Психокоррекционная программа, направленная на снижение уровня страхов у младших школьников
Психокоррекционная программа, направленная на снижение уровня страхов у младших школьников
Разработала: Мишина Светлана Васильевна педагог-психолог МОУ «Лицей г.Истры»
Предлагаемая программа является частью совместной комплексной программы по эмоционально-волевому воспитанию младших школьников, помогает сохранить и улучшить их психологическое здоровье.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанная программа направлена на освобождение младших школьников от чувства тревоги и страха, на формирование оптимизма и выражение положительных эмоций.
Актуальность программы.
Современное общество не уделяет внимание ограничению потока информации, который воспринимается детьми и подростками. Агрессивные фильмы и телепрограммы, сеть Интернет, печатная продукция, а также социальное и домашнее окружение часто являются причиной тревог, страхов, фобий. Взрослые не всегда заботятся о сохранении психологического здоровья детей и подростков.
Назначение данной психокоррекционной программы, исходя из требований ФГОС, заключается в обеспечении индивидуальных и возрастных потребностей младших школьников; в способствовании социальной адаптации школьников, в получении социально значимых знаний, в приобретении опыта социально значимого действия
Теоретическая основа программы – взгляды психологов о том, что причиной страха является депривация (от лат. deprivatio — потеря, лишение) специфической поисково-преобразовательной активности. В результате креативность ребенка превращается в пассивное воображение, выполняющее функцию психологической защиты. В этом случае воображение направленно на постоянное продуцирование новых образов страха вместо нахождения путей их преодоления. Если страх принимает невротическую, болезненную форму, то воображение ребенка отклоняется от нормального развития. Из свободного фантазирования воображение превращается в аутостимуляцию, которая строит круговое движение образов – воображение закрепощается.
По мнению Гриншпуна И.Б., успех помощи зависит от активизации фантазии и разрушения привычных паттернов (стереотипных поведенческих реакций) фантазирования, приводящих к неврозу.
С этой идеей созвучно мнение Захарова А.И., что «повторное переживание страхов при отображении его на рисунке приводит к ослаблению травмирующего звучания».
В основе концепции преодоления детских страхов и тревожностей с помощью образов, разработанной А. Лазарусом, находится использование образов, способных вызывать положительные эмоции и чувства свободы от тревоги.
Форма работы.
Данная психокоррекционная деятельность организуется и реализуется в следующих формах:
игровая коррекция поведения, т.к. она основывается на деятельностном подходе и используется при нарушениях общения, неврозах, страхах, тревожности;
игровая терапия (директивная и недирективная);
элементы арт-терапии.
Форма организации коррекционных занятий: групповая.
Состав группы: 5 – 7 детей.
Возраст детей 7-10 лет.
Программа состоит из 8 занятий, проводящихся еженедельно, в течение 2 месяцев.
На каждое занятие отводится от 1 часа до 1,5 часов.
Цель программы – оказание помощи в преодолении страхов у детей младшего школьного возраста.
Реализация цели программы обеспечивается в процессе решения следующих задач:
символический контакт с объектом страха и отреагирование через проигрывание и идентификацию;
снятие боязни страха через осознание его социальной приемлемости и полезности;
«овладение» страхом через изменение отношения и перестройку взаимодействия с объектом страха.
Работа с детьми, испытывающими страх и тревожность, проводится в трех направлениях, решая следующие задачи:
снятие мышечного напряжения, релаксация;
обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
повышение самооценки.
Основой данной психокоррекционной программы являются активизация, оптимизация и нормализация процессов воображения, связанных со страхом, направление воображения ребенка не по «законам» страха, а наоборот, чтобы здоровое воображение «овладело» страхом, подчинило его себе.
Противопоказания к групповой психокоррекционной работе.
Для предлагаемых групповых психокоррекционных занятий установлены следующие противопоказания:
крайняя агрессивность,
крайнее стрессовое состояние,
сексуализированное поведение.
Детям, имеющим вышеназванное асоциальное поведение, предлагается индивидуальная психокоррекционная работа (помощь).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ.
В диагностическом блоке возможно использование следующих психодиагностических методик:
Психодиагностика самооценки. Методика Щур В.Г. «Лесенка».
Методика рисуночной диагностики адаптации детей к школе. Рисунок на тему: «Я в школе». Методика Баркана А.И.
Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение. Методика Р. Сирса.
Тест тревожности по Филлипсу.
Методика «САН» Доскина В.А.
Анализ актуального состояния по тесту Люшера.
III. ПСИХОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Работа по данной программе должна помочь в стабилизации эмоционального состояния детей и психокоррекции их поведения, повысить самооценку и обучить умению владеть собой.
На первом этапе психокоррекции необходимо:
провести первичную психодиагностику;
снять напряжение и боязнь страха;
научить осознавать, выражать и ощущать полярные чувства и эмоции;
помочь осознать приемлемость и полезность страха;
научить преодолевать страх, меняя к нему отношение, т.е. «вытащить его наружу», подчинить себе (например, нарисовать, сделать конец сказки смешным и т.д.).На втором этапе психокоррекционной работы необходимо научить конструктивному взаимодействию со страхами:
отработать проблемы, связанные со страхами;
проработать страхи, проявляющиеся в сновидениях.
Третий этап работы:
провести повторную психодиагностику;
сформировать оптимистическое поведение и создать комфортную личностную основу для психологического развития детей.
IV. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.
Вводная часть:
Особое приветствие.
Знакомство детей с правилами работы.
Основная часть:
Упражнения и игры, направленные на снятие напряжения.
Упражнения и игры, направленные на отработку проблем.
Упражнения и игры, направленные на работу с чувствами и эмоциями.
Работа над повышением самооценки.
Процессуальная диагностика.
Заключительная часть:
Подведение итогов занятия.
Оценка эффективности (диагностика психоэмоционального состояния детей).
Ритуал прощания.
Программа строится по следующему плану:
Этап №1.
Занятие 1. Знакомство. Установление первичного психологического контакта, снятие напряжения, первичная диагностика.
