Памятки, упражнения Работа над ошибками
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ВО ВРЕМЯ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ И ДОМА
Руководствуясь критериями оценивания, учитель, проверяя тетрадь ученика, подчёркивает ошибку (неправильно написанную букву, соединение) или отмечает на полях, что в данном слове или на данной строчке есть ошибка. Ученик обязан исправить допущенную ошибку, но это лишь первый этап. Вслед за ним должна последовать систематическая, кропотливая работа учителя и учащегося над устранением каждой ошибки.
Успех при этом зависит от того, насколько работа учителя и учащегося является систематической и продуманной, какие интерактивные методы, приёмы использует учитель в приобщении детей к работе над ошибками , насколько активно участвуют в этой работе учащиеся.
Обязательным условием предупреждения повторения ошибок является осознание их учащимися, анализ, проводимый в классе под руководством учителя, совместная работа в группе ( взаимообучение), работа учащихся над этими ошибками дома.
Анализу ошибок и работу над ними можно отводить отдельный урок (после контрольной работы), небольшую часть урока, индивидуальные и групповые занятия. Учитель, делая анализ ошибок, отмечает;
-общее количество ошибок, стало ли их меньше в сравнении с последней работой;
фамилии детей у кого ошибок стало меньше или вообще нет (создание ситуации успеха);
типичные и наиболее распространённые ошибки и особенно выделяет среди них ошибки на только что пройденное правило;
-предлагает детям высказать свои предположения, почему появились эти ошибки и подумать о путях и способах их устранения.
Для успешной работы над ошибками каждый ученик должен овладеть алгоритмом работы над данной орфограммой, пунктограммой, каллиграфической ошибкой. Алгоритм составляется и вводится в работу, по мере изучения графического образа буквы, соединения букв, орфограммы, пунктограммы, под руководством учителя при участии детей.
Он оформляется в виде:
опоры (см. приложение №1) для общего пользования, -памятки (см. приложение №2) для индивидуальной подробной работы с данной орфограммой на уроке, во время групповых и индивидуальных занятий;
Орфограмма кодируется (№ п\п )для удобства расположения в памятках и работе с ними (см. приложение №3), заносится в таблицу «Проработка ошибок и неточностей» (у каждого личная)для домашнего применения (см. приложение №4).
Для постоянного пользования (напоминания) в классе есть таблица «Учись работать над ошибками» (см. приложение №5).
Можно организовать работу над ошибками в группе. Группы «соберутся» по принципу наличия одинаковой ( на одно правило) ошибки. Каждая группа соблюдает правила работы в группе ( см. приложение №6). Происходит взаимообучение, контроль. Группы составляют, подбирают другой группе задания на определённую орфограмму. Проводится соревнование «Чьё задание будет самое интересное». Трудные для запоминания слова можно нарисовать в оригинальном виде (построить ассоциативный куст) и повесить на стену для запоминания, а потом перед диктантом в торжественной обстановке снять (игра «Стена»)
Учитель готовит на каждую орфограмму серию карточек. Ученик по желанию может выбрать себе карточку для индивидуальной (в классе) и домашней работы.
Использование интерактивных приёмов обучения на уроках русского языка предполагает: -творческие задания; -создание ситуации успеха;
-использование приёма самооценки и взаимооценки; -строительство ассоциативного куста; -обучение в игре; -проблемные задания; -работу в малых группах, в парах;
Использование интерактивных приёмов создаёт комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальные способности. Учащиеся учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обдуманные решения.
Упражнения- пятиминутки по предупреждению ошибок
Предупреждение ошибок желательно проводить на каждом уроке, так как это помогает добиваться прочной грамотности. Упражнения могут быть разнообразными по форме ( устные и письменные ), по содержанию. Желательно письменные упражнения соединять с устными.
Устные упражнения помогают тренировать учащихся в правильном, литературном произношении слов. Письменные упражнения - вырабатывать умения правильно писать слова на те орфографические правила, которые дети ещё не изучали, но на которые часто встречаются слова в устной и письменной речи. Можно использовать следующие упражнения.
1. « Картинный диктант»
Проговорить и записать( или выбрать из нескольких предложенных названий) название предмета, изображённого на рисунке. Следует подбирать рисунки с изображением таких предметов, название которых дети искажают при произношении и письме, или на определённую орфограмму, или на регулярно повторяющуюся ошибку.
