Доклад на тему: Роль математических задач в повышении профессиональных компетенций студентов профессионального колледжа
Сатпаевский индустриальный колледж
ДОКЛАД
«Роль математических задач в повышении профессиональных компетенций студентов профессионального колледжа»
Подготовила: Абсалыкова Г.К.
Сатпаев, 2015г
Роль математических задач в повышении профессиональных компетенций студентов профессионального колледжа
Основной задачей преподавателя математики старших классов является формирование основных математических понятий и знаний, развитие математической логики, способствование воспитанию аналитического мышления, развитие навыков и умений математических вычислений, соответствующих требованиям государственного стандарта.
В колледже преподавание математики ( как, в прочем и других общеобразовательных дисциплин) имеет свои особенности.
Необходимо помнить о том, что студенты колледжа обладают важными особенностями, которые оказывают влияние на изучение ими как общеобразовательных, так и профессиональных предметов:
-Подростки, выбрав определенную профессию, понимают значимость изучения спец. предметов – как первостепенную. И как следствие: - При том, что знания, полученные в школе имеют низкий уровень (в большинстве случаев), существует отрицательная мотивация к продолжению их изучения.
- В силу своего возрастного психологического развития, подростки еще не определены пониманием своего будущего «я».
Учитывая все перечисленные выше нюансы, для повышения интереса к урокам математики построение мотивации изучения предмета должно опираться на потребности в ее применении в будущей профессиональной деятельности, то есть осуществляться в контексте профессии.
На уроках производственной практики, спец. предметах, уроках математики учащимся нужно подчеркивать, что главным требованием к современному профессионализму является изготовление качественного продукта. А качество изготавливаемого продукта зависит от уровня проявления основ математических знаний и их связи со спец. предметами.
В качестве системного средства создания (или повышения уровня) мотивации к изучению математических знаний можно выделить наборы профессионально-ориентированных задач, которые являются связующим звеном между практикой «профессии» и теорией, например, по математике.
Работая по данной теме второй год, я делаю следующие выводы: применение профессионально ориентированных задач на уроках математики повышает у студентов интерес к предмету, уважение к преподавателю и позволяет осмыслению общности и причастности всего обучающего процесса в колледже к освоению будущей профессии.
В зависимости от уровня математической сложности профессионально ориентировочных задач я определяю их место на том или ином этапе урока, в большинстве случаев это начальные этапы урока или этапы закрепления тем, на этапе изучения новой темы по математике введение таких задач мной еще не апробированы.
Например, для будущих поваров очень важно уметь вычислять расход продуктов на количества порции; будущие токаря должны уметь рассчитать глубину резания металла, скорость резания.
По сложности математических действий эти задачи могут быть включены на начальном этапе урока повторения (например, при повторении и изучении различных видов уравнений). Для того чтобы вспомнить, закрепить и если нужно откорректировать знания, умения и навыки нахождения неизвестного в линейном, рациональном уравнении. Также такие задачи можно включать в проверочно - самостоятельные работах с дифференцированным подходом, на этапе закрепления темы.
С решением задач такого типа справляются 75% студентов.
При изучении тем курса программы математики старших классов могут быть использованы следующие профессионально ориентированные задачи.
Например, в группах сварщиков, при закреплении темы «Тригонометрические функции. Преобразование графиков тригонометрических функции» я рассматриваю графики, из учебника «Сварка и резка металлов» Сарсенбаева Д.Н, кривых изменения напряжения и тока при омическом сопротивлении сварочных цепей и при введении индуктивного сопротивления в сварочную цепь.
Показывая применение пройденной темы в профессии, учитель должен наглядно объяснить рассматриваемые графики в контексте с профессией.( В сварочной цепи переменного тока имеющей только омическое сопротивление, при горении дуги образуются обрывы(100 обрывов в секунду, при частоте переменного тока равной 50 Гц).
При реактивном сопротивлении, включенном в сварочную цепь переменного тока, обрывы горения дуги отсутствуют.
В настоящее время сварочные выпрямители изготавливают с включением в сварочную цепь индуктивности (осцилляторы), с тем, чтобы улучшить стабильность дуги и качество сварочных работ.
Ведь кроме того, источник питания должен поддерживать устойчивое горение дуги при наличии возмущений (изменения напряжения в сети, рельефа поверхности свариваемого изделия, скорости подачи сварной проволоки и др.)).
-Для будущих сварщиков профессионально значимыми является тема «Тела вращения». Студентам необходимо научиться производить точный расчет длины сварочных швов (стыковых, угловых) при изготовлении резервуаров, цистерн, емкостей имеющих форму фигур вращения, научиться производить расчет расхода электродного материала с учетом размера электродов; расчет материала и массу изделий, имеющих форму фигур вращения.
Примером такой задачи может быть следующая задача: Сварщику необходимо изготовить цистерну цилиндрической формы, высотой – 3метра, радиус основания -1,5 метра. Вычислить сколько электродов необходимо для сварки, если на 1 метр расход 4 электрода, а масса одного электрода 60 грамм. Вычислить стоимость электродов, если 1 кг стоит 3000 тенге.
Дано: цилиндр Решение:
h= 3 метра c=2П r
r= 1,5 метров с= 2*3,14*1,5=9,42 (м)
1метр= 4 электрода длина шва: 3+ 9,42= 12,42 (м)
1 кг =3000тг количество электродов:
12,42*4=49,68≈50 (электродов)
Стоимость электродов? 50*0,06*3000≈9000(тенге)
Ответ: стоимость электродов 9000 тенге.
- При закреплении темы «Применение производной», рассматривается задачи следующего типа: Вычислите производительность труда, скорость её изменения через час после начала работы и за час до её окончания, если объём продукции на некотором производстве может быть описан формулой v= - 5/6 t3+ 15/2 t2 +100t +50, 1≤ t ≤ 8, t – время.
-Или в группах у поваров
Определите при каком объеме «у» производства удельные затраты (средние затраты на единицу продукции) будут наибольшими (наименьшими), если функции затрат имеет вид
К(х) = - х3 + 98 х2 + 200х.
Пельменный цех производит «х» килограмм пельменей в день. По договору он должен поставить в магазин ежедневно не менее 20 кг пельменей. Производственные мощности цеха таковы, что выпуск не может превышать 90 кг в день.
Для решения такого типа задач вводится экономический смысл производной и ее применение.
Задачи такого типа в большинстве своем решаются с помощью учителя, однако есть ряд сильных учащихся, которые могут решить такие задачи самостоятельно.
- При изучении тем «Геометрии» Многогранники, в группах строителей можно рассмотреть такие задачи: Произвести расчеты площади развертки ванной комнаты. Для оклейки стен ванной комнаты (длина равна 2 м, ширина – 1,9 м, высота – 2,5 м) нужно приобрести керамическую плитку, причем плитка покупается с запасом в 10% от оклеиваемой площади. Ширина двери равна 0,75 м, высота – 2 м. Цена плитки 300 руб. за 1 м2. Определите стоимость плитки, если стены решено оклеить полностью, от пола до потолка.
Во время решения таких задач в течение нескольких минут можно провести со студентами небольшую беседу, направленную на закрепление терминов и понятий профессионального характера. Осуществляя на уроках математике связь по средствам профессионально ориентированных задач с будущей профессией, студенты убеждаются в необходимости изучения математики.