Методы коррекционно-развивающей работы по исправлению речевых нарушений у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Методы коррекционно-развивающей работы по исправлению речевых нарушений у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Алёнкина Ольга Арнольдовна, учитель-дефектолог «Волжской С(к)ОШ VIII вида»,
педагог-психолог реабилитационного центра
«Школа жизни» для воспитанников старше 16 лет с ОВЗ
(г. Волжский, Россия)
В Волгоградской области с 70-х годов XX века администрацией области совместно с общественными организациями родителей детей – инвалидов были открыты специализированные учреждения для пребывания и последовательной реабилитацией детей с ограниченными возможностями. Это школы-интернаты и коррекционные школы, детские сады и группы с I по VIII виды (для глухих и слабослышащих, для слепых и слабовидящих, для детей с нарушением речи, для детей с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и с умственной отсталостью), центр реабилитации «Надежда» (ЦРДИ), для самых «тяжелых» детей дошкольного и школьного возраста, который, на сегодняшний день, обслуживает всю Волгоградскую область.
Последнее время в коррекционные школы VIII вида поступают дети со сложной структурой дефекта (дети с расстройствами аутичного спектра, с синдромом Дауна с нарушением речи, неговорящие дети и т.д.)
Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основной коммуникативной функцией, которая осуществляется посредством того или иного языка. На основе речи и ее смысловой единицы слова – формируются и развиваются такие психические процессы как – восприятие, воображение и память. Л. С. Выготский указывал, что речь является основополагающим фактором для развития мышления и формирования «Я».
В данной статье мы рассмотрим методы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение в речи и с неговорящими детьми. Работу с детьми, которые не пользуются активной речью как средством общения, прежде всего, необходимо начинать с родителей. Когда ребенок не говорит в три, четыре года они объясняют, что он ленится, стесняется, хотя все понимает, либо похож на кого-то из родственников и т.д. но подобная задержка сама по себе должна насторожить родителей. Приходит школьный возраст, ребенок по-прежнему молчит или говорит отдельные слова и здесь у многих родителей позиция такая, что в школе его научат, прежде всего, говорить, писать, читать.
Коррекцию речевых расстройств у детей следует начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы специалистов (психолог, логопед, учитель, воспитатель). Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у плохо говорящих и неговорящие детей очень трудно.
До начала работы над речевой функцией необходимы предварительные этапы работы:
Первый этап: первичный контакт
Это адаптационный период, иногда он растягивается на несколько недель. На этом этапе формируются взаимоотношения между ребенком и педагогом. Ребенок должен привыкнуть к педагогу, к его речи, интонации, требованиям, педагог должен привлечь внимание ребенка, заинтересовать его для дальнейшей совместной работы.
Второй этап: первичные учебные навыки
На данном этапе необходимо правильно организовать рабочее место, и определить необходимые учебные принадлежности, наглядные пособия, демонстрационный материал и т.д. Убирать рабочее место, брать необходимые предметы ученик должен самостоятельно или с незначительной помощью. Для того чтобы у ребенка не пропадал интерес к учебной деятельности необходимо постоянно его одобрительно поощрять: «Молодец! Умница!» Таким образом, ребенок чувствует себя в ситуации успеха и с желанием выполняет инструкции педагога.
Третий этап: работа над указательным жестом и жестами «да», «нет»
Чтобы сформировать у ребенка жесты «да», «нет» необходимо на занятиях ввести задания которые способствуют для выполнения и произношения этих жестов и слов. Регулярно задавать побуждающие для ответов вопросы. Например: «Ты карандаш взял?», «Ты разложил картинки?», побуждая тем самым кивнуть головой. Одновременно отрабатываем указательный жест: «Дай», «Возьми», «Разложи», «Открой», «Покажи», показывая указательным пальцем на интересующий предмет, действие. Таким образом, у ребенка отрабатывается невербальное общение, которое позволяет педагогу и родителям определить желание ребенка, что позволяет предупредить конфликтные ситуации.
Четвертый этап: обучение чтению
Данный этап самый продолжительный и самый сложный. Обучение чтению необходимо вести по трем направлениям:
Аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
Послоговое чтение;
Глобальное чтение.
Аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение. Становление этого навыка требует большого количества упражнений, поэтому педагогу необходимо подготовить разнообразный дидактический материал, чтобы занятия были интересными и разнообразными (печатные буквы, «на что похожа буква», буква-лото: собери букву (с картинками на данную букву), игрушки, тематические и парные картинки, разрезные картинки на 2, 3, 4 части, контуры предметов, звуковое сопровождение, детские музыкальные инструменты, предметы по цвету и форме и т.д.), фонематические зарядки, задания на развитие слухового восприятия, «гимнастику» для языка и т.д.
Работа над произношением отдельных звуков
Задание №1: Фонематическая зарядка (Необходимые условия для данной работы):
Четко называем изучаемую букву, чтобы ребенок видел движение губ;
Показываем ее графическое изображение;
Проводим фонематическую зарядку;
А
– Как мама укачивает малыша?
(А – а – а …) Ш– Как шипит змея?
(Ш – ш – ш …)
У – Как воет волк на луну?
(У – у – у …) Ф – Как фыркает ёжик?
(Ф – ф – ф …)
Работа на нахождение изучаемой буквы
Задание №1: «На что похожа буква». Находим букву и обводим ее пальчиком;
Задание №2: «Найди букву» Зачеркиваем букву в ряде других букв, с постоянным проговариванием (гласные лучше пропеть);
Задание №3: «Обведи и допиши». Обводим и дописываем букву с ее произношением.
А Л Т Ж Т А У В Ы А И Т Ь Б Т А М А Ч С В А Ю И А О Д В А Т А Л Д А
Работа над подбором картинок к изучаемой букве
200660-2540
АР-БУЗА-ИСТАК-ВА-РИ-УМ АВ-ТО-БУС
Работа над закрытым слогом
Задание №1: «Сюжетные картинки». Работая над произношением закрытых слогов, желательно сопровождать произношение показом сюжетных картинок.
Папа рубит дрова:
– Ух! – Ух! – Ух! Мяч упал в воду:
– Ах! – Ах! – Ах! Бабушка несет сумку, устала:
– Ох! – Ох! –Ох!
(*аналогичные задания со словами: Эх! Ой! Ай! Ха! Да! Ам! На!)Работа над изучением согласных букв:
По опыту работы над изучением и произношением согласных букв и звуков мы учимся их проговаривать парами по программе Б. Эльконина (фрагментарно). Данная программа дает возможность отрабатывать произношение парных согласных. Использовать наглядный материал: буквы, слоги, слова, изображение предметов. Что позволяет расширять как активный, так и пассивный словарь учащихся.
Задание №1: «Найди пару». Шесть домиков с открывающимися ставнями, на которых написаны парные звонкие и глухие согласные. Поочередно открываем то левую, то правую ставню, четко произносим каждый звук.
Задание №2: «Буква – слово»: а) отработка – заучивание буквы, звука Д; б) слова начинающиеся на букву Д – дом, дым, дар, дог (показываем букву Д – произносим – кладем ее на букву Д в слове дом и т.д.; в) соотносим картинки с буквой Д; г) соотносим слова с буквой Д.
Б – боб Д – дом З – зуб В – вол Г – год Ж – жар
П – топ Т – том С – суп Ф – фол К – кот Ш – шар
(*работа сопровождается серией картинок на каждую букву (на одну букву 3 – 4 слова) Задание №3: Игра «Лото» – собери букву.
На каждой части рисунок предмета начинающего с данной буквы напр.: Б – баклажан, Буратино, бант, банан, балерина, бабочка, батон, баранки, бутерброд и т.д.). Складываем букву, проговариваем начальную букву слова, произносим слово целиком.
Послоговое чтение – это следующий этап, он возможен только при тех условиях, если ребенок научился в полной мере владеть звуковым произношением всех букв русского алфавита (до этого мы говорили, что это длительный этап). Для данного этапа педагогу необходимо подготовить большое количество слоговых таблиц (открытых «са, во», и закрытых слогов «ас, ов»).
Работа над открытым слогом:
Задание №1: «Буква бежит за буквой». Соединение согласного и гласного звуков.