2. Игра « Вопрос - ответ»
Учитель (ребёнок при работе в парах) задаёт вопросы. Дети (устно или письменно) отвечают на них. Вопросы носят познавательный характер. Ответы на них содержат слова, произношение и написание, которых следует отрабатывать.
3. Игра «Пишу не так как слышу»
Из данных слов выписать те, написание которых не соответствует
произношению.
Например: молоко, парта, мороз, книга, полёт, дуб и другие.
4 .Игра « Загадка - отгадка»
Один загадывает ( читает или придумывает ) загадку, другой пишет слово-отгадку , рядом пишет проверочное слово.
5. Игра « Заполни окошки»
Детям предлагается вставить пропущенные буквы. Если сомневаешься, «возьми помощь соседа (друга)».
6. Упражнения, которые можно условно назвать «За чистоту языка».Списать слова трудные для произношения и правописания, поставить в нихударение, составить с ними словосочетание, предложение.
Например: электростанция, пароход и другие.
7. Упражнения, развивающие моторную и зрительную память.Письмо по памяти заученных слов, стихотворений, текстов сиспользованием метода ярких ассоциаций.
Например: кАпуста - зАяц
I
8. Комментированное письмо
Ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.
9. Диктант «Предупреди ошибку».
Учащийся объясняет (устно) трудное с точки зрения правописания слово до записи.
10. Диктант « Объясни, почему так».
Ученик сначала записывает, а потом объясняет, почему он принял такое решение.
11. «Диктант с обоснованием»
Ребёнок сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово.
12. Диктант « Проверяю себя».
В процессе записи текста дети подчёркивают или пропускают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя или друга при работе в парах. Причём количество пропусков или исправлений на оценку не влияет.
13. Упражнения в составлении предложений и связной речи: -составление предложений по вопросам; -распространение предложений с помощью вопросов; -соединение двух- трёх предложений в одно или с однородными членами;
-выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах; -построение предложения заданной конструкции; -составления предложения по данной синтаксической схеме; -редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки или недочёты;
-составление предложений по сюжетной или предметной картинке; -составление предложений на определённую тему или по узкой теме;
-развёрнутые ответы на вопросы; -мини - сочинения, изложения.
14. Использование алгоритмов при простом и осложнённом списывании. Подробно о списывании будет рассказано дальше.
15 Игра «Ловушка» Умышленное ошибочное письмо (какография), которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок. Ученик находит и исправляет «ошибки» учителя (товарища, если игра проходит в группе), а это уже «педагогика сотрудничества».
Орфограмма № 1 БОЛЬШАЯ БУКВА
1. Вспомни:
Ставится буква у строчки вначале, чтобы начало все замечали .
Имя, фамилия пишутся с нею. чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали и громко, и гордо
имя твоё, имя улицы , города. Буква большая - совсем не пустяк:
в букве большой уважения знак. ( Е. Измайлов )
Выпиши правильно всё предложение ( слово ).
Подчеркни заглавную букву.
Запиши одно предложение ( 3 слова ) на данное правило.
Примеры можешь выбрать из любого текста^ из любимой
книги, из памятки:
города: Киев, Луганск, Симферополь, Донецк, Джанкой,
Москва, Львов, Ялта. Одесса, Харьков и
другие;
улицы: Садовая, Весенняя, Майская, Центральная,
Шоссейная и другие;
реки: Днепр. Дон. Днестр. Джур - Джур. Салгир и другие.
сёла: Малореченское, Генеральское, Солнечногорское,
Рыбачье, Партенит, Морское и другие;
имена: Таня, Валя ,Алексей, Илюшенька, Оленька, Ильяс,
Иван .Арзы, Максимка. Зейнеп, Александра и другие;
отчества: Ивановна, Петрович. Нузгентовна и другие;
фамилии: Ч ел пух, Иванова, Сидорова и другие;
клички животных: Дружок, Мурка. Барсик ,Рекс, Кеша,
Бурёнка и другие.
Проверь свою работу.
Скажи себе « Я всё запомнил. Я буду стараться писатьграмотно и у меня обязательно получится.»
