Тема самообразования педагога Роль средств субъективизации в повышении уровня лингвистического мышления учащихся и интереса к изучаемому предмету
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Калачинска
Калачинского муниципального района Омской области
Тема самообразования
Роль средств субъективизации в повышении уровня лингвистического мышления учащихся и интереса к изучаемому предмету
Белявская Светлана Леонидовна
учитель
русского языка и литературы
2016
Оглавление
Введение 3
Глава I Познавательный интерес и пути его развития у учащихся
7
1.1. Понятие и значение развития познавательного интереса у школьников 7
1.2. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка 8
Глава II Использование приемов проведения словарной работы по методике профессора Г.А.Бакулиной с применением средств субъективизации для повышения результативности на уроках русского языка
14
2.1. Классификация речевых упражнений по отличительным признакам и приемы развития речемыслительных процессов 14
2.2. Средства субъективизации в работе с текстовыми упражнениями 18
2.3. Образец урока по методике Бакулиной Г.А. 32
39
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложения Введение
Для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень немногие ученики считают русский язык любимым предметом. Немало и учителей-филологов, которые испытывают неудовлетворение процессом преподавания русского языка.
Проблема исследования – недостаточно высокий уровень мотивации к урокам русского языка и лингвистического мышления учащихся.
Объект исследования – уровень развития лингвистического мышления и познавательного интереса учащихся к урокам русского языка.
Предмет исследования – динамика уровня лингвистического мышления и интереса к русскому языку у учащихся 7А класса СОШ № 2 г.Исилькуля.
Гипотеза – если на уроках русского языка систематически применять средства субъективизации, то повысится интерес к изучаемому предмету и уровень лингвистического мышления.
Цель исследования – повысить уровень лингвистического мышления и интерес к изучаемому предмету.
Задачи исследования:
Изучить научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по теории мотивации.
Освоить принципы и содержание методики обучения русскому языку средствами субъективизации.
Определить уровень интереса к предмету и лингвистического мышления, используя методики Айзенка Г.Ю. и Иванова В.В.
Разработать и апробировать серию уроков с применением средств субъективизации по методике Бакулиной Г.А.
____________________
1Бакулина Г.А. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению //РЯШ,-2002,- 3;.-С.16.
Что же необходимо для того, чтобы уроки русского языка из мало продуктивных и неинтересных превратились в увлекательные и результативные? Мы находим ответ на этот вопрос, познакомившись с методикой обучения русскому языку средствами субъективизации, разработанной профессором Бакулиной Г.А.
В соответствии с данной методикой определенным образом меняется содержание и организация процесса обучения русскому языку. Во-первых, содержание существенно обогащается за счет работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями. При этом школьники в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности видят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Этот процесс учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением, способствует развитию точной, доказательной, правильной речи, совершенствует логическое мышление учащихся, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал. Во-вторых, работа с изучаемым лингвистическим материалом осуществляется с помощью упражнений нового типа, которые называются комплексными – интеллектуально – лингвистическими. Они составляются на основе учебного материала таким образом, чтобы наряду с приобретением учащимися языковых знаний, умений, навыков одновременно развивались их интеллектуальные качества: внимание, память, наблюдательность, речь.
Выполняя специальные, но подобные по характеру упражнения, учащиеся самостоятельно формируют тему и цель урока. В результате у них создается внутренняя установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов. Это, в свою очередь, обеспечивает их плодотворное решение.
Во время закрепления (повторения, обобщения) изученного школьники самостоятельно формируют задания к выполняемым упражнениям. Это заставляет учащихся тщательно и с разных точек зрения анализировать предлагаемый в упражнении учебный материал. Вслед за интенсивным развитием умственных способностей такой подход влечет основательную проработку изучаемого лингвистического материала.
В целом перечисленные новации существенно повышают активность учащихся на уроке, вызывают у них интерес к изучаемому и массу положительных эмоций. Учащиеся находятся в постоянном творческом поиске. Прочь уходит равнодушное выполнение воли и программы учителя. Ученик – хозяин на уроке и активная его движущая сила. Весь учебный процесс происходит при полном осознании ребенком и его непосредственном активном участии.
В результате учащиеся пишут грамотно (89% - на «4» и «5»), правильно, логично выражают свои мысли, постоянно применяют в речи сложные конструкции.
По-другому чувствует себя учитель на таком уроке и при его подготовке. Его речь приобретает четкость и отточенность. Ведь вопрос и задание, адресованные детям, должны быть точно сформированы и произноситься по возможности только один раз. Каждый вопрос или задание должны быть так продуманы, чтобы со стороны учителя не требовалось дополнительного пояснения. Это в свою очередь дает возможность учителю экономить драгоценные минуты урока, а детям – иметь постоянный пример правильной речи. Именно поэтому учителей-словесников, побывавших на таких уроках, поражает объем материала, который успевают проработать ученики.
Интереснее стала и подготовка учителя к таким урокам. Отметается все лишнее, ненужное, так как урок четко делится на составляющие его этапы и становится логически стройным. Обобщается содержание дидактического материала: к уроку подбираются такие упражнения, тексты, которые вызывают интерес у детей, знакомят их с новыми, увлекательными фактами из всех областей науки и искусства.
Нередко представление учителем очередного словарного слова на уроке происходит формально, не затрагивая интереса и эмоций учащихся, что не может не сказываться на эффективности всей словарно-орфографической работы.
Обучение русскому языку, осуществляемое средствами субъективизации, предполагает непосредственное, активное и сознательное участие школьников в определении предназначенного для изучения нового «трудного» слова.
Глава I Познавательный интерес и пути его развития у учащихся
1.1. Понятие и значение развития познавательного интереса у школьников
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Интерес – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.
Известный психолог Л.С.Выготский писал «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совладает с его органическими потребностями. Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь привлечь ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать им, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность»1.В психологии под интересом понимают познавательную направленность человека на предметы и явления действительности, связанную с положительным эмоциональным переживанием. Интерес играет важную роль в осуществлении любой деятельности. Особое место интерес занимает в усвоении знаний. Учителю нужно помнить, что у младших школьников ещё нет определившихся интересов к содержанию учебной работы – их больше привлекает сам процесс знаний. В дальнейшем интересы
___________________
1
учащихся дифференцируются, складываются устойчивые и длительные познавательные интересы. Познавательный интерес – стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. У учащихся познавательные интересы являются одним из наиболее значимых мотивов учения. И они чаще всего объясняют своё отношение к учебным предметам. Дети часто говорят: «Люблю литературу потому, что интересно читать произведения».
Поэтому формирование познавательных интересов есть не только средство, обеспечивающее успешное усвоение программного материала, но и цель обучения. При этом очень важно, чтобы познавательный интерес был достаточно интенсивным.
Интерес обычно эмоционально окрашен, связан с переживанием глубоких и действенных чувств. Учебные интересы, как правило, избирательны, лишь у самых младших школьников они могут принимать форму интереса к учению вообще. Учебный интерес зависит от того, насколько ученику ясно значение изучаемого им материала, насколько этот материал связан с внеучебной областью его интересов, насколько разнообразны методы обучения.
