Урок по математике на тему Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями(5 класс)
Тема :
«Сложение и вычитание
обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями»
5 класс
Учитель : Задубенко С.М.
План :1мин 1 Вступительное слово учителя.
5мин 2 Фронтальный опрос.
7мин 3 Устная работа.
10мин 4 Практическое задание.
2мин 5 Историческая справка.
6мин 6 Математический диктант
1мин 7 Физкультминутка
7мин 8 Практическая задача.
2мин 9 Подведение итогов.
4мин 10 Дополнительное задание (математическая эстафета).
«Великая книга природы написана математическими символами.» Галилео Галилей.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Давайте вспомним чем мы с вами занимаемся:
Что такое дробь?
Что показывает числитель, знаменатель дроби?
Какая дробь называется правильной , неправильной ?
Сформулируйте основное свойство дроби.
Что значит сократить дробь?
Как из неправильной дроби выделить целую часть?
Как смешанное число представить в виде неправильной дроби?
Как найти дробь от числа?
Как найти число по значению его дроби?
Как сложить , вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова тема нашего урока? – Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Запишите в тетрадях тему нашего урока.
Устная работа.
Вывести на экран (ученики отвечают, на экране открывается правильный ответ)
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
59 - 29 412 + 112 1720 - 1320 1920 - 920 1522 + 222 533 + 833 17150 + 13150 78100 - 27100 4344 - 2144Найди ошибку и исправь ее (для каждого ряда свое уравнение) :х- 512 = 212 z + 719 = 1119 1516 - y = 316х = 512 - 212 z = 719 + 1119 y = 1516 + 316
х = 312 z = 1819 y = 1816
х = 14 y = 1216 у = 1 18 Ответ : 14 . Ответ: 1819 . Ответ:1 118 .
Игра на внимание «Хлопушка». (Учитель произносит утверждение, если высказывание верное – ученики хлопают в ладоши, если – ложное, молчат.)
37 + 27 = 57 (верное)
Чтобы сократить дробь надо числитель и знаменатель дроби умножить на одно и тоже число, не равное нулю. (ложное)
Чтобы найти дробь от числа, надо все число разделить на знаменатель и умножить на числитель. (верное)
У правильной дроби числитель больше знаменателя. (ложное)
Неправильная дробь на координатном луче лежит левее 1. (ложное)
79 ˃ 49 (верное)
Практическое задание. У доски работает 2 человека по карточкам. В процессе решения открывают слово «Бегемот». Класс работает самостоятельно по карточкам. У каждого ряда свое задание. (открывают слова «лань», «осел», «барсук»)
БЕГЕМОТ
1 Выполните действия : 3 811 + 5211 ;
2 Выполните действия : 25 + 15 ;
3 Выполните действия : 79 - 59 ;
4 Сократить дробь : 1260 ;
1 2 3 4 5 6 7
е
т
б г м
о е
6 45 35 8 81011 25 63 155 Чему равно 23 от 12 ?6 Выполните действия : 4 35 + 2 15 ;
7 Найти число , если 13 его равны 21.
ОСЕЛ
1 Выполните действия : 47 + 27 ; л
2 Выполните действия : 1314 - 614 ; о
3 Выполните действия : 27 - 47 - 57 ; с
4 Выполните действия : 825 + 725 + 1025 ; е
17 12 67 1
1 2 3 4
ЛАНЬ
1 Выполните действия : 1315 - ( 815 + 415 ) ; а
2 Выполните действия : 911 - 311 - 211; н
3 Выполните действия : 1625 - 125 ; ь
4 Выполните действия : 1319 + 519 ; л
115 1819 35 411
1 2 3 4
БАРСУК
1 Найдите числитель неправильной дроби : 2 45 ; р2 Найдите числитель дробной части смешанного числа : 6312 = 5 12; а
3 Выполните действия : 19 + 69 ; у
4 Выполните действия : 37100 - 17100 ; б
5 Выполните действия : 45 - 35 ; к
6 Выполните действия : 27 + 47 - 57; с
15 17 14 1 25 3 79
1 2 3 4 5 6
Историческая справка (почему открыли названия именно этих животных). Ребята высказывают свои предположения.
До Великой Отечественной войны Калининградский зоопарк был одним из крупнейших зоопарков Европы. В нем находилось более 2-х тысяч животных.
