Памятки для учащихся начальной школы 1-4 класс
Вопросы для анализа художественного образа литературного произведения
1. Хотелось бы тебе дружить с героем?
2. Как бы ты поступил, если бы оказался на его месте?
3. Как ты думаешь, правильно ли вел себя герой и почему он поступил именно так, а не иначе?
4. Что заставило героя прийти именно к такому решению, выбрать такой вариант.
5. Что тебя привлекает, что тебе нравится или, наоборот, не нравится, отталкивает в герое (в манерах, в особенностях его поведения)?
6. Нравится ли тебе его отношение к людям?
7. Что бы ты мог посоветовать герою?
8. Хотел бы ты включиться в события, развертывающиеся в произведении?
9. В качестве кого ты хотел бы участвовать в действии, происходящем в произведении?
10. Что бы ты предпринял, если бы оказался в такой же ситуации?
11. Как бы ты вел себя в такой ситуации?
12. Что могло бы измениться в жизни твоего класса, если бы герои произведения учились вместе с вами?
Вопросы для беседы по содержанию текста
Что возникает перед твоими глазами, когда ты читаешь эти строки? Что ты чувствуешь, читая их?
Слышится ли музыка, когда ты читаешь эти строки? Какая музыка: грустная, веселая, танец или марш?
Какие словосочетания больше всего нравятся тебе в стихотворении?
Какие это стихи: веселые, грустные, задорные, бравурные, стихи-раздумье, размышление? С каким настроением они написаны?
Какое состояние природы нарисовано поэтом? Как относится он к изображаемому?
Какие стихотворения говорят о смятении чувств, нарастающем напряжении, волнении в природе или состоянии покоя, безмятежности, дремоты или же каком-либо другом состоянии?
Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое поэтом состояние природы? Каким человеческим чувствам оно соответствует?
Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки? В каком настроении он пребывал, о чем он думал или мечтал?
О чем, по-твоему, мог бы думать, размышлять, что вспоминать, какие воспоминания перебирать в памяти человек, написавший эти строки?
Какие мысли, чувства возникают у тебя, когда ты читаешь эти стихи?
Знакомо ли тебе это состояние природы? Сталкивался ли ты с ним в жизни? Если да, то когда, при каких обстоятельствах?
Когда бы ты мог захотеть перечитать эти строки вновь? В каком случае? В какой обстановке? В какой ситуации? В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их еще раз в чтении взрослых или друзей?
Как подготовиться к выразительному чтению
1. Перечитывай текст внимательно.
2. Определи содержание, мысли, чувства, настроения и переживания героев автора.
3. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
4. Мысленно представь себе их.
5. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.
6. Продумай в связи с задачей чтения и выбери интонационные средства:
-тембр
-темп
-пометь паузы и
логические ударения:
-короткая пауза
-длинная пауза
- логическое ударение
-высота голоса
7. Прочитай сначала текст вслух для себя или соседа по парте.
Прочитай текст выразительно.
Как проверять безударную глассную в корне слова
1. Поставь в слове ударение.
2. Обозначь корень слова.
3. Подчеркни безударную гласную в корне.
4. Подбери проверочное родственное слово с таким же корнем, чтобы эта безударная стала ударной.
5 В проверочном слове тоже поставь ударение, выдели корень, убедись в том, что безударная стала ударной, подчеркни ее двумя чертами.
Например:
Гроза грозы, далекий даль, ослабел слабый.
Если буква у тебя вызвала сомнение, ты немедленно ее поставь под ударение!
Как проводить разбор слова по составу
1. Выясни смысл слова.
2. Определи часть речи. (Узнай, на какой вопрос отвечает слово и что оно обозначает.)
3. Найди в слове окончание. Для этого измени слово по числам или по вопросам (падежам), выдели изменяемую часть, обозначь её значком.
4. Обозначь основу.
5. Найди в слове корень. Для этого подбери родственные слова с разными приставками и суффиксами. Сравни слова и найди общую часть родственных слов. Это будет корень. Обозначь его значком.
6. Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова с приставкой или без приставки. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Выдели её значком.
7. Найди суффикс. Он стоит после корня и служит для образования слова. Обозначь суффикс значком ^.
8. Назови по порядку все части слова.
Как работать над рассказом.
1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.
2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Повторите схему композиции рассказа.
5. Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план.
Укажите в нём вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.
6. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа.
Помните: наиболее полно в нём должно быть показано главное событие.
7.Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждении), причём так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.
8. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.
·
Как решать задачу.
1. Внимательно прочитай задачу.
2. Попробуй представить себе то, о чём говорится в задаче.
3. Объясни значение каждого числа в задаче и повтори главный вопрос.