Занятие 2. «Бояться можно». Снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости и полезности.
Занятие 3. Архетипы (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) страха. Активизация ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре (играх, сказках и т.д.).
Занятие 4. «Веселый страх». Обучение рефреймингу (принципу, что в любой ситуации есть позитивный ресурс, только его нужно увидеть и постараться использовать) – преодоление страха через смену отношения к нему.
Этап №2.
Занятие 5. Реальный страх. Отработка проблем связанных с конкретными реальными страхами.
Занятие 6. Нестрашный страх. Второй этап обучения рефреймингу - обучение и получение опыта конструктивного взаимодействия со страхом.
Занятие 7. Страх в сновидениях. Проработка страхов, связанных со сном и использование сна, как механизма «проникновения» во внутреннюю динамику страха.
Этап №3.
Занятие 8. Заключительное занятие. Подведение итогов. Обобщение полученного опыта. Создание праздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.
Занятие №1. Знакомство.
Цель занятия: установление психологического контакта, снятие напряжения, первичная диагностика.
Оборудование: повязка на глаза, маски, бумага, краски, карандаши, фломастеры.
Вводная часть:
Приветствие.
Цель: принятие друг друга, снятие эмоционального напряжения.
- Дети, давайте поздороваемся не как люди, а как северные олени. Вы знаете, как они здороваются? Они трутся лобиками, плечами, спинками.
Дети невербально приветствуют друг друга. Радуются.
- Вам понравилось так здороваться?
Психолог знакомит детей с правилами работы в группе:
Никого не обижай, никого не унижай!
Слушай внимательно, относись уважительно!
Относитесь друг к другу по-доброму!
Основная часть:
Упражнение «Потерялся!»
Цель упражнения: представление имени в игровой форме. Снятие первичного напряжения.
- Ребята, мы все гуляем по лесу, вдруг видим – одного из нас нет.
Этому ребенку завязываются глаза. Мы начинаем хором звать его, например: «Ау, Саша!». Но на самом деле он не потерялся, а спрятался. Когда ему захочется, он отзывается и говорит: «Я здесь!». Все радуются.
Игра «Фу, убирай!» (на основе народной забавы)
Цель игры: снятие двигательного напряжения.
- Ребята, сейчас мы будем строить дом. Сжатый кулачок – это один этаж. Вставайте в круг и ставьте свои кулачки один на другой – получается дом. После того, как я скажу: «Ветром дунет, огнем сожжет. Фу, убирай!» - вы должны на последнем слове как можно быстрее отдернуть руки и сесть на свои места.
Психодиагностика самооценки. Методика Щур В.Г. «Лесенка» (приложение №1).
Игра на отреагирование проблем и актуализацию образов страха «Превращаемся в страшных».
Цель: провести диагностику через наблюдение в игре.
- Дети, кто бывает страшным? Какой он?
Дети рассказывают, психолог записывает. Потом дети одновременно изображают всех страшных, которых они придумали. Затем ребенок, который придумал конкретного страшного показывает всем, как страшный должен выглядеть, и командует: «Превращаемся в ...».
Упражнение проходит в активной двигательной форме, психолог юмористическими репликами поддерживает бодрую и оптимистическую игровую атмосферу.
Упражнение «Рисуем страх».
Цель упражнения: релаксация, отреагирование через изобразительную деятельность, диагностика «базового страха».
- Дети нарисуйте страшный рисунок, что-нибудь страшное.
При отказе ребенок рисует то, что хочет (это является дополнительным диагностическим фактором).
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Ритуал прощания «Ручеек радости»: дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие №2. Тема: «Бояться можно».
Цель занятия: снятие «боязни страха» через осознание его приемлемости и полезности.
Оборудование: плотный картон для масок формата А4, ножницы, краски, фломастеры, карандаши, длинные тонкие резинки.
Вводная часть:
Приветствие.
Цель: принятие друг друга, снятие эмоционального напряжения.
- Дети, давайте поздороваемся не как люди, а как белые полярные медведи. Вы знаете, как они здороваются? Они трутся лобиками, плечами, спинками.
Дети невербально приветствуют друг друга. Радуются.
- Вам понравилось так здороваться?
Основная часть:
Упражнение «Путаница».
Цель упражнения: снятие двигательного напряжения, раскрепощение.
- Ребята, станьте в кругу, взявшись за руки и образуя кольцо. Я запутаю кольцо (психолог пропускает одних детей под руками других). Ваша задача – «распутаться», не расцепляя рук.
Упражнение – рассуждение «Закончи предложение».
Дети заканчивают следующие фразы:
«Дети обычно боятся …»
«Взрослые обычно боятся …»
«Мамы обычно боятся …»
«Учителя обычно боятся …»
В результате обсуждения этой работы делается обобщение, что каждый человек может иногда чего-то бояться, и страх – это не то, чего следует стыдиться, хотя полезно учиться его преодолевать.
Тест тревожности по Филлипсу (приложение №2).
Сказка о том, как страх помог Мише и Маше. «Мы просто очень боялись за вас».
Цель: помощь детям в осознании полезности, относительности, социальной приемлемости страха, в «приручении страха» (перевести борьбу со страхом на его использование и контроль).
Психолог читает детям сказку:
В одном месте в красивом доме с цветочным садом жила семья: папа, мама и двое детей – Маша и Миша. Папа с мамой очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорчало – оба ребенка очень всего боялись: боялись волка, боялись темноты, боялись остаться без света, боялись остаться одни дома.
Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который, несмотря на то что был игрушечным, очень громко стрелял. А Маша – саблю из Мишиного рыцарского набора. И каждый раз, засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала.
Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и ушли ненадолго в гости к бабушке. «Может быть, они забыли закрыть дверь», – прошептал сестре Миша, потому что вскоре в саду, а затем уже рядом с дверью в коридор послышались какие-то уж слишком громкие шорохи и шажки. Дети потихоньку приоткрыли дверь и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, коробки и залезли под кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: «А мама с папой? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?». Дети затряслись от страха и тихонько заплакали. Потом Миша взял свой пистолет, а Маша саблю. «Я испугаю ее», – сказал Миша. «А я побью ее», – сказала Маша.
Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша застучала саблей по стене, потом по двери. «Пошла вон!» – закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь.
Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их дома бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: они гордились такими детьми. «Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?» – спросили они. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись за вас».
Под руководством психолога сказка проигрывается всеми детьми в форме небольшого спектакля. Роли распределяются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Делается вывод о том, что страх может быть полезным как самому человеку, так и окружающим. Дети самостоятельно придумывают ситуации, когда страх мешает, а когда помогает.
Изготовление масок страха.
Цель: отреагирование негативных переживаний.
Содержание. Под руководством ведущего дети вырезают и раскрашивают маски кого-нибудь «страшного». При наличии возбуждения после рисования проводится лепка на свободную тему.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Ритуал прощания – упражнение «Клеевой дождь».
Психолог говорит: «Над нами клеевая тучка, из которой пойдет дождь. Подставьте ладошки под этот дождик. Возьмитесь за руки. Вы приклеились и не можете расклеиться». По команде дети начинают двигаться, выполняя задания.
Занятие №3. Тема: «Архетипы страха».
Цель занятия: активизация ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре.Оборудование: маска волка, непрозрачное плотное покрывало большого размера, бумага, краски, фломастеры, карандаши.
Вводная часть:
Приветствие.
Цель: принятие друг друга, снятие эмоционального напряжения.
- Дети, давайте поздороваемся не как люди, а как зайчата. Вы знаете, как они здороваются? Они трутся ушками, лапками, спинками.
Дети невербально приветствуют друг друга. Радуются.
- Вам понравилось так здороваться?
Основная часть:
Игра на основе народной сказки «Колобок».
Цель: отреагирование личных страхов.
С детьми разыгрывается сказка «Колобок». Однако персонажи, с которыми встречается Колобок, заменены на тех, кого нарисовали дети на занятии. Сначала Колобок – один ребенок, после «ухода» от первого персонажа к нему присоединяется ребенок, изображавший этот персонаж. После заключительной встречи, при которой происходит съедание Колобка, «происходит чудо» – живот лопается и Колобок превращается в обычных детей. Сказка проигрывается два раза. Сначала роли распределяются так, чтобы «авторы» страхов встретились с ними в составе Колобка. Потом дети становятся представляющими именно свои страхи.
Упражнение на основе народной игры «Волк-волчишка, пусти переночевать».
Цель: двигательная форма отреагирования страха с использованием архетипического потенциала народных игр, снятие избытка возбуждения и торможения, связанных со страхом.
Один ребенок в маске волка – Волк – сидит в своем доме. Все остальные дети – Зайцы – ходят по лесу. Зайцы долго ходили, устали, им надо отдохнуть. Вдруг видят – избушка Волка. Страшно туда стучаться, но делать нечего. Стучат в дверь к Волку и говорят: «Волк-волчишка, пусти переночевать». Волк отвечает: «Пущу, но только до вечера, вечером – съем!». Зайцы ложатся спать в доме Волка. Они должны лежать, изображая спящих. Психолог проверяет, чтобы все дети были расслаблены, помогая тем, у кого не получается. Периодически психолог сообщает, сколько осталось до вечера. Когда наступает вечер, Зайцы вскакивают и бегут в свои домики (стулья). Волк бежит за Зайцами.
Игра на основе народной сказки «Пых».
Цель: отреагирование архетипически значимых психологических «тем» с привлечением фольклорного материала.
Один ребенок – Пых, сидит отдельно от всех. Остальные дети – звери, которые сидят в гостях. Они обедают, но вдруг кончается еда. Один из детей спускается в подвал за едой, несмотря на то что ему не разрешают туда ходить, говоря, что там Пых. Пых пугает его и сажает рядом с собой на стул, накрыв покрывалом («съедает»). После этого, по желанию, идет второй ребенок и т.д., пока не останутся только те, кто не хочет, чтоб их «съели». Можно позволить детям убежать из подвала. Игра должна проводиться шутливо, на эмоциональном подъеме.
Рисование на свободную тему.
Цель: релаксация и отреагирование накопленных переживаний, процессуальная диагностика.
Детям разрешается рисовать все, что им хочется.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Ритуал прощания.
Психолог говорит, а дети повторяют: «Влево-вправо повернемся и друг другу улыбнемся. Дотронемся руками (дети берутся за руки), пусть дружба остается с нами».
Занятие №4. Тема: «Веселый страх».
Цель занятия: первичные элементы обучения рефреймингу – преодоление страха через смену отношения к нему при сохранении самоценности «страшных» переживаний.
Оборудование: двусторонняя белая маска, вырезанная из картона, бумага, краски, карандаши, фломастеры, тесто для лепки, страшные маски. Вводная часть.
Приветствие.
Цель: принятие друг друга, снятие эмоционального напряжения.
- Дети, давайте поздороваемся не как люди, а как хитрые пушистые рыжие лисички. Вы знаете, как они здороваются? Они трутся ушками, лапками, спинками, бочками, хвостиками.
Дети невербально приветствуют друг друга. Радуются.
- Вам понравилось так здороваться?
Основная часть.
Методика «САН» Доскина В.А. (приложение №3).
Упражнение «Зайцы и Страшный».
Цель: в процессе обыгрывания полярности «страх – веселье» сформировать у детей основы управления страхом через разное отношение к нему.
Дети – «зайчики-трусишки» – все вместе раскрашивают одну сторону маски, делая из нее маску Страшного. На обратной стороне психолог рисует маску Веселого.
Дети по очереди, держа маску страшной стороной, сначала изображают Страшного, которого мы боимся. Потом он внезапно становится Веселым, благодаря которому мы смеемся. Так повторяется несколько раз. С детьми проговаривается, что когда он Страшный – мы боимся, когда Веселый – смеемся.
