Роль технологии деятельностного метода в повышении результативности образовательного процесса
Кошелева Ольга Германовна
заместитель директора ,учитель математики,
МБОУ Школы № 12
г. Сарова, Нижегородской области
Роль технологии деятельностного метода в повышении результативности образовательного процесса
Во всем мире системы образования стоят перед необходимостью использовать новые технологии для формирования у учащихся знаний и умений, которые потребуются им в XXI веке.
Обучение – это процесс передачи и восприятия информации. В настоящее время основной является модель образовательной деятельности,"ориентированная на информацию", в которой главное для учащихся – это воспроизведение полученных знаний, а не формирование системы собственных знаний. В центре такой модели остается преподаватель. Преобладание такой позиции подтверждается наблюдениями, показывающими, что преподаватели все еще пользуются старыми методиками – такими, как лекционная подача материала, заучивание текстов из учебников и заполнение стандартных форм в рабочих тетрадях, что превращает учащихся в пассивных получателей информации и не обеспечивает развития их мыслительных способностей.
Нужен переход от традиционного преподавания, в центре которого находится преподаватель, к модели учебного процесса, ориентированной на активную роль учащегося, чтобы учащиеся смогли приобрести необходимые новые знания и умения.
Изменения свойств учебной среды
Учебная среда, ориентированная на преподавателя
Учебная среда, ориентированная на учащегося
Работа в классе
Доминирует преподаватель, применяющий дидактические модели
Учащиеся активно работают в рамках деятельностного метода
Роль преподавателя
Преподаватель сообщает факты; он всегда все знает
Преподаватель помогает учиться, иногда учится вместе с классом
Деятельность , которой уделяется особое внимание
Заучивание фактов
Формирование смысловых связей, эвристическая деятельность
Представление о процессе познания
Накопление фактов
Трансформация фактов
Процедура контроля успешности обучения
Сравнение с эталонами
Повышение качества понимания
Аттестация
С помощью тестов
С помощью критериев компетентности, по схеме "портфолио"
Технологии
Используются для закрепления знаний и умений
Служат для общения, доступа к информации, совместной работы.
При этом предполагается изменение ролей преподавателей и учащихся в учебном процессе. Преподаватель не будет больше «ретранслятором знаний», он станет для своих учеников помощником, навигатором и коллегой. Освоение новых ролей не причинит ущерба авторитету преподавателя, однако ему потребуются новые знания и умения.
Изменение ролей учащегося и преподавателя в системе обучения,
ориентированной на учащегося
Изменение роли преподавателя
Изменение роли учащегося
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Обучение , реализующее принцип деятельности называется деятельностным подходом.
Технология деятельностного метода предоставляют мощные средства для достижения этих целей.
В первое время при подготовке к урокам по технологии деятельностного метода возникали трудности в создании проблемной ситуации на этапе актуализации. Постановке проблем научилась. В связи с использованием технологии деятельностного метода в корне поменялась роль учителя: из педагога, дающего знания и организатора самостоятельной поисковой деятельности учащихся по открытию новых знаний. Деятельностный метод в обучении позволяет использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов. Проектная деятельность ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. Для учащегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 Проектная деятельность сегодня- неотъемлемая часть профессиональной культуры в любой сфере деятельности и должна находить своё отражение в подготовке педагогов, учащихся на всех уровнях обучения.
Проектные задания, решение которых осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности позволяют развивать все универсальные учебные действия (УУД) учащихся.
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. Это многообразие позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно- деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса.
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) учащихся:
Критерии
Типы проектов
Способ преобладаю-
щей деятельности
Информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (роле-
вой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения)
Уровень интеграции
Монопредметный (выполняется на материале отдельного предмета), межпредметный (учитывает содержание нескольких предметов по смежной тематике), надпредметный (выполняется на основе сведений,
Н входящих в школьную программу)
Количество участников
Индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы)
Продолжительность
Краткосрочный, или мини-проект (несколько дней, недель), средней продолжительности (несколько месяцев), долгосрочный (в течение года)
Форма организации учебного процесса
Урочная деятельность, внеурочная деятельность
Включенность проектов в тематический
план учебных курсов
Текущий (на проектную деятельность выносится часть содержания);
итоговый (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
Характер контактов учащихся
Классный, школьный, региональный, международный
Использование
средств обучения
С использованием классических средств обучения (печатные, наглядные, технические); с использованием информационных и коммуникативных (компьютерных) средств.
Процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов - Защита итогового индивидуального проекта.
Требования к защите индивидуального итогового проекта
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
Критерий 1.1
Поиск, отбор и адекватное использование информации
Критерий 1.2.
Постановка проблемы
Критерий 1.3
Актуальность и значимость темы проекта
Критерий 1.4.
Анализ хода работы, выводы и перспективы
Критерий 1.5.
Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Критерий 1.6
Полезность и востребованность продукта
Сформированность предметных знаний и способов действий
Критерий 2.1.
Соответствие выбранных способов работы
цели и содержанию проекта
Критерий 2.2
. Глубина раскрытия темы проекта
Критерий 2.3.
Качество проектного продукта
Критерий 2.4
Использование средств наглядности, технических средств
Сформированность регулятивных действий
Критерий 3.1.
Соответствие требованиям оформления письменной части
Критерий 3.2
Постановка цели, планирование путей ее достижения
Критерий 3.3
Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада
Критерий 3.4.
Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень воздействия на аудиторию
Сформированность коммуникативных действий
Критерий 4.1.
Четкость и точность, убедительность и лаконичность
Критерий 4.2
Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения
Критерий 4.3.
Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения экспертным советом представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации учащегося, самооценки обучающегося и отзыва руководителя.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА
Описания критериев
1-4 классы
5-8 классы
9-11 классы
Баллы
Уровни
1.Постановка цели, планирование путей ее достижения
Цель не сформулирована.
0
Цель определена, дан краткий план ее достижения.
1
Б
Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения.
2
П
2.. Постановка и обоснование проблемы проекта
Проблема проекта не сформулирована.
0
Формулировка проблемы проекта носит поверхностный характер.
1
Б
Проблема проекта четко сформулирована и обоснована.
2
П
3.Глубина раскрытия темы проекта
Тема проекта не раскрыта.
0
Тема проекта раскрыта фрагментарно
1
Б
Тема проекта раскрыта исчерпывающе
2
П
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
Использована не соответствующая информация.
0
Большая часть представленной информации не относится к теме работы.
1
Б
Работа содержит незначительный объем информации из ограниченного числа однотипных источников
2
П
5Соответствие требованиям к оформлению письменной части
Проект не оформлен
0
допущены серьезные ошибки в оформлении.
1
Б
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами.
2
П
Итого максимум баллов: 10 баллов
Соответствие баллов отметке:
" 5 " – 9-10
" 4 " – 7-8
" 3" - 5-6
До 5 баллов – проект не засчитывается
Заключение хотелось бы остановиться на положительных эффектах использования системно-деятельностного подхода. Познавательная мотивация – 100% учащихся, с которыми я работаю, ходят в школу по собственному внутреннему убеждению, им нравится учиться, участвовать в различных конкурсах, викторинах и т.д. Коммуникативность – о моих учениках могу сказать, что они не боятся говорить и спрашивать то, что им не понятно, дока-
зывать свою точку зрения, выступать публично на аудиторию. Креативность.
Дети творчески подходят к решению любого задания, они любят открывать знания самостоятельно, не боятся предлагать свои способы, им нравится высказывать свое мнение. Успешность. Каждый ребенок на уроках успешен, потому что в образовательном процессе находится та «ниша», в которой он учится действовать, в которой ему интересно, в которой у него получается. Каждый ребенок оценивает относительно себя самого. Здоровьесохранность. Учащиеся чувствуют себя комфортно в общении с классом, учителем.
Мастер", работающий с "подмастерьями"
Инструктор, помогающий ориентироваться в знаниях
Наставник, получающий новые знания вместе с учащимися
Активный участник учебного процесса
Представление учащимся разнообразных возможностей учиться с одновременным повышением их ответственности за результаты учебы
Участие в создании и распределении знаний, иногда- в качестве эксперта
15