РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА «КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНИГОЙ, ЧТОБЫ СТИМУЛИРОВАТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ?»
РАБОТА НА ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС
ПОРТАЛА MAAM.RU
«ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
«КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНИГОЙ,
ЧТОБЫ СТИМУЛИРОВАТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ?»
Вакурина Светлана Владимировна
учитель – логопед 1 кв. категории
МДОУ «ЦРР – Детский сад № 4»г. Шуя, Ивановская область
Для ребенка первый опыт общения с окружающим миром – семья, дом, улица, природа и т.д. В магазине или во время визита к врачу, в зоопарке или в музее, на улице или дома ребенок получает самые разные впечатления, накапливая необходимый для своего развития опыт. Но если сформировавшиеся у ребенка представления оставлять без внимания, то они со временем «стираются». Необходимо побуждать малыша к повторению, чтобы закрепить в памяти образы предметов и явлений, связать их со словом. Отражение окружающего нас мира можно найти в книгах. Взрослые - это посредники между ребенком и внешней средой и поэтому так важно говорить со своим чадом, рассказывать и читать стихи и сказки, объяснять смысл неизвестных слов, показывать рассматривать и обсуждать картинки и иллюстрации книг.
Как же пользоваться книгой, чтобы стимулировать речевое развитие?
Книга для детей раннего возраста – это новая игрушка, поэтому так важно выбрать «правильную» для вашего малыша книгу. Она должна быть легкой, прочной с крупными и яркими иллюстрациями. А текст произведения - четким и доступным для понимания. Но не следует забывать о том, что воспринимать читаемый текст ребенку гораздо труднее, чем рассказываемый. К тому же рассказывая, можно наблюдать за реакцией малыша и, если нужно, замедлять темп речи, прислушиваться к репликам ребенка, оценивать их.
Дети, которые начинают осваивать речь, часто выражают свои мысли лишь слогами или лепетными словами, иногда жестами и движениями. Это не мешает работать с книгой. Например, взрослый, показывая на картинке дятла, спрашивает: «Кто это?» Ребенок в ответ стучит по столу, обозначая дятла. Его надо похвалить и обязательно озвучить его ответ. «Умница. Это дятел. Он стучит клювом по дереву, тук – тук». Так ребенку будет легче овладеть развернутой фразой, а в дальнейшем связной речью. Или же, если малыш не может словом или жестом ответить на вопрос, предложите показать ответ на картинке. Например, на вопрос «Где сидит дятел?», ребенок пальчиком укажет на дерево. После показа, не забывайте, хвалить ребенка и озвучить, то, что он показал. «Молодец! Правильно. Дятел сидит на дереве».
Читая литературное произведение, взрослый должен соотносить текст с изображением на картинке. Если ребенку трудно сосредоточиться на всей картинке, можно часть изображения закрыть и работать с выбранным фрагментом. Задавайте вопросы, только те которые интересны и доступны ребенку в данный момент. А через некоторое время можно снова вернуться к этой картинке. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста подобных книг очень много (серии книг «Ладушки», «Я расту» русские народные сказки, книги В.Сутеева «Маленькие сказки», «Сказки про карандаши и краски» и т.п.)
Каждый ребенок развивается индивидуально. Например, после прочтения авторской сказки Л. Яхнина «Козлик и воробей», рассматривая в книге сюжетную картинку к данному произведению младших детей можно спросить: кто это? Покажи, где у козлика рожки, копытца, борода и т.п.? Как козлик говорит? Кто убежал от козлика? Покажи цыплят, поросят, утят. Как говорят цыплята, поросята, утята? Покажи кто выпал из гнезда? И т.д. А детям более старшего возраста, можно дать следующие задания: Какие у козленка копытца, рожки? Почему разбежались цыплята, поросята, утята? Почему воробей не мог взлететь? Как козленок помог воробью? Закройте книгу и попросите ребенка вспомнить, что было нарисовано на картинке. И т.п.
Опыт общения со своим малышом подскажет, какие задания по плечу вашему ребенку.
Очень важно чтобы занятия доставляли вашему малышу удовольствие, поэтому не забывайте привносить в общение эмоциональную окраску и заниматься играя.