Методическая разработка внеклассного мероприятие по физике Конкурс знатоков (7 класс)
Мероприятие по физике для 7-х классов.
Подготовила: Грачева Татьяна Валерьевна
Дата проведения: 23.01.2015.
Турнир знатоков.
За две недели до мероприятия , по параллелям 7 классов, группируются команды знатоков, которым даются следующие задания: подготовить газету, приветствие, эмблему, вопросы соперникам.
Цели и задачи мероприятия:
1.Показать использование знаний и умений учащихся, приобретенных на уроках физики, через индивидуально-дифференцированный подход.
2. Заинтересовать учащихся изучением предмета физики.
3. Сформировать потребность к углублению и расширению знаний.
4. Приобщать учащихся к экспериментальным заданиям.
План мероприятия:
1. «Визитная карточка».
2. «Ба, знакомые все лица!!!»
3. «Стрелок»
4. «Юные исследователи »
5. «Ты мне – я тебе»
6. Кроссворд.
7. Блиц –турнир.
Ход мероприятия:
Ведущий:
"Мы уже прожили 13 лет и еще почти ничего не успели. А нам предстоит запускать космические корабли к звездам, исследовать проблемы наследственности, раскрыть тайну рака.
Мы не умеем получать и собирать знания. Мы не всегда даже знаем, что хотим знать, а к учебе относимся подчас, как к печальной необходимости. Стойте! Одумайтесь! Тратить впустую годы - самые юные, самые плодотворные - преступление! Во имя наших будущих профессий и свершений - в бой за знания!"
Учитель: К « бою за знаниями» приглашаются учащиеся 7 классов:
7 «А» класс – команда «Газы»; 7 «Б» класс – команда «Жидкости» ; 7 «В» класс – «Твердые тела»
1-тур: «Визитная карточка». Команды выступают с агитационной программой, демонстрируют эмблему и газету. ( мах балл – 10)
7 «А» : Мы газы, легки и свободны, не имеем ни формы ни объема, поэтому наши молекулы очень подвижны и занимают весь объем. Кислород – это яркий наш представитель, и все знают, что для дыхания он необходим. Нас, практически не связывают силы притяжения, поэтому мы любим свободу и демократию. Кто также стремиться к этому -пусть болеет за нас, и вы обретете легкость ,свободу и жизнь.
7 «Б» : Мы жидкости, имеем объем , но не имеем формы. Самый яркий представитель – вода. А без воды, как говорят, «и не туды, и не сюды». Но самое главное качество. которым не обладают наши соперники – это текучесть. Мы настолько дипломатичны и покладисты, что принимаем форму любого сосуда, в который нас наливают. Хотите жить в дружбе и мире – болейте за нас!!!
7 «В» : Мы твердые тела, в нас мощь и сила, мы имеем и форму и объем, мы не будем подстраиваться и преклоняться, все наши молекулы дисциплинированы и любят порядок. Связи наши крепки и надежны. Болейте за нас и вы будете под надежной защитой!!!
2 тур. «Ба, знакомые все лица!!!»
На слайде изображены портреты ученых, портреты пронумерованы. Командам раздается опросный лист, где они против номера вопроса будут ставить номер портрета, о котором в вопросе будет идти речь.
1. Великий итальянский ученый после окончания университета занялся исследованиями в области механики и астрономии. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции. Главное достижение ученого в области оптики – создание оптической трубы (одного из первых телескопов). Ученый обессмертил свое имя рядом астрономических открытий, сделанных с помощью телескопа: обнаружил горы на Луне, открыл 4 спутника у Юпитера. ( Г.Галилей)
Много выдвинул идей,Крупный физик Галилей,Мысль одна ему пришла,С башни он бросал тела.Изучал он их движенье,И узнал про ускоренье,Независимо от массы,Знать обязан школьник в классе.
2.Он под яблоней сидел.
Вот – вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы, тишина.
Зажглись далекие светила.
И спелым облаком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна кружась
С Землею, Солнцем огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь тихонько проступала .Вот он взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула – и вот
На Землю яблоко упало… ( И.Ньютон)
3. О ком идет речь в стихах?
Представьте себе Сиракузы, III век до нашей эры.
Вот по дороге мощенной
В раздумье шагает ученый.
К царю Сиракуз направляется он.
Навстречу спешит из дворца Гиерон:
- Нужен твой совет, ученый,
Мастер сделал мне корону.
Погляди – ка на неё, золотая или нет?
С виду золотом сверкает,
Но, ты знаешь. Все бывает…
Говорят, что мастер прыткий
Отпили кусок от слитка,
Остальную часть расплавил,
Серебро туда добавил.
А потом принес, хитрец!
Мне подделку во дворец!
Золото иль позолота?
Разгадать твоя забота! (Архимед)
4. О ком речь?
Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал университет.
Своей рискуя головою.
Заряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Астроном он. Географ он.
И как сказал о нем поэт:
«Он сам был – университет!» ( М.В. Ломоносов)
5. О ком речь?
Утро. Больше половины века.
Над землёй – притихший звёздный кров.
К звёздам отправляют человека.
Человек вернулся. Жив-здоров.