Орфограмма №2
проверяемый безударный гласный в корне слова
1 Вспомни:
Безударный хитрый гласный: слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, чтоб развеять все сомненья!
Прочитай правильно слово.
Найди в слове корень. Поставь ударение.
Есть ли в слове безударный гласный ?
Измени слово или подбери родственное.
Сравни проверяемое и проверочное слово.
Скажи какую букву писать в корне.
Проговори отчётливо проверяемое слово.
Напиши, проверь написанное.
10. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Примеры можешьвыбрать из любимой книги, из учебника, из памятки.
НАПРИМЕР: зима (зимы), дома (дом), трава (травы), болит боль). прибежать ( бег), угостить ( гость ), грибник ( гриб ),
Если сомневаешься в себе, потренируйся подбирать проверочные слова. Обратись за помощью к другу. Помни « Умхорошо, а два лучше.»
Скажи себе: « Я всё запомнил. Я буду стараться и у менявсё получиться».
ОРФОГРАММА №3
НЕПРОВЕРЯЕМЫЙ БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА
1. Вспомни:
Слова с непроверяемым безударным гласным в корне надо запомнить или посмотреть в словаре.
Найди слово в словаре.
Выпиши его правильно.
Выдели орфограмму.
Запиши два слова с непроверяемым безударнымгласным. Можешь воспользоваться памяткой с изученнымив 1 4 классах словами.
Чтобы легче было запомнить пофантазируй и изобрази словос нужной буквой в рисунке.
Составь с одним из них интересное необычное предложение.
Скажи себе : «Я молодец. Я запомнил эти слова».
ПАМЯТКА СЛОВАРНЫЕ
до свидания
украинский
учительница
заяц
рисовать
пошли
автобус
автомобиль
карман
картошка
директор
фонарь
спасибо
Москва
тетрадь
корова
спросить
пойдём
алфавит
крапива
магазин
портфель
арбуз
десять
СЛОВА ( 1 пожалуйста Киев
дневник
собака
помогу
бери
дневник
ещё
один
этот
одна
очень
4 классы) город ребята медведь молоко пошёл четыре пойдём тетрадь работа тебя себе тогда
Орфограмма № 5
Правописание гласных после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу
1. Вспомни
Лыжи, мыши и ужи,
шины, ёжики, пыжи, ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ с буквой И всегда пиши.
Чумазый, чучело чурбан, чудесный, чувство и чулан, кричу, ворчу, ищу, тащу я с У пишу и ЧУ и ЩУ.
ЧА иЩА ,ЧА и ЩА : роща, чаща и свеча, пища, туча, саранча-с буквой А и ЧА, и ЩА.
ЗАПОМНИ исключения жюри, парашют
Выпиши слово.
Выдели орфограмму.
Приведи примеры.
Проверь написанное.
Если неуверен в себе, можешь потренироваться. Возьми у учителя карточку.
ОРФОГРАММА №4 Слова с двумя безударными гласными в корне
Чтоб не обиделась корова, и не прокисло м о л о ко, мы оба этих дружных слова напишем в корне с буквой О.
1. Найди в слове сочетания - оло- ,-оро-, -ере-, -еле-. Какие гласные здесь безударные?
.Подбери проверочное слово для первого безударногогласного звука.
.Для второго (если возможно).
4. Сравни проверяемое слово с обоими проверочными словами.
.Напиши соответствующие гласным звукам буквы.
Подбери два слова с этой орфограммой. Воспользуйсятекстами из книг. Загляни в учебник.
Например: зеленеет - зелень, зелёный, голова - головы, головка, молоток - молот, молотит, колосок - колос, колосья.
7 .Проверь написанное.
8. Если неуверен в себе, можешь потренироваться. Возьми у учителя карточку.
ОРФОГРАММА №6
ПРОВЕРЯЕМЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА 1. Вспомни:
Если слышишь парный звук, будь внимательным, мой друг: парный сразу проверяй, слово смело изменяй! «Зуб» на «зубы», «лёд» на «льды»,-будешь грамотным и ты!
Найди в слове корень (согласный нередко расположен в конце корня).
Подбери родственное слово или форму проверяемого слова..
Из них подбери проверочное (чтобы после неясного согласного шёлгласный).
Сопоставь проверочное и проверяемое слова.
Напиши слово в соответствии с результатами проверки.
