Коллективное музицирование как метод развития музыкальных способностей.


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр искусств» городского округа город Салават Республики Башкортостан
Обобщение опыта по теме:
Коллективное музицирование как метод развития музыкальных способностей.

Халикова А.Н.
Педагог дополнительного образования
Первая квалификационная категория
Салават 2016год.
Оглавление
Введение._____________________________________________3
Коллективное музицирование, как одна из форм музыкального творчества.____________________________________________7
Начальный этап обучения коллективному музицированию________________________________________9
Основы ансамблевой техники_____________________________14
Образовательная программа «Коллективное музицирование». Пояснительная записка.__________________________________22
Заключение.___________________________________________26
Список использованной литературы._______________________27
Введение
Коллективное исполнительство как дуэт или трио баянистов (аккордеонистов) весьма привлекателен тем, что приносит радость совместной работы. Совместным музицированием занимались на любом уровне владения инструментом и при каждом удобном случае. Многие композиторы писали в этом жанре для домашнего музицирования и концертных выступлений. Бела Барток, венгерский композитор, педагог, фольклорист считал, что к ансамблевому музицированию детей нужно приобщать как можно раньше, с первых шагов в музыке . В чем же заключена польза коллективного музицирования? В силу каких
причин оно оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие учащихся? Значение ансамблевой игры в том, что, раздвигая горизонты познанного учащимися в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специфических сведений и т.д., она способна сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания.
Коллективное музицирование создает максимально благоприятные
условия для кристаллизации музыкально-интеллектуальных качеств учащегося. Почему же, в силу, каких обстоятельств? На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально интеллектуальных действий. Из этого следует, что занятия ансамблевой игрой важны не только как способ расширения репертуарного кругозора или
накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических
сведений -эти занятия способствуют качественному улучшению процессов
музыкального мышления.
Потому-то и особый психологический настрой при занятиях в ансамбле. Музыкальное мышление заметно улучшается, восприятие становится более ярким, живым, обостренным, цепким.
Цель работы – обобщение наиболее ценного, что издано на тему развития навыков ансамблевого музицирования в классе баяна-аккордеона.
Для достижения её потребовалось решить следующие задачи:
1.Изучить литературу по данному вопросу.
2.Рассмотреть специфику техники совместного исполнительства.
3.Отследить результаты.
В классе баяна-аккордеона применяются различные формы работы. Среди них особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Коллективное инструментальное музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере.
Педагоги-практики знают, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм. Еще важнее то, что ансамблевое музицирование учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению.
Важным является то, что коллективное музицирование делает возможным совместное исполнение пьесы несколькими участниками. Выражение “хороший ансамбль” означает стройное, сливающееся в единое целое звучание участвующих в ансамбле голосов или инструментов .
Известно, ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.
Особенностью коллективного музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
К основным ансамблевым навыкам можно отнести “чувство партнера”, умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий . Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения – именно эти требования являются важнейшими для совместной игры. Игра в ансамбле требует от учащихся также умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.
Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своими партнерами по игре делают коллективное музицирование увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса . Полученные знания, умения и навыки обучающиеся в центре искусств дети реализуют на публичных выступлениях, конкурсах и концертах. Коллектив аккордеонистов «Фантазия», в состав которого в разные годы входили Фирсова Анастасия, Файзуллина Альбина, Федосеева Анастасия, Шалахова Диана, Худайбердина Арина постоянный участник выступлений на различных площадках города. В 2007г. коллектив стал призереом Регионального фестиваля Народного творчества «Уральские узоры»; во II городском творческом конкурсе-фестивале инструментального исполнительства «Дерзайте, вы талантливы» лауреатом I степени. Показательным примером для юного поколения является народный ансамбль МОУДОД «Центр искусств» «Сударушка». Выступления коллектива пропагандируют красоту и значимость народного творчества, современного искусства в контексте коллективного музицирования. В феврале 2011г. «Сударушка» стала лауреатом I степени на международном детском и юношеском конкурсе-фестивале «На крыльях таланта».
Коллективное музицирование, как одна из форм музыкального творчества.
Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. В начале – это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются : простейший аккомпанемент поручается самому ученику, для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки : “солирования” - когда нужно ярче выявить свою партию, и “аккомпанирования” - умения отойти на второй план ради единого целого. Репертуар для таких ансамблей педагог может найти почти в каждом нотном сборнике для баяна. На наш взгляд наиболее подходят такие произведения, как русские народные песни “Солнышко”, “Заинька”,“Выйди, радуга-дуга”, “Как у наших у ворот” (солирует ученик); следующая группа произведений, где ученик сопровождает игру учителя: “Ерема оглянулся”, “Радуга-дуга” и т.п. В дальнейшем – ансамбли (дуэты) формируются из учащихся.
Любой учебный детский коллектив является исполнительским коллективом, объединенным и организованным творческими целями и задачами. На занятиях ансамблем овладевают и совершенствуют, наряду с занятиями музыкальным инструментом, исполнительскую технику и навыки игры на баяне и аккордеоне. Кроме того, у учащихся развивается музыкально-эстетический вкус и эстетическое отношение к музыкальному искусству. Поэтому итогом проделанной работы могут быть выступления на классном, учебном, школьном концерте. Очень важно, что коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.
Дуэты и трио баянистов (аккордеонистов) давно сложившаяся ансамблевая форма, имеющая традиции с XIX века, со своей историей, “эволюционным развитием”, богатым репертуаром - оригинальными произведениями, транскрипциями, переложениями. Но это профессиональные коллективы. А для школьных ансамблей существуют проблемы. Например, проблема репертуара. Нехватка соответствующей литературы для ансамблей баянистов (аккордеонистов) в детских учреждениях дополнительного образования тормозит процесс обучения и возможность показать себя на концертной эстраде. Многие педагоги сами делают переложения, аранжировки понравившихся пьес.
Особенной популярностью в моем классе аккордеонистов пользуются сделанные мной аранжировки и переложения пьес Р.Бажилина в сопровождении инструментальных фонограмм. Современные мелодии в эстрадном звучании нравятся воспитанникам, это стимулирует их к скорейшему разучиванию текста и достижению качественного художественного звучания произведения. Кроме того зрелищность звучания пьес с фоногораммой побуждает детей выступать на концертах перед детьми в школе, перед родителями , а так же на различных концертных площадках.Помогает в этом пропоганда этого вида творчества на телевидении. Выступления П. Дранги всегда пользуются большим успехом и у взрослых и у детей. Родители, видя популярность подобных выступлений, начинают проявлять больший интерес к музыкальным занятиям.
Начальный этап обучения игре в ансамбле.
Важно начинать работу над ансамблем с самых первых уроков занятий на инструменте. Чем раньше ученик начинает играть в ансамбле, тем более грамотный, техничный, музыкант из него вырастет.
Итак, I этап. Навыки ансамблевого музицирования ребенок приобретает уже на первых уроках. Пусть это будут пьесы, состоящие из одного или нескольких звуков, ритмически организованных. Педагог в это время исполняет мелодию и сопровождение. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом (с левой рукой), концентрируется внимание на ритмической точности, верном распределении меха, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, и самое главное- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело. Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки, интересному и красочному. Ведь в отличие от ученика-пианиста, имеющего возможность включать в работу обе руки, ученики-баянисты и аккордеонисты осваивают исполнение сначала правой, а затем левой рукой. На своих уроках мы используем пьесы “Колыбельная” из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. Римского-Корсакова из сборника Г. Бойцовой “Юный аккордеонист”, из учебно-методического пособия В. С. Брызгалина “Я играю на баяне” Детская песенка “Солнышко”, “Дударик”, “Козлик”. В течение первого месяца занятий на инструменте (все зависит от способностей ученика) ученик играет простые мелодии в сопровождении педагога. На данном этапе работы ученикам важно прочувствовать специфику гомофонно-гармонической и попробовать себя в исполнении пьес с элементами полифонии. Пьесы следует выбирать разнообразные по темпу, характеру и т. д.