И сегодня за чертой вселенской
Побывал, вернувшись на ночлег,
На родную Землю, наш смоленский,
Наш родной, наш звездный человек. ( Ю.А.Гагарин)
6. В чьих сочинениях впервые появилось слово «физика»? ( Аристотель)
7. Английский ботаник, который оставил след в физике, изучая движение мельчайших частиц в воде, оно носит сейчас его имя. ( Роберт Броун)
8. О ком речь?
Жил учёный, мужик,
Сделал много для наук,
Говорил он строгим тоном,
Даже спорил он с Ньютоном!
Замечательный мужчина,
Он растягивал пружину,
Что в итоге получили?
Деформацию и силу! ( Роберт Гук)
9. Кто создал теорию электромагнитных явлений? ( Максвелл)
10. Основоположник современной космонавтики и ракетной технике. ( Циалковский)
3 тур. «Стрелок» (мах балл – 8 )Соедините стрелками физическую величину и её единицу измерения.
F H
P м
S с
V кг
t кг/м³
ʋ м³
m м²
ρ м/с
4 тур. «Юные исследователи»
Командам предлагается измерить объем тел способом, который они выберут, вытягивая билет .
1 .С помощью линейки.
2. Имея весы и зная плотность тела.
3. имея мензурку с водой.
5тур. «Ты - мне, я - тебе»
Команды задают вопросы соперникам. 7 «А» → 7 «Б» → 7 «В» → 7 «А»
6тур. Кроссворд.
6 1 4 8 5 3 2 9 7 Вопросы :По горизонтали:
2. Явление, которое останавливает катившийся мяч.
4. Мельчайшая частица вещества.
5. Явление сохранения скорости тела.
7. Что найдем, разделив путь на время?
9. Нет формы и объема.
По вертикали:
1. Идет снег, идет дождь, едет машина, инерция, диффузия – что это.
3. Свинец, дерево, стекло, металлы, ртуть, кислород – примеры чего?
4. все что есть во Вселенной, независимо от нашего сознания.
6. Расстояние, пройденное телом.
8. То, что в газах происходит быстро, в жидкостях медленно, в твердых телах – очень медленно.
Ответы к кроссворду
По горизонтали:2. Трение 4. Молекула 5. Инерция 7. Скорость 9. газ
По вертикали: 1. Явление 3. Вещество 4. Материя 6. Путь 8. Диффузия
7тур. «Блиц - турнир».
Вопросы для 1 команды.
1.Как называется самое распространенное вещество в природе? (вода)
2.Что тяжелее тонна соломы или тонна железа? (они одинаковы)
3. В какой комнате запах распространяется быстрее в теплой или холодной? (теплой)
4. Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич)
5.Назовите наибольшую единицу времени. а) век; б) год; в) минута; г) час.
6. Какое из приведенных слов не является явлением?
а) инерция; б) диффузия; в) дождь; г) капля воды.
7. При резкой остановке автобуса человек, стоящий в нем отклонится:
а) влево; б) вперед; в) назад; г) вправо.
8. В каких единицах измеряется масса? а) метр; б) секунда; в) килограмм; г) час.
9. В каких единицах измеряется сила? а) метр; б) секунда; в) килограмм; г) Ньютон
10. Как называется сила, которая возникает при движении одного тела по поверхности другого и направлена против движения? ( сила трения)
Вопросы для 2 команды:
1. Как называется маленькое количество жидкости? (капля)
2. Одно яйцо варят при нормальных условиях до состояния «крутое» 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты)
3. Чем отличаются молекулы воды, пара, льда? (ничем, это молекулы одного вещества)
4. Кто говорит на всех языках? (эхо)
5. Какой прибор служит для измерения скорости?
а) термометр; б) спидометр; в) ареометр; г) вольтметр.
6. Какое из приведенных слов означает вещество?
а) книга; б) линейка; в) свинец; г) мензурка.
7. Что из приведенного является физической величиной?
а) инерция; б) взаимодействие; в) молния; г) масса.
8. Какая из единиц массы самая большая? а) тонна; б) грамм; в) центнер; г) кг.
9. Назовите формулу плотности. ( ρ = m/V)
10. Назовите силу которая возникает при деформации тела и действует против этой деформации. ( сила упругости)
Вопросы 3 команде.
1. Изменения. происходящие в природе называются…. (явлениями)
2 Вода в твердом состоянии называется (лед)
3. Формула скорости. (ʋ = S/t)
4. В литровых банках находятся вода и мёд. Какая из банок весит больше? ( с мёдом )
5. Сила с которой все тела притягиваются к Земле называется… ( сила тяжести)
6. В каких единицах измеряется вес тела ? а) метр б) секунда в) килограмм г) Ньютон
7. Прибор для измерения силы. а) весы б) секундомер в) динамометр г) ареометр
8. Что меньше: трения покоя, трение скольжения или трение качения? ( трение качения)
9. Сила с которой тело действует на опору или подвес. ( вес тела)
10. Чему равно ускорение свободного падения на Земле? (9,8 Н/м или м/с²)
Подведение итогов.
На протяжении всей игры счет всех туров каждой команды фиксируется на горе успеха.
Количество балов = количеству ступенек к вершине «Победа».
Заключительное слово учителя:
Вот, закончился урок,
Знания пошли вам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику читать,
Чтоб задачи все решались
И ответы получались,
И тогда оценки «пять»
Будешь на уроках получать.