Воспитывая учебные интересы не следует злоупотреблять занимательностью, школьники не должны привыкать делать только то, что им непосредственно интересно. Надо, чтобы они понимали, что в жизни многое придется делать без непосредственного интереса. Поэтому у школьников надо воспитывать косвенные, опосредованные интересы, которые определяются не просто занимательностью, а глубоким осознанием значения предмета жизненной важности тех или иных сведений. В этом случае ученик добросовестно будет заниматься и неинтересным делом.
1.2. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка
Решая проблему воспитания интереса у учащихся к изучению русского
языка, следует учитывать, что русский язык - предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости.
Развитие мышления у учащихся при изучении русского языка предполагает формирование у них представлений в всеобщих связях и взаимодействии явлений действительности и языка.
Русский язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, так как во всех сферах общения язык выступает как «непосредственная действительность мысли». Воспитание интереса к изучению русского языка должно способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий, ведущих к формированию всесторонне развитой личности. Поэтому в совершенствовании форм, методов и средств обучения проблемы построения интересных занятий по русскому языку, разработка интереса к ним и т.п. играют существенную роль.
Под интересом в методическом плане понимают, такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке»1.
Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается нами с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию мотивов учения, самого процесса осмысления основ соответствующей науки. Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее – удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от
______________________
1Баранов М.Т. Пути развития у школьников V-VIII классов интереса к уроку русского языка.- В сб.: Воспитание интереса к урокам русского языка. М.; 1965,с.4.
полученного результата.
В реализации указанного подхода к содержанию и организации учебного процесса при изучении русского языка значительна роль нестандартных заданий.
Понятие «Нестандартное занятие» является широким, оно фактически в большей мере связано с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной.
Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, т.е. «ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать»1. Затруднения в заданиях, включающих проблемные ситуации, обусловлены ношением противоречия или несогласованности либо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка, а также внеязыковой действительностью.
Все нестандартные задания могут быть разделены на два типа: учебно-поисковые и исследовательские задания.
Учебно-поисковые задания рассчитаны на «открытие» учащимися уже познанного, открытого в науке; исследовательские предполагают отдельные новые наблюдения, иногда некоторые новые идеи (естественно, в рамках, посильных для школьника).Учебно-поисковые задания разграничиваются по источникам возникновения интереса в первую очередь на два ряда: задания, возникновение интереса к которым создается за счет специфических языковых, лингвистических факторов, - проблемные задания и задания с компонентами занимательности. Компоненты занимательности понимаются нами как определенные «наслоения» не специфически языкового характера
______________________
1Дидактика средней школы. М., 1982, с.149.
на проблемно-лингвистическую суть задания, рассчитанные на особое привлечение внимания к нему, «заинтересовывание» учащихся.
Нестандартные задания различны по установке, определяющей характер деятельности учащихся: одни из них предполагают опознание как языковых явлений, так и их признаков (значение слова, грамматические значения и т.д.), другие – их объяснение, приведение доказательств и т.п. Первые обычно называют опознавательными, вторые – объяснительными.
Задания с компонентами занимательности синтезируют и опознание и объяснение, так как в процессе работы над ними необходимо уметь увидеть за занимательной формой собственно лингвистическую проблему – опознать лингвистическую суть соответствующих явлений, объяснить правильность этого опознания. В процессе объяснения связи занимательных компонентов задания с его лингвистической сутью обычно начинается и решение проблемной ситуации, предложенной в задании.
Занимательные задания включают игры (игры-загадки, игры-задачи, игры-сцены), рассказы о языке (ситуативные – с реальными ситуациями из жизни языка, его использования, лингвистические миниатюры, включающие элементы фантастики), диалоги занимательного характера (один участник диалога загадывает какое-либо явление, а другой путём вопросов и ответов на них первого участника по принципу «да», «нет» его «отгадывает», т.е. находит искомое).Исследовательские задания, могут быть различными; интерес к ним рождается под влиянием предлагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью: ученику (не ученому, даже не студенту) предлагается вести исследование (конечно, посильное). Интерес вызывают многие задания необычностью формулировки темы, занимательным характером: «Красный цвет моих республик» (о цветовой символике, «Почему русский язык стал средством межнационального общения в нашей стране?», «В творческой лаборатории писателя», «Лингвистика и конфеты» и т.д.Использование многообразия нестандартных заданий (как известных, так и вновь создаваемых) в учебном процессе требует от учителя постоянного совершенствования собственных знаний, творческого подхода к предмету, умения органически включать соответствующие материалы в занятия по русскому языку.
Учителю в работе с учащимися всегда необходимо представлять себе педагогическую ценность задания:
воспитательное значение задания, его идейно-воспитательный потенциал и т.д.;
его учебную цель;
какие элементы лингвистического образования имеются в виду;
необходимо ли это задание;
почему выбрано именно такое содержание задания, интересно ли оно и т.д.;
сможет ли учащийся самостоятельно выполнить данное задание или ему должен помочь учитель (в чем?);
место задания в учебном процессе (изучение нового, его закрепление, повторение, контроль знаний), как задание связано с предыдущей и последующей работой учащегося;
соотношение задания со школьным учебником;
что дает работа над заданием, циклом заданий для совершенствования практической подготовки учащегося.
Нестандартные задания направлены на умственное развитие учащихся. В ряде заданий задачи идейно-воспитательного плана непосредственно выявляются в их условии.
Очень важно в работе с различными нестандартными заданиями организовать деятельность учащихся так, чтобы они чувствовали коммуникативную функцию языка, даже при внешне формальных заданиях понимали, что за формой, представленной в задании, находится содержание, форма существует в единстве с содержанием.
Укажем также на задания, рассчитанные на совершенствование у учащихся практического владения языком (развитие речи, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности).
Для работы над нестандартными заданиями, теми из них, которые содержат проблемные ситуации, полезно использовать следующую схему:
Принятие задания:
понимание каждого компонента задания, терминологии в нем;
общее понимание его смысла, разграничение известного и нового;
мотивированность в восприятии задания – для чего нужно его выполнение?
Процесс выполнения задания:
Определение места задания в изучаемой области знаний;
Раскрытие противоречия, несогласованности компонентов и т.п., которые лежат в основе его;
Установление последовательности действий при выполнении задания;
Составление ориентировочного плана его выполнения;
Действия по этому плану.
Результат – ответ к заданию.
Анализ выполнения задания.
Задача предлагаемых заданий состоит в том, чтобы показать многообразие нестандартных заданий, способствующих воспитанию у учащихся интереса к предмету и одновременно содействующих дидактической подготовке учителя, развитию его творческой индивидуальности, тесной связи с теорией и практикой проблемно-развивающего обучения.