4. Если задача сложная, кратко запиши ее условие, выполни к ней рисунок, чертёж или схему.
5. Прочитай ещё раз вопрос задачи и подумай, что необходимо знать, чтобы ответить на него.
6. Подумай, что можно узнать по известным данным в задаче, нужны ли они для ответа на вопрос.
7. Составь план решения задачи или зарисуй граф схему.
8. Оцени, большим или меньшим числом должен получиться ответ в сравнении с каким либо одним из данных задачи.
9. Запиши решение задачи, поясни каждое действие.
10.Сделай проверку решения удобным способом.
11.Запиши ответ задачи.
Как решать задачу по математике
1. Прочитай внимательно задачу, найди в ней условие и вопрос.
2. Подумай, что обозначает в задаче каждое число.
3. Запиши краткое условие к задаче, начерти схему или сделай рисунок.
4. Повтори задачу по краткой записи.
5. Подумай, что надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи.
6. Проговори, что тебе уже известно и что надо ещё найти.
7. Составь план решения задачи.
8. Запиши решение задачи.
9. Перечитай вопрос. Запиши полный ответ задачи
Как составить план текста
1. Прочитай текст целиком.
2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).
3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
4. Таким образом, поработай над другими частями.
5. Запиши заголовки к каждой части (план).
6. Проверь себя:
- отражает ли заголовок главное в части текста:
-не повторяются ли заголовки;
-не пропущено ли что-либо важное;
Фонетический разбор слова
1. Раздели слово на слоги Поставь ударение..
2. Выпиши буквы и их звуки.
3. Дай характеристику звукам:
гласный (ударный, безударный);
согласный (звонкий, глухой; твёрдый, мягкий).
4. Запиши, сколько в слове звуков и букв.
Составление краткого пересказа
1. Прочитай текст.
2. Раздели его на части.
3. Скажи точно, о чём говорится в каждой части (выбери самое главное).
4. Составь и запиши план рассказа.
5. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2–3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль.
6. Прочитай текст без этих предложений.
7. То же самое сделай и с другими частями.
8. Глядя на план, перескажи рассказ кратко.
Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче,
не упуская главного.
Как характеризовать число на уроках математики
1. Прочитай число.
2. Назови общее число единиц каждого разряда.
3. Назови число, предшествующее данному при счете, число, следующее за данным.
4. Назови наибольшее и наименьшее число, которое имеет столько же разрядов, сколько и данное число.
5. Укажи, сколько всего цифр понадобилось для записи каждого данного числа, сколько среди них различных.
Используя все цифры данного числа, запиши наибольшее и наименьшее.
Пишем сочинение
1. Обдумай тему сочинения.
2. Определи жанр сочинения. Это может быть:
-сочинение-описание;
- сочинение-портрет;
- сочинение-повествование с элементами рассуждения;
- сочинение рассуждение;
- сочинение - пейзажная зарисовка с элементами эмоциональной окраски действительности;
- сочинение по пословице;
- сочинение-сказка;
- сочинение в деловом стиле (например, в форме автобиографии);
- сочинение-мозаика (из стихотворных строк, пословиц, крылатых выражений, цитат и т. д.).
3. Составь план сочинения. Обрати особое внимание на начало и концовку:
4. Напиши сочинение на черновик.
5. Отредактируй сочинение по смыслу. Ликвидируй повторы. Обрати внимание на переходы от одной мысли к другой эти переходы должны быть оправданными, мотивированными. Проверь, уместно ли ты употребляешь слова и обороты, соответствуют ли они теме и стилю сочинения.
6. Проверь, нет ли орфографических, и пунктуационных ошибок (правильно ли ты написал слова и расставил знаки препинания).
7. Перепиши сочинение набело.
8. Еще раз проверь написанное.
Работа над задачей.
1. Прочитай задачу и повтори ее.
2. Составь краткое условие (чертеж, таблица).
3. Поиск решения веди путем анализа или синтеза
Анализ:
- Мне надо узнать
- для этого надо знать и
- мне известно
- не известно, нахожу так
Синтез:
- зная я могу узнать
- зная я могу узнать
- А зная, я могу ответить на?
4. Запиши решение задачи по выбору:
A) действия с пояснением.
Б) выражения.
B) уравнение.
5. Сделай.
6. Запиши ответ.
Как подготовить пересказ
1. Прочитай текст.
2. 0тветь на вопросы.
3. Выясни смысл новых (непонятных) слов. Не забудь их употребить в пересказе.
4. Раздели текст на части, озаглавь их.
5. Выдели главное в первой части (составь план текста)
6. Перескажи 1-ую часть.
7. Тоже сделай с другими частями.
8. Глядя на план, перескажи весь текст.
15