Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых технологий на уроках английского языка»


Обобщение опыта работы по теме:
«Использование игровых технологий на уроках английского языка»
Романова Нелли Викторовна
Учитель английского языка
Средняя школа № 82 город Ульяновск
Происходящие сегодня глобальные изменения в обществе поставили перед школой задачу - подготовить образованных, конкурентоспособных, творчески мыслящих людей, способных успешно взаимодействовать с представителями других культур. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на иностранном языке. Таким образом, основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативных умений.
 Организация активной речевой деятельности учащихся на уроке - очень сложная задача. Изучение иностранного языка для многих детей является тяжелым трудом. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существенного психологического барьера, внутренней зажатости – одна из задач, стоящих перед нами. Принципы личностно-ориентируемого обучения основываются на том, что обучение более эффективно, если ученик активно вовлечен в процесс. Самым эффективным способом стимулировать детей к активности является игра, творчество и любопытство. Исследования детских психологов показали, что дети дошкольного возраста 80% знаний, умений, навыков получают через игру, младшие школьники – 50%, подростки – 20%. Психологи также утверждают, что «игра остается важным типом и уровнем функционирования личности, условием сохранения его психологического здоровья и полноценной созидательной деятельности, а также, что организация ролевого обучения, игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения». Такая трактовка этого принципа углубляет и расширяет возможности системной реализации принципа личностно-ориентированного общения и позволяет обеспечить высокую мотивированность учебной деятельности и максимальную задействованность учащихся на протяжении всего занятия.
Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игре находят в педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и другого раздела учебного предмета; как элементы, иногда весьма существенные, более обширной техники; в качестве урока, занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы школы.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействии.
Для детей же игра – это увлекательное занятие, где можно проявить находчивость и сообразительность. Игра способствует созданию на уроке обстановки естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе. Атмосфера увлеченности придает ребятам уверенности в своих силах и дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть стеснительность, мешающую говорить на иностранном языке. Ведь даже ученик со слабой языковой подготовкой может активно участвовать в игре и стать победителем. При этом незаметно усваивается языковой материал, и возникает чувство удовлетворения от того, что ребенок уже может выражать свои мысли на иностранном языке, что позволяет решить проблему мотивации и создать положительный настрой.
На своих уроках я использую ролевые игры, так как они помогают не только использовать на практике то, что было изучено на уроках, но и создают условия для раскрытия личности каждого ученика, и предоставляют возможность попасть в мир реального общения на иностранном языке. Ролевая игра позволяет учащимся стать кем-то другим на время игры и высказывать свое мнение от имени этого человека, или же учащийся изображает самого себя, попавшего в определенную ситуацию. Ролевая игра помогает развить навыки общения, умение доказывать свою точку зрения, формирует мышление, развивает воображение, создает творческую атмосферу. При выборе ситуаций для ролевых игр необходимо учитывать интересы учащихся, их возраст и уровень знания иностранного языка. На начальной ступени обучения лексику, которая будет необходима для проведения ролевой игры, можно отработать заранее с помощью тренировки реплик и микродиалогов. В старшей школе это сделать сложнее. Ролевую игру необходимо хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в том, что им нужно хорошо исполнить свои роли. Большое значение также имеет умение учителя установить контакт с детьми. Ролевая игра должна проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем активнее он будет в общении.
Как известно, ролевые игры могут быть различного вида, но в любом варианте до проведения мероприятия учитель должен убедиться, что учащимся понятна идея. Необходимо выделить время для того, чтобы ученики освоили роли и обдумали свои действия. В это время учитель может дать консультацию и оказать помощь отдельным учащимся. Можно разрешить делать записи роли, но во время выступления следует поощрять импровизацию, а не чтение подготовленного текста. Материал ролевой игры должен быть интересным, посильным и соответствовать возрасту.