Глава II Использование приемов проведения словарной работы по методике профессора Г.А.Бакулиной с применением средств субъективизации для повышения результативности на уроках русского языка
2.1. Классификация речевых упражнений по отличительным признакам и приемы развития речемыслительных процессов
Эта очень полезная и не оставляющая детей равнодушными деятельность организуется с помощью специально разработанных упражнений. Их выполнение одновременно развивает важнейшие интеллектуальные качества школьника, интенсифицирует рече-мыслительные процессы и значительно увеличивает роль школьника в организации учебного процесса в качестве заинтересованного субъекта, а не только объекта обучения.
Все упражнения объединены в группы, у каждой из которых есть свои отличительные, характерные черты.
В первую группу входят упражнения, предусматривающие составление искомого слова из его частей. Например, учитель предлагает:
Определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нем два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом.
Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе - отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (Слово бал – кон).
Обучающий эффект такого типа упражнений можно увеличивать за счет введения заданий, направленных на определение нового слова и предусматривающих некоторые виды разбора. Хорошо вписывается в упражнения этой группы морфологический разбор, например:
Первая часть искомого слова означает место для отдыха с цветами, аллеями, иногда аттракционами, а вторая является окончанием глагола настоящего времени, 3-го лица, ед.числа, I спряжения. (Слово парк – ет).
По мере приобретения учащимися опыта такой работы учитель предлагает упражнения, в которых совмещаются какой-либо вид разбора и изученный материал по морфологии, орфографии и другим разделам русского языка. Пример такого упражнения:
В слове бей замените букву, означающую согласный звонкий мягкий звук, на букву, означающую звук, парный ему по глухости – звонкости, и вы узнаете первую часть слова.
Вторая часть – предлог, который употребляется с творительным падежом и состоит из двух букв, одна из которых обозначает звонкий согласный звук.
Третья часть – орфограмма в слове рубеж.
Назовите новое словарное слово. (Слово пей-за-ж).
Гораздо большего интеллектуального напряжения требуют от учащихся упражнения, в которых новое словарное слово определяется ими без конкретных указаний учителя. Здесь нужны смекалка и сообразительность. Например, учитель предлагает:
Определите, каким способом составлено третье слово в первом ряду, и составьте таким же образом третье слово во втором ряду:
Москит кортик мостик
тревога пионер ?Назовите словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке (Слово тренер).
В данном случае третье слово в первом ряду и искомое слово образуются путем соединения первого слога первого слова и последнего слога второго слова.
Вторую группу представляют упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью тех или иных манипуляций с некоторыми буквами исходного слова. Здесь возможны несколько вариантов.
1. Замена буквы (букв) в исходном слове по указанным учителем признакам. Например:
В слове печь замените первую букву другой, которая обозначает один из непарных твердых согласных, и назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Слово жечь).
2. Добавление буквы (букв) в исходное слово по указанным учителем признакам. Например:
В слове пакет добавьте букву, обозначающую непарный звонкий, твердый согласный, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
(Слово паркет).
3. Одновременное исключение и добавление букв в исходное слово по указанным учителем признакам. Например:
Исключите из слова редька букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте две буквы, которые составляют предлог, употребляющийся только с родительным падежом и обозначающий направление «откуда-нибудь».
Назовите новое словарное слово. (Слово изредка).
К третьей группе относятся упражнения, в которых новое словарное слово определяется путем последовательного нахождения и соединения всех его букв. Это упражнения универсального характера, которые предполагают различные виды разбора, имеют определенную орфографическую нагрузку, обеспечивают повторение изученного и легко вписываются в тему любого урока.
Например, учитель сообщает:
Новое слово вы узнаете, если последовательно определите и соедините между собой найденные буквы:
- с первой буквы начинается корень слова промокает;
- вторая буква – окончание в слове (на) реч…;
- после третьей буквы никогда не пишутся ю, я;
- четвертой буквой заканчивается корень слова вылетел;
- пятая буква – эта чередующаяся гласная в корне слова заря: Какое это слово? (Слово мечта).
Если школьники не приучены работать с упражнениями такого типа, но во избежание потери времени учителю следует учесть следующее:
- на первых порах в качестве искомого рекомендуется брать слово, состоящее не более чем из 4-5 (ти) букв;
- исходные слова, с помощью которых определяется очередная буква искомого слова, можно заранее записать на доске;
- характеристику звука, по которой определяется очередная буква, лучше отразить на доске, используя принятые в классе условные обозначения.
Однако для развития внимания, понятия и других качеств учащихся необходимо постепенно увеличивать интеллектуальную нагрузку: использовать слова с большим количеством букв, постепенно отказываться от использования опорных слов, условных обозначений и таким образом заставлять в максимальной степени работать память и внимание учащихся.
Четвертую группу составляют упражнения, в которых искомое слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов. Кроме развития внимания, памяти, речи, сообразительности, они способствуют формированию логического мышления учащихся.
Работа с упражнениями данной группы осуществляется следующим образом. Учитель оформляет на доске запись:
волейбол - мяч
бадминтон - волан
? - шайба
Далее предлагаем учащимся: Прочитайте запись на доске. Установите, в какой закономерной связи находятся слова первых двух пар. В соответствии с этой закономерностью слово третьей пары. Дайте при этом четкий, доказательный ответ.
Примерный ответ: «В левом столбике находятся слова, обозначающие названия спортивных игр. В правом - названия предметов, без которых не могут состояться названные спортивные игры. Мяч – в волейболе, волан – в бадминтоне, шайба в хоккее. Значит, сегодня мы познакомимся со словом хоккей».
Закономерности подбора исходных слов могут быть самыми разными. Некоторые из них отражены в следующих примерах:
вверх – вниз
вперед – назад
влево - ? (вправо) тренировка – сумка
поездка – чемодан
поход - ? (рюкзак)
вечер – сумерки
ночь – темнота
утро - ? (рассвет) скрипка – плачет
гармонь – поет
? - звенит
(гитара)
5) стадион - поле
театр – сцена
цирк - ? (арена)
Можно усилить орфографическую направленность упражнений этой и других групп. Для этого следует предложить учащимся задания, предусматривающие различные речемыслительные операции. Например:
Сгруппируйте данные слова по орфограммам: начните свой ответ с группы, в которой имеется большее (меньшее) количество слов.
Расскажите о написании данных слов, объединив их попарно в зависимости от имеющихся в них орфограмм.
Найдите среди данных слов лишнее, учитывая их написание. И т.д.
2.2. Средства субъективизации в работе с текстовыми упражнениями
Значительное место в обучении русскому языку занимают текстовые упражнения. Как справедливо отмечают педагоги, методисты, по сравнению с другими упражнениями они обладают существенным преимуществом. В них изучаемая языковая единица выступает в своей функциональной роли. Текст помогает полнее и точнее понять ее значение и назначение. Учащиеся имеют перед собой образец для развития собственной речи.
В современных учебно-методических пособиях представлено большое количество видов текстовых упражнений. Многие из них интересны по своей сути, эффективны с точки зрения получаемого результата. Однако методика обучения русскому языку средствами субъективизации предполагает другие виды текстовых упражнений и определенные новации в их использование на уроке1.
