Программа Эстрадный вокал для детей разного возраста











Программа
«Эстрадный вокал»



Когут Оксана Александровна


















Введение


Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обусловливает возрастающие роли музыкального образования детей как важного фактора развития личной художественной культуры.
Пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Вокал как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности.
Значение занятий искусством, музыкой, а именно пением очень конкретно и
затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:
- здоровье:
в процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано;
- интеллектуальное развитие:
благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память;
- самоактуализация:
формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.
Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством – детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Занятия искусством – жизненная необходимость: правое полушарие – “эмоциональный мозг” является основой для развития левого полушария – “мозга рассудочного”. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность.
Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному
является мощным средством их воспитания и развития.
Во внеклассной и внешкольной работе вокал занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Занятия вокалом являются одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного.
Правильно организованный процесс вокального музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Таким образом детское вокальное творчество призвано выполнять основную воспитательную функцию через следующие:
. познавательную
. эстетическую
. функцию общения.
Вокальное воспитание детей в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение.
Участие в хоровом или ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьником, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика (в особенности подростка) и коллектива. Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных музыкально-эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело - все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально-исполнительской деятельности.
Хоровое пение как вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату школьников. Эти особенности состоят в качестве голосового аппарата – органа речи и пения, а так же в коллективной природе хорового пения. Важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.
Известен опыт использования хорового пения для приобщения к основам наук. Вспомним, например, хоровые песенки о правилах правописания из передач «Радио-няни», песенку из давнишнего индийского кинофильма «Бродяга», раскрывающую правила арифметики. Известный методист-физик и дидакт Н.М.Шахмаев рассказывал об опыте преподавания русского языка в одной из привилегированных американских школ, чему он был свидетелем. Наряду с другими методами там широко применялся метод хорового пропевания русских предложений, использования массового пения песен на русском языке.











Пояснительная записка
В современной музыке эстрадный вокал занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур и отличается многообразием форм и направлений. Даже специалисты иногда затрудняются в классификации различных стилистических направлений джазовой, рок и поп музыки. Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какой-либо эстрадной вокальной школе. Существует мнение, что слова "вокальная техника", "вокальное мастерство" применимы лишь к академическому, "оперному" вокалу, а все эстрадные исполнители - любители-самоучки. Однако качественный эстрадный вокал сочетает в себе массу технических приемов. Часть их заимствована из академического арсенала, часть - из "народного", часть специфична для эстрады. Иными словами, эстрадный вокал по своему звучанию находится между академическим (классическим) и народным. Эстрадный вокал отличается от академического и народного вокала главным образом целями и задачами вокалиста. Академические и народные певцы работают в рамках канона, регламентированного звучания, для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного исполнителя - поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа. Эстрадный вокал, в отличие от академического и народного, требует внятной дикции, поскольку слова являются одной из значимых составляющих хорошей песни. По той же причине, в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академических и народных песнях, зачастую, текст в большей степени адаптируется под музыку.
Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.
Данная программа опирается на Конвенцию ООН о правах ребенка, Конституцию РФ, Национальную доктрину образования, Закон РФ «Об образовании», Федеральную программу развития образования, Концепцию модернизации Российского образования на период до 2010г.
К основным функциям дополнительного образования детей данная программа относит: учебно-информационную, ценностную, личностно-образующую, психолого-терапевтическую, обеспечение занятости детей в свободное время, функцию социальной адаптации (по А.Г.Асмолову).
Актуальность программы заключается в объединении и взаимодействии структурных элементов академического вокала и новейших направлений вокала эстрадного, в овладении специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям эстрадного исполнительского искусства.
Замысел данной образовательной программы состоит в том, что помимо изучения основных приемов эстрадного вокала, учащиеся получают теоретические основы музыки (сольфеджио), а также знания по музыкальной литературе, необходимые для формирования грамотного музыканта (см. рис.1).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис.1

