Статья Роль игровых моментов на уроках математики
Министерство образования, науки и молодежи
Республики Крым
Использование элементов игры на уроках математики восновной школе
Составитель: учитель математики
Э. А. Куртмаметова
2014
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3
Игровые технологии на уроках математики ………………………… 5
Актуальность применения игровых моментов на уроках ……7
. Организация игровой формы урока ………………………….. 8
Виды игр применяемых на уроках ………………………………………..10
Результативность………………………………………………………… 15
Заключение…………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………… 20
Приложение……………………………………………………………… 21
Введение
«Все лучшее, что делается нами
Весенней созидательной порой,Творится не тяжелыми трудами,А легкою, искрящейся игрой» И. Губерман
Ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Слово «математика» - в переводе с греческого, означает знание, наука. Её роль и значение непрерывно возрастают в современной жизни.
Важнейшая задача школы - давать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение применять их на практике. Школа должна научить выпускника находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких приёмов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение
На первый план выходят такие задачи обучения, как:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
развитие их индивидуальности;
формирование желания и умения учиться;
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим основной проблемой, которую я ставила перед собой, работая над этой методической разработкой, состоит в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики.
Цель моей работы, как учителя математики – показать, как средствами игры помочь развить у учеников познавательный интерес, соединить замечательный мир детства с прекрасным миром науки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
Образовательные:
Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.
Развивающие:
Развивать у учащихся творческое мышление.
Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
Вырабатывать самосознание.
Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
2. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество, которое характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Одной из таких технологий является игровая. Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении.
Дидактические игры на уроках математики - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Особенностью игровой технологии является то, что её разработка и применение требуют величайшей творческой активности педагога и учащихся. Педагог привлекает учащихся к творческому участию в разработке технологического инструментария, составлению технологических чётких форм обучения и воспитания. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные изменения в ход технологических процессов. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроке при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Учитель должен удивляться красоте и мощи математических методов и заражать этим своих учеников, помнить, что встречаясь даже с одарённым учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего, всесторонне развитую личность. В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, творческие способности. Еще Л.Н.Толстой обращал внимание на тот факт, что «если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Сознательно и прочно усвоить современный курс математики средней школы без должного прилежания нельзя. Прилежание же зависит от доброй воли, которая ни принуждением не внушается, ни сама не приходит, а является чаще всего вслед за познавательным интересом, который можно развивать посредством решения занимательных задач. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия.
Через занимательность проникает в сознание ученика сначала ощущение прекрасного, а затем, при последующем систематическом изучении математики, и понимание красоты ее методов.
Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям.
Я считаю, что включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока.
2.1. Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что: - игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса; - в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности; - в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира; - игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки; - игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением; - включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала; - разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету; - игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Организация игровой формы урока
При организации игровой формы урока необходимо придерживаться следующих положений:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала - доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль над её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к игре.
6. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
7. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
Назначение игр на уроках математики – развитие познавательных процессов у обучающихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная природа игры – учебная направленность и игровая форма - позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом.
Современное образование уже характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе. Технология (от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение, и «логос» - учение, наука, закон; буквально - это учение о мастерстве, умении специалиста. Игровые уроки - это умение учителя показать своё мастерство, искусство, знание предмета, свой артистизм .Игра - это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребёнок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в неигровой деятельности.
2.3.Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на уроках.
По образовательным задачам - на игры:
изучающие новый материал,
формирующие умения и навыки
большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний.
По типам – это игры [13]
познавательные;
ролевые;
деловые;
комплексные.
По форме проведения:
игры – аукционы;
защиты;
соревнования на лучшее качество, скорость, количество;
путешествие по станциям с чередованием игровых ситуаций;
имитация событий;
пресс – конференция;
игры – драматизации;
инсценировки;
поиск решения проблем;
игры - исследования, открытия.
Я рекомендую на уроках математики чаще использовать следующие виды игр:
развивающие, так как они направлены на развитие личности учащегося;
коллективные, так как они привлекают учащихся тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям данной категории;
индивидуальные, так как они помогут учащимся проявить себя, а учителю – диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития;
подвижные, так как учащиеся таких классов в большей степени подвержены быстрой утомляемости и им необходима «разрядка»;
тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д.;
«скоростные», так как способствуют доведению навыка до автоматизма;
игры-загадки, так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Требования к игре и условия ее проведения.
При выборе игры следует соблюдать необходимые условия:
игра не должна быть скучной и надоедливой;
игра не должна слишком возбуждать детей, т.к. последующее объяснение не будет воспринято должным образом;
игра должна соответствовать цели урока;
инструкции должны быть четкими;
характер деятельности всех детей должен быть продуман до мелочей;
в конце игры должен быть подведен итог;
необходимо обеспечить детей оборудованием для проведения игры;
игра должна быть развивающей.
