Cтатья Воспитание детей посредством театрализации: значение театрализованной деятельности в воспитательном процессе образовательного учреждения
Воспитание детей посредством театрализации: значение театрализованной деятельности в воспитательном процессе образовательного учреждения
Дети, подростки, молодежь – будущее нашей страны, и поэтому важнейшую роль в развитии общества и государства играет воспитание, становление и подготовка молодого поколения к взрослой жизни.
Человек нуждается в духовно-нравственном воспитании на протяжении всей своей жизни, но формы и методы работы в зависимости от возраста и социального положения используются совершенно разные. Конечно, перевоспитать взрослого человека крайне сложно, поэтому на протяжении всей дошкольной и школьной жизни детям необходимо проводить постоянную воспитательную работу, прививая им высокие нравственные ценности. Для этого целесообразно использовать такие методы работы, при которых на ребенка не будет оказано давления, воспринимаемое им негативно и вызывая у него отторжение.
Одной из форм работы, являющейся актуальной как в прошлом, так и в современное время является постановка театрализованного представления. Многие считают, что применение театрализации допустимо только с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, но это далеко не так. Чтобы разобраться, почему эта форма работы является действенной для детей и подростков любой возрастной группы, необходимо изначально понять разницу между понятиями «театральное» и «театрализованное». Если театральное представление предполагает наличие «четвертой» стены между залом и сценой, между актером и зрителем, то театрализованное, наоборот, направлено на зрителя. В театральном представлении перед нами предстает герой, который существует в определенных (предлагаемых) обстоятельствах, в театрализованном представлении этот герой смотрит на все как бы со стороны, и обращается в зал, а не только к другим героям по площадке.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Авторский сценарий, включающий в себя сценарно-режиссерский ход и композиционное построение, лишь подсказывают определенные действия и направляют героя, но эти действия он должен сам воссоздать с помощью движений, жестов, мимики и слов. Конечно, у каждого исполняющего роль на сцене, эти движения и жесты будут свои. Каждый по своему будет переживать, и выражать определенные эмоции.
Задача театрализованного представления заключается в том, чтобы не навязать, а сделать так, чтобы зритель сам осознал и сделал для себя нужные выводы. Для этого и служит образное решение, с помощью которого герой может разбудить в сердцах зрителей чувства сопереживания, сострадания, заставляет их задуматься над поставленной проблемой, анализировать действия героя и обстоятельства, наблюдая со стороны.
Такое влияние оказывается не только на зрителей, сидящих в зале, но и на самих юных актеров, исполняющих роли, ведь их деятельность также учит их самих сопереживать, а в результате этого у ребенка создаются определенные моральные оценки, дети приобщаются к духовному богатству.
Для каждого праздника, знаменательной даты существуют свои образы и символы, узнаваемые обществом: звонок и 1 Сентября, Георгиевская ленточка и День победы…
Так в любом театрализованном представлении с помощью определенных образов можно показать то, что стоит ценить и уважать. Именно образное решение как нить, проходящая через все представление, заставляет понять главное, то, что хотел сказать автор, который раскрывает тему и ненавязчиво приводит нас к решению поднятой им проблемы. То, что зритель захочет изменить в себе, в своем образе жизни и есть сверхзадача, поставленная педагогом.
Театрализованные представления являются мощным педагогическим средством воспитания, и могут быть использованы в рамках проведения не только всем известных календарных праздников, таких как День пожилого человека, День матери, День победы, но и различных мероприятий, направленных на воспитание основ здорового образа жизни, антикоррупционного мировоззрения, толерантности…
В школе и исполняющими роли, и организаторами, и даже ассистентом режиссера такого представления могут выступать сами дети – учащиеся старших классов, а зрителями - учащиеся младших классов. Режиссером в данном случае выступает педагог. В образовательном учреждении возможна постановка не только самих представлений, которые требуют немало времени на их постановку и показ, но и небольших театрализованных миниатюр, постановщиками которых могут быть учащиеся под руководством педагога.
Таким образом, театрализованная деятельность детей в образовательном учреждении помогает приобщить их к духовным ценностям, сформировать правильную модель поведения в современном мире и повысить их общую культуру.