В соответствии с принципами данной методики во время работы с текстовыми упражнениями необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, тексты должны иметь воспитывающее – познавательный - характер, что позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствовать его знания об окружающем мире и своим содержанием поддерживать интерес школьников к русскому языку.
Необходимым и очень важным условием при работе с текстом является использование специальных заданий, которые призваны стимулировать мыслительную деятельность школьников, формировать их творческое воображение, образное мышление. От текста к тексту задания меняются постепенно усложняясь и каждый раз обеспечивая новый поворот мысли ученика.Работа с текстовыми упражнениями в русле субъективизации проходит в несколько этапов.
Текст обычно не дается школьникам в готовом виде, поэтому на первом этапе происходит его восстановление или составление. На втором этапе работы восстановленный или составленный текст записывается (полностью или частично). При этом что именно и как писать, часто определяют школьники. На третьем этапе происходит проверка
_____________________
1Бакулина Г.А. Средства субъективизации в работе с текстовыми упражнениями //Русский язык в школе.- 2005.-№ 3-С.3-10.
правильности выполнения задания, включающего вопросы по орфографии, синтаксису, фонетике и другим разделам русского языка, обычно составленные в нетрадиционной форме.
Задания к первому этапу чаще всего формулируют школьники. Эта не простая, но очень полезная работа проводится на основе анализа текстового материала, а также с помощью схем, таблиц или дополнительных условных обозначений. Такого рода аналитико-сопоставительная деятельность дает возможность учащимся глубже проникнуть в изучаемую на уроке тему, четче и яснее увидеть то или иное языковое явление. Вместе с тем это помогает создать внутреннюю установку, способствующую эффективному выполнению школьниками сформулированного ими задания.
Рассмотрим специфику работы с текстовыми упражнениями средствами субъективизации на примере ряда конкретных тем по русскому языку в VI классе, взяв в качестве системообразующего фактора первый этап, т.е. восстановление текста. Именно в нем содержится большая доля новизны и высокая степень активности осознанности действий ученика в работе с текстом.
Восстановление текста по разного вида схемам
Для данного вида упражнений используются прозаические и стихотворные тексты. Учитель записывает каждое предложение отдельно, предварительно поменяв их местами. Ниже помещаются схемы этих предложений. Порядок расположения схем должен соответствовать порядку предложений в тексте, который предстоит восстановить школьникам. Сначала используются схемы с одним поисковым ориентиром. Так, к уроку на тему «Буквы ч и щ в суффиксе – чик (-щик)» учитель может использовать следующие стихотворные строки и схемы, указывающие на тип предложений:
Книга не просто красивая мебель,
(Не) приложенье дубовых шкафов.
Книга волшебник, умеющий (не) быль
В быль превратить и в основу основ.
Книга совет, …икКнига разве…икКнига …ктивный б…рец и б…ецКнига нетленная память и вечность
Спутник пл…неты Земля, наконец.
[ ], [ ], [ ], [ ].
[ ], [ ].
- Прочитайте части стихотворного текста. Внимательно рассмотрите данные к ним схемы. Скажите, какую работу надо с ними выполнить прежде всего?
- Надо соединить между собой части текста в соответствии со схемами.
(Задание выполняется устно и проверяется).
- Сформулируйте вторую часть задания.
- Надо написать восстановленный текст вставить пропущенные буквы, знаки препинания, раскрыть скобки. (Задание выполняется).
Задание к тексту
Объясните постановку знаков препинания в записанном тексте.
Расскажите о написании слов с пропущенными буквами и со скобками по формуле: 2 : 2 : 2 : 2 (Учащиеся должны найти в тексте по два слова на разные виды орфограмм).
Сравните звуковой состав слов борец и боец.
Текст, в котором преобладают однотипные предложения, можно восстанавливать по схемам с дополнительными условными обозначениями. Например, к уроку на тему «Безличные глаголы» даются разрозненные предложения и схемы к ним, в которых кроме типа предложений указываются грамматические основы и (одновременно) однородные члены предложения.
Мы бросаем печальный взгляд. Где ты звонкое лето? Откликнись!
Пахнет увядающей зеленью и опавшей листвой.
Сразу потемнело.
Ранняя осень развесила флаги на желтых вязок.
Зашуршали по крышам частые струйки дождя.
Неожиданно накатилась синяя туча с грядой серых облаков и зашумела.
Ярко рдеют рябины надели нарядные платочки березы.
[ - = ].
[ = - ], [ = - ].
[ = - - ] и - - ].[ = - и = ]. Текст
[ = ].
[ = - ].
А : «П!»
После проверки восстановленного текста дается задание по орфографии: назовите орфограммы, которых не было в предыдущем упражнении на этом уроке.
Восстановление тематической зарисовки
Учитель подбирает ряд стихотворных строк на определенную тему и предлагает школьникам соединить их по смыслу так, чтобы получилась зарисовка. Правильность соединения стихотворных строк проверяется по схеме. Например, на уроке по теме «Изъявительное наклонение» ученики, используя стихотворные строчки А.Фета и А.Твардовского, должны составить весеннюю зарисовку, отражающую последовательность пробуждения природы.
Звонко стукнула подкова
Под подковой хрустнул лёд
Подо льдом ручей забулькал
Зазвенело все кругом
Звонко дзинькнула сосулька
Разбиваясь под окном.
(Твардовский)
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом:
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
(Фет)
Еще земли печален вид
А воздух уж весною дышит
И мертвый в поле стебель колышет,
И елей ветви шевелит.
(Фет)
Зарисовку учащиеся составляют устно. Слушаются варианты их ответов. Правильный ответ определяется по схемам:
[ ], а [ ].[ ] : [ ].
[ ], [ ], [ ], [ ], [ ].
Запишите две части зарисовки, в которых глаголов в изъявительном наклонении больше. Поставьте в них недостающие знаки препинания. (Задание выполняется).
Задания и вопросы к записанному тексту:
Найдите общее и различия в записанных предложениях.
Назовите букву, которая в словах этого упражнения представляет четыре разные орфограммы
( Буква е: весна, шевелит, колышет, елей ).
Какие глаголы изъявительного наклонения можно выделить и почему? (Глагол – исключение дышит; глагол зазвенело, т.к. в нем все согласные звонкие).
Составление текста по таблице
Учитель записывает на доске предложения заведомо нарушив их последовательность. Учащиеся восстанавливают текст, ориентируясь на указанные в таблице языковые единицы. Например, при изучении темы «Отрицательные местоимения» школьникам предлагается следующая запись и таблица к ней.
Ученые многих стран возвр…щались из Арктики н..чем не об…гатив н…уку.
В течение столетий н…кто (не) бывал на Северном полюсе и н…кем он (не) был изучен.
Осн…вательное изучение Северного полюса было н…чато в России в тридцатые годы дв…дцатого века.
В начале двадцатого века (кое) кто из полярных путешественников сумел добраться до полюса, но н…кому (не) удалось там продержаться более двух суток.
