Интегративный урок по математике на тему «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»






Естественнонаучное направление





Урок математики в 5 классе
«Сложение и вычитание обыкновенных дробей
с одинаковыми знаменателями»













Автор работы: Абдрахманова Татьяна Рудольфовна учитель математики, стаж работы в данной должности: 30 лет, категория: высшая







г. Артёмовский
2016 год
Пояснительная записка к уроку
На главу «Обыкновенные дроби» по программе отводится 42 часа, из них 3 часа занимает тема «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями». Одной из главных целей изучения математики в 5 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия, в том числе, с обыкновенными дробями. Один из важнейших навыков при работе с обыкновенными дробями обучающиеся приобретают на этих уроках.
Предлагаю урок по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями». Предмет: математика Класс:5 Тип урока: урок закрепление изученного материала
Тема
 «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями »


Цель
 Формирование умений складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями

Задачи
Образовательные: продолжить формирование умений применять имеющиеся знания в новой ситуации
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии)
развитие представлений о дробном числе, как о важнейшей математической модели, позволяющей описывать и изучать реальные процессы и явления;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений с обыкновенными дробями;
формирование умения сознательного пользования основными понятиями и правилами;
Развивающие: совершенствовать умение обрабатывать информацию, формировать коммуникативную компетенцию, развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать, формировать логическое мышление; способствовать развитию познавательной активности; прививать интерес к математике.
Воспитательные: умение слушать и вступать в диалог, воспитывать ответственность и аккуратность.

УУД
Личностные УУД:  умение выделять нравственный аспект поведения; формировать адекватную самооценку и чувство собственного достоинства.
 Регулятивные УУД: работа по алгоритму, прогнозирование своей деятельности для решения поставленных задач, целеполагание и выдвижение гипотез, умение выделять необходимую информацию для решения базовых задач и задач в измененной ситуации.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли, умение формулировать вопросы, умение интегрироваться в группу, поддержание здорового духа соперничества умение контролировать действие партнера, совершенствование навыка самоанализа и самоконтроля
Познавательные УУД: формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; овладение математическим языком; развитие умения использовать его; формирование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме; развитие умений применять изученные понятия, методы для решения уравнений


Планируемые результаты
Предметные: Знать правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