На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры.
Определение места игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации.
Обучающей будет игра, если учащийся, участвуя в ней, приобретает новые знания, умения и навыки.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком-наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровой замысел первый структурный компонент игры выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Каждая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются:
игровой замысел;
правила;
игровые действия;
познавательное содержание или дидактические задачи;
оборудование;
результат игры.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Очень важно игру проводить выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддержать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.
Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру - тоже из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики :Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
Количество играющих. Каждая игра требует определённого или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?
Как обеспечить участие всех школьников в игре?
Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным учащимся игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?
Математические игры выполняют различные функции:
1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.
2. Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.
3. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.
5. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.
Игры и игровые формы включаются работу не только для того чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Математическая игра удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным мотивам.
3. Результативность:
Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.
Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе.
Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в математическом, физическом классах, а также в классах с углубленным изучением информатики
У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).
Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
4. Заключение
Инструментом для развития мышления, ведущего
к формированию творческой деятельности школьника,
являются занимательные задачи. Преподавание не бывает
успешным, поскольку занимательность – необходимое
средство возбуждать и поддерживать внимание
Н.И. Лобачевский
Основу занимательности на уроках математики должны составлять задания оказывающие воздействие на мыслительную деятельность учащихся и непосредственно связанные с программным материалом.
Доказано, что ролевые, имитационные игры и другие игровые методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:
стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения, в общеобразовательном плане.
развитие навыков
С помощью игр, занимательных задач можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях. В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер. Чтобы урок был интересным, в нем должно быть разумное сочетание необходимого и увлекательного. Введение в урок занимательных задач мотивирует учащихся к изучению математики и повышают их интерес к предмету. Занимательные игры и задачи на уроках математики побуждают искать нестандартные пути решения. Находят связь между разными предметами. Интерес – один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности.
Включение в учебный процесс занимательных задач с использованием игровых технологий способствует повышению результативности образовательного процесса в целом:
Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.
Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе.
Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в математическом, физическом классах, а также в классах с углубленным изучением информатики
У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).
Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
В заключении хочется отметить, что большую роль для формирования интереса к изучению математики играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика. Интерес к предмету у учителя способствует развитию такого же интереса и у его учеников. Учитель и ученики извлекают интересные задачи отовсюду, решают, делятся друг с другом наиболее интересными, систематизируют.
В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Литература
Кордемский Б.А. Математическая смекалка. -- М.: ГИФМЛ, 2003
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. 2-е изд. - М.: Наука, 1988
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. - М.: АСТ, 2008
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка». М., Просвещение, 1988 г.
Минскин Е.М. От игры к знаниям- М : Просвещение, 1982
Чилинрова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993 стр.6
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990 стр.12-13
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990
Леонова О.А. Упражнения по теме «Координаты на плоскости»
Курганова Е.В. «Применение игровых технологий на уроках математики».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Математическое лото «Натуральные числа» 5 класс
Цель: повторение и обобщение знаний учащихся.
Игра применяется в середине урока.
Описание игры
Для игры следует подготовить два варианта карточек для лото общим количеством по числу учащихся в классе.
Работа проводится по вариантам.
Учитель зачитывает вопросы, на каждый из которых отводится 30 секунд. Учащиеся зачеркивают те клетки в карточках, числа в которых являются, по их мнению, ответами на вопросы учителя. Следует помнить, что в карточке для игры может и не быть всех правильных ответов.
Взаимопроверка проводится в парах, сверяясь с доской.
Максимальная оценка за все правильные ответы – 12 баллов.
Учитель подводит итоги по результатам лото и обращает внимание на ошибки. Оценки выставляются по желанию учащихся.
Карточки I вариант
1 0 999 100
20 10 14
101 7 16 13
II вариант98 100 7 22
13 16 20
999 0 1 10 Вопросы для лото:
1. Какое из чисел натурального ряда является наименьшим?
2. Вспомните сказку о волке и козлятах. Сколько было козлят?
3. Какое из двузначных натуральных чисел является наименьшим?
4. Какое число следует за наибольшим двузначным числом?
5. Какое число предшествует 1000?
6. Если а=15, то чему равно а+1?
7. Если а=21, то чему равно а-1?
8. По преданиям, какое число является несчастливым?
Ответы: У I варианта должны остаться клетки с числами 0,14,101, у II – 0,22,98.
Математическое лото «Обыкновенные дроби», 6 класс
Цель:повторение и систематизация знаний
Игра применяется в конце урока.