Разряды местоимений
личные неопределенно-личные отрицательные
1
2
3
4 1
-
-
- -
-
1
- 2
1
1
-
На основе таблицы и «рассыпанного» текста учащиеся формируют задание. Его примерный вариант: «Надо написать предложения, ориентируясь на указанное в таблице количество личных, неопределенных и отрицательных местоимений, которые имеются в данных предложениях. Во время записи вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки».
Задание к тексту:
Укажите в восстановленном тексте предложения одинакового типа.
Вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки, сгруппируйте орфограммы в каждом предложении.
Назовите существительное, в котором все согласные звонкие, мягкие и звуков меньше, чем букв (людьми).
Восстановление текста по изучаемой на уроке орфограмме
В упражнениях этого вида основным ориентиром для восстановления текста служат слова с изучаемой на уроке орфограммой. Школьники, используя подсказки (слова с пропущенными буквами и схемы предложений), формулируют задание к упражнению. Примером может служить работа с упражнением по теме: «Гласные в приставках пре- и при-«.
Музыка в траве пр…утихла. Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр..гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался, затуманился.
В августе в пр…роде улавливались пр…меты наступающей осени. В этих пр…метах нежность и грусть.
Проникновенно, пр…ятно, тревожно.
Что пр…поднесет нам осень.
пр…
I. 3
пр…
II. 4 Текст
пр…
пр…
III. ,
Вариант сформулированного учеником задание: «Надо соединить три части так, чтобы получился текст. В первой его части должны быть три слова, в которых пре- и при- являются частью корня. В четырех словах второй части пре- и при- являются приставками. В третьей части есть слово, где пре- (при-) является приставкой, и слово, в котором пре- (при-) является частью корня». (Составленный текст записывается).
Задания к тексту:
Расскажите о написании слов, в которых орфограммой является буква и. Начните с группы, к которой относятся большое количество слов.
Назовите слово, в котором есть две буквы влияющие на его звуковой состав. Одна из них уменьшает количество звуков, другая увеличивает. В целом в этом слове количество букв и звуков одинаковое (Деревьев).
Восстановление второй части текста по аналогии с первой
и по опорным словам и фразам
Задания такого рода имеют особенную творческую направленность. Школьники, самостоятельно анализируя первую часть текста и сопоставив ее с заранее приготовленными учителем опорными фразами, составляют свой вариант второй части. Обычно упражнения этого вида выполняются в парах или группах. Так, на уроке закрепления или повторения темы «Гласные в приставках пре- и при-« можно использовать следующую заготовку:
Птицы отличаются удивительной способностью пр…таиться где-нибудь, когда к ним пр…ближается враг. Если у них птенцы еще беспомощные, мать взлетает с гнезда и отлетает, издавая пр…достерегающие звуки, стараясь пр…влечь внимание врага к себе. Хищник обыкновенно пр…следует мать, которая отводят его от гнезда.
Звери пр…бегают к тому же…, спасая своих детей.
1. Лось - стремительное исчезновение.
2. Теленок лося - прикрытие.
3. Лосиха – бег.
4. Родители уводят….
Учитель дает задание: Внимательно прочитайте первую часть текста и ориентировочные фразы ко второй. Сформулируйте задание к этому упражнению».
Примерный план сформулированного учащимися задания: «Надо составить вторую часть текста, используя первое предложение с введенным в него новым словарным словом и ориентировочные фразы». Задание выполняется и проверяется. Один из возможных вариантов части второй текста:
Звери прибегают к тому же приему, спасая своих детей. Лось стремительно исчезает при виде врага, невзирая на препятствия в лесу. Теленок лося не может быстро передвигаться – он остается в прикрытии. Лосиха убегает как можно дальше. Родители уводят хищника от своего ребенка.
Вопросы и задания к тексту:
Выпишите из этого текста две группы слов с одинаковыми орфограммами. В каждой группе должно быть не менее восьми слов.
Назовите слова, имеющие в своем составе только звонкие согласные, и с таким же морфемным составом, как слово птицы. (Гнезда, враги).
Восстановление текста на основе языковой пунктуации
смысла и рифмы стихотворных строк
Записывая стихотворный текст, учитель пропускает слова, имеющие отношение к теме урока. Для усиления поисковой направленности используется несколько строк разных авторов и общая справка. Например, во время изучения темы «Повелительное наклонение» можно использовать такие стихотворные строки:
I. Я валяюсь на траве
Сто фантазий в голове.
… со мною вместе –
Будет их не сто, а двести.
(Ю.Мориц)
II. Если клад захотите найти,
Если жить захотите богато,
То… богатство в пути:
Вы найдете неслыханный клад:
Реки, рощи, рассвет и закат.
(Р.Сеф)
III. Если жизнь тебя обманет,
Не …, не ….
В день уныния…:
День веселья, …, настанет.
(А.Пушкин)
Для справок: смирятся, помечтают, ищут, печалятся, верят, сердятся.
- Познакомься с поэтическими строчками и материалом для справок. Сформулируйте задание к этому упражнению, учитывая тему сегодняшнего урока:
- Надо восстановить стихотворные строки, вставив в них пропущенные глаголы в повелительном наклонении. Их надо образовать от глаголов в форме настоящего (будущего) времени, которые даны в материалах для справок. (Задание выполняется в парах или группах).
Задания и вопросы к написанным строкам:
Назовите встречавшиеся в этих стихотворных текстах лексические группы слов.
Сгруппируйте слово с изученными орфограммами по разным самостоятельно найденным признакам.
Назовите глагол в повелительном наклонении, в котором все согласные звонкие, мягкие и звуков меньше, чем букв. (Верь).
Восстановление текста по смыслу и плану - схеме
Текст, который предполагается восстановить школьникам, представляет собой рассуждения. Его тезисы записываются учителем в виде схем, а доказательства – с помощью предложений. Последовательность частей, являющихся доказательствами, заведомо нарушается. Задача учащихся – соединить по плану – схеме и смыслу тезисы и доказательство. При повторении темы «Орфограммы в корне» учитель готовит такую запись:
Тезис.
Бамбук цветет очень редко. Один вид-раз в тридцать лет, другой – в шестьдесят, третий – в сто двадцать.
Никакое растение не растет быстрей, чем бамбук. Слышно, как шуршит земля, раздвигаемая ростком. Это реальные звуки. За сутки чуткий побег поднимается над землей более чем на метр.
Один и тот же вид бамбука, где бы он ни рос, цветет в один и тот же год.
Тезис.
Это не дерево, а трава. Это трава, достигающая фантастических размеров, родственник пшеницы и риса.
Составляет к ней план-схему:
I 1. Бамбук – удивительное растение
2. . 3. .
II 4. В жизни бамбука наблюдаются любопытные факты.
1-й факт 5. . 6. .
2-й факт 7.
3-й факт 8. 9. 10.
11.
- Учитывая содержание текста, специфику его записи и используя план-схему, восстановите исходный текст. Сформулируйте задание.
- Надо соединить по смыслу и плану-схеме тезисы и их доказательства. (Задание выполняется в группах и проверяется).