Структура программы представляет собой горизонтальную и вертикальную иерархию, с одной стороны – интеграция различных вокальных умений и навыков, осваиваемых на занятиях вокалом, а с другой – линейность самого процесса.
Программа является образовательной, профессионально ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме для детей школьного возраста дает серьезные и достаточные знания по эстрадному вокалу, теории музыки – сольфеджио, музыкальной литературе, помогает выявить личные возможности обучающихся и определиться им в выборе профессии; включает в творческую художественную деятельность.
Реализация настоящей программы требует от педагогов особенных личностных качеств: высокого чувства ответственности, терпения, умения быстро ориентироваться в любой ситуации, способности увлечь и заинтересовать детей, найти нестандартное решение и индивидуальный подход.
Программа рассчитана на 5 лет занятий с детьми разного возраста: младших, средних и старших классов. Количество человек в хоре - от 15 и больше, в ансамбле – от 4 до 10. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание составляется из расчета 2 – 3 занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
В вокально-хоровой студии занимаются дети, имеющие определенные навыки, полученные в детском саду, в семье, в другом учреждении, и дети, не имеющие подобных навыков. Дети принимаются в течение всего года. В сентябре для привлечения школьников развешиваются объявления о приеме в студию, воспитанники выступают с концертами в школе, приглашают своих одноклассников на занятия. Кроме педагога объединения, в привлечении детей к занятиям участвуют заместитель директора по воспитательной работе и педагоги-организаторы.
Основная цель программы: развитие творческих способностей детей, стремления к самосовершенствованию и духовному обогащению средствами и возможностями музыкального, в частности вокального искусства, посредством занятий эстрадным вокалом.
I.Образовательные цели:
1.Выработка вокальных навыков путем изучения законов звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, певческого дыхания, певческой позиции и манеры исполнения;
2.Сообщение основных сведений по элементарной теории музыки (сольфеджио), дирижированию, музыкальной литературе;
3.Овладение основными приемами эстрадного, а также элементами джазового и рок вокала.
4. Обретение своей оригинальной, характерной манеры пения и сценического образа.
II.Развивающие:
1.Развитие музыкального и вокального слуха, чувства ритма, гармонии, музыкальной памяти.
2.Развитие аналитического мышления, способности к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром.
3.Развитие и становление индивидуальных исполнительских качеств, формирование личностного отношения к исполняемым произведениям.
4.Развитие творческих способностей детей.
5.Развитие и совершенствование детского голоса, исполнительских возможностей ученика.
III.Воспитательные:
1.Воспитание культурной, духовно-полноценной личности.
2.Формирование нравственно-эстетических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе.
3.Воспитание трудолюбия, коллективизма и ответственности.
Цели, направленные не только на формирование необходимых певческих навыков, но и воспитание культурной, духовно полноценной личности, требует решения ряда конкретных образовательных и воспитательных задач:
1.Знакомство со строением голосового аппарата, наукой о гигиене голоса.
2.Формирование певческих навыков, а именно: правильного дыхания, певческой установки, певческой опоры, певческой позиции, звукообразования и т.д.
3.Формирование вокально-хоровых навыков.
3.Сообщение элементарных сведений по теории музыки, развивающих кругозор ребенка.
4.Развитие музыкального и вокального слуха, чувства ритма, гармонии, музыкальной памяти.
5.Развитие аналитического мышления, способности к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром.
6.Развитие и становление индивидуальных исполнительских качеств, формирование личностного отношения к исполняемым произведениям.
7.Развитие трудолюбия, коллективизма и ответственности.
8.Воспитание патриотизма.
9.Формирование нравственно-эстетических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе.
10.Выступления на различных концертах и мероприятиях, с целью развития организованности, пунктуальности, а также уверенности в себе.
12.Формирование хорошего музыкального вкуса и развитие музыкальной культуры.
В результате освоения программы «Эстрадный вокал» воспитанники получают целый комплекс знаний, навыков и приобретают определенные умения. К концу пятого года обучения они должны:
1.Знать строение голосового аппарата, основы науки о гигиене голоса.
2.Овладеть основами певческих навыков, а именно: правильного дыхания, певческой установки, певческой опоры, певческой позиции, звукообразования и т.д.
3.Владеть элементарными сведениями по теории музыки.
4.Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков.
5.Воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность.
6.Овладеть навыками общения, быстрой адаптации в любой обстановке.
Практический выход реализации программы – готовые концертные номера, выступление на школьных мероприятиях и концертах, участие и победы в городских музыкальных конкурсах.
Для успешной и полноценной реализации данной программы предполагается материально-техническая база. Для эффективной деятельности по программе необходимы:
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- аппаратура (музыкальный центр, микрофоны);
- сцена.

Учебный план на 5 лет

Наименование
раздела программы
Всего часов



1 год
2 год
3 год
4 год
5 год

1.
Введение: вокально-хоровое пение. Специфика эстрадного вокала: направления, разновидности, приемы
1
1
1
1
1

2.
Гигиена голосового аппарата
1
1
1
1
1

3.
Основные сведения по вокальной деятельности (певческая установка, певческое дыхание, цепное дыхание, певческая опора, певческая позиция, звукообразование)
20
10
10
5
5

4.
Элементарные сведения по теории музыки
18
23
25
25
25

5.
Музыкальная литература
18
23
25
25
25

6.
Хор
72
72
108
108
108

7.
Ансамбль
144
144
216
216
216

8.
Индивидуальные занятия
360
360
248
252
252

9.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера
5
5
5
5
5

10.
Мероприятия музыкально-познавательного характера
5
5
5
5
5

11.
Отчетный концерт
1
1
1
1
1

12.
Работа с родителями
3
3
3
4
4

13.
Всего:
648
648
648
648
648




Направления и этапы программы
По данной программе обучение детей вокалу делится на 3 основных этапа: 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
I.Начальный – главное в котором – развитие физиологической и психологической основы певческой культуры юного исполнителя, ознакомление с основами вокального искусства и овладение певческими навыками и приобретение начального сценического опыта.
Данный этап включает 1 и 2 года обучения.
II.Закрепление приобретенных на начальном этапе обучения навыков и последующее развитие певческого аппарата, в частности расширение диапазона голоса. Высокие требования предъявляются к дикции, организации и владении певческим дыханием учеников.
Данный этап включает 3 и 4 года обучения.
III.Заключительный – дальнейшее расширение вокальных возможностей детского голосового аппарата: увеличение диапазона голоса, усиление насыщенности звучания, выявление тембровой индивидуальности; усиление интереса к вокально-хоровому искусству и становление эстетического вкуса средствами певческого искусства.