По опыту знаю, что играть в ансамбле нравится ученикам. Поэтому вышеуказанные пьесы можно проигрывать индивидуально с каждым учеником, а можно объединять учащихся в дуэты, трио (по усмотрению педагога, исходя из возможностей инструментов, их наличия). Для дуэта (трио) важно подобрать учащихся, равных по музыкальной подготовке и владению инструментом. Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения участников. На данном этапе учащиеся должны уяснить основные правила игры в ансамбле. Прежде всего, самые трудные места – это начало и окончание произведения, или его части.
Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто, независимо от того, что и как звучало между ними. Синхронность – результат основного качества ансамбля : единого понимания и чувства ритма и темпа. Синхронность – это и техническое требование игры. Нужно одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему звуку.
Первый аккорд содержит в себе две функции – совместное начало и определение последующего темпа. На помощь придет дыхание. Вдох - самый естественный и понятный сигнал о начале игры для любого музыканты. Как певцы перед исполнением берут дыхание, так и музыканты - исполнители, но у каждого инструмента своя специфика. Духовики показывают вдох началом звука, скрипачи – движением смычка, пианисты – “вздохом” кисти руки и прикосновением к клавише, для баянистов и аккордеонистов – наряду с движением кисти ведение меха. Все выше сказанное суммировано в начальном движении дирижера – ауфтакте.
Немаловажный момент – взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный – сигнал о медленном. Поэтому важно, чтобы участники дуэта не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт.
На первом этапе участники ансамбля учатся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Произведения должны быть с яркой запоминающейся несложной мелодией, второй голос – с четким ритмом. Искусство слушать и слышать своих партнеров – очень трудное дело. Ведь большая часть внимания направлена на чтение нот. Еще одна немаловажная деталь – умение прочитать ритмический рисунок. Если ученик читает ритм, не выходя за рамки размера, то он готов играть в ансамбле, т. к. потеря сильной доли приводит к развалу и остановке. При готовности коллектива возможны первые выступления, например на родительском собрании или концерте класса.
На II этапе развиваем полученные на I этапе знания, умения и навыки. А также постигаем глубины ансамблевого музицирования. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом (с левой рукой), концентрируется внимание на ритмической точности, верном распределении меха, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, единство ансамблевых штрихов, вдумчивое исполнение и, самое главное,- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело.
Репертуар составляют наряду с классическими произведениями пьесы с эффектами (глиссандо, стук по раскрытому меху, по клавишам, хлопками и т.п.), эстрадные миниатюры. Такой репертуар пробуждает интерес, настраивает на новую работу, выступления. В работе мы использовали следующие сборники:
III этап. Этому этапу соответствуют воспитанники старшего возраста (6-8 годы обучени). В этом возрасте дуэт (или трио) способен решать более сложные художественные задачи и исполнять пьесы более эффектно. Несомненно, подбор репертуара для ансамблей представляет собой наибольшую трудность. Важное значение в этом случае приобретает умение педагога быстро переложить на ансамбль любое музыкальное произведение.
Все известные сборники пьес для ансамблей баянистов адресованы учащимся старших классов, уже обладающим всеми необходимыми умениями и навыками, о которых говорилось выше. Но практика показала, что учить играть вдвоем нужно начинать с самых первых шагов обучения игре на баяне. Поэтому на уроках аккордеона(баяна) мы исполняли произведения, предназначенные дуэту учитель – ученик (о них рассказывалось выше), а на занятиях музицирования (дуэт баянистов) – произведения для учеников. Для первоклассников, не обладающих необходимыми исполнительским навыками, проводились занятия в игровой форме, где оба ребенка вместе должны были выполнить задания, затем ритмические упражнения. Например:
проговаривая слова песенки, прохлопать ритм;
проговаривая слова, прошагать;
шагать и хлопать ритм .
Такие задания можно варьировать : один ребенок шагает, другой прохлопывает слова песни и т.п. Конечно же такие упражнения нравятся детям.