Правильный вариант:
Бамбук – удивительное растение. Это не дерево, а трава. Это трава, достигающая фантастических размеров, родственник пшеницы и риса.
В жизни бамбука наблюдаются любопытнейшие факты. Бамбук цветет очень редко. Один вид – раз в тридцать лет, другой – в шестьдесят, третий – в сто двадцать.
Один и тот же вид бамбука, где бы он ни рос, цветет в один и тот же год.
Никакое растение не растет быстрей, чем бамбук. Слышно, как шуршит земля, раздвигаемая ростком. Это реальные звуки. За сутки чуткий побег поднимается над землей более чем на метр.
Задание к тексту:
Дайте полную речеведческую характеристику восстановленного текста.
Составь орфографическую цепочку из слов с неповторяющимися орфограммами.
Составление текста, который нужно сократить и завершить
Для данного вида упражнения подбирается текст, состоящий из трех-четырех частей. Выполняя задание, учащиеся одну или несколько частей (кроме заключительной) передают в форме сжатого изложения, а концовку дописывают самостоятельно, учитывая смысл предыдущих частей и выражая свое отношение к содержанию текста. Могучий и (не) обыкновенный дуб рос на высокой горе. Ни у кого (не) было сил покорить его. Однажды налетел на него ветер. Дунул с одной стороны, с другой, стараясь пригнуть его к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листочком. Кто (то) подсказал ветру, что погубить дуб может молния.
Раскололось небо, грянул гром, блеснула молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и замел огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.
Спросил тогда ветер у дуба Почему я (не) могу погубить тебя? Дуб ответил что (не) ствол его держит. Сила его в том…
- Прочитайте текст. Внимательно рассмотрите все условные обозначения. Сформулируйте устное задание.
- Надо придумать название и закончить текст. (Задание выполняется в парах или группах, затем проверяется. Возможный вариант названий: «Дуб и ветер», «Сила дуба». Ожидаемый вариант концовки текста: Сила его в том, что он глубоко врос в родную землю, прочно корнями за нее держится).- Запишите текст, предварительно сократив первую часть до двух-трех предложений. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.
Какая необходимая часть письменной работы не указана в задании?
- Расставьте недостающие знаки препинания.
Задания и вопросы к тексту:
Чем интересно первое предложение третьей части?
Расскажите о написании слов, в которых имеется по две орфограммы.
Составьте формулу к словам со скобками. Расскажите об их написании в соответствии с составленной формулой. (Одна из возможных формул: 1:1:3. Одно слово пишется через дефис, второе слитно, три слова с частицей не пишутся раздельно; кто-то - необыкновенный – не было, не могу, не ствол).Работа с текстовыми упражнениями средствами субъективизации имеет ряд явных и ярких достоинств. Она основательно расширяет масштабы творческой деятельности школьников на уроках русского языка, делает её разноплановой, неординарной, универсальной. Наряду с усвоением изучаемой темы, осуществляется сопутствующее, но основательное повторение ранее изученного. В результате, значительно увеличивается объем проработанного языкового материала, улучшается качество приобретаемых учащимися лингвистических знаний, умений, навыков.
Немаловажно и то, что на таких уроках преобладает поисковая деятельность, которая неизменно повышает интерес школьников к процессу обучения, вызывает ряд положительных эмоций. Все это благотворно и благоприятно влияет на эффективность изучения русского языка.
2.3. Образец урока по методике Бакулиной Г.А.
Уроки русского языка в основе которого лежит методик Г.А.Бакулиной имеют свою специфику. Это можно увидеть на примере одного урока, проведенного по этой методике в VI классе1.
Тема урока: «Словосочетание»
Цели: 1. Формировать понятие о словосочетании.
2. Развивать орфографическую зоркость и фонический слух.
3. Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
Мобилизующий этап
На доске записаны слова: Пос…дить чу?ствительное, пор…жаться, в т…плице, сер…це, вс…да.
- Прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары слов запишите (Дается время на выполнение задания).
- Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили?
- Первая пара слов – посадить в теплице. Я объединил эти слова, потому что в них есть одинаковая орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне слова. (Орфограммы в словах объясняются, приводятся проверочные слова, выделяется корень).
- Какие еще слова можно объединить?
___________________
1Бакулина Г.А. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению //Русский язык в школе.- 2002,- № 4.- С.18
- Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова. (Объясняется написание данных слов).
- Назовите третью пару слов?
- Поражать всегда. В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная в корне слова. (Объясняется написание слов).
Формирование учащимися темы и цели урока.
- Назовите все составные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Посадить в теплице, чувствительное сердце, поражать всегда – словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока - «Словосочетание».
Учитель записывает тему урока на доске, а ученики в тетрадь.
- Отталкиваясь от темы и используя запись на доске, сформулируйте цель нашего урока. Запись на доске:
Цель:
Повторить все, что … о .
Развивать умения отличать и .- Цель сегодняшнего урока: повторить все, что мы знаем о словосочетании, развивать умения отмечать словочетание от слова и предложения.
Повторение теории.
Беседа:
- Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание.
- Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?
- Как связывается зависимое слово с главным?
- С помощью чего устанавливается смысловая связь?
- Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание?
-Какой раздел науки о языке изучает словосочетание?
- Найдите главное и зависимое слово в наших словосочетаниях. Определите, с помощью чего в них выражается грамматическая связь.
Выполнение тренировочных упражнений.
Запись на доске:
маленький р…сток,…
пахнет ар…матно,…
прилагать усилия,…
Справка: предл…жить решение, выглядит вел…калепно, красивое р…стение.
- Внимательно прочитайте данную запись, Сформулируйте к ней свое задание.
- Нужно продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок.
- По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?
- Словосочетания нужно подбирать по двум признакам: по составу словосочетаний и имеющимся в корне слов орфограммам.
- Какие словосочетания надо включить в первый ряд?
- В первый ряд можно включить словосочетания маленький росток, красивое растение. Состав этих словосочетаний одинаков: «прил + сущ». Второй признак – одинаковая орфограмма: чередующаяся гласная в корне слова раст – ращ – рос..Второй и третий ряды учащиеся составляют самостоятельно, затем проводится проверка.
Правильный ответ:
Второй ряд: пахнет ароматно, выглядит великолепно.
Третий ряд: прилагать усилия, предложить решение.
Учитель: Назовите главные слова в данных словосочетаниях, в которых есть все составные части слова. Объясните свой выбор.
Словарно – орфографическая работа.
- Сегодня мы познакомимся с новым словом из словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочитайте написанные на доске словосочетания: идти далеко, летать в небе, иная инженерия (объясняется значение последнего словосочетания).
- А теперь будьте особенно внимательны.
Первая часть нашего слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ.
- Первая часть – ле, так как является первым слогом главного слова в словосочетании летать в небе, где грамматическая связь выражается с помощью предлога в и окончания –е.
- Вторая часть нашего слова является первым слогом зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав «сущ + прил.»
- Вторая часть слова – ген, так как это первый слог зависимого слова генная в словосочетании генная инженерия, которое имеет состав «существительное + прилагательное».