Содержание программы
I раздел – «Введение» - включает рассказ о хоровом пении – его особенностях и правилах, сообщение детям интересных фактов из истории и т.д., а также сведения о специфике эстрадного вокала: приемах, разновидностях, направлениях.
II раздел – «Гигиена голосового аппарата».
Особенно на первом этапе обучения необходимо объяснить учащимся устройство и принцип работы голосового аппарата, основы профессионального владения им, голосовой режим, уход за голосовым аппаратом, правильное питание.
III раздел – «Основные сведения по вокальной деятельности (певческая установка, певческое дыхание, цепное дыхание, певческая опора, певческая позиция, звукообразование) ».
IV раздел - «Элементарные сведения по теории музыки (сольфеджио) » - призван расширить знания учащихся о законах музыкального искусства, принципах построения музыкальных, а именно вокальных произведений, а также направлен на овладение музыкальной грамотой.
V раздел – «Музыкальная литература».
На уроках музыкальной литературы в атмосфере творчества разъясняются концепции известных музыкантов прошлого и настоящего, учащихся знакомят с лучшими достижениями классики музыкального искусства. Такое знакомство облегчается исполнительской деятельностью детей в хоре. Детей учат понимать стиль того или иного композитора, объясняют особенности его сочинений, его отношение к хоровому искусству, к народной музыке, стараются показать фольклорные истоки его творчества, связь с жизнью народа. Изучение музыкальной литературы помогает хору в создании «золотого» репертуарного фонда и опирается в значительной степени на репертуар.
VI раздел – «Хор» - это непосредственно занятия хором, предполагающие выработку вокально-хоровых навыков путем разучивания хоровых произведений.
VII раздел – «Ансамбль» - ансамблевые занятия, призванные научить юных исполнителей работать в ансамбле: умение слушать и слышать соседа, не выделяться из строя.
VIII раздел – «Индивидуальные занятия»:
- развитие индивидуальных голосовых данных;
- поиск индивидуального стиля, манеры исполнения;
- отработка индивидуальных исполнительских штрихов;
- работа над сольными песнями;
- создание сольной вокальной программы.
IX раздел – «Мероприятия воспитательно-познавательного характера».
X раздел – «Мероприятия музыкально-познавательного характера».
посещение городских концертов с целью расширение кругозора, обмена опытом.
XI раздел – «Отчетный концерт».
XII раздел – «Работа с родителями» - родительские собрания, частные беседы с родителями отдельных детей, участие родителей в подготовке к мероприятиям, беседы о творческих достижениях детей, практическая помощь родителей в подготовке и проведении мероприятий, организация экскурсий, рекомендации педагога, совместные чаепития.


Условия реализации программы
Валеолого-оздоровительные условия:
От жизнерадостности, бодрости детей зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы и поэтому забота о здоровье детей – важнейшая задача педагога. Учитывая состояние физического развития детей, педагог должен чередовать на занятиях нагрузку и отдых, напряжение и расслабление.
При приёме в хор необходимо учитывать возрастные изменения голосового аппарата учащихся – не рекомендуется интенсивная нагрузка на голосовой аппарат в период мутации как у мальчиков, так и у девочек.
С первых же занятий педагог должен прививать учащимся навыки личной гигиены (опрятность костюма и причёски, чистота тела), а самое главное - внимательного и бережного отношения к своему голосу. Сохранение индивидуальности звучания здорового голоса – одно из обязательных условий его правильного формирования. Правильное пение, несомненно, является и средством охраны голоса.
Санитарно-гигиенические условия:
Хоровые занятия следует проводить в помещениях с хорошей акустикой и вентиляцией. Необходима влажная уборка помещения не реже 2 раз в день.







Список литературы:
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. М.: Владос, 2004.
Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования. М.: Айрис-пресс, 2004.
Домогацкая И.Е. Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет. М.: Классика-XXI, 2004.
Емельянов В.В. Развитие голоса. М.: Лань, 2004.
Кульневич С.В., Иванченко В.Ч. Дополнительное образование детей. Ростов: Учитель, 2005.
Плужников К.И. Механика пения. СПб.: Композитор,2006.
Поляков А.С. Программа «Эстрадное пение».
Попков Н.Н. Постановка голоса. М.: Сопричастность, 2002.
Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. М.: Академия, 2002.
Сальвадоре Фучито, Барнет Дж. Бейер. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. СПб.: Композитор, 2005.
Струве Г.А. Школьный хор.
Сет Риггс. Пойте как звезды. СПб.: Питер, 2007.














13PAGE 15


13PAGE 141615







Программа
«Эстрадный вокал»

Образовательный блок
«Вокал»

Образовательный блок «Музыкальная литература»


Образовательный блок
«Сольфеджио»


I этап


II этап


III этап



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 8 Заголовок 915