Например, в 5 классе (учебник М.З.Биболетовой) можно провести ролевую игру «Поездка в Лондон», где возможны следующие ситуации: «В аэропорту», «В самолете», «Знакомство с детьми, которые встречают группу туристов в Лондоне», «Экскурсия по Лондону», «Покупка сувениров». В 6 классе по теме «Еда» мною проводится ролевая игра «В кафе». Два или три ученика исполняют роли официантов, несколько посетителей, менеджер или хозяин кафе, который интересуется мнением посетителей о работе кафе и качестве блюд. Учащиеся получают карточки-задания. Например:
Card 1: You are at the café with your foreign friend. You would like to have a table for two by the window. Ask the waiter to bring the menu and recommend some dishes, make an order.
Card 2: Order a baked salmon for you and a grilled chicken for your friend for the main course. You like coffee. Ask your friend what he would like to drink. Find out if his chicken is delicious.
Card 3: You are a vegetarian .Ask the waiter which dishes are suitable for vegetarians. Choose two dishes and something for a dessert. Say that the dish the waiter has recommended is delicious, ask for the bill.
В своей работе я использую следующие формы проведения ролевых игр: интервью, пресс-конференции, заочные путешествия, экскурсии, репортажи, дискуссии, ток-шоу.
Ролевая игра активизирует эмоциональную сферу учащихся. Несмотря на условность ситуации эмоции и переживания, которые испытывают играющие, являются подлинными и реальными. Эти эмоциональные переживания играют большую роль в формировании мотива.
Таким образом, с психологической точки зрения ролевая игра является эффективным средством обучения, позволяющим максимально приблизить учебный процесс по обучению говорению к реальной действительности.
Детям младшего и среднего школьного возраста нравятся игры соревновательного характера. Они с нетерпением ждут КВНов и уроков-соревнований.
С целью закрепления и скрытого контроля изученной лексики я провожу игру «Мостик». Учитель заранее готовит карточки со словами по пройденной теме, а также изображение реки и бревнышки для строительства мостика. Учащиеся делятся на две команды. Участники команд по очереди берут карточки, читают и переводят слова. За правильно прочитанное и переведенное слово команда получает бревнышко для строительства мостика через реку. Если же ребенок ошибся, все бревнышки «разваливаются», и команда начинает строить мостик сначала. Выигрывает та команда, которая построит мостик первой.
«Кто быстрее?» Существует множество вариантов этой игры. Например: 1) Цель данной игры – контроль усвоения алфавита. Учитель раздает по 3-5 карточек с буквами учащимся, затем называет букву, те, у кого есть карточка с такой буквой, поднимают ее. Запоздавший ученик не имеет права поднять карточку. Учитель собирает карточки. Выигрывает тот, кто быстрее останется без карточек. 2) Учащиеся делятся на две команды. По очереди участники команд выходят к доске и пишут буквы алфавита. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок напишет алфавит. 3) Данная игра проводится с целью активизации лексики по изученной теме. Образуется две команды. Представители команд по очереди записывают слова на заданную букву на доске за определенное количество времени. Побеждает та команда, которая написала больше слов, учитывается также правильность их написания.
Особое значение имеют игры, известные детям из их жизненного опыта на родном языке. Например, популярные телепередачи. Если ребята знают, что должно произойти, то они чувствуют себя уверенными в том, что они должны делать. Учитель уверен, что и контекст, и ситуация игры понятны ученикам. Даже робкие ученики не будут бояться, так как они знают, что ожидать и могут выбрать себе более легкую роль. На уроках мною используются такие игры, как «Умники и умницы», «Слабое звено», «Счастливый случай», «Морской бой», «Аукцион», «Звездный час».
Одной из таких игр является игра «Умники и умницы». На протяжении всего урока за правильно выполненные задания ученики получают жетоны. В конце урока ученики подсчитывают жетоны. Три ученика, которые набрали наибольшее количество баллов, становятся лидерами игры и получают специальное задание. Каждый ученик получает набор карточек со словами, из которых нужно составить предложение. Тот, кто составил предложение быстрее и без ошибок, получает право выбрать дорожку (как в телеигре «Умники и умницы»). Тот ученик, который выбирает зеленую дорожку, может ответить неправильно на два вопроса, не выбывая из игры; желтую – на один вопрос; красную - не должен ошибаться. Тот, кто пройдет всю дорожку, становится победителем.
