Конкурс — игра знатоков литературы для учащихся 4 класса

Глобус литературный
для учащихся 4-х классов
Цели и задачи мероприятия:
Развивающие:
Развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям;
развивать навыки систематического чтения, творческую фантазию, смекалку;
развивать навыки грамотного ответа, умения доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения;
воспитание духа соревнования;
формирование дружеских отношений, умения работать в команде.
План проведения игры:
Представление команд.
Представление жюри.
Конкурсы.
Подведение итогов.
Техническое оборудование: компьютер, экран, глобус, выставка книг.
Командам приготовить: Представление экипажей: название, девиз, форма одежды, талисман команды, по 1 номеру (на выбор: песня, стих, танец и т.п.).


Ход мероприятия
Библиотекарь: Здравствуйте, добрый день.
Привет вам, друзья наши юные,
Веселые, смелые, умные,
Спортсмены, танцоры, артисты,
Искатели и планеристы,
Будущие шоферы и мастера,
Слесари и доктора,
Космонавты, фантасты, романтики,
Физики, химики, математики.
Библиотекарь: Мы рады встрече с вами в прекрасный весенний день. Конец учебного года, вы, наверное, немного устали? Я знаю лучший способ восстановления сил в вашем возрасте – это, конечно же игра. Я загадаю Вам загадку, вы хорошо подумайте и ответьте мне.
На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны.
Как изучишь все бока Расписного колобка, Так узнаешь, где Дунай, Где Кавказ, а где – Китай. Шар не велик, Лениться не велит, Если знаешь предмет, То покажет весь свет. ( Глобус)
Правильно, глобус. Скажите, пожалуйста, что такое ГЛОБУС? (Ответы команд) Глобус – это уменьшенная модель Земли, в переводе с латинского, означает шар. С помощью глобуса можно побывать во всех уголках планеты Земля. Но наш глобус не обычный, наш глобус литературный. Сегодня все вместе мы отправимся бороздить литературные океаны, пересечем сказочные континенты, поднимемся в гору загадок и разгадаем множество тайн страны Литературии. Для участия в путешествии нам нужны экипажи. Экипажи займите свои места. Представьтесь, пожалуйста.
Представление экипажей: название, девиз, форма одежды, талисман
Библиотекарь: Сплоченность, активную работу, смекалку экипажей, будет оценивать наше многоуважаемое жюри в составе (назвать членов жюри) Итак, мы отправляемся. Наш глобус начитает свое вращение.
Практически все вы знакомы с "таинственными линиями" на картах и глобусах, представляющих широту (параллели) и долготу (меридианы).
Чтобы в жизни кем-то стать, Надо очень много знать. Чтобы очень много знать, Надо много прочитать.
Сказки – это первые литературные произведения, с которыми встречается каждый человек в своей жизни. Кому-то сказки рассказывали дедушки и бабушки, многим папы и мамы, кому-то старшие братья и сестры.
1-й меридиан нашего глобуса «Сказочный меридиан»
Вам нужно вставить слово, пропущенное в названии сказок. Я буду по очереди задавать вопросы экипажа, болельщиков попрошу соблюдать спокойствие, за нарушение дисциплины – команда получает штрафное очко
Петушок – гребешок (золотой) Зимовье (зверей)                                           Финист – сокол (ясный) У страха велики (глаза)                                Иван-царевич и волк (серый) Бобовое (зёрнышко)                                     Коза – (дереза) Пузырь,  и лапоть (соломинка)                   Мальчик с (пальчик)
Блиц – опрос для 1 экипажа
1.У кого жила Курочка Ряба? (У бабы и деда) 2. Кто воспитывал Буратино? (Папа Карло) 3. Кем приходились друг другу три поросёнка? (Братья) 4. Кто и в какой сказке угрожал родителям съесть их детей? («Тараканище». Таракан)
2 экипаж
1. Кем приходилась Царевна-лебедь царю Салтану? (Невестка) 2. Кому писал письмо Ванька Жуков? (Дедушке)
3. Кто воспитывал семерых козлят? (Мама  коза) 4. Кого расстроила принцесса в сказке  братьев Гримм «Бременские музыканты»?
3 экипаж 1. Кем приходилась попу и попадье поповна в сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и его Работнике Балде»? (Дочерью) 2. Кем приходился князь Гвидон поварихе и портнихе? (Племянником) 3. В какой сказке, кому помогали собирать урожай животные? («Репка». Деду, бабе, внучке) 4. Кем приходилась Ивану-царевичу лягушка-царевна? (Невеста, жена)
Библиотекарь: В современных условиях жизни, каждому из нас необходимо быть эрудированным и всесторонне развитым человеком. Быть всегда в курсе событий, открытий. Согласны? Тогда нас ждет
2-й меридиан нашего глобуса « Ходячая энциклопедия»– Вам будут предложены вопросы, составленные по «Детской энциклопедии» издательства «Росмэн». Темы: космос, планета Земля и жизнь на ней. В известной пословице говорится: «Один ум хорошо, а два – лучше». У каждой команды есть группа поддержки. Если команда затрудняется, отвечает группа поддержки.
1. Что представляет собой планета Земля?  (Шар, приплюснутый сверху и снизу) 2. Земля – шар. Почему же люди не падают с Земли? (Держит сила притяжения) 3. В каком месте нашей планеты температура самая высокая? (Пустыня Сахара. 57,7 град.) 4. Сколько планет обращается вокруг Солнца: 7, 9, 11? (9) 5. Самая высокая гора на Земле: Эверест, Арарат, Эльбрус? (Эверест) 6. Планеты удерживает на орбите сила солнечного, земного или космического притяжения? 7. Самая длинная река в мире? (Нил. 6 671 км) 8. Где появились первые живые организмы? (В морях) 9. Какие птицы не летают? (Африканский страус. Пингвин) 10. У многих рыб хорошее зрение. Есть ли у них веки? (Нет)
11. Слой воздуха, окружающий нашу планету: тропосфера, атмосфера или  биосфера? 12. В каком месте Земли самая низкая температура? (Антарктида. 88,3 град.) 13. Почему Марс называют Красной планетой? (Состоит из красного камня) 14. Что представляет собой Луна? (Твёрдый шар, который крутится вокруг Земли) 15. Какое море на Земле самое солёное? (Мёртвое. Там даже рыба не живёт) 16. Какие млекопитающие могут летать? (Летучие мыши) 17. Для чего кенгуру хвост? (Помогает удерживать равновесие) 18.Что теплее: перья у птиц или мех у животных? (Перья)
Библиотекарь: пройден еще один меридиан. Жюри оценивает работу команд. Наш Литературный глобус продолжает вращение вокруг собственной оси. О названии следующего меридиана вы догадаетесь если послушаете отрывок из стихотворения Евгения . Баратынского
Книга, как птица, – Может весь мир облететь. Книга – царица: Может сердцам повелеть. Книга – богиня: Чудо свершает порой. Книга – рабыня: Часто проходит сквозь строй.
Наш следующий меридиан « Чудный мир раскрытой книги»


