Индивидуальная работа с учащимися , как один из показателей повышения качества обучения


Индивидуальная работа с учащимися , как один из показателей повышения качества обучения.
Матвеев Е.В.Индивидуальный подход в учебном процессе означает внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося.
Опыт показывает, что индивидуализация (и дифференциация) обучения начинает учитываться в учебном процессе, но арсенал ее средств и методов еще недостаточен и комплексно не разработан, и наблюдается односторонний подход к рассмотрению данной проблемы, а именно, применение по уровневой дифференциации лишь в интеллектуальной сфере, характеристикой которой является мыслительная деятельность.
В мыслительной деятельности школьников можно выделить три уровня:
1) уровень понимания;
2) уровень логического мышления;
3) уровень творческого мышления.
Понимание - это вид мыслительной деятельности, направленной на усвоение готовой информации, сообщенной учителем или книгой.
Под логическим мышлением понимается процесс самостоятельного решения познавательных задач.
Для творческого мышления характерны не только развитость логического мышления, обширность знаний, но и гибкость, критичность мышления, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, расширению задач в условиях неполной детерминированности.
Однако учащиеся отличаются не только степенью сформированности интеллектуальной сферы и основной его компоненты - мышления, но и сформированностью мотивационной сферы, то есть наличием и развитостью устойчивой мотивации учения, а также степенью зрелости эмоциональной, волевой и других сфер личности.
Эффективность процесса обучения в значительной степени определяется наличием действенных, личностно значимых мотивов учения. Из всех мотивов учения наиболее действенным является познавательный интерес, который в своем развитии проходит три стадии:
1) любопытство;
2) любознательность;
3) устойчивый познавательный интерес.
Любопытство возникает как естественная реакция человека на все неожиданное, новое, интригующее. Оно характеризуется ситуативностью, неустойчивостью.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление.
Задача процесса обучения состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний. В учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.
Арсенал приемов формирования устойчивого познавательного интереса разнообразен. Большое влияние на формирование интересов учащихся оказывает форма организации учебной деятельности, четкая постановка познавательных задач урока,доказательное объяснение материала, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий, создание проблемных ситуаций, а также занимательность и наглядность.
Исследования показывают, что формирование у учащихся мотивов учения неразрывно связано с развитием мышления и интеллектуальной сферы в целом.