Об организации учебно-воспитательного процесса на современном этапе предшкольного образования
Об организации
учебно-воспитательного процесса
на современном этапе предшкольногообразования
Мачалкина Людмила Вячеславовна
учитель начальных классов
МКОУ «Октябрьская СОШ»
Поворинского района
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования происходит внедрение в практику работы дощкольных образовательных учреждений современных программ и технологий, базирующихся на личностно-ориентированном подходе к ребенку.
Почти каждая программа предусматривает конкретные виды работ и занятий, ориентированных на развитие личности ребенка, его представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Программами предусмотрено проведение занятий в игровой, занимательной форме, способствующих развитию личности дошкольника, его самостоятельности, инициативы, творчества, реализации его потребностей и интересов, формированию эмоциональной общности со сверстниками и взрослыми как элемента развития социальных отношений, совершенствования умения детей владеть своим поведением и подчинять его правилам игры.
Каждая из рассматриваемых программ имеет методическое обеспечение. Составляют, как правило, пособия для воспитателей (или родителей) и пособие (тетрадь) для выполнения заданий каждым ребенком (в зависимости от возраста и уровня развития - самостоятельно или с родителями).
По мнению Н. Ф. Виноградовой, автора программы «Предшкольная пора», независимо от того, в условиях какого социального института (детский сад, школа, семья) будет проходить обучение детей дошкольного возраста, необходимо, чтобы его руководители ориентировались на два важнейших требования: необходимость получения реального результата обучения, определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.
В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:
1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого - успешности обучения.
2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.
3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками- особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.
4.Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.
При подготовке конкретного занятия педагог должен:
- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;
- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;
- учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;
- предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.