Игра «Слабое звено» строится на страноведческом материале. Ученики отвечают на вопросы. В конце каждого тура ученик, не ответивший на большее количество вопросов, выбывает из игры. Победители получают призы.
Ученики любят игры, которые содержат элементы удачи, потому что она добавляет уверенность игре и непредсказуемость. Победа будет зависеть не только от умений учеников (когда выигрывают всегда одни и те же ребята), но и от удачи. Игры с элементами удачи включают в себя игры на угадывание, игры с кубиками и картами. Большинство таких игр носят состязательный характер, и победителем может стать один человек или команда. Использование командных и групповых игр помогает уменьшить давление соревнования на одного человека. На заключительном уроке при изучении темы «Англоязычные страны» в 7 классе я провожу игру состязательного характера «Счастливый случай».
В игре принимают участие две-три команды. В каждой команде 6-8 человек. Вопросы игры поделены на 5 тематических групп, например:
Географическое положение и климат
Города
Пословицы
Традиции и обычаи, праздники
Литература, история, искусство, музыка
Выбор темы для ответа определяется при помощи кубика, каждая из сторон которого определяет область вопроса. Если выпадает белая сторона кубика, то учащиеся получают один балл без вопроса. Затем выбирают подкову соответствующего цвета с номером вопроса. На обсуждение вопроса команде дается 15 секунд. Игра состоит из трех раундов, каждый раунд состоит из двух частей.
Первый раунд:
Каждый участник игры по очереди достает из мешочка бочонок лото с номером вопроса и отвечает на этот вопрос.
Примерные вопросы:
Name English-speaking countries.
What is the official language in Australia?
What is the hottest month in Australia?
How many states are there in USA?
What is the largest city of the USA?
Who lived in America before Columbus came?
When did Columbus discover America?
Who is the first president of America?
Who is the head of state in the USA?
What is the official name of the Great Britain?
Who is the head of state in GB?
What is the national drink in GB?
What is the name of the Queen of GB?
What river is London situated on?
What is the longest river in GB?
What is the highest mountain in GB?
Do the Englishmen play cricket on summer or in winter?
What is the population of the USA?
Далее команды по очереди бросают разноцветный кубик, цвет обозначает область, из которой будет вопрос, затем выбирают подкову соответствующего цвета с номером вопроса. На обсуждение вопроса команде дается 15 секунд.
Второй раунд
«Гонка за лидером».
Ведущий в течение одной минуты называет слова, которые команда переводит на русский язык. Лидирующая команда начинает. Команда получает столько баллов, сколько успела перевести слов.
Команда бросает кубик и отвечает на вопросы.
Третий раунд.
Музыкальный конкурс.
Команда читает стихи на изучаемом языке, поет или инсценирует (оценка по 5-бальной системе).
Команда продолжает отвечать на вопросы.
Учитель подводит итоги, награждает победителей.
Примерные вопросы:
Geographical position. Climate.
What are the three parts of Britain and their capitals?
What is the capital of Canada?
What are Australia’s best-known animals?
What is the most interesting bird in New Zealand and its symbol?
What two oceans is the USA washed by?
What American state is situated 50 miles from Russia?
How large is the population of Australia?
What is the biggest city in Scotland?
What is the highest mountain in Scotland?
What animal can be seen on Australia’s coat of arms?
Cities.
What parts is London divided into?
In which city is the Statue of Liberty?
In which famous location do people in New York City celebrate New Year’s Eve?
What is Stratford-upon Avon famous for?
The capital of the USA is Washington, D.C. What does “D.C.” stand for?
What is the nickname of the London underground?
What is the biggest museum in London?
Why was Washington named this way?
What is Westminster Abbey famous for?
Who is the architect of St Paul’s Cathedral?
Proverbs.
East or West-home is best.
A friend in need is a friend in deed.
He laughs best who laughs last.
There is no smoke without fire.
Practice is the best master.