М………………………………………..А
Задание №2: «Буква попрыгушка» (согласную букву ставим перед гласной и за ней, с чтением или с пропеванием)»
А
М МЗадание №3: «Большие – маленькие» (читаем поочередно один и тот же слог, только слоги разных размеров)
МА
МА МА МА
Задание №4: «Слоговые таблицы» (читаем слоги сверху вниз, снизу вверх)
А
О
М У
ЫИ
А
О
С У
ЫИ
Задание №5: «Соедини букву с картинкой» – для работы над данным заданием необходимо соблюдать ряд правил: четко и правильно произносить букву, чтобы ребенок мог видеть движение губ педагога; карточку с буквой ученик должен выделять из ряда других букв; ученик совмещает букву с картинкой:
н с
Задание №6: «От буквы к слову». Первые азы при чтении слов с открытыми слогами (происходят при помощи следующих таблиц). Работа происходит по такому же принципу, как «Соедини букву с картинкой». Примерные задания для работы с открытыми слогами и целыми словами. Например:
г г…о… го – рохпп…е… пе – тухж ж…а… жа – ба(*для данной работы необходимо: печатные буквы, рисунки с начальными буквами, слоговая таблица)
Чтение предложений – одна из самых трудоемких работ. Чтобы научить ребенка понимать, читать предложения, необходимы разные виды упражнений и коррекционных заданий. Нужно подготовить карточки с постепенным усложнением заданий.
Задание №1: «Кто, что делает?» составление и чтение нераспространенных предложений по сюжетным картинкам.
Кошка идёт. Кошка играет. Кошка лежит. Кошка сидит
(* такие схемы можно подготовить для работы над темами домашними и дикими животными, профессии людей, явления природы и т. д.)
Задание №2: «Составь предложение». Составление предложений по схеме (два рисунка одно опорное слово):
Предлагаемые задания:
Рассмотри схему предложения;
Устно составь предложение по схеме;
Из отдельных слов сложи предложение и выложи под схемой;
В дальнейшем это задание можно усложнить, ставя вопросы к словам (Кто? Что делает? Где?)А) Схема предложения:
Б) Разрезные слова подсказки:
Под столом сидит кошка.
Задание №3: Составление предложения по схеме (один рисунок и опорное слово, используя вопросы):
А) Схема предложения:
_________________________________РЫЧИТ.
Б) Разрезные слова подсказки:
Кто? медведь что делает? рычит.
Глобальное чтение. Прежде чем перейти к глобальному чтению, мы изучили много научной литературы, которая рекомендует этот вид деятельности. Так как глобальное чтение позволяет развивать речь, мышление ребенка, а также развивает зрительное внимание, память.
В чем же заключается данная методика, если ее посмотреть со стороны ребенка? Во-первых, ребенок запоминает написанные слова целиком, не вычленяя отдельные буквы, во-вторых, их звукопроизношение, в-третьих, их графическое написание. Существуют разнообразные виды работ, мы представим лишь некоторые из них.
Задание №1: «Кто сказал мяу?» (Соотношение картинок и слов с таблицейНа данном этапе необходимо подобрать по всем основным лексическим темам (по 3 картинки) снабжающиеся подписями и звукопроизношением. Например: а) корова – му, лошадь – и-го-го, овца – бе ; б) муха – ж.., комар – з.., змея – ш...; в) барабан – бум, дудка – ду, гармошка – тили и т.д.Таблица №1
Сводная таблица изучаемых слов
Парные картинки
Парные слова МуЖ-ж-ж Бум
Парные слова корова муха барабан
Слова с подсказкой корова муха барабан
Обобщающие понятия Домашние животные Насекомые Музыкальные инструменты
(*Для выполнения этого задания необходимо иметь парные картинки к таблице: с одной стороны тематические картинки – корова, лошадь, коза. На другой стороне таблица где напечатаны соответствующие слова и слоги разной величины. Обобщающие понятия давать на усмотрение учителя (Как ребенок усваивает материал)).Предлагаемые задания:
Положи картинку «корова» на картинку «корова»;
Дай картинку «корова», дай слово «му»;
Дай картинку «корова», дай слово «корова»;
Положи слово «му», на слово «му»;
Положи слово «корова», на слово «корова»;
Дай слово «корова» с подсказкой;
Дай слово «корова» без подсказки;
Корова – это домашнее животное;
Задание №2: Игра: «Лото» перевернутые (навзничь) разрезные картинки ребенок выбирает и совмещает со словом или картинкой из таблицы, одновременно произносит «речь» животных, музыкальных инструментов, птиц, звуков природы, звуков транспорта и т.д. Далее проводятся аналогичные задания с использованием картинок, слов и звукового сопровождения. Тематика подбирается на усмотрение учителя, необходимо охватить все сферы (музыкальные инструменты, дикие животные и птицы, домашние животные и птицы, явление природы, работа инструментов, насекомые, транспорт, отдельные звуки: хлоп, топ, кап, тик и т.д.)Чтение автоматизированных анграмм.