Научившимся извлекать звуки, предлагались задания игры в унисон, вопрос – ответ, и т.д., что может придумать педагог для интересного и увлекательного хода урока. Так как для таких маленьких баянистов нет необходимого репертуара, поможет, как уже говорилось, умение педагога переложить любое произведение на ансамбль. Это могут быть попевки, детские песенки, народные мелодии знакомые детям, очень яркие, выразительные, запоминающиеся. Материал я беру из сборников по сольфеджио, начального курса фортепиано, помогло в работе учебное пособие для подготовительных отделений детских музыкальных школ “Мои первые нотки” Марианны Крыловой. Ведь именно на начальном этапе ставится задача добиться заинтересованности, восприимчивости, творческой активности, вовремя и правильно развить музыкальные задатки ребенка. При правильно спланированной работе маленькие участники дуэта баянистов учатся слушать музыку, исполнять произведения, переживать, вникать в образы. Такой репертуар удобен для работы с детьми, так как содержит обобщенные интонации, ритмические фигуры, которые развивают слух, и очень быстро накапливается репертуар. На начальном этапе, когда ученики еще не знают нот, попевки можно разучивать на слух. Они обычно даются со словами, что очень помогает в развитии ритма . К сожалению, ощущается недостаток нотных сборников, учебных пособий для дуэтов самых маленьких аккордеонистов(баянистов). Поэтому педагогам зачастую приходится самим придумывать, оформлять, подбирать репертуар, делать доступные переложения музыкальных произведений. Важное значение в этом случае приобретает умение педагога быстро переложить на ансамбль любое музыкальное произведение. Но такая работа делает обучение интересным, понятным и эффективным.
Для выступлений нужно накапливать репертуар разножанровый. т. к. выступать приходится в разных аудиториях, перед людьми с разным менталитетом. Поэтому нужно иметь различный репертуар: от классического до эстрадного.
Основы ансамблевой техники
Умелое педагогическое руководство, рациональная методика работы над ансамблем предполагают чёткое знание специфики ансамблевой игры. Само слово «анс» в переводе с французского означает «единство». Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а двоих исполнителей.
Основы техники музыканта-ансамблиста предопределены уже самим названием жанра и заключаются в умении играть вместе. Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь: синхронное звучание всех партий, единство темпа и ритма, уравновешенность в силе звучания всех партий, единство динамики, согласованность штрихов, единство приемов звукоизвлечения и фразировки.
С усложнением художественных задач расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии, использование особых тембральных возможностей ансамбля аккордеонистов(баянистов).
Приступая к работе над ансамблем, педагог должен, прежде всего, рассказать об исполняемом произведении, дать учащимся общее представление о характере его музыкального содержания, форме, о значении и функции каждой партии, познакомить с автором.
Вначале с каждым участником ансамбля нужно проучить его партию. При работе над ансамблевым исполнением, педагогу необходимо обратить внимание на то, чтобы ясно прослушивалась основная мелодическая линия, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас служил хорошей метроритмической основой. Очень важно определить правильный темп ансамблевого произведения, тщательно отработать все указанные в тексте замедления и ускорения темпа. Как правило, всеми отклонениями темпа “руководит” ученик, исполняющий первую партию.
При ансамблевом исполнении партнерам необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы». Это умение слушать - основа совместного исполнительства во всех его видах.
Неумение слушать общее звучание нередко сказывается уже на самой позе исполнителя: «уткнувшись» в клавиатуру он внимательно следит за движениями своих пальцев; корпус его склонен до предела, в певучих местах он поворачивает голову, как бы прислушиваясь одним ухом к звучанию мелодии. В такой «позиции» и о своем собственном исполнении можно получить достаточно искаженное представление, не говоря уже о звучании обеих партий.
Большое взаимопонимание и тренировка требуются для достижения синхронности звучания, что является одним из основополагающих технических требований совместной игры. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. Исполнителям нужно вместе взять и вместе снять звук, или перейти к следующему, выдержать паузу и т.д.
Одновременное вступление обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. В данном случае технически обусловлен прием дирижерского замаха, ауфтакта – легким движением кисти, кивком головы. Полезно обоим исполнителям одновременно взять дыхание. Это позволит сделать начало исполнения естественным, органичным, снимет сковывающее напряжение.
Синхронность вступления достижима легче, если речь идет о звуке (аккорде), находящемся на сильной доле такта.