Описание игры
Для игры следует подготовить два варианта карточек для лото общим количеством по числу учащихся в классе.
Работа проводится по вариантам.
Два ученика (по одному от каждого варианта) вызываются к доске, остальные работают в тетрадях.
Учитель зачитывает вопросы, на каждый из которых отводится 30 секунд. Учащиеся зачеркивают те клетки в карточках, числа в которых являются, по их мнению, ответами на вопросы учителя. Следует помнить, что в карточке для игры может и не быть всех правильных ответов.
Взаимопроверка проводится в парах, сверяясь с доской.
Максимальная оценка за все правильные ответы – 12 баллов.
Учитель подводит итоги по результатам лото и обращает внимание на ошибки. Оценки выставляются по желанию учащихся.
Вид карточек для игры
I вариант
7 24 8/9 7/6
13/14 3 2/10 < 3
16 91 Да 6 1/4
( Если ученик сделал всё верно, не зачёркнутыми должны остаться такие записи: 24; 7/6; 13/14; <; 91.)
Да 45 6 1/4 36 3
> 8/9 3 2/10 6/6 1
Нет 13 7 16 11
II вариант
( Если ученик сделал всё верно, не зачёркнутыми должны остаться такие записи: 36; нет; 11.)
Вопросы для лото
Числитель дроби 7/11.
Знаменатель дроби 91/45.
Наибольшая правильная дробь со знаменателем 9.
Наименьшая неправильная дробь со знаменателем 6.
Решите неравенство в натуральных числах
1< x/15 < 17/15
6. Сравните дроби 10/7 и 10/9 ( найдите в карточках знак «<» или «>»).
7. Решите уравнение: а/14 = 13/14.
8. Выделите целую часть из дроби: 25/4 = ?9. Какое целое число записано дробью 36/12?
10. Найдите число, записанное дробью 32/10.
11. Верно ли равенство 32/32 = 5/5? («Да» или «Нет».)
12. 24/24 = ?Верные ответы:
1)7; 2) 45; 3) 8/9; 4) 6/6; 5) 16; 6) >; 7) 13; 8) 6 ¼; 9) 3; 10) 3 2/10; 11) Да; 12) 1.Игра «Магические квадраты»
Цель:повторить с учениками 7 класса тему:”Действия с целыми числами ”
Игра проводится в начале учебного года
А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.
Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.
Игра «Забег по кругу»
Цель: усвоить все действия с целыми числами, вычислительные навыки.
Данная игра предлагалась ученикам 7 класса в начале урока.
На доске записана цепочка примеров, которые нужно выполнить строго по указанию стрелки. При правильном выполнении заданий получают первое число цепочки.
Игра « Магический квадрат»
Цель:повторить с учениками 6 класса сложение десятичных дробей.
В клетки квадрата запишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали и диагонали была бы равна 3
1,2
1,4 0,7
Цель:повторение и систематизация знаний учащися 7 класса по теме приведение подобных слагаемых.
Каждое из выражений -4а; -3а; -2а; -а;0; 2а; 3а; 4а запишите в клетки так, чтобы после приведения подобных по любой горизонтали, вертикали и диагонали получился нуль.
4а 2а 3а
Игровой момент на уроке в 6 классе.
Тема:Обыкновенные и десятичные дроби.
На столе лежат карточки, на которых написаны следующие числа:
0,25; ; 0,75; ; 1,2; ; 0,5; ; 0,0011; ;
0,975; ; 1,05; ; 0,8; 0,6; ; 2,5; 1,02.
Учитель вызывает к доске первого ученика и просит его за некоторое время отобрать карточки, на которых написаны десятичные дроби. Второй ученик раскладывает отобранные карточки в порядке возрастания. Третий ученик отбирает из оставшихся карточек те, на которых написаны дроби, которые можно перевести в десятичные дроби. Четвертый участник находит равные им десятичные дроби.
Игра «Конкурс художников»
При изучении темы«Координаты и графики» в 7 классе целесообразно повторить с учениками понятие прямоугольной декартовой системы координат,построение точек в заданной системе координат.
На доске записываются координаты точек. Если на координатной плоскости каждую точку соединить последовательно с предыдущим отрезком, то получится определённый рисунок
1135380215265
2129155195580Ответ: «Лисёнок»
Слоник
(- 4; 5), (- 3; 2), (0; 0), (1; 2), (2; 1), (3; 1), (4; - 1), (4; - 2), (2; - 2), (2; - 3), (5; - 3), (6; - 2), (6; 2), (7; 0), (10; 2), (10; 6), (8; 8), (6; 7), (2; 7), (0; 8), (- 4; 5), (- 8;4),
(- 11;2), (- 12; - 1), (- 14; - 3), (- 11; - 1), (- 10; - 4), (- 11; - 8), (- 8; - 8), (- 8; - 7), (- 7; - 7), (- 7; - 3), (- 3; - 3),(- 3; - 9), (0; - 9), (0; - 4), (1; - 4), (1; - 5), (0; - 8), (3; - 9), (4; - 5), (4; - 3); 2) Глаза: (2; 4); (6; 4).