Выдели орфограмму.
Подбери ещё 2 слова на данную орфограмму. Это трудно, новыполнимо!
Скажи себе: «Я молодец, я справился с этой работой».
Можешь потренироваться , вставить буквы в словах,
гри... ю...ка у...кий
зу... голу...ка ела...кий
ду... пичу...ка площа...ь
бро...ь дворня...ка тра...ка
хле... но...ка прору...ь
клю... кры...ка ша...ка
хле... руба....ка шу...ка
огоро... тетра...ка бума...ка
сто... заря...ка пря...ка
дож...ь завя...ка ла...ка
прово... моло...ьба мор...
алма... уса...ьба ре...ьба
тара... ни...кий луко...ка
ё... сколь...кий сапо...
гла... вя...кий но...
моз.. варе...ки моро...
гря...ка сторо...ка дру...
ОРФОГРАММА №6 ПРОВЕРЯЕМЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА
1. Вспомни:
Если слышишь парный звук, Ж^ШИ
будь внимательным, мой друг:
парный сразу проверяй,
слово смело изменяй!
«Зуб» на «зубы»,
«лёд» на «льды»,-
будешь грамотным и ты!
Найди в слове корень (согласный нередко расположен в конце корня).
Подбери родственное слово или форму проверяемого слова..
Из них подбери проверочное (чтобы после неясного согласного шёлгласный).
Сопоставь проверочное и проверяемое слова.
Напиши слово в соответствии с результатами проверки.
Выдели орфограмму.
Подбери ещё 2 слова на данную орфограмму. Это трудно, новыполнимо!
Скажи себе: «Я молодец, я справился с этой работой».
Можешь потренироваться , вставить буквы в словах,
гри... ю...ка у...кий
зу... голу...ка ела...кий
ду... пичу...ка площа...ь
бро...ь дворня...ка тра...ка
хле... но...ка прору...ь
клю... кры...ка ша...ка
хле... руба....ка шу...ка
огоро... тетра...ка бума...ка
сто... заря...ка пря...ка
дож...ь завя...ка ла...ка
прово... моло...ьба мор...
алма... уса...ьба ре...ьба
тара... ни...кий луко...ка
ё... сколь...кий сапо...
гла... вя...кий но...
моз.. варе...ки моро...
гря...ка сторо...ка дру...
ОРФОГРАММА №7
Непроверяемый согласный в корне слова
1. Вспомни:
Правописание непроверяемых согласных в корне нужно запомнить.
Найди слово в словаре.
Выпиши его правильно.
Выдели орфограмму (пофантазируй, представь труднуюбукву в рисунке).
Запиши два слова на это правило. Используй словарик.
Запомни написание слов.
Составь с одним из них предложение. Это поможет тебезапомнить данное слово.
Советуем тебе поиграть с товарищем « в слова»:
один загадывает слово из словарика, другой ищет;
один описывает (устно ) предмет или задаёт наводящие вопросы,другой отгадывает слово (из словарика).
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА 1-4 КЛАССЫ
МЕДВЕДЬ
ВОКЗАЛ
ФУТБОЛ
РЮКЗАК
ХОЗЯЙСТВО
ПОРТРЕТ
ПОЖАЛУЙСТА
ЗДРАВСТВУЙ
БУДТО
ДНЕВНИК
СЕЙЧАС
ЭКСКУРСИЯ
УЧЕБНИК ШЕСТЬ ПОЙДЁМ ВОЗЛЕ КАСТРЮЛЯ ПОДРУГА
ОРФОГРАММА №8
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
1 .Вспомни:
Порой в словах встречаются ужасные согласные. Они не произносятся, и что писать... - не ясно вам... Чтобы знать, как написать, надо слово изменять, и за звуком непонятным надо гласную искать.
Найди в слове «опасное» сочетание согласных (лнц, стн- сн, рдц, вств-ств,здн-зн ).
Подбери однокоренные слова, в которых после непроизносимыхсогласных стоит гласный или этот звук стоит в конце.
4 .Сравни проверяемое и проверочное слова.
Сделай вывод.
Напиши правильно. Проверь написанное.
7 .Пользуясь учебником, любым текстом , ПАМЯТКОЙ подбери и запиши два слова на эту орфограмму.