- Третья часть нашего слова является первым слогом зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи.
- Третья часть слова – да, так как является первым слогом зависимого слова далеко в словосочетании идти далеко, где нет грамматической связи.
- Какое слово у вас получилось?
- Это слово легенда.
- Ребята, что же такое легенда?
- Это рассказ «Сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого.
- Это рассказ, в котором есть и реальность, и вымысел.
- Объедините свои рассуждения, дайте полное лексическое значение слова легенда.
- Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.
- Ребята, у слова легенда есть еще одно значение. Слышали ли вы выражение легенда разведчика?
Здесь слово легенда обозначает вымышленные сведения о себе, т.е. о том, кто выполняет секретное задание.
- Посмотрите на карточку со словом легенда.
Расскажите о его правописании.
- Слово легенда состоит из трех слогов. Второй слог ударный. Безударная гласная буква е. Её надо подчеркнуть и запомнить.
- Послушайте две кроткие легенды о целебном, ароматном, прекрасном цветке ландыше. Из каждой легенды выберите словосочетание, которое могло бы быть заголовком рассказа ученика.
Два ученика по очереди рассказывают легенды о ландыше.
I. С башней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как – то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.- Назовите словосочетание из первой легенды.
- прекрасная незнакомка. (По мере их называния учитель записывает словосочетания на доске).
II. В Австралии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.
- Назовите словосочетание из второй легенды.
- Ожерелье Белоснежки.
- Охарактеризуйте состав названных вами словосочетаний.
- Назовите слово из данных словосочетаний, в котором звуков больше, чем букв.
- Это слово прекрасную, так как в нем буква ю обозначает два звука: [й] и [у].
- Назовите слово из данных словосочетаний, в котором произошел процесс оглушения.
- Это слово Белоснежка, так как буква ж здесь обозначает звук [ш]. Произошло оглушение.
- О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси.
Запись на доске:
Славяне создали свою («прил + сущ») о ландыше.
Водяная царевна Волхова («гл + сущ»).
На свою беду она («гл + сущ»). Садко к прекрасной Любаве.
Вышла Волхова на берег послушать («сущ + сущ»), но не нашла его на берегу.
(«Нар + гл») Волхова, («сущ + гл») среди трав, превратившись в («прил + сущ») с изумительным ароматом.
Справка: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слезы упали, чудесные цветы.
- Внимательно прочитайте текст, справку к нему и сформулируйте свое задание.
- Вместо схем нужно вставить словосочетания, учитывая их смысл и состав.
Ребята восстанавливают и записывают текст.
- Скажите, почему одна из схем перечеркнута?
- Вместо этой схемы надо вставить слова слезы упали. Это грамматическая основа. Она не является словосочетанием.
- Озаглавьте данный текст с помощью слова.
- Легенда.
-А теперь озаглавьте этот текст с помощью словосочетания.
- Легенда о ландыше.
- Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи?
- Более точно говорит о предмете словосочетание.
- Сейчас мы будем работать по группам.
Первая группа должна найти и объяснить орфограммы в парах слов, связанных по смыслу, но не являющихся в предложениях словосочетаниями.
Вторая группа найдет и объяснит орфограммы в словосочетаниях, имеющих состав «прил + сущ».
Один ученик от каждой группы прочитает выписанные пары слов и объяснит имеющиеся в них орфограммы.
Первая группа выписала: славяне создали, царевна полюбила, Волхова не нашла, Волхова заплакала – и объяснила орфограммы.
Вторая группа работала над словосочетаниями: удивительную легенду, водяная царевна, чудесные цветы, с изумительным ароматом.
Итог урока:
- Скажите, о каком языковом явлении мы сегодня говорим на уроке?
- Мы говорили о словосочетании.
- Расскажите все, что вы знаете о словосочетании.
- Словосочетание – эта два или несколько слов, связанных по смыслу или грамматически. Оно более точно, чем слово, называет предмет или действие. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний. Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью вопроса.
Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.
Дается задание на дом, оценивается работа учащихся на уроке.
Заключение
Появление методики Г.А.Бакулиной вызвано тем, что для большинства современных школьников процесс владения русским языком представляет существенные трудности. Решая эту проблему, следует обратить внимание на обучение русскому языку, осуществляемое средствами субъективизации, которое предполагает непосредственное, активное и сознательное участие школьников в определении предназначенного для изучения нового «трудного слова». Это очень полезная деятельность, которая организуется с помощью специально разработанных упражнений. Их выполнение развивает важнейшие интеллектуальные качества школьника, интенсифицирует речемыслительные процессы и увеличивает роль школьника в организации учебного процесса в качестве заинтересованного субъекта.
Опыт работы по методике Г.А.Бакулиной показывает, что при правильном и систематическом использовании методики обучения русскому языку средствами субъективизации возрастает интерес учащихся к урокам русского языка, интенсивно развивается их речь, резко повышается уровень орфографической грамотности. Параллельно растет профессионализм учителя, усиливается творческая направленность его деятельности. Уроки русского языка становятся любимыми для обучаемых и обучающихся.
Новизна данной методики заключается прежде всего в том, что в ее основу в качестве системообразующего фактора впервые положена субъективизация, под которой понимается качественно новый уровень осознанной и активной деятельности учащихся на уроке русского языка, их прямое и непосредственное участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов.
Основными средствами субъективизации являются:
- систематическое использование антиципации почти на всех структурных этапах урока;
- целенаправленное развитие логического мышления учащихся;
- повышение речевой активности школьников.
Набор перечисленных средств не случаен. С помощью антиципации (т.е. опережающего отражения окружающей действительности) ученик предопределяет виды и содержание своей учебной деятельности и принимает те или иные решения с определенным временно-пространственным учреждением. Чрезвычайно важно, что механизм вероятностного прогноза обеспечивает преднастройку организма на действие: ситуация, требующая конкретной реакции, еще не возникла, соответствующие системы уже находятся в состоянии готовности; ученик быстро и прочно включается в рабочую ситуацию; возникает готовность к усвоению знаний. Формулируемая цель становится намерием, в результате процесс овладения знаниями происходи быстрее и эффективнее. Вместе с тем прогнозирование основывается на активной работе памяти, внимания, мышления, речи и естественно стимулирует их формирование и развитие.
Логическое мышление является важнейшим интеллектуальным качеством. Логика лежит в основе алгоритмов использования ряда орфографических правил, порядкапроведения различных видов разборов (по составу, морфологического, синтаксического) и т.п. В свою очередь, процесс мышления невозможен без участия внимания, памяти, речи (хотя бы внутренней) и, следовательно, обеспечивает их развитие.
Широкое включение устной речи в учебную деятельность также стимулирует внимание, память и мышление ученика, существенно влияет на процесс овладения понятиями, масштабы обобщения и абстрагирования. Не секрет, что хорошо развитая устная речь благотворно влияет на повышение качества письменной речи.
Список используемой литературы
Бакулина Г.А. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению // Русский язык в школе.- 2002,-№ 4,-С.16-20.
