Конспект урока по русскому языку на тему Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.
Урок русского языка в 9-м классе "Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным"
Цели урока:
Познавательные:
повторить опознавательные признаки СПП;
продолжить знакомство со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;
Практические:
совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;
учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП;
формировать умение строить СПП;
Задачи урока:
Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном, умение строить СПП с придаточными изъяснительными.
Развивающая – совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде, находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.
Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения (работали с текстами, взятыми из художественной литературы.
Тип урока – комбинированный.
Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.
Оборудование: карточки с дидактическим материалом; компьютер; проектор; экран.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Учитель: упр. 97., где вам нужно было вспомнить правила и подготовить рассказ о слитном и раздельном написание НЕ с разными частями речи. Составить схему двух предложений, определить местоимённо-соотносительный пары в предложениях.
Выучить теоретический материал о СПП с придаточными определительными и местоимённо-определительными, индивидуальные задания. Приступаем к проверке.
1) Кодированный диктант. (Слайд 1)
Вьющееся растение – плющ.
Накидка от дождя – плащ.
Кухонная утварь – нож.
Бывает звездной – ночь.
Доктор иначе – врач.
Маленькое серое животное– мышь.
Озимая культура – рожь.
Дамское украшение – брошь.
Слышится громкий – плач.
С любимым там рай – шалаш.
2) Лингвистическая разминка. Говимся к ГИА. (Слайд 3,4)
II. Работа по теме урока. Актуализация знаний учащихся. (Слайд 5)
- Ребята, вспомните и ответьте на вопрос – что мы изучали с вами на последнем уроке РЯ? (СПП с придат местоимённо-определит.)
- Дайте определение СПП.
Задание: Какие из перечисленных характеристик мы можем использовать для анализа придаточного местоим в сложноподчиненном предложении? Напишите номера ваших ответов.
Придаточные:
1.Присоединяется……………
2.Передает…………….
3.Отвечает на вопрос…………..
4. Находится………………
5. Раскрывает значение……………..
6. Поясняет………………………
7. Выражает значение………………….
Организация проверки: учащиеся выписывают номера выбранных ответов, выбирая те из них, которые наиболее вероятны. (Учитель пока не озвучивает правильные варианты.)
Вопросы в заключение проверки:
докажите правильность выбранных вами номеров ответа. (слайд 6)
Поясняет местоимение в главной части.
Отвечает на вопросы какой именно? кто именно?
Присоединяется придаточная часть к главной при помощи союзов как, словно, как будто, что, чтобы и союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей.
Находится после главной части и перед ней.
- Рассмотрим, как имеющиеся знания о придаточном помогут нам в усвоении нового материала.
III. Изучение нового материала.
Определение целей и задач урока (слайд 7). На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными. Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:
- познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными,
- продолжим работать над составлением схем СПП,
- продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.
Запишите тему урока: СПП с придаточными изъяснительными. Слайд 8.
2. Работа с лингвистическим текстом (слайд 9). Прочитав материал учебника П.11 на с. 51, составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы (слайд 9):
К чему относятся придаточные изъяснительные?
Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?
Презентация опорной схемы (слайд 10)
IV. Закрепление изученного материала.
Запишите схемы предложений. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному.
Образец: [Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). [ ],(насколько ).
1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.
2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.
3. Уверен ( ), что он справится с заданием.
4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас.
5. Что волки жадны всякий знает ( ).
6. Сколько он так просидел трудно сказать ( ).
7. Боюсь предугадать ( ) какова будет его реакция и волнуюсь
8. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.
(Два ученика выходят к доске и рисуют схемы).
2. Распределительный цифровой диктант.
Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.
Задание: прочитайте предложения, определите тип придаточного и распределите номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.
На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья. (И. Бунин)
Казалось, что город устал от зимы. (Д. Гранин)
Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.
По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)
В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)
Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.
Следователь догадался, где может скрываться преступник.
Я уже знаю, кто будет сегодня петь.
Кто сеет да веет, тот не обеднеет. (Пословица).
Проверь себя! Слайд 11.
Вывод:
В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.
Ключ
I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.
II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.
3. Развитие речи учащихся. Деловая игра «Корректор».
Говоря о роли подчинительных предложений в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.
Задание: исправьте ошибки в построении предложений.
Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».
(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей)
В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.
(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)
3. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. (Тот нарушил.)
4. Мне дали понять о том, что я жду напрасно. (Лишнее «о том».)
5. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка. (Лишнее слово «что».)
(На оставшееся время) Задание: Выделите главные и придаточные предложения. Соедините половинки предложений. Определите вид придаточных. Начертите схемы.
1. Люблю 1. Что тебе интересно
2. Что было вчера 2. Когда сосна шумит
3. Ты делаешь только то 3. Как где-то опустилась стая уток
4. Слышно было 4. То было и сегодня
Вопросы в заключение работы:
- Какие знания вам помогли соединить главное и придаточные предложения?
- Какую роль играют поясняемые слова в предложениях?
V. Рефлексия деятельности на уроке. Слайд 12.
VI. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал учебника по теме урока П.11, с.51
Выполнить письменно упр. 118.
Творческое задание.
А)Написать сочинение рассуждение «Каким должен быть читатель?», употребив придаточные определительные и изъяснительные.
Б) Из художественного произведения, выписать 5-6 СПП с придаточными изъяснительными.