Урок Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода
Черенкова Валентина Николаевна,
учитель математики первой квалификационной категории
МКОУ «Быстрецкая СОШ им. Орехова Т.Ф » Тимского района Курской области
Учебник «Математика, 5» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурдт. – 33-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2014.
Эпиграф урока: «Старайся дать уму как можно больше пищи»
Л.Н. Толстой
Тема: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Цель: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, учить применять эти навыки при выполнении различных математических заданий.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Познавательные:
научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби;.
формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.
;.Коммуникативные:
воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, сопереживать, прийти на помощь, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы в группе, индивидуальные карточки – смайлики.
Ход урока.
I. Организационный момент 2 мин
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним поприветствуйте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам успешной работы! Садитесь.
.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
I I. Мотивация к учебной деятельности
Формируемые УУД:
Личностные: смыслообразование
Познавательные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)
Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение 15 мин
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
Цель:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями.
Ребята, представьте себе, что к вам пришли в гости два друга. Вы решили их угостить чаем с тортом, который разрезали на 10 частей. Один из друзей съел 1 кусок торта, другой-5 кусков, да и ты за компанию скушал 2 кусочка. Вдруг раздался звонок, это пришел еще один товарищ. Ты заволновался, хватит ли для нового гостя торта?
- Как узнать? (надо посчитать сколько кусочков торта осталось)
- Что для этого нужно сделать?(сложить дроби, вычесть)
- Что мы должны научиться делать?(складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)
- Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.
– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.)
– Запишите число и тему урока.
(На доске учитель записывает тему урока)
I II. Изучение темы
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации
-Ребята, на сколько частей разрезан торт? Как выполнить сложение дробей 13 EMBED Equation.3 1415 Вспомним что показывает числитель? Значит 1 друг съел 1 кусочек торта, 2 – 5, а ты – 2. Всего сколько кусочков торта съедено? (8). Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать? Выполним вычитание.
- Ну что, ребята, сможешь угостить ты нового гостя? (да)
- А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями. (говорят).
- Давайте откроем учебник на странице 155 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!
(слайд, на котором буквенная запись сложения и вычитания)
- Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь.
А чтобы о нас говорили, что мы культурные и воспитанные, мы должны говорить правильно. Этому нас тоже учат. (с.157 прочесть вслух, сделать акцент на то, что склонение числительных будем изучать в 6 классе).
(Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание).
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
IV. Первичное закрепление во внешней речи 4 мин
(стр. 157, № 1011) – устно
Физминутка ( гимнастика для глаз под музыкальное сопровождение) . 1 мин
Следим глазами за движущимися объектами.
Графический диктант. 4 мин
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Цель: проверить своё умение применять правило сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
- Сейчас мы напишем графический диктант. А помогать нам будут наши друзья.
Запишите в тетради в строчку свои ответы.
Ответу «да» соответствует «+», ответу «нет» - «-».
(Три ученика у доски на обратной стороне)
1) Я думаю, что сумма одной пятой и трёх пятых равна четырём пятым.
2) Я думаю, что разность одиннадцати тринадцатых и двух тринадцатых равна девяти тринадцатым.
3) Я думаю, что сумма пятнадцати двадцать вторых и пяти двадцать вторых больше единицы.
4) Верно ли, что 13 EMBED Equation.3 141513 QUOTE 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415.
5) Верно ли, что 13 EMBED Equation.3 1415> 13 EMBED Equation.3 1415.
6) Я думаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной.
7) Верно ли, что дробь 13 EMBED Equation.3 1415< 1.
8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого.
Ключ: ++ -++-++
Проверяют правильность выполнения, самооценка. Открываем доски. (Выставить оценки работавшим у доски)
Поставьте сами себе оценки карандашом на полях тетради («5»-верно все, «4»-1-2 ошибки, «3»-3-4 ошибки, «2»- 5 и более ошибок).
2. Работа по вариантам. 5 мин
Вызываю к доске двух ребят, они работают на скрытой доске, а остальные работают самостоятельно по вариантам.
1.Стр. 156, №1005 – 1 вариант
- Прочитайте ответ. (Масса салата 13 EMBED Equation.3 1415 кг.)
(вопросы задаются учителем в случае затруднения)
2. Стр. 156, №1009 – 2 вариант
- Прочитайте ответ. (Во второй день засеяли 13 EMBED Equation.3 1415 13 QUOTE 1415поля.)
(вопросы задаются учителем в случае затруднения)
-Закончили? Проверяем. Открываем доски и сравниваем.
- Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка?
- Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка?
- Повторим ещё раз правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Молодцы! Справились.
(Заслушать решения, прокомментировать действия, проговорить провила сложения и вычитания дробей. Выставить оценки).
3. Работа в парах 5 мин (Одна пара у доски)
№ 1014, стр.158.
Рассмотреть оба способа.
1 способ:
13 EMBED Equation.3 1415 занято елью и сосной вместе.
300:10*7=210 (га)
Ответ: 210 га занято елью и занято вместе.
2 способ:
300:10*3=90 (га) занято елью
300:10*4=120 (га) занято сосной
120+90=210 (га)
Ответ: 210 га занято елью и занято вместе.
Проверка и коррекция. (Оценки за работу у доски)
V. Физкультминутка. Дракоша. 1 мин
VI. Работа в группах. 5 мин
Формируемые УУД:
Личностные: осознание ответственности за общее дело
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие
Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договорённости и согласование общего решения.
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
-Ребята, сейчас мы обобщим знания о дробях, выполним одну очень интересную работу.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
-Какая группа справилась первой? Молодцы! Давайте проверим. Заслушиваем одну группу. Используем перекрёстное оценивание, другая группа оценивает.
- А вы согласны? Выскажите своё мнение. (высвечиваем слайд)
- Проверяем тест, слово третьей группе, и т.д.
Сравниваем с эталоном. (Производим коррекцию)
VII. Рефлексия деятельности на уроке 3 мин
Формируемые УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества
Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: правило сложения и вычитания дробей;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) обсудить и записать домашнее задание.
1. Подведем итог урока:
– Какую тему мы сегодня вместе с нашими друзьями изучали? (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)
- А какие задачи мы для этого ставили? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)
– Наши задачи выполнены? (да)–Выставление оценок индивидуально, в группах, выставление общей оценки за урок
- Возьмите смайлики и нарисуйте свое настроение.
(учитываются листы самооценивания)
2. Постановка домашнего задания с комментированием: 1 мин
Стр. 155 – 156 (выучить правила), № 1039, 1041,
написать сказку про приключения дробей – по желанию.
- Мы здорово потрудились! Всем большое спасибо за интересный урок! Будете выходить, подарите всем своё настроение, прикрепите смайлик.
Root Entry