Презентация на опыт Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII видаХабибрахманова А.А. , учитель 2015 год1Формирование социально-бытовой компетентностиучащихся на занятиях социально-бытовой ориентациичерез разнообразные формы работы Проблемы:не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;у них не хватает самостоятельности;низкий уровень знаний об окружающей среде;специфические потребности в общении;не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из- за их эмоционально- поведенческих особенностей;им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий , поступков;неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности;неструктурированное восприятие социального мира;завышенная самооценка.2 3 Направления по разделамзнания и умения бытового труда ( личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой , обувью и другими предметами обихода);умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений ( торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта);экономико- бытовые умения;умение организовывать свой досуг;умение общения;представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;эмоционально - положительное отношение к окружающим;развитие нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности.4 5 6 7 8Результаты после моделирования ситуациистали более свободно общаться со взрослыми и сверстниками;находясь на экскурсии, не боятся общения с работниками различных предприятий;уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками; получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей;стало значительно меньше неадекватного восприятия учащимися различных ситуаций;к окончанию школы многие выпускники уже свободно пользуются услугами сферы быта;большинство учащихся владеют основами делового общения. При проведении практических работ решаются вопросы воспитанияЛичностные: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;Трудовые: бережное отношение к предлагаемым материалам;Психические: развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости. смекалки, сообразительности. 10Схема «Средства связи» Результаты использования практических упражненийстали более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую работу до конца;с введением технологических карт стало меньше вопросов у учащихся по правильности выполнения той или иной работы;появилась заинтересованность в этом виде работы, учащиеся всегда спрашивают, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую;некоторые из учащихся стали подходить к работе творчески, искать свои решения задач, выходы из ситуаций, заменять одни предметы другими;стараются грамотно и аккуратно заполнять различные деловые бумаги, понимая их значимость.11 Результаты проведения экскурсийовладевают навыками делового общения, получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях, накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;способны воспринимать реальный мир города, ориентироваться в нем.12 Задания по теме: « Личная гигиена»13Делай зарядку ……Мой руки ………Чисти зубы …….Мой ноги……..Пользуйся только своими …..Мойся в бане …..Стриги ногти ……Следи за чистотой……- по утрам -перед едой -утром и вечером- перед сном- предметами личной гигиены- один раз в неделю- после бани- нижнего белья 14Задания по теме: «Средства связи». Какое из видов почтовых отправлений дойдет до адресата быстрее всего? (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма). Ты получил письмо из дома, где мама пишет о том, как они живут, что у них нового. Какое письмо ты получил? (заказное, ценное, простое). Каким средством связи ты воспользуешься, если тебе нужно послать посылку? (почта, телеграф). Составь текст телеграммы на тему – я еду домой на каникулы. Результаты использования данных заданийлучше усваивают материал, не испытывают трудностей в выборе правильного ответа;значительно повышается уровень усвоения учащимися социально- бытовых знаний;появляется заинтересованность в получении новых знаний ;повышается понимание значимости таких знаний для самостоятельной жизни;расширяется круг представлений об основных нуждах человека.15 Внеклассная работа по предмету16Уроки СБОизучение тем:личная гигиена, культура поведения, транспорт, торговля, питание, одежда и обувь, семья, экономика и т.дВоспитательные занятияпо темам урока СБО тематические прогулки, экскурсияВыступленияпо ЗОЖ, правилам дорожного поведенияКоллективные творческие дела:праздники, утренники, игровые программы и т.д. 17Общественно-полезный труд:ежедневные трудовые поручения, дежурство по классуРабота кружковпо рукоделию, спортивные секции и т.д.Повседневный обслуживающий трудсамообслуживаниеРабота с родителямиродительские собрания, разъяснительная работа с родителями по формированию социально-бытовой ориентации Результаты внеклассной работы по предметувыпускники нашей школы имеют достаточное представление об окружающей действительности и знания бытового характера;большинство выпускников успешно устраивают свою семейную жизнь: ведут домашнее хозяйство, воспитывают детей, содержат земельный участок;к концу обучения в школе, почти все учащиеся осознают свои индивидуальные и эмоционально- личностные особенности и реально оценивают свои возможности в дальнейшем трудоустройстве;у ребят накапливается достаточный опыт о нормах поведения в обществе;они способны реально воспринимать мир города, села, улицы и ориентироваться в нем.  Спасибо за внимание!