Роль внеклассной работы в повышении мотивации учащихся к изучению французского языка
Для многих жителей России Сургут – странное и загадочное название на карте Российской Федерации. 20 лет тому назад мало кто знал о существовании нашего города. Теперь Сургут является административным, культурным и образовательным городом Ханты-Мансийского округа-Югры, его часто называют городом XXI-го века.
Наш город является большой стройкой. Люди из разных частей России и стран СНГ приезжают сюда в надежде найти работу с гарантированной заработной платой. Несмотря на суровый климат, они привозят сюда свои семьи, традиции, обычаи. Школы города - многонациональные. В нашей школе учатся дети из Молдавии, Украины, Северного Кавказа, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Беларуси и других республик бывшего СССР. Некоторые из них никогда раньше не изучали французский язык. Это дети с разными способностями, представляющие разные религии, семейные устои, экономические уровни. К тому же, наша школа – это обычная общеобразовательная школа без специализаций, без деления по способностям. Социально-экономические условия деревенского социума отражаются на мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Я, как учитель иностранного языка, нахожусь в постоянном поиске форм, методов, приёмов, позволяющих лучше решать задачи учебного процесса. Считаю, что важную роль в повышении мотивации учащихся к изучению предмета играет внеклассная работа.
«Ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
Это известное высказывание великого педагога-дидактика К.Д.Ушинского созвучно с моей педагогической философией. Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом - плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее - наши дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Наши дети взрослеют, но они смогут жить самостоятельно и плодотворно, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам. Поиск и воспитание особо одаренных детей - очень важный для страны вопрос: талантливые люди - главное богатство общества. Каждый ребенок талантлив по-своему.
Внеклассная работа является средством самореализации и развития творческих способностей учащихся. Она имеет общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания по иностранному языку, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
В работе по организации внеурочной деятельности я ставлю перед собой следующие задачи:
углублять и расширять знания и практические навыки учащихся;
развивать логическое мышление и смекалку;
выявлять более одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию;
вырабатывать интерес к иностранным языкам;
воспитать любовь и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается;
вовлекать детей в занимательные занятия, а этим самым укреплять дисциплину, воспитывать целеустремленность, организованность и коллективизм.
В своей деятельности руководствуюсь такими организационными принципами как добровольность и массовость, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками.
Местом проведения мероприятий может быть актовый зал школы, парк, зал музея, школьный сад и т. д. Проверку результатов внеклассной работы осуществляю в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на французском языке и т. д.
Индивидуальную внеклассную работу провожу с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.
Внеклассная работа по французскому языку ведется в нашей школе с самого начала обучения: драмкружок, хоровое и сольное пение, национальные танцы - все это развивает творческие способности, интерес к языку и является дополнительным средством лучшего усвоения языкового материала: фонетики, лексики. Развитие артистических данных также способствует освоению иностранных языков. Конкурсы на лучшего чтеца регулярно проводятся с пятого класса и также являются одной из форм дополнительной работы по французскому языку, носящей индивидуальный характер.
В старшей школе внеклассная работа приобретает характер дополнительного обучения, так как на уроках недостаточно времени для полной реализации знаний, умений, способностей и возможностей учащихся. Язык перестает быть целью обучения и превращается в инструмент, в средство решения различных практических задач.
В 8 - 11-х классах работа ведется по двум направлениям:
1)Подготовка и проведение олимпиад в школе и городе.
2)Художественные формы: конкурсы чтецов, школьный театр на французском языке, различные виды самодеятельности.
Я обращаюсь к театру, как к одной из форм активной внеклассной работы, при изучении французского языка. Театральная группа 7 Б класса создана недавно (около 3-х лет). Наш первый спектакль родился спонтанно. На уроках, посвященных работе со сказками французских писателей родилось желание (у детей!) самим поставить спектакль. Успех вдохновил детей на изучение французского языка как средства самовыражения и самоутверждения среди сверстников.
Я не ставлю перед собой цели обучать детей актерскому мастерству. Наша цель - продолжить в художественной форме обучение и развитие учащихся, воспитание эстетического чувства и вкуса, повысить культурный уровень. Каждый наш спектакль имеет целью приобщить зрителей, - то есть всех учащихся школы - к тем или иным сокровищам французской культуры.