Более сложные задачи ставит совместное исполнение в начале произведения синкоп, затактных фраз и т.п. Исполнение синкоп требует специальных навыков, хорошего, развитого ритмического чувства и очень ясного ощущения паузы как равноценного звуку выразительного элемента музыки. Оно требует более искусного «сигнала» и особой договоренности участников ансамбля.
Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем точность начала. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Конечно, в наиболее ответственные моменты конец звучания может быть «подсказан» одним из исполнителей. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнеры правильно чувствуют темп еще до начала игры.
Единство «чувствования темпа» особенно сказывается в паузах и при длительно выдержанных звуках. Музыкант должен уметь не терять нить повествования в перерывах звучания, понимать выразительное значение длительной паузы или выдержанного звука. Самый простой и эффективный способ преодолеть возникающее в паузах ненужное напряжение и боязнь пропустить момент вступления - знать звучащую у партнера музыку (поиграть ее). Тогда пауза перестает быть томительным ожиданием и заполняется живым звуком.
У участников ансамбля нередко возникают проблемы в области двигательных навыков, которые приходится решать совместно. Одной из задач по освоению элементарной техники ансамбля является приобретение навыков передачи обучающимися другу «из рук в руки» пассажей, мелодии, аккомпанемента и т.д.
Определенные трудности связаны с исполнением чередующихся пассажей. От исполнителей требуются определенные навыки «подхвата», точность и синхронность вступления, органичность передачи любого голоса из одной партии в другую. Индивидуальная работа может предшествовать или сопутствовать общим репетициям, но координация отдельных приемов и их совместная отработка являются непременным этапом преодоления пассажных трудностей ансамблевого произведения. Ансамблисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани.
Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важная задача в музыкальной педагогике. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
В области темпа и ритма индивидуальные особенности исполнителей сказываются очень отчетливо. Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа и ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. И это очень чутко улавливается слушателем. Поэтому особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом.
Основные задачи работы над ритмом: найти художественно наиболее выразительный ритм, добиться точности и четкости ритмического рисунка, овладеть самыми трудными метроритмическими построениями, сделав ритм гибким и живым.
Уже первые шаги начинающего аккордеониста(баяниста), когда он исполняет самые простые ансамбли, сопутствуют выработке ряда игровых приёмов и навыков, которые относятся к процессам развития чувства ритма, выступают в качестве его «подпорки». Важнейший из этих навыков - воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой (как мелодически, так и ритмически) и располагаться в удобной позиции. Хорошо если партия педагога будет представлять ровную пульсацию, заменяя ученику счёт.
Играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичным. Такой ритмике способствует и разучивание примеров с текстом.
Прочно освоенный учащимся навык воспитания и воспроизведения мерной пульсации, выстраивает «материальную» основу для развития чувства темпа. Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы в замедленном темпе. Это может деформировать верное ощущение темпа. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп в каждом конкретном случае, но и формирует у ученика верное темпоощущение.
Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа.
При ансамблевой игре партнёры должны определить темп, ещё не начав собственного исполнения. В ансамбле темпоритм должен быть коллективным. При всей строгости он должен быть естественным и органичным. Отсутствие ритмичной устойчивости часто связано со свойственной начинающим пианистам тенденцией к ускорению. Обычно это происходит при нарастании силы звучности - эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс; или в стремительных пассажах, когда неопытному исполнителю начинает казаться, что он скользит по наклонной плоскости; а также в сложных для исполнения местах - технические трудности вызывают желание возможно скорее «проскочить» опасный такт.
Таким образом, в условиях совместных занятий возникают некоторые благоприятные возможности для исправления индивидуальных погрешностей исполнения.
В ансамблевой игре существуют определенные ритмические принципы: ведущим в ансамбле обычно становится тот из участников, в партии которого в данный момент находятся наименьшие длительности.
Довольно распространенный недостаток в исполнении ансамблевой музыки – искажение ритмического рисунка, нечеткое его исполнение. Чаще всего ошибки появляются в пунктирном ритме, сочетание ритмически неоднородных фигур в партиях, чередование и совмещение двух и трехдольных ритмов, применение пяти-семидольных размеров. Безупречная точность ритмического рисунка властная сила ритма - непременное условие в исполнении. Играющие в ансамбле должны стремиться к совпадению опорных долей без вспомогательных акцентов и точному соблюдению должной длительности несовпадающих долей. Каждый исполнитель должен ясно ощущать самостоятельность ритмического рисунка своей партии, преодолевая магнетическую силу одновременно звучащей ритмической фигуры другой партии.