Для данной работы необходимо педагогу подготовить в печатном варианте: имя ребенка, имена все членов семьи, клички животных (если есть), фотографии родственников, для того чтобы ребенок смог спокойно общаться с педагогом по теме «Семья», «Домашние животные», так как для ребенка в данный возрастной период, самое главное является семья и ее окружение.
Задание №1: Некоторые упражнения, для изучения и произношения слов по теме «Семья»:
Я – Я – Я = У меня счастливая семья.
Па – Па – Па = Папа умный у меня.
Бра – Бра – Бра = Брат веселый у мены.
Ма – Ма – Ма = Дома вся моя семья.
Ба – Ба – Ба = Бабушка любимая моя.
Де – Де – Де = Дедушка идёт ко мне.
Се – Се – Се = Сестра рисует муравья.
(*Демонстрационный материал – фото родственников)
Задание №2: Упражнения, для изучения и произношения слов по теме: «Домашние животные», «Дикие животные»
Котик, – кот, иди к доске,
Расскажи о колоске!
КОТ – Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
КОЛОС
(*подобрать четверостишия про животных, их рисунки с надписью под ними, а также дидактические игры по данной теме)
Примерные задания:
– Дай картинку, о ком (о чем) идет речь (Кот).
– Дай слово кот.
– Как он «разговаривает? (Мяу!)
– Как его назовем! (Мурзик)
Аналогичные задания выполняются и со знакомством с другими домашними и дикими животными.
Работа с цветовой гаммой
К сожалению, многие дети с нарушением речи плохо ориентируются в цветовой гамме. Либо путают цвета того или иного предмета, либо пытаются наугад назвать необходимый цвет. Для эффективного выполнения данной задачи нужно подготовить наглядный материал по изучению цвета.
Задание №1: «Цвет – предмет». Карточки готовятся из цветного картона, на белой стороне картона приклеиваются картинки определенного цвета и их название, с другой стороны картон соответствующий картинкам. Показываем «солнышко», говорим: «Солнце желтого цвета» и переворачиваем картинку, показываем желтый цвет, говорим «Это желтый цвет» и т.д. Например:
Солнце
Лимон
Банан
Цыпленок
(* изготовляется по 15 – 20 карточек на основные цвета: красный, синий, черный, коричневый, белый, зеленый, оранжевый)Задание №2: «Мы рисуем». Рисуем предметы соответствующих цветов. Условие, каждый рисунок – на отдельном листке. При рисовании проговариваем «Солнышко – желтого цвета», «Трава – зеленого цвета», «Огонь – красного цвета», «Медведь – коричневого цвета», «Небо – синего цвета». Рекомендуем одни и те же предметы рисовать 3 – 5 раз. Затем поменять предметы: лимон – желтого цвета, клубника – красного цвета, огурец – зеленого цвета и т.д.Задание №3: «Геометрические фигуры» (кубики, шары, кольца – красного, синего, желтого, зеленого цвета).
Примерные задания:
– Дай синий кубик; Дай синее кольцо; Дай синий шар;
– Положи синий кубик в синее кольцо;
– Положи синий шар в синее кольцо;
– Надень синее кольцо на свою руку;
– Надень синее кольцо на мою руку и т.д.
(*Если нет данных игрушек, то для выполнения этого задания геометрические фигуры можно вырезать из цветного картона)
Для дальнейшей коррекционной работы над расширением как активного, так и пассивного словарного запаса у детей с нарушением речи предусмотрена работа по формированию грамматического строя речи, это: работа со словосочетаниями – сущ+прил, сущ+чис, сущ+гл; словообразование прилагательных, существительных, глаголов; а также над расширением фразы, естественным звучанием речи, формированием монологической речи и т.д.
Литература:
Алёнкина, О.А. Азбука. Учимся читать, играя!: учеб.-метод. пособие / О.А. Алёнкина; – М.: Планета, 2013. – 104с.
Воронкова, В.В. Обучение и воспитание во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1984.
Забрамная, С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. – М., 1995.
Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб. /Л.Г. Нуриева. – Изд. 7-е. – М.: Терефинф, 2013. – 107 с.
Шохор-Троцкая (Бурлакова), М.К. Коррекция сложных речевых расстройств: Сб. упражнений. – М., 2009.