А во время войны, в результате штурма Кёнигсберга здания и вольеры были разрушены, а из животных осталось только четыре: лань, барсук, осел, и раненный бегемот которого окрестили Гансом. Бегемота нашли в канаве на окраине зоопарка. У него оказалось семь пулевых ранений! Благодаря усилиям ветеринаров бегемот Ганс выжил и стал первым крупным животным Калининградского зоопарка. Именно поэтому символом зоопарка является бегемот.
На данный момент зоопарк является крупнейшим парком живой природы в России - на 17 га его площади обитают около 300 видов более 2 тысяч экземпляров животных, из них 61 вид занесён в Международную Красную книгу.Осел— HYPERLINK "http://symbols_logos.academic.ru/637/%D0%A1%D0%98%D0%9C%D0%92%D0%9E%D0%9B" символ кротости, смирения, терпения, а иногда бедности. В христианских сказаниях осел увозит Марию в Вифлеем, он присутствует при Рождестве Христа Христос избрал белую ослицу для своего триумфального въезда в Иерусалим. Осел, кроме того, символизирует глупость и упрямство. Отсюда произошло выражение «как осел».
Лань - Порода оленей, отличающихся особой быстротой и изяществом. Часто изображается с Древом Жизни. Лань символизирует робость и нежность, долгожительство, высокий чин, продвижение по службе, богатство.
Барсук - распространен довольно широко. Взрослые барсуки обычно выходят из нор в сумерки, а возвращаются отсыпаться, когда наступает утро. Пожалуй, другого такого хозяйственного и чистоплотного зверя в лесу не найти. Живет барсук в норе, которую содержит в идеальном порядке. Общая длина ходов в подземной многоярусной норе может составлять до километра и больше. основные жилые помещения могут находиться на глубине 5-7 метров под водоносным слоем. Барсук – старательный хозяин, он постоянно что-то в норе поправляет, ремонтирует, роет новые ответвления. За лето несколько раз выносит проветриться или полностью заменяет подстилку. Идеальный порядок соблюдается не только в норе, но и рядом с ней. Никакой тебе грязи и отходов, в стороне от входов вырыты специальные ямки для туалетов, все, что стало ненужным, уносится подальше. Кстати, в крупных барсучьих норах иногда селятся лисы и енотовидные собаки. Барсуки квартирантов пускают, но заставляют соблюдать общепринятую у них гигиену. Если новые жильцы начинают докучать хозяевам, их просто изгоняют.
Математический диктант с последующей взаимопроверкой.
1 вариант 2 вариант
1012 - 412 1) 1415 - 2151125 + 1225 2) 2847 + 2472243 - 1543 3) 1935 - 1435813 + 213 4) 817 + 61789 - 59 + 69 5) 78 - 58 + 68Физкультминутка.
А теперь ребята встали,
Быстро руки вверх подняли,
На носочки дружно встали,
Пальчиками помахали,
Руки в стороны, вперед,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Решение задачи.
Задача.(рассмотреть один способ решения)
В зоопарке обитает 300 видов животных. Из них птиц и млекопитающих 510 , пресмыкающихся и амфибий - 210 всех видов животных, остальные – тропические животные. Сколько тропических животных обитает в зоопарке?
Решение:
Всего - 300 видов животных
Птиц и млекопитающих - 510 видов;
Пресмыкающихся - 210 видов;
Тропических - ? видов.
300 : 10 • 5 = 150 (видов) птицы и млекопитающие
300 : 10 • 2 = 60 (видов) пресмыкающихся
300 – (150 + 60 ) = 90 (видов) тропические
Ответ 90 видов тропических животных.
Итоги урока.
Что нового узнали на уроке? Выразите свое отношение к уроку – нарисуйте ротик бегемотику-смайлику.
Выставить оценки за урок.
Дом.задание : № 1 (найти другие способы решения классной задачи), №449,460.
Математическая эстафета.( по рядам)
1) 712 + 1112 = 2) 710 + 310 = 3) 15 + 35 =
- 612 = 1212 + 410 = 1410 - 25 = 25 + 312 = 1512 - 210 = 1210 1 - = 35 1712 - = 212 сократить 75 + = 105 сократить - 65 = 45 выделить целую часть + 115 = 155 + 46 =( 56 ) 1 + 2 = (3 15 ) сократить (3)