Динамика (изменение силы громкости звучания) является одним из самых действенных выразительных средств. рва Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения.
Динамика исполнения отдельной партии в равной степени зависит от того, что играет в этот момент второй участник ансамбля, каковы особенности изложения обеих партий. Forte ведущей партии, как правило, несколько более интенсивнее, чем forte сопровождения. При прозрачной фактуре forte звучит иначе, чем при плотной. Аналогичные высказывания можно отнести и по разнообразию нюансировки к исполнению piano.
Исполнители ансамбля должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения. Нужно определить его кульминацию; постепенное усиление или уменьшение громкости. Внезапные контрастные силы звучания существенно влияют не только на фразировку, но и на композицию произведения в целом. Несогласованное с партнером, непродуманное применение динамического нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным. Поэтому создание единой во всех деталях динамики - обязательное условие технически грамотной совместной игры.
В ансамблевой игре важны не только синхронность и ровность движения, согласованность и ровность динамики, но и тождественность приемов звукоизвлечения. С первых же тактов исполнение в ансамбле требует от участников полной согласованности в приемах звукоизвлечения. Большого внимания требует тщательная работа над штрихами, в процессе которой происходит уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения.
Выбор штрихов не может производиться исполнителем каждой партии отдельно, т.к. штрихи в ансамбле взаимосвязаны. Лишь при общем звучании обеих партий может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. Выбор приемов звукоизвлечения связан со стилевыми особенностями исполняемого произведения, с музыкальным содержанием и его истолкованием , с характером исполняемой музыки.
Внимательное чтение нотного текста, прослушивание его внутренним слухом и первые попытки исполнения пробуждают творческую фантазию участников ансамбля. Совместные поиски наиболее выразительного произнесения каждой фразы приводят к выбору наиболее естественных для музыкального образа штрихов. Одновременное или последовательное произнесение музыкальной фразы потребует от ансамблистов штрихов, дающих сходный по характеру звучания результат.
Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать ее в записи. Затем необходимо рассказать о значении и функции каждой из партий. Помимо этого познакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения.
Одним из важных условий работы над ансамблевыми произведениями является работа с каждым учащимся отдельно, что позволяет более тщательно заняться фразировкой, штрихами, ритмом и т.п.
После предварительного совместного прочтения нового произведения наступает период репетиций. Успешность ансамблевых репетиций непосредственно зависит от творческой активности каждого из участников ансамбля. Конечная задача, стоящая перед ними – создание продуманной интерпретации художественного образа произведения и яркое убедительное его воспроизведение.
Образовательная программа «Коллективное музицирование». Пояснительная записка.
Всвязи с тем, что появилась необходимость выделить коллективное музицирование как предмет, мы с коллегами в 2010году составили обтазовательную программу «Коллективное музицирование». Ниже приводится основная концепция данной программы.
Данная программа предназначена для воспитанников музыкального отделения специализации «Инструментальное исполнительство» Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр искусств», занимающихся по программе 8-ми летнего обучения Она составлена на основе базовых государственных программ для ДМШ и ДШИ (составители В.Д.Тихонов, В.М.Евдокимов) и авторской программы Л.В.Горбунова.