Бакулина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации //РЯШ.- 2003,- №3 – С.10-17.
Бакулина Г.А. Средства субъективизации в работе с текстовыми упражнениями // РЯШ.- 2005.- № 3.-С.3-10.
Иванова С.В. Русский язык. Повышение грамотности. Тесты. Упражнения. Правила.- М.: Издательство «Фирмы Глянц», 1994.- 64 с.
Ильинская И.С. О богатстве русского языка.- М.: Изд.АН СССР, 1963.
Козырева Н.Л. Урок русского языка: результативно и интересно //РЯШ.- 2003,- № 1.- С.35-38.
Львов М.Р. Словарь – справочник по методике преподавания русского языка.- М.: «Академия», 1999.
Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/ М.Т.Баранов, Н.А.Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р.Львов: Под ред. М.Т.Баранова.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-368 с.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн.-4-е изд.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, психологическое исследование с элементами математической статистики.- 640,-С.284-305.
Основы методики русского языка в 4-8 кл./Под ред. А.В.Текучева.- М.: Просвещение, 1978.
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах /В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.- 43-е изд.- М.: Просвещение, 2003.-286 с.
Русский язык: Практика: Сб.задач и упражнений: Учебное пособие для 6-7 кл. общеобразовательных учебных заведений /Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова, А.П.Еремеева и др.; Сост. Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова; Науч.ред. В.В.Бабайцева.- 20-е изд.- М.: Просвещение, 1994,-256 с.: ил.
Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся /М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова: Под ред. Н.М.Шанского.- Киев.: Рад.шк., 1988.-287 с.
Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся /М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова: Под ред.Н.М.Шанского.-6-е изд.,испр.- М.: Просвещение, 1993.-289 с.
Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. Пособие для учителей. Под ред. проф. В.Д.Бондалетова.- М. «Просвещение», 1978.
Текучев А.В. В поисках новых возможностей (соавтор) //РЯШ.-1967.-№ 3.
Текучев А.В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме для средней школы. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976.
Тростенцова Л.А. Русский язык; Учебник для VI (VII) класса средней школы (соавтор).- М., 1972, 20-е изд.- М., 1999.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: 1971.
Приложение №
Фрагмент урока русского языка в 7а классе
Тема: Предлог как часть речи.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели: 1. Развивать орфографическую зоркость, фонетический слух.
2. Формировать понятие о предлоге как части речи.
3. Воспитывать интерес к русскому языку, любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
III. Формирование умений и навыков
Нахождение общего и различий, группировка, построение рассуждения и умозаключения.
Прочитайте предложения и докажите, что выделенные слова – предлоги.
Голубые, прозрачные струйки дыма тянулись от костра к морю навстречу брызгам волн (М.Горький). 2) Забор вкруг сада был довольно ветхий (Ванисенкин). 3) Персидская сирень густо росла вокруг развалившихся беседок (Каверин). 4) Поехали по гравийной плотной дороге вдоль залива, вдоль, меж соснами (кочетов).
Приложение №
Фрагмент урока русского языка в 7а классе
Тема: Непроизводные и производные предлоги.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели: 1. Познакомить учащихся с непроизводными и производными предлогами, с приемами отграничения их от омонимичных частей речи.
2. Формировать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи.
3. Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Формирование умений и навыков
Группировка слов по орфографическому признаку: построение умозаключения на основе выполненной орфографической задачи.
Найдите в следующих предложениях производные предлоги, определите, как они образованы. Выпишите их и обозначьте орфограммы.
Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие, но безуспешно (М.Лермонтов). 2) Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на привязанность друзей (Тургенев). 3) Посередине комнаты стоял громадный письменный стол (Мамин-Сибиряк). 4) А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю (М.Горький). 5) В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море (Каверин). 6) Вершинин погнал лошадь вдоль линии железной дороги, вслед убегающему поезду (Вс.Иванов).
Приложение №
Фрагмент урока русского языка в 7а классе
Тема: Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Тип урока: Закрепление.
Цели: 1. Закрепить правила сметного и раздельного написания производного предлога.
2. Совершенствовать умения отличать производные предлоги от частей речи, от которых они образованы. Правильно писать производные предлоги.
3. Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Повторение
IV. Формирование умений и навыков
Нахождение общего в словах: построение умозаключения.
Разработайте алгоритм составления умозаключения
Слышите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Устно объясните написание выделенных слов. Укажите, какими частями речи они являются.
(В) продолжении…ночи, предшествующий поединку, я не спал ни минуты (Лермонтов). 2) У многих рек, (на) подобии…Волги, один берег горный, другой луговой (Тургенев). 3) (В) следствии…особого строения здешней почвы почвенная вода стоит очень высоко (Чехов). 4) Города (в) отмечи.. от людей могут обретать новую молодость (В.Песков). 5) (Не) смотря на ранний час, улицы были полны народу (В.Катаев). 6) Море на сотни миль (во) круг казалось пустынным (В.Катаев). 7) Какие бы книги люди ни читали, как бы ни менялись их взгляды (в) течени…жизни, они всегда помнят, как их воспитывали главные воспитатели – отец, мать, первый школьный учитель (Солоухин).
Приложение №
Фрагмент урока русского языка в 7а классе
Тема: Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.
Тип урока: Обобщающее повторение.
Цели: 1. Познакомить с порядком морфологического разбора предлога.
2. Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, навык выполнения морфологического разбора.
3. Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение
III. Изучение нового материала
IV. Формирование умений и навыков
Найдите сходные по звучанию слова в каждом предложении. Укажите частеречную принадлежность слов и объясните их написание. Сделайте морфологический разбор этих слов.
Вследствие дождей река вышла из берегов.
В следствии по делу было много неясного.
Ввиду дождя экскурсия не состоялась.
Иметь в виду.
Соорудил что-то вроде плота.
Согласовать в роде, числе, падеже.
Приложение №
Фрагмент урока русского языка в 7а классе
Тема: Сочинительные союзы.
Тип урока: Закрепление.
Цели: 1. Систематизировать знания о сочинительных союзах, закрепить знания о написании сочинительных союзов.
2. Отработать умение правильно писать и употреблять в речи сочинительные союзы, знать их разряды по значению.
3. Воспитывать коллективизм, сотрудничество, интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение изученного теоретического материала
III. Совершенствование
IV. Формирование умений и навыков
Группировка слов по трем признакам: построение умозаключения.
Прочитайте выделенные слова. Распределите их на три группы по трем признакам одновременно. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите значения сочинительных союзов буквами: с – соединительный, п – противительный, р – разделительный.
1) Было темно но я все (таки) вид…л и дерев…я и воду и людей (А.Чехов). 2) Как дыхан…е так и питание из воздуха (на) свету – (не) обходимые процессы в жизни р…стения (Б.Всесвятский). 3) С востока н…сло не то ни…кие черные тучи не то х…лодный дым исполинского пожара (К.Паустовский). 4) В…сна то снег рукой бр…сала то знобкий посыпала дождь (П.Кулешов).