-216535185420
Каждой парте раздаются листочки, на которых указаны, координаты каких точек необходимо построить, чтобы получить рисунок.
Игра в 6 классе
Необходимо узнать длину тела бобра в дм с помощью удивительного квадрата.
1)Из первой строки нужно выбрать наименьшее число.
2)Из второй строки нужно выбрать наибольшее число.
3)Нужно выбрать из третьей строки число,которое не является наименьшим и не является наибольшим.
4)Нужно найти сумму выбранных чисел
5,9 6,3 3,6
2,3 2,7 0
3,7 4,1 1,4
Длина тела бобра= + +
Кроссворд 1. Юный математик (5 класс)
По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная 10000 м2. 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для записи числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а.
По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения (а + в) с = ас + вс. 5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица масс, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное. 14. Третий разряд любого класса.
Ответы:
По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11. Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный.
По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни.
Кроссворд1Цель:с помощью кроссворда ученики приходят к формулировке темы урока.
7 класс при введении понятия «Медиана треугольника »
1. г е о М е т ри я 2. о т рЕ з о к 3. пе рпе н Д и к у л я рн ы е
4. м И н у т а 5. г рА д у с 6. с а Н т и м е т р7. с е ре д и н А Наука, занимающаяся изучением фигур.
Часть прямой, ограниченная двумя точками.
Прямые, образующие при пересечении 4 прямых угла.
1/60 часть градуса.
1/180 часть развернутого угла.
1/100 часть метра.
Точка отрезка, делящая его пополам.
Кроссворд 2. Юный математик (5 класс)
По горизонтали: 1. Книга для занятий по какому-либо предмету. 4. Перерыв в школьных занятиях. 6. Знак, используемый для записи музыки. 9. Документ, который выдают школьнику по окончании школы. 10. Месяц. 11. Большой лист, используемый для чертежей, стенгазет и т. п. 12. Чертежный инструмент. 13. Предмет, используемый художником для нанесения краски на холст.
По вертикали: 1. Время, отведенное в школе для занятий одним из предметов. 2. Знак, используемый для обозначения звука. 3. Учреждение, которое дети посещают, пять раз в неделю. 5. Деревянная палочка с грифелем. 7. Жидкий состав для письма. 8. Наука.
Ответы:
По горизонтали: 1. Учебник, 4. Каникулы, 6. Нота, 9. Аттестат. 10. Август. 11. Ватман. 12. Циркуль. 13. Кисть.
По вертикали: 1. Урок. 2. Буква. 3. Школа. 5. Карандаш. 7. Чернила. 8. История.
Кроссворд 3. Юный математик (5 класс)
По горизонтали: 1. Мера времени. 2. Наименьшее четное число. 3. Очень плохая оценка знаний. 4. Ряд чисел, соединенных знаками действий. 5. Мера земельной площади. 6. Число в пределах десяти. 7. Часть часа. 8. Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить порядок действий. 9. Наименьшее четырехзначное число. 10. Единица третьего разряда. 11. Столетие. 12. Арифметическое действие. 13. Название месяца.
По вертикали: 7. Весенний месяц. 8. Прибор для вычислений. 14. Геометрическая фигура. 15. Малая мера времени. 16. Мера длины. 17. Предмет, преподаваемый в школе. 18. Мера жидкостей. 19. Денежная единица. 20. Вопрос для решения. 21. Некоторое количество единиц. 22. Название месяца. 23. Первый месяц года. 24. Последний месяц школьных каникул.
Ответы:
По горизонтали: 1. Час. 2. Два. 3. Единица. 4. Пример. 5. Ар. 6. Четыре. 7. Минута. 8. Скобки. 9. Тысяча. 10. Сотня. 11. Век. 12. Деление. 13. Июль.
По вертикали: 7. Март. 8. Счеты. 14. Квадрат. 15. Секунда. 16. Метр. 17. Арифметика. 18. Литр. 19. Рубль. 20. Задача. 21. Число. 22. Май. 23. Январь. 24. Август.
Игра « Эстафета».
Цель:систематизация знаний учащихся 6 в класса при изучении действий с десятичными дробями.
Каждая команда (ряд) получают листочки, текст которых приведен ниже. Учащиеся по очереди выполняют действия. Ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный ответ в последней клетке.
-425450312420