«Что вы знаете о книге?»
Из каких материалов изготовляли книги в древности? (Глина, воск, пергамент, папирус, береста, листья пальмы, шелк).
В какой стране и кто изобрел бумагу? (в Китае, Цай Лунь).
Как называлась библиотека фараона Рамзеса II ? («Аптека для души»).
4.Как называется главная иллюстрация книги? (Фронтиспис).
5. Куда мы спешим, если нам хочется прочитать интересную книгу или дополнительный материал для урока? (Библиотека).
6.Двойной лист бумаги, соединяющий блок с переплетной книгой? (Форзац). У детских книг – он красочный.
7.Первая страница книги, на которой напечатаны основные сведения об этом издании? (Титульный лист).
8.Обложка, одеваемая поверх книги? (Суперобложка).
9.Вводный текст, предваряющий изложение основного материала? (Предисловие).
Библиотекарь: У экипажей есть несколько минут собраться с силами, а болельщики каждой из команд, помогут заработать баллы свои командам.
Вопросы зрителям по одному каждой команде болельщиков
1.Перечисление всех произведений, вошедших в книгу, с указанием страниц, где они помещены. (Содержание).
2.Полоска из картона, которая вкладывается в книгу для того, чтобы отметить нужную страницу? (Закладка).
3. Иллюстрированная или шрифтованная покрышка книги, защищающий блок от загрязнения, и первый элемент книги с которой мы встречаемся, взяв книгу в руки? (Обложка).
Библиотекарь: Следующий меридиан связан с творчеством одного знаменитого сказочника, день рождения которого 2 апреля, отмечает вся планета, он иностранец. Герои его сказок знакомы вам и по книгам и по мультфильмам. Наш меридиан называется Меридиан «Великого сказочника»
Вы, конечно, догадались, что я говорю вам о великом сказочнике Гансе Христиане Андерсене, который родился 2 апреля 1805 года, без малого 210 лет тому назад в маленьком городке Оденсе в Дании.
Отец Ганса Христиана был бедным башмачником - он шил обувь, а мать – прачкой - стирала людям белье. Судьба известного и любимого многими поколениями читателей сказочника была не из легких, его упорство и любовь к творчеству принесло свои плоды. Перу Г-Х Андерсена принадлежит боле 400 сказок и сказочных историй, а еще пьесы рассказы. Небольшая разминка Проведем небольшой блиц- опрос
Блиц – опрос (по 2 вопроса каждой команде) 1.В какой стране жил великий сказочник Андерсен? А )Швеция Б) Германия В) Дания 2.Из трех произведений одно не принадлежит перу Андерсена. Назовите его А) «Гадкий утенок» Б) «Дикие лебеди» В) «Золотой гусь» (Братья Гримм) 3.Из трех предложенных предметов два взяты из сказки «Огниво». Определите лишний предмет. А) Монеты Б) Сабля В) Цветочное семечко (Дюймовочка) 4.Из какой сказки эта песенка «Ах, мой милый Августин, всё прошло, всё»! А) «Русалочка» Б) «Свинопас» В) «Оле - Лукойе» 5.Кто из этих героев Андерсена мог сказать о себе такое: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я всё стал видеть злым и безобразным». А) Кай Б) Герда В) Солдат 6.В кого превратился утёнок? А) Павлина (Утку) Б)Селезня (Журавля) В) Лебедя
Библиотекарь:
Сказками увенчан, как цветами.  Строк его вкушаем благодать.  Наши папы, бабушки и мамы  Брали сказки в детскую кровать.  Открываю том его прекрасный  В поле, в доме, в школе и в лесу...  Сказок его радужные краски  Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!   А. Трофимов
Проверим знания сказок Андерсена
1. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда? (Снежная королева).
2. Из какой сказки эти строчки? - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного Очень уж он велик, да чудной какой-то Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? (Гадкий утёнок).
4. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? / Русалочка /.
5. Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев? / Его отливали последним, олова не хватило, но он так же стоял на одной ноге, как его братья на двух /.
6. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? / Дюймовочка /.
7. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? / Её прекрасный голос/.
8. А из какой сказки эти строчки? Много-много лет назад, жил-был на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на это все свои сбережения. На каждый час дня у него было своё особое платье? / Новое платье короля /.
9. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади? / Дикие лебеди. Элиза. /
Библиотекарь: Пока экипажи отдыхают, а жюри подводит итоги. Я предлагаю, болельщикам в зале немного поиграть.
Юмористическая литературная викторина для зрителей
Как зовут литературного героя, который посеял деньги? (Буратино)
Как называется сказочный театральный роман? (“Золотой ключик”)
Из какой книги пришла к нам обширная, но карликовая страна? (“Путешествие Гулливера” Свифта)
Как звали капитана, которого выводили “в люди” собственные дети? (Капитан Грант)
Как зовут дядю Сергея Михалкова? (Дядя Стёпа)
Как звали царя, который “допетушился”? (Додон)
Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)
Библиотекарь: слово предоставляется многоуважаемому жюри.
награждение
Библиотекарь: Наше путешествие по меридианам Литературного глобуса подошло к концу. Спасибо за участие. На прощание мне хочется сказать слова Френсиса Бэкона – «Книги это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.» Читайте, мечтайте, учитесь, трудитесь и делайте все это с наслаждением. Пронесите любовь к чтению, книге через всю жизнь. помните! Чтение – залог вашей успешности! До новых встреч!