Разбор пьесы не занимает много времени, но оказывается очень полезным: дети входят в мир своих героев, им становятся понятны характеры всех персонажей. Участие в театре учащимся помогает совершенствовать навыки письма и говорения. Отмечается такой феномен, что школьники во время репетиций выучивают не только свою роль (иногда очень большую), но и роль своих товарищей. Видимо, этому способствуют условия коллективного творчества. У детей возникает естественное желание понять и запомнить слова своих партнеров, глубже осмыслить свои реплики на сцене и суметь подсказать в нужный момент. Интересны поиски способов преодоления языкового барьера: сыграть на французском надо так, чтобы все было понятно тем, кто не изучал этот язык.
Особой популярностью среди моих учеников пользуются клубы веселых и находчивых (КВН). Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранных языков в школе. Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведение Недели. В рамках недели иностранных языков в 5 классе был проведен праздник “Рождественская сказка” (сценарий прилагается).
В школах города Сургут уделяется большое внимание использованию национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе.
Формирование гармонично развитой, соционравственно устойчивой личности учащегося в многонациональной среде возможно только посредством создания сложной и многоуровневой системы поликультурного воспитания и образования. Перед учителями стоит следующая цель: воспитание у учащихся многонациональной школы способностей к активной и эффективной жизнедеятельности в условиях полиэтничной и поликультурной среды, приобретение школьниками страноведческих знаний о различных народах, формирование развитого чувства понимания и уважения других культур, умения жить с ними в мире и согласии.
В 2008 году в рамках Года семьи при школьном музее проводилось заседание клуба интересных встреч «Кулинарные секреты моей мамы». Были приглашены учащиеся 9 б класса, так как этот класс является самым многонациональным. На разных языках были представлены: немецкий «Медовый торт», французский «Луковый пирог», аварский «Хинкал», таджикский «Плов», казахский «Беспармак», татарский «Чак-чак», русские «Блины», чувашская «Хашлама», молдавская «Мамалыга».
Данное заседание, на которое были приглашены родители, учителя разных национальностей, представитель башкирской диаспоры прошло в атмосфере дружбы и взаимопонимания.
Одной из педагогических технологий, помогающей реализовать принципы гуманитарного образования является музейная педагогика.
Основная идея (модель) данной технологии - создание особой образовательной среды, в которой создаются условия для формирования у обучающихся целостного отношения к культурно-историческому наследию.
В последнее время тесно сотрудничаю со школьным музеем «Транспортных строителей», который является визитной карточкой нашей школы. Мероприятия, проводимые в школьном музее, проходят в особой, эстетически значимой, информационно насыщенной среде, где обучающиеся ощущают свою сопричастность к культуре и возможность диалога с ней.
Совместно с руководителем музея Шагиевой А.А. в 2005 году разработан проект «История Сургутского моста через Обь». Экскурсии проводятся на иностранных языках (английском, французском, немецком).
Обучающиеся 11 класса Трофимова Анастасия и Курилова Татьяна принимали участие в заседании Клуба Интересных Встреч «Мостостроитель-профессия универсальная», а также в городском конкурсе юных экскурсоводов, представив свою работу на французском языке. Они были награждены дипломами Департамента образования и науки, а председатель территориального комитета профсоюзных работников транспортных строителей Западной Сибири Шипичкин Валентин Александрович и журналист Московской газеты «Сигнал» поощрили юных экскурсоводов премиями за пропаганду трудового подвига транспортных строителей. В знак благодарности мне, как учителю, от Мостостроя–11 был вручен памятный подарок за подготовку юных экскурсоводов, проводивших экскурсии на французском языке.
При музее действует уникальный театр музейного предмета «Мосток», где роль актеров играют различные предметы. С помощью специального освещения и озвучивания раскрывается история и назначение предметов разных образовательных областей.
Обучающиеся 6Б класса с удовольствием занимаются в театре, представляя предметы мостостроителей на французском языке.
Подводя итог, хочется отметить, что ученики с удовольствием принимают участие в концертах, радуя своих школьных товарищей песнями на французском языке, инсценировками сказок французских писателей. Многие проявляют инициативу в выполнении различных видов работ: организовать и провести внеклассное мероприятие, изготовить наглядность, оформить кабинет и т.д. Я считаю, в этом есть и моя заслуга.