8. ЗАПОМНИ!
интересно чудесно напрасно прекрасно ужасно вкусно
С БУКВОЙ Т ПИСАТЬ ОПАСНО!
9. Если хочешь закрепить полученные знания, проведи
«Орфографическую разминку» или посоревнуйся с товарищем :сер...це окрестный чес...но
сол...це мес...ный радос...но
ус.-.ный кос...лявый жалос...но
звёз...ный лес...ница влас...но
совес...ливый ровес...ник извес...но
чу...ство сверс...ник праз...ный
счастливый прелес...ный поз...но
несчас...ный грус...ный почувствовала
лес...ный ярос...ный предчувствие
ОРФОГРАММА №9
Правописание слов с двойными согласными
1 Вспомни:
Найди слово в словаре.
Выпиши его правильно.
Выдели орфограмму.
Запиши ещё три слова на это правило.
Воспользуйся памяткой, книгой, помощью друга.
Поиграй в игру с другом «Кто дольше запомнит слов судвоенной согласной».
лл
аллея
алло
балл
кораллы
иллюстрация
суффикс эффект
Ш баррикада
перрон терраса
ЗАПОМНИ:б б кк
суббота аккорд
хобби аккуратный
хоккей
пп
телеграмма
аппликация
гиппопотам
грипп
группа
аппетит
тт
аттестат аттракцион
мм
грамм грамматика килограмм комментарий телеграмма программа сумма
сс
Россия ссора искусство бассейн рассказ кросс пассажир кассета кроссовки дрессировщик шоссе
ОРФОГРАММА №10
МЯГКИЙ ЗНАК - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ 1 Вспомни:
Мягкий знак - хитрый знак, Без него нельзя никак!
не назвать его никак! Без него не написать
Он не произносится, тридцать, девять, десять,
но в слово часто просится. пять.
Вместо шесть получим шест,
I Вместо есть получим ест,
банька в банку превратится... Вот что может получиться, если будем забывать мягкий знак в словах писать!
Произнеси слово.
Есть ли в слове мягкий согласный?
Где ты его слышишь? (в конце, в середине слова)?
Запомни правило:
Ь знак указывает на мягкость предыдущего согласного. Запиши слово правильно.
6. Выдели орфограмм, подбери ещё 2 слова на это правило. Запиши их и проверь написанное.
Прими добрый совет, Поиграй с другом «Ктопоследний назовет слово с мягким знаком послесогласного». Это поможет тебе запомнить много словна данное правило.
Скажи себе: «Я всё запомнил. Я - молодей. Я не буду
больше допускать ошибки с этой орфограммой.
ОРФОГРАММА №10 МЯГКИЙ ЗНАК - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ
1 Вспомни:
Мягкий знак - хитрый знак, не назвать его никак! Он не произносится, но в слово часто просится. Вместо шесть получим шест,
Без него нельзя никак! Без него не написать тридцать, девять, десять, пять.
8. Если неуверен в своих знаниях, возьми у учителя карточку на данную орфограмму.
ОРФОГРАММА № 11 РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК 1. Вспомни:
Перед е, ё, и, ю, я я в корнях стою друзья. Воробьи, семья, жильё-перед я, ю, и, е, ё.
2 .Определи, слышится ли в слове после согласного звук [и]?
Какие буквы следующие (е, ё, и, ю, я) ?
Если да, после согласного пиши ь и одну из указанных букв.Проверь написанное.
Подбери и запиши ещё 2 слова на это правило. Слова поищи влюбимой книге, в «Памятке».
Поиграй с другом в игру «Кто больше придумает слов сданной орфограммой».
8. Если неуверен в своих знаниях, возьми у учителя карточку наданную орфограмму.
ОРФОГРАММА №12 Правописание согласных ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ
1. Вспомни правило написания согласных чк, чн, нч, нщ, рщ:
j.
Точный, срочный, личный, вечный,
скучный, шуточный, сердечный,
и мучной, и речной, и обычный, и ночной
никогда в таких словах
не пишите мягкий знак!
Запиши слово правильно.
Выдели орфограмму.
Запиши ещё несколько слов на это правило. Воспользуйсялюбимой книгой, «Памяткой».
Поиграй с другом в игру «Кто подберёт больше слов с даннойорфограммой».