Everything comes to him who waits.
Well begun is half done.Everything is good in its season.
All is well that ends well.
Better late than never.
Traditions and customs.
When is St Valentine’s Day celebrated and what is the most famous Valentine symbol?
Is tea in Great Britain usually drunk with lemon, hot milk or cold milk?
When is the Independence Day in the USA?
What do children do on the 24th of December in Britain?
When is Thanksgiving Day celebrated?
What is the traditional food of Thanksgiving Day and its symbol?
What holiday do people celebrate on the 5th of November?
When is Mother’s Day celebrated?
What is a bank holiday?
Who must be the first person to into the house on New Year’s Day in Scotland?
Literature. History. Art. Music.
This man is one of the greatest and famous writers. He was born in 1564 in Stratford-on-Avon. He was both an actor and a playwright. He produced 37 plays and wrote a lot of poetry.
(William Shakespeare)
This man was a doctor and a great writer. His medical knowledge was a great help to him in his detective stories. He was one of the first, who started the fashion of detective story. He created his famous character in 1885. And the name of that character became a name that everybody knew.
(Arthur Conan Doyle)
Who fought for equal rights for black people in the USA?
(Martin Luther King)
Which American silent film star is called “the little tramp” ?(Charlie Chaplin)
This man was an American artist and film producer, who was famous for his animated cartoons, in the 1950’s and 1960’s he began developing the family entertainment parks. His first park was opened in Southern California in 1955.
(Walt Disney)
An American writer who came of a hoor family. His life was hard. He worked as a newspaper seller, a sailor, a factory worker and had many other jobs. He lived in Alaska for some years and wrote many stories about the North. He describe his life in the book “ Marten Eaden”
(Jack London)
Who was the first president of the USA?
(George Washington)
Who is the unchallenged “King of rock-and-roll”?
(Elvis Presley)
This group changed pop music forever. From their first single, Love Me Do, in 1962, people recognized something different in their music than the usual pop songs at the time. Their songs seemed more tuneful, more exciting.
(The Beatles)
Which country presented the United States with the Statue of Liberty? What was the occasion?
(France; the 100-year anniversary of Franco-American alliance during American Revolutionary War.)
Использование игровых форм работы дает, несомненно, положительные результаты при обучении, так как
позволяет решить проблему мотивации;
создать положительный настрой к изучению иностранного языка;
значительно повышает уровень владения языковым материалом;
обладает большим воспитательным потенциалом;
развивает творческие качества учащихся.
Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, уметь проигрывать, брать на себя ответственность. Кроме того, использование ролей позволяет педагогу управлять воспитательным, формирующим и корректирующим воздействием на ученика. В результате раскрываются потенциальные возможности каждого ученика, развиваются его творческие способности. Применение различных игр помогает создать условия для достижения успеха в изучении иностранного языка. И учащиеся, которые захотят играть, обязательно захотят улучшить свои знания по иностранному языку.
Список литературы
Брюсова Н.Г. Английский язык: Учимся, играя на уроках английского языка.2-4 класс. Пособие для учителя / Н.Г. Брюсова. – М: Дрофа. – 2003. – 160 с.
Бойцова Е.И. Урок-соревнование / У.И.Бойцова // ИЯШ – 2005 №1
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя - 2 издание / Н.Д. Гальскова. – М: АРКТИ. – 2003. – 192 с.
Китайгородская Г.А. Инновации в образовании - дань моде или требования времени? – ИЯШ 2009 №2
Колкова М.К. Методика обучения иностранному языку в средней школе / М.К. Колкова. – СПб: КАРО. – 2006. – 224 с.
Кузьмина Т.В. Формирование межкультурной компетенции одаренных детей в процессе обучения иностранному языку. Ульяновск УИПКПРО 2010. – 64 с.
Лукьянова Н.В. Игра – источник познавательной деятельности ребенка / Н.В.Лукьянова // ИЯШ. – 2001 №11
Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987.
Яшина, С.Л. «Учитесь говорить на современном английском». Издательский центр «МарТ» Москва, 2004. – 173 с.