Викторина "Кто, кто в сказке живет?"
"Петушок на дворе нашел бобовое зернышко. Хотел проглотить и "
проглотил
подавился
потерял его

Почему медведь, лиса, заяц и волк не смогли съесть бычка? (сказка «Бычок смоляной бочок».)
Они уже наелись
Прилипли
Бычок сумел убежать

Кого, ушедший от бабушки и дедушки Колобок, первым встретил на своем пути?
Волка
Медведя
Зайца

Чье копытце, полное водицы, попалось сестрице Аленушке и братцу Иванушке на пути первым?
Коровье
Поросячье
Лошадиное

Какой сестры не было у Ивана - царевича в сказке "Марья Моревна"?
Елена - царевна
Ольга - царевна
Анна - царевна.

Из какого дерева был построен летучий корабль в одноименной сказке?
из березы
из липы
из сосны

Куда ездили Иван и его братья биться с чудом-юдом в сказке "Иван – крестьянский сын и чудо-юдо"?
на Чудское озеро
в Киев-град
на реку Смородину

Первой поселилась в Теремке Мышка-норушка. А кто поселился в Теремке третьим?
Лягушка-квакушка
Зайчик-побегайчик
Волчок-серый бочок

Какой предмет одежды мог сделать героя в сказках невидимым?
Плащ
Шапка
Кафтан

Как звали сказочного кота-гипнотизёра?
Баян
Баюн
Аккордеон

Назовите деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды.
Рукава
Подол
Ворот
Кого поймал Емеля?
 Леща   Щуку   Окуня   Кита 
Конец формы



Мы товарищи твои - Ты нас береги. Нас не рви, в нас не рисуй, Ты нас изучи. Мы тебе всегда поможем Многое узнать. Целый мир вокруг увидеть И хорошим стать. (Учебники) Я с оценками дружу, Вижу и задания, Бывает, что встречаются Даже замечания. Верный школьников я спутник, И помощник я в науках. (Дневник)
Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом да дым. (Краски)








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415