
В.п. какое? глубокое (озеро)
Т.п. каким? глубоким (озером)
П.п. о каком? о глубоком (озере)
Неопределённая форма глагола.
Что делать? Что сделать?
ГУЛЯТЬ УСЛЫШАТЬ
ОДЕВАТЬСЯ ОГЛЯДЕТЬСЯ
Времена глагола.
Настоящее время
Прошедшее время
Будущее время
Что делает?
Что делал? Что сделал?
Что будет делать? Что сделает?
играет, поёт,
учит, красит
играл выучил красил спел
будет играть выучит
будет петь покрасит
Изменение глагола по лицам и числам.
единственное число
множественное число
1 лицо
Я пишу
Мы пишем
2 лицо
Ты пишешь
Вы пишете
3 лицо
Он пишет
Она пишет
Оно пишет
Они пишут
Спряжение глаголов.
Безударные личные окончания глаголов проверяй так:
Выпиши правильно глагол, выдели окончание, определи спряжение по неопределённой форме глагола и его лицо.
Делай так: строит – строить – 2 спр., 3 лицо.
2 спряжение
1 спряжение
ИТЬ + глаголы исключения:
слышать, видеть и смотреть,
дышать, держать ещё вертеть, терпеть, зависеть, гнать, обидеть
и последний - ненавидеть
Все остальные глаголы
+
исключение:
брить
И______
- ат (- ят)
е
-ут (-ют)
Спряжение глаголов настоящего времени.
число
лицо
1 спряжение
2 спряжение
1
- у (- ю)
- у (- ю)
единственное
2
- ёшь (- ешь)
- ишь
3
- ёт (- ет)
- ит
1
- ём (- ем)
- им
множественное
2
- ёте (- ете)
- ите
3
- ут (- ют)
- ат (- ят)
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с частицей НЕ. Запиши ещё 2 глагола на это правило.
Делай так: НЕ был, НЕ выучил, НЕ знал.
Запомни! Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
не хочу, не буду, не могу
Мягкий знак после шипящих Ч, Ж, Ш.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Делай так: луч (м.р.), товарищ, нож; ночь (ж.р.), речь, тушь.
ПИШЕТСЯ
НЕ ПИШЕТСЯ
У существительных женского рода 3 склонения (дочь, ночь, молодёжь).
Во 2 лице единственного числа глаголов (рисуешь, гуляешь).
В неопределённой форме глагола (печь, беречь).
У существительных 2 склонения мужского рода (нож, мяч).
У существительных во множественном числе в Родительном падеже
1 склонения (рощ, дач).
Местоимение.
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его.
Местоимение изменяется по лицам, числам, падежам.
лицо
единственное число
множественное число
1
я
мы
2
ты
вы
3
он, она, оно
они
Выпиши правильно местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: у нас, у меня, у тебя.
Правописание наречий.
ИЗ на В на
ДО конце А НА конце О
С слова ЗА слова
справа влево
досыта намертво
изредка засветло
Имя числительное.
по значению
по составу
Количественные:
Сколько?
пять, три, десять
Простые:
два, семь
Порядковые:
Который? Какой?
третий, пятый, десятый
Сложные:
одиннадцать, пятьдесят, четыреста
Составные:
двадцать три, сто шестьдесят пять
Предложение и его виды.
Предложение – это законченная мысль. Слова в предложении связаны по смыслу при помощи вопроса
По интонации
По цели высказывания
По наличию второстепенных членов предложения
Восклицательное.
Мама приехала!
Невосклицательное.
Мама приехала.
Повествовательное.
Мы идем пешком.
Вопросительное.
Вы пойдёте пешком?
Побудительное.
Идите пешком!
Нераспространённое.
Полил дождь.
Распространённое.
К вечеру полил холодный дождь.
Однородные члены предложения.
Слова, относящиеся к одному слову в предложении и отвечающие на один и тот же вопрос, называются однородными членами предложения. Однородными членами предложения могут быть как главные (подлежащее, сказуемое), так и второстепенные члены предложения. Между однородными членами предложения ставятся запятые. Запятая не ставится, если однородные члены предложения соединены одиночными союзами. Перед союзами а, но всегда ставится запятая. Что делают?
Ласточки, утки, лебеди осенью улетают.
Какие?
Красные и жёлтые шары полетели в небо.
Словосочетания.
Улетают (когда?) осенью;
Шары (какие?) красные и жёлтые;
Полетели (куда?) в небо.
Класс миллиардов, миллионов.
Класс миллиардов
IV
Класс миллионов
III
Класс тысяч
II
Класс единиц
I
Сот.
12р.
Дес.
11р.
Ед.
10 р.
Сот.
9 р.
Дес.
8 р.
Ед.
7 р.
Сот.
6 р.
Дес.
5 р.
Ед.
4 р.
Сот.
3 р.
Дес.
2 р.
Ед.
1р.
Root Entry