Ансамблевое музицирование и само по себе хорошо тем, что даёт детям жизненно-необходимые навыки общения в коллективе, который делает одно общее дело, но состоит из отдельных личностей, каждая из которых имеет свой индивидуальный голос и свою индивидуальную значимость для остальных членов коллектива и при должном усердии может стать солистом, лидером. Игра в ансамбле дарит радость коллективного творчества, вселяет в нерешительных веру в собственные силы, поддерживает робких, помогает быстрее и ярче раскрыться таланту (из-за наличия элемента соревновательности), а стало быть, является социально-значимой деятельностью. Кроме этого, репертуар ансамбля гораздо шире репертуара сольного исполнителя (за счет более разнообразных темброво-динамических выразительных средств), что позволяет детям исполнять как простые, так и сложные, высокохудожественные образцы старинной, классической и современной музыки.. Для того, чтобы полноценно исполнить оригинальное сочинение или переложение со сложной фактурой, а также достичь объемного (оркестрового) звучания музыки и создаются ансамбли. Партии малых ансамблей (дуэты, трио), как правило, достаточно сложны и потому все исполнители должны обладать примерно равными музыкально-техническими возможностями владения инструментом, тогда как в ансамблях большого состава наиболее сложными являются 1-я и 2-я партии, а другие партии относительно просты и доступны для игры даже «средним» и «слабым» ученикам. Поэтому большие ансамбли позволяют не только исполнять сложные произведения и развивать музыкальный кругозор, но еще дают и превосходную возможность воспитанникам разного исполнительского уровня играть вместе. В таких ансамблях каждая партия может исполняться одновременно несколькими учениками.

Цели программы: Всестороннее развитие музыкальных способностей и мышления воспитанников, формирование интереса к музыкальному творчеству через коллективное музицирование.
Задачи программы:
Обучить навыкам коллективное музицирование.
Ознакомить с принципами аранжировок и переложений для ансамбля народных инструментов на образцах различных музыкальных стилей.
Приобщить к народному инструментальному творчеству.
Развить артистизм и навыки публичного выступления, коллективного творчества и художественно-творческую активность.
Расширить музыкальный кругозор с привитием хорошего музыкального вкуса.
Продолжительность обучения 4 года, 2 академических часа в неделю (длительность занятия 40 минут), 68 часов в год.
В реализации программы участвуют дети от 10 до 16 лет.
Программа рассчитана на учащихся старших классов : с 5 по 7 года обучения по 8-летней программе.
Форма работы: групповые занятия (2 и более человек), репетиции, концерты.
Методы обучения:
-словесные: объяснение, рассказ, беседа;
-репродуктивные: слуховая наглядность, тренировочные упражнения, исполнительский показ приемов игры, демонстрация видео и аудио материалов, педагогический концерт;
-поисково-творческие: работа с нотными сборниками, поиск репертуара, подбор пьес по слуху, самостоятельная аранжировка.
Основное средство воспитания, обучения и развития – исполнительский репертуар, который формируется на основе принципа усложнения педагогических, технических и художественных задач – «от простого к сложному».
Учет успеваемости производится на занятиях, контрольных уроках, конкурсах, классных и общешкольных концертах в виде устных оценок и отметок по пятибалльной системе:
(1) 2 – не аттестован
3 – удовлетворительно
4 – хорошо
5 – отлично.
В конце каждой учебного семестра ставится отметка, суммирующая все полученные оценки, в конце года выводится итоговая отметка.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации образовательной программы необходимо наличие кабинета, музыкального инструмента, нотного, дидактического и методического материала, аудио и видео техника.
Заключение
Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор, интеллект музыканта; воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы, содержания исполняемого произведения. Такая форма занятий развивает важные профессионально-психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений, поиск выразительности звучания. Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех – единственный источник внутренних сил и мотивации.
Сегодня ансамблевое музицирование заметно прогрессирует на музыкальном отделении центра искусств. Ежегодные конкурсы, которые организует администрация учреждения , стали традиционными. Игра в ансамбле, как вид коллективного творчества, имеет несомненный успех. Неизменно увеличивается число участников, накапливается интересный репертуар.
В заключение хотелось бы сказать, в настоящее время необходима концертная деятельность ансамблей для музыкального просветительства, популяризации народного исполнительства. Также важна работа с учащимися по воспитанию профессиональных качеств. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям. Все это говорит о необходимости на протяжении обучения в центре искусств заниматься ансамблевым музицированием.
Список использованной литературы.

Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой музыки в четырех томах. – Челябинск, 2007.
Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
Шрамко В. И. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). – СПб. : “Композитор”, 2008.
Имханицкий М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры. – М, 1984.
Крылова М. П. Мои первые нотки. – СПб. : “Композитор”, 2006.
Программа по баяну и аккордеону. / Сост. Т. Б. Пономарева. – СПб., 2006.