Можешь проявить фантазию и зарисовать «трудное слово» воригинальном виде.
ОРФОГРАММА №14
ПРОПУСК БУКВ, ПЕРЕСТАНОВКА,
НЕДОПИСКИ, ИСКАЖЕНИЯ, ЗАМЕНЫ
.Внимательно прочитай слово.
Произнеси каждый звук.
Запиши слово правильно.
Подчеркни пропущенную букву.
Раздели слово на слоги, это поможет тебе проверитьслово.
Если допустил искажения буквы, поработай надкаллиграфией.
Старайся и у тебя всё получится!
ОРФОГРАММА №15 ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ 1. Вспомни:
Предлоги пишутся отдельно от слов.
2 .Определи, употребляется ли проверяемое слово без предлога (приставки)?
3. Можно ли вставить вопрос или другое слово между маленьким словом и другим?
4. Напиши предложение, в котором есть слово с предлогом,правильно.
5. Проверь написание (путём вставки дополнительного слова).НАПРИМЕР:
Поднёс поднос под (самый) нос. Влез в (тёмный) лес.
6. Поиграй с другом в игру «Кто больше придумает слов спредлогами?»
ОРФОГРАММА№16 РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ Ъ ЗНАК 1 Вспомни:
Молчаливый твёрдый знак
не произносится никак! Но нужен многим он словам, его учить придётся вам. Хотите не хотите стоит он в алфавите.
ЗА ПОМНИ!
После приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем, начинающимся с е, ё, ю, я, пиши ъ там. где после согласного в приставке слышится звук и
2 Определи, есть ли в слове приставка.
Оканчивается ли она на согласный?
Есть ли после приставки е, ё, ю, я?
Если да пиши ъ .
Запиши слово правильно.
Проверь написанное.
Запиши ещё 2 слова на это правило. Поищи слова в своейлюбимой книге.
Поиграй с одноклассником в игру «Кто больше придумает слов съ знаком ?»
Орфограмма №17 Мягкий знак на конце существительных
1. Вспомни:
Чтобы знать как писать , надо род определять. Если женский род, то надо мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем :рожь, мышь, печь ,сушь и молодёжь! Если род мужской у слова,-нету знака никакого! И тогда пиши: калач, врач, малыш, гараж и грач!
2. Проверь
- слово имя существительное?
-оканчивается ли оно на шипящий (ж, ш, щ, ч)?
Определи род. Если род женский, пиши ь.
Запиши слово правильно, выдели орфограмму.
Подбери и запиши 2 слова на это правило.
Например: рожь, мышь, мощь, печь, молодёжь, мышь, ночь, дичь.
6. Захочешь потренироваться , возьми у учителя карточку.
ОРФОГРАММА №18
Безударные гласные в падежных окончаниях имён
существительных 1. Вспомни:
2 Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет вам наука: Гласный ставь под ударенье,
чтоб развеять все сомненья! (Используй слова страна, коза
с ударным окончанием)
Определи, является ли проверяемое слово существительным.
Выдели окончание, безударное ли оно?
Определи склонение существительных.
1 2 3
Р.п. и П.п. П.п. Р. п. и П. п.
-и -, -ы- -е- -и-
Составь предложение или словосочетание с проверяемымименем существительным в нужном падеже.
Поиграй с другом в игру «Чьё предложение будет самоенеобычное или самое весёлое».
Если захочешь закрепить свои знания, возьми у учителякарточку.
ОРФОГРАММА №19
Правописание союзов 1. Вспомни, Союзы пишутся отдельно от слов.
1Запиши правильно предложение.
Проверь написанное.
Не забудь, что перед союзами а но ставитсязапятая.
4.Поиграй с другом «Кто найдёт в тексте союзы». Используй для игры любимую книгу.
ПУНКТОГРАММА №2 ОБРАЩЕНИЕ
1. Вспомни:
Всем нам при общении Поможет обращение. К звёздам, людям или птицам Можем смело обратиться. При письме не забывай-Запятыми выделяй.
2. Прочитай внимательно предложение и определи к кому(к чему ) обращаются.
Запиши предложение правильно, выдели обращениезапятыми.
Придумай или найди в книге новое предложение собращением.
Поиграй с другом в игру «Кто придумает самое оригинальноепредложение с обращением».
15