Теперь, когда Страшный нас пугает и нам надоедает бояться, задается вопрос детям: «Что нам тогда делать?» Тогда мы смеемся. Как только мы смеемся, Страшный становится веселым.
Упражнение «Как заставить страх исчезнуть?»
Цель:
Сформировать у детей произвольное управление полярностью «страх-веселье»;
обучить контролю над страхом через отношение к нему.
Вместе с детьми разыгрывается история. Все гуляют в лесу, вдруг – Баба Яга (ребенок в страшной маске).
Психолог спрашивает: «Что можно сделать?»
Следуют ответы детей.
А как сделать (наколдовать), чтоб она исчезла? Надо улыбнуться ей и засмеяться. Дети улыбаются, смеются – Баба Яга исчезает. Так повторяется несколько раз с разными образами страха.
Упражнение «Придумай веселый конец».
Цель: обучения рефреймингу – преодоление страха через смену отношения к нему.
Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки, например: «Однажды вечером черная Рука бродила по городу…» Дети придумывают смешное окончание сказки.
Упражнение по превращению страха «Меняем имидж».
Цель: закрепление достигнутого в предыдущих упражнениях.
Психолог говорит детям: «Мы стали могущественными волшебниками – умеем из страшного делать веселое. Теперь давайте переделаем наши страшные маски (нарисованные на втором занятии)». На их обратной, чистой стороне дети рисуют веселые, радостные, красивые, добрые маски. Украшают их высокими прическами, бантиками, цветочками, бабочками. Возможны и другие варианты: пририсовать воздушный шарик, конфеты в руках, одеть страшилку в нарядный веселый костюм.
Под музыку устраиваются танцы, на которых дети обыгрывают двусторонние маски, становясь то Страшными, то Веселыми.
Лепка на свободную тему
Цель: релаксация и отреагирование переживаний, процессуальная диагностика.
Детям предлагается вылепить «все, что угодно». Поощряется совместное творчество. При затруднениях создания чего-то конкретного психолог предлагает индивидуальные задания по работе с тестом (размять, скатать и прочее).
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Ритуал прощания. «Тихий час для мышат»
Психолог предлагает детям превратиться в мышат, которые откусывают кусочки сыра – обедают, гладят свои животики – наелись. Мышата показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спасть». Включается музыка для релаксации.
________________________________________________________________
Информация к упражнению 4 для ведущего занятия.
Детский фольклор не только во времена нашего детства, но и много раньше (истории мальчишек-пастушков из тургеневского «Бежиного луга») содержал истории, от которых кровь стыла в жилах. Дети очень любят их и рассказывают друг другу. Эти истории – хороший тренажер для жизни, в которой, как известно, немало пугающего. Творческая работа по сочинению страшилок – это возможность сделать неосознаваемое видимым, «вытащить» его наружу и рассмотреть. Написанный или нарисованный страх как бы подчиняется тебе (смешно бояться того, что сам сочинил!). Отодвигаясь от страха на расстояние и делаясь его хозяином, ты можешь управлять им, как хочешь, например, сделать конец сказки смешным. Работая с детьми над страшилкой, психолог обучает их процессу «отделения себя от своего страха». Когда дети научатся этому, то смогут правильно обходиться с настоящими страхами, которые преподносит жизнь.
Занятие №5. Тема: «Реальный страх».
Цель: отработка проблем, связанных с конкретными реальными страхами.
Оборудование: бумага, краски, карандаши, фломастеры, страшные маски.
Вводная часть.
Приветствие.
Цель: принятие друг друга, снятие эмоционального напряжения.
- Дети, давайте поздороваемся не как люди, а как ласковые и милые котята. Вы знаете, как они здороваются? Они трутся ушками, лапками, спинками, бочками, хвостиками.
Дети невербально приветствуют друг друга. Радуются.
- Вам понравилось так здороваться?
Основная часть.
Сказка «Спасение родителей».
Цель: психологическая проработка и отреагирование страха наказания.
С детьми разыгрывается следующая сказка.
Жила-была семья зверей. Все у них было хорошо, но иногда папа с мамой наказывали кого-то из детей (у детей спрашивается – кого, за что, как? Демонстрируется несколько эпизодов). Но вот как-то раз утром мама с папой отправились добывать еду. Вечереет, уже пора им возвращаться – а их все нет. Подумали сначала дети: хорошо, что родителей нет – некому будет наказывать. Идет время, становится все темнее и темнее – грустно стало детям, испугались они за родителей и решили пойти их спасать. После преодоления ряда препятствий дети освободили родителей, заколдованных злым волшебником.
В заключение делается вывод о том, что дети поняли: несмотря на возможные наказания, родители для них – самое необходимое, и они в свою очередь для родителей – самое важное и нужное.
Игра «Кто притаился в темноте?»
Цель: отреагирование и снятие напряжения, связанного со страхом темноты, понимание «обманчивости» страха.
Один ребенок ложится на кровать, гасится свет, он засыпает – «ночь». Свет выключается. Внезапно ребенок просыпается от каких-то звуков и видит страшное чудище (его играет другой ребенок). Он дрожит от ужаса, пересиливая себя, включает свет и видит ... маленького котенка, который пришел к нему приласкаться. В конце игры психолог с детьми обсуждает поговорку «у страха глаза велики».
Упражнение «Я могу!»
Цель: осознание возможности адекватного проживания и переживания страха, обучение способам преодоления реальных страхов.
Сначала каждый ребенок рассказывает о своем конкретном страхе, а затем находит свой способ преодоления страха: «Я могу …».
Рисование на свободную тему
Цель: релаксация и отреагирование накопленных переживаний, процессуальная диагностика.
Детям разрешается рисовать все, что им хочется.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Ритуал прощания. «Спаси птенца».
Представьте, что на ваших ладошках беспомощный замерзший птенец. Согрейте его, спрячьте в своих ладонях, подышите на него. Приложите ладони к своей груди – поделитесь с птенцом теплом своего сердца, добротой своей души. Птенчик согрелся. Раскройте ладони. Улыбнитесь ему: «Лети, птенчик».
В атмосфере добра заканчиваем занятие.
Занятие №6. Тема: Нестрашный страх
Цель: обучение конструктивному взаимодействию со страхом.
Оборудование: маски, пластилин.
Вводная часть.
Приветствие.
Цель: принятие друг друга, снятие эмоционального напряжения.
- Дети, давайте поздороваемся не как люди, а как шустрые желтые цыплята. Вы знаете, как они здороваются?
Дети приветствуют друг друга. Радуются, пищат.
- Вам понравилось так здороваться?
Основная часть.
Упражнение «Зимовье зверей».
Цель: изменение воображения, связанного со страхом, с элементами рефрейминга.
С детьми разыгрывается сказка со следующим сюжетом. Все дети – звери, два ребенка – Волк и Монстр. Звери встречаются друг с другом, все вместе строят дом. Наступает зима. Приходит страшный Волк. Придумываем, что можно сделать: засмеяться, всем взяться за руки. Все инициативы выполняются, и под конец все хором говорят 3 раза: «Мы тебя не боимся!». Волк, разочарованный, уходит. То же самое повторяется с Монстром. Через некоторое время звери слышат странные звуки. Послали одного или нескольких зверей посмотреть. Возвращаются они и говорят, что видели как Волк и Монстр сидят, дрожат и плачут. Почему? Им холодно, одиноко и грустно. Что делать? Можно пожалеть их, поговорить с ними, подружиться и пустить к себе в дом.
Упражнение «Разговор со страхом».
Цель: соприкосновение со скрытыми чувствами, связанными со специфическим страхом, их психологическая проработка, обучение конструктивному взаимодействию со страхом.
Психолог говорит детям: «Попробуем поговорить со страхами».
Один ребенок говорит о каком-то Страхе, сажает Страх (игрушку, рисунок, маску) на стул в центре зала. Потом ребенок разыгрывает диалог (говорит и за себя, и за Страх). Если ребенок затрудняется, ему можно помочь, но при этом спросить: «Он так сказал? Он так ответил?»
Если упражнение проведено успешно на поверхность выходят личные переживания, связанные со страхом. Если существуют серьезные психологические проблемы от глубоких стрессовых ситуаций, то должна проводиться индивидуальная психологическая работа.
Упражнение «Лепим на свободную тему».
Цель: релаксация и отреагирование накопленных переживаний, процессуальная диагностика.
Детям предлагается вылепить «все, что угодно». Поощряется совместное творчество. При затруднениях создания чего-то конкретного психолог предлагает индивидуальные задания по работе с пластилином (размять, скатать и пр.).
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Ритуал прощания «Паровозик».
Детям предлагается встать друг за другом и положить руку на плечо впередистоящего. Психолог говорит: «Мы все вагончики одного паровоза, крепко скрепленные между собой». После чего психолог дает команду, и все начинают двигаться.
Занятие 7. Тема: «Страх в сновидениях».
Цель: проработка страхов, связанных со сном, использование сна для «проникновения» во внутреннюю динамику страха.
Оборудование: плотные шторы, спокойная релаксирующая музыка, бумага, краски, карандаши, фломастеры.
Вводная часть.
Приветствие.
Цель: принятие друг друга, снятие эмоционального напряжения.
- Дети, давайте поздороваемся не как люди, а как веселые шустрые белочки. Вы знаете, как они здороваются?
Дети приветствуют друг друга. Радуются.
- Вам понравилось так здороваться?
Основная часть.
Упражнение «Групповой сон».
Цель: эмоциональная подготовка для работы с «личным» сном; снятие психологических защит и возможность безопасного выражения личных переживаний посредством проекции; первичная психологическая проработка страшных снов посредством отреагирования содержащихся в них переживаний, завершения незавершенных ситуаций.
Психолог спрашивает детей, кому снятся сны, кому нет, кто любит сновидения и т.п.
Затем детям читается стихотворение А. Введенского «Сны»:
Села кошка на окошко,
Замурлыкала во сне.
Что тебе приснилось, кошка?
Расскажи скорее мне!
И сказала кошка: - Тише,
Тише, тише говори.
Мне во сне приснились мыши - не одна, а целых три.
Тяжела, сыта, здорова,
Спит корова на лугу.
Вот увижу я корову,
К ней с вопросом подбегу:
Что тебе во сне приснилось?
- Эй, корова, отвечай!
А она мне: - Сделай милость,
Отойди и не мешай.
Не тревожь ты нас, коров:
Мы, коровы, спим без снов.
Звёзды в небе заблестели,
Тишина стоит везде.
И на мху, как на постели,
Спит малиновка в гнезде.
Я к малиновке склонился,
Тихо с ней заговорил:
- Сон, какой тебе приснился? -
Я малиновку спросил.
- Мне леса большие снились,
Снились реки и поля,
Тучи синие носились
И шумели тополя.
О лесах, полях и звёздах
Распевала песни я.
И проснулись птицы в гнёздах
И заслушались меня.
Ночь настала. Свет потух.
На дворе уснул петух.
На насест уселся он,
Спит петух и видит сон.
Ночь глубокая тиха.
Разбужу я петуха.
- Что увидел ты во сне?
Отвечай скорее мне!
И сказал петух: - Мне снятся
Сорок тысяч петухов.
И готов я с ними драться
И побить я их готов!
Спят корова, кошка, птица,
Спит петух. И на кровать
Стала Люша спать ложиться,
Стала глазки закрывать.
Сон, какой приснится Люше?
Может быть - зелёный сад,
Где на каждой ветке груши
Или яблоки висят?
Ветер травы не колышет,
Тишина кругом стоит.
Тише, люди. Тише. Тише.
Не шумите - Люша спит.
Потом дети, сидя в кругу, берутся за руки, закрывают глаза, включается музыка, закрываются шторы, и детей просят представить, «как будто мы вместе сейчас уснули и видим один большой сон на всех». Через некоторое время дети открывают глаза и начинают по очереди рассказывать общий сон.
Психолог структурирует содержание, поддерживает смысловую согласованность и, самое главное, задает провокационные вопросы (о содержании сна), связанные со страхом. После этого происходит разыгрывание сна.
Если рассказ вызывает затруднения, то начинается спонтанная драматизация «того, что мы увидели», причем это может возникать как ответы на вопросы психолога.
Упражнение «Личный сон».
Цель: психологическая проработка страшных снов посредством отреагирования содержащихся в них переживаний, завершения незавершенных ситуаций.
Ребенок рассказывает страшный сон (возможно, придуманный). Потом его просят побыть в роли одного из элементов, персонажей сна, рассказать про себя, показать себя, устроить диалог данного персонажа с группой. Дальнейшая работа может вестись по нескольким направлениям:
проигрывание рассказанного сна с помощью других детей;
проигрывание всех ролей в сне, выбор наиболее значимых, часто находящихся в противостоянии, и организация диалога между ними с помощью «пустого стула» или «дублера»;
проигрывание одной, наиболее значимой части сна.
Упражнение «Рисуем сон».
Цель: релаксация и отреагирование накопленных переживаний, процессуальная диагностика.
Дети рисуют сон так, как им хочется.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Ритуал прощания «Волшебное заклинание».
Детям предлагается встать в круг, положить руки на плечи друг другу и сказать вместе с психологом заклинание:
«Раз, два, три, четыре!
Не один я в этом мире!
Я со страхом поборюсь,
Ничего я не боюсь!»
Занятие №8. Заключительное.
Цель: обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов; создание праздничной атмосферы для формирования оптимистического направления развития.
Оборудование: музыка, пластилин, карнавальные шуточные одежды.
Вводная часть.
Приветствие.
Цель: принятие друг друга, снятие эмоционального напряжения.
- Ребята, давайте поздороваемся, как веселые добрые девочки и мальчики.
Дети приветствуют друг друга вербально и невербально. Радуются.
Основная часть.
Методика Щур В.Г. «Лесенка», тест тревожности по Филлипсу.
Упражнение «Вспомним все, что знаем о страхах».
Психолог предлагает детям вспомнить занятия и «прокрутить» основные идеи (особенности страхов, способы взаимодействия с ними, отношения к ним).
История про Вику «Для чего нужен страх?».
Психолог рассказывает детям:
- Вика очень боится змей. Она всего один раз видела ужа и очень его испугалась. Когда она лепила из пластилина свой страх, он получился длинный, извивающийся, с желтым глазком на голове и открытой пастью. Вика спросила у него: «Для чего ты меня пугаешь? Ты хочешь, чтобы я была внимательнее к тому, что ползает у меня под ногами? Я сейчас пойду к маме и спрошу у нее, какие бывают змеи и могут ли они причинить мне вред. Я буду осторожна, когда играю летом на улице. Особенно там, где много травы и влажно, на солнцепеке, куда любят, особенно весной, выползать погреться змеи. Наверное, мама мне расскажет еще много интересного, а может быть, мы почитаем с ней вместе книжку о змеях. Спасибо тебе, страх, что ты охраняешь меня от опасностей, от того, чего я еще не знаю».
Обсуждение истории.
«Магические» приемы против страхов.
Детьми и психологом предлагаются различные приемы по преодолению стресса, тревоги, страха:
Прием оглушения страха. После рисования страхов, из листочка делается дудочка в которую необходимо подуть изо всей силы – тогда страх оглохнет и перестанет быть страшным.
Прием утопления страха. После рисования страха из листочка делается стаканчик в технике оригами, в который наливается вода – пусть страх утонет.
Прием уничтожения страха. После рисования страха листочек рвется на мелкие кусочки – страх бессилен.
Прием созидания счастья. Превращение страшных рисунков в творческую счастливую композицию.
Упражнение «Волшебное путешествие».
С детьми разыгрывается спонтанная драматизация. Звери сталкиваются с какой-то проблемой, отправляются в путь, встречаются с препятствиями (страхами), которые оказываются их помощниками, помогая преодолевать путь. Дети играют роли всех зверей, все персонажи и постоянно меняются ролями. В конце цель достигается: путь преодолен, страхи стали помощниками и друзьями.
Упражнение «Волшебное путешествие» плавно переходит в бал-маскарад.
Кульминация – шуточный бал-маскарад и всеобщее веселье с использованием масок, театральных костюмов.
В конце для релаксации дети лепят из пластилина страну, в которой все хотели бы жить.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Ритуал прощания «Хоровод счастья».
Психолог предлагает детям взяться за руки, двигаться по кругу и мысленно передавать друг другу ощущение счастья и спокойствия…
Психолог: «Всем, всем, всем до свидания!»
V. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Результаты первого уровня.
Получить социально-значимые знания необходимые в преодолении страха.
Результаты второго уровня.
Развить социально значимые отношения к себе и другим, повысить самооценку.
Результаты третьего уровня.
Приобрести опыт социально-значимого действия. Открыть в себе новые внутренние силы и жизненные ресурсы, обрести внутреннюю гармонию, научиться владеть собой, контролировать и распознавать свои и чужие чувства, эмоции, настроения, овладеть механизмом самопомощи.
Школьники под руководством психолога, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам.
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / Под ред. С.В. Кривцовой. Генезис. – М, 2002.
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Речь. – СПб, 2006.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Феникс. – Ростов н/Д, 2004.
Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. Речь. – СПб, 2003.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Генезис. – М, 2011.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. Речь. – СПб, 2006.
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. «Академия». – М, 2001.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе. Генезис. – М, 2011.
Школьный психолог 2005 №4 Настины приемы. Как ученица первого класса победила страх (Н. Болсуновская).
Школьный психолог 2005 №17 Программа «Развитие эмоциональной сферы» (И. Вежновец).
Школьный психолог 2010 №12 История одной сказки (Т. Щербакова).
Приложение №1.
Методика Щур В.Г. «Лесенка».
Цель: изучение самооценки и уровня притязаний детей.
Диагностическое оборудование: картинка с изображением лестницы, состоящей из 7 ступенек; вырезанные из бумаги фигурки мальчика и девочки.
Процедура проведения: детям предъявляется рисунок лесенки и зачитывается инструкция.
Психолог: «Это волшебная лесенка. Давайте представим с вами, что на ней располагаются все ребята: на верхней ступеньке – самые лучшие дети, на следующей – тоже хорошие, но всё-таки чуть-чуть похуже. Чем ниже по лесенке – тем хуже дети (показывает рукой). Посередине – так себе ребятишки, не хорошие и не плохие. На последней, самой низкой ступеньке – самые плохие дети. Запомнили?»
После того, как психолог убедился, что дети правильно поняли и запомнили инструкцию, он последовательно задаёт следующие вопросы:
На какую ступеньку ты себя поставишь?
Почему?*
На какую ступеньку тебя поставит мама? папа?
Почему?
Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит учительница?
(Учительницу следует назвать по имени-отчеству).
Почему?
________________________________________________________________Примечание: если ребёнок затрудняется в ответах на вопросы «Почему?», то не следует настаивать. Однако необходимо повторять этот вопрос во всех требуемых случаях.
Ответы детей фиксируются в протоколах.
Обработка и интерпретация результатов.
Количественный анализ.
Завышенная самооценка – ступенька № 7.
Возрастная норма (оптимально высокая самооценка) – ступеньки № 4, 5, 6.
Заниженная самооценка – ступеньки № 2, 3.
Низкая самооценка – ступенька № 1.
Качественный анализ.
Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.
Неблагоприятный вариант – дети ставят себя на ступеньках выше, чем, по их мнению, поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребёнком неприятия со стороны взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит учительница?» – помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от учителя.
Положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Если дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, то это свидетельствует:
а) об инфантилизме (все ответы – «на верхнюю ступеньку», не может ответить на вопрос «почему?»); б) о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдаётся за действительное).
Источник: Справочник педагога-психолога 2011 №6 Методика В.Г. Щур «Лесенка». С.29
Приложение №2.
Тест тревожности по Филлипсу.
Цель опросника – определить, как дети себя чувствуют в школе.
«Правильных» и «неправильных» ответов нет, так как каждый имеет право на своё мнение. Отвечать нужно точно и правдиво. Нужно представлять типичные ситуации, не задумываясь над деталями. Следует давать первый естественный ответ, который приходит в голову. Дети должны свободно выражать своё собственное мнение.
Психолог:
Отвечая на вопросы, записывайте его номер и Ваш ответ «Да» или «Нет».
трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймёшь, что он говорил?
сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что ты боишься сделать глупую ошибку?
дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
похож ли ты на своих одноклассников?
выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всё хорошо запомнишь?
снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
боишься ли ты временами вступать в спор?
чувствуешь ли ты, что твоё сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учёбой?
похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаётся быть лучше их?
доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаёшься один на один с учителем?
высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом – это проявление тревожности.
При обработке подсчитывается:
общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% (29 вопросов), можно говорить о повышенной тревожности ребёнка, если больше 75% (43-44 вопроса) от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности;
число совпадений по каждому из 8-ми факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы Номера вопросов
1. Общая тревожность в школе 2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58
= 22
2. Переживание социального стресса 5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44
= 11
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43
= 13
4. Страх самовыражения 27,31,34,37,40,45
= 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2,7,12,16,21,26
= 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17,22
= 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14,18,23,28
= 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32,35,41,44,47
= 8
Ключ к вопросам.
«+» – Да, «–» – Нет
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
+
–
–
–
–
–
–
–
–
+
–
+
–
+
+
–
–
–
–
+
–
–
–
–
+
+
–
+
+
–
+
–
+
+
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
Результаты.
Число несовпадений знаков по каждому фактору ( 50%, 50%, 75%).
Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
Число несовпадений по каждому фактору для всего класса ( 50%, 50%, 75%).
Представление этих данных в виде диаграммы.
Количество учащихся, имеющих несовпадений по определённому фактору 50% и 75% (для всех факторов).
Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.
Источник: Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Феникс, Ростов н/Д, 2004.
Приложение №3.
Методика «САН» Доскина В.А.
Назначение теста.
Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
Тестовый материал1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
3. Пассивный Активный
4. Малоподвижный Подвижный
5. Веселый Грустный
6. Хорошее настроение Плохое настроение
7. Работоспособный Разбитый
8. Полный сил Обессиленный
9. Медлительный Быстрый
10. Бездеятельный Деятельный
11. Счастливый Несчастный
12. Жизнерадостный Мрачный
13. Напряженный Расслабленный
14. Здоровый Больной
15. Безучастный Увлеченный
16. Равнодушный Взволнованный
17. Восторженный Унылый
18. Радостный Печальный
19. Отдохнувший Усталый
20. Свежий Изнуренный
21. Сонливый Возбужденный
22. Желание отдохнуть Желание работать
23. Спокойный Озабоченный
24. Оптимистичный Пессимистичный
25. Выносливый Утомляемый
26. Бодрый Вялый
27. Соображать трудно Соображать легко
28. Рассеянный Внимательный
29. Полный надежд Разочарованный
30. Довольный Недовольный
Ключ к тесту.
Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Обработка и интерпретация результатов теста.
При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.
Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны:
самочувствие – 5,4;
активность – 5,0;
настроение – 5,1.
При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Источник: Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. // Вопросы психологии. – 1973, – № 6. – С.141-145.
Приложение №4.
Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение. Методика Р. Сирса.
Признаки или шкала Р. Сирса:
1. Часто напряжен, скован.
2. Часто грызет ногти.
3. Сосет палец.
4. Легко пугается.
5. Сверхчувствителен.
6. Плаксив.
7. Часто агрессивен.
8. Обидчив.
9. Нетерпелив, не может ждать.
10. Легко краснеет, бледнеет.
11. Имеет трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной ситуации.
12. Суетлив, много лишних жестов.
13. Потеют руки.
14. При непосредственном общении с трудом включается в работу.
15. Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы.
Обработка результатов:
1-4 признака – слабая тревожность;
5-6 признаков – выраженная тревожность;
7 признаков и более – высокая тревожность.
Источник: Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. «Академия». – М, 2001, С.35-36.
Приложение №5.
Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду и школе. Методика А.И. Баркана.
Учащимся предлагается выполнить рисунок на тему «Я в школе». Обработка проводится в соответствии с общими принципами рисуночных тестов, в частности, характером сюжета рисунка, наличием декоративных элементов, дополнительных элементов и др.
На основании анализа выделяются 3 группы детей:
с отсутствием признаков дезадаптации – 1-я группа;
с наличием нескольких признаков дезадаптации – 2-я группа;
с явно выраженной школьной дезадаптации – 3-я группа.
Общие отличия рисунков детей 1-й и 3-й группы:
цветовые (у детей 1-й группы преобладают яркие цвета, 3-й группы – черный и серый);
сюжетные (у детей 1-й группы изображен учебный процесс, 3-й группы – перемена или уход домой);
в изображении людей (у детей 1-й группы присутствуют несколько человек, чаще с учителем, 3-й группы – люди отсутствуют или наличествует один ребенок, реже один учитель);
в изображении учителя (у детей 1-й группы фигура учителя изображена адекватно, 3-й группы – в доминантной либо агрессивной позиции).
Источник: Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. «Академия». – М, 2001, С.35.
Приложение №6.
Анализ актуального состояния по тесту Люшера.
Цветовой тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
Краткий вариант представляет собой таблицу восьми цветов:
серого (условный номер — 0)
темно-синего (1)
сине-зеленого (2)
красно-желтого (3)
желто-красного (4)
красно-синего или фиолетового (5)
коричневого (6)
черного (7)
Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент.
Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо.
Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы:
темно-синий — 1,
сине-зеленый — 2,
оранжево-красный — 3,
желтый — 4,
фиолетовый — 5,
коричневый — 6,
черный — 7,
серый — 0.
Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две-пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.
Инструкция для психолога.
Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.
Обработка результатов.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное.
В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.
В результате тестирования получаем восемь позиций:
первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + + );
третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);
пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = = );
седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются - -) На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:
1-я позиция — цвет, который нравится больше всего, указывает на основной способ действия, т.е. средство для достижения целей, стоящих перед обследуемым.
2-я позиция — обычно цвет в этой позиции также обозначается знаком «+», и в этом случае он означает цель, к которой стремится испытуемый.
3-я и 4-я позиции — обычно цвета, стоящие в этих позициях, обозначаются знаком «х» и указывают на истинное положение вещей, ситуацию или образ действия, вытекающий из данной ситуации (например, синий цвет в этом случае будет означать — испытуемый чувствует, что находится в обстановке покоя или же что обстановка требует, чтобы он действовал спокойно).5-я и 6-я позиции — цвета, находящиеся в этих позициях и обозначенные знаком «=», указывают на специфические особенности, не вызывающие неприязни, не связываемые с существующим положением дел, незадействованные в данный момент резервы, особенности личности.
7-я и 8-я позиции — цвет в этих позициях, помеченный знаком «—», означает существование подавленной потребности или потребности, которую следует подавить потому, что ее реализация привела бы к неблагоприятным результатам.
Разметка выборов .При повторном выборе цветов, если два или более цвета меняют позицию, но все же остаются рядом с цветом, который был их соседом по первому выбору, то группа существует, и именно эту группу цветов следует обвести кружком и пометить соответствующим функции знаком.
Очень часто эти группы несколько отличаются от простой группировки по парам.
Пример:
1-й выбор — 31542607
2-й выбор — 35142670
Группирование выполняется следующим образом:
3 1 5 4 2 6 0 7
3 (5 1) (4 2 6) (7 0)
+ хх= = = - -
Делая пометки в протоколе такого теста, следует руководствоваться следующими правилами:
Первая группа (или одна цифра) помечается «+».
Вторая группа (или одна цифра) помечается «х».
Последняя группа (или одна цифра) помечается «-».
Все остальные цвета помечаются знаком «=».
Там, где имеются пары цветов, при интерпретации следует использовать их, а не отдельные цвета.
Иногда одни и те же цвета при 1-м и 2-м выборе будут снабжены различными знаками. В этом случае каждый выбор следует помечать отдельно:
+ + х= = - - -
5 1 3 4 2 6 0 7
3 5 1 4 2 7 6 0
+ хх= = = - -
Обычно второй выбор бывает более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, особенно в случае сомнений. В этой связи при пользовании таблицами следует учитывать в первую очередь группировку и пометки, сделанные при втором выборе.
Может оказаться, что какие-либо номера являются общими для двух функциональных групп и тогда следует интерпретировать обе группы соответствующими пометками в протоколе:
+ + - -
+ хх= = = = - 5 1 3 4 0 6 2 7 1-й выбор
3 1 5 4 0 7 2 6 2-й выбор
+ + х= = = = - В таком случае в таблицах нужно смотреть следующие группы: +3+1, х1x5, =4=0, —2—6 (имеются еще также дополнительные группы: +3—6 и +3—2).
Интерпретация результатов.
Одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.
Подробное описание значения цветов.
Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от среды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.
Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:
№ 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;
№ 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;
№ 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.
Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.
Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.
Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.
Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.
Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.
Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.
Показатели тревоги.
Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком —, и все остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.
В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком —, например: Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния. В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации. ! !! !!!
А А А
2 1 4
Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет в 7— и позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!).
Подобным же образом в тесте Люшера оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например:
!!! !! !
С С С
+ + +
6 0 7
Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее. С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.
Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком «—» ). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.
Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?
Может быть также проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния. Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.
То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.
Источник: Люшер М. Цвет вашего характера. - М.: Вече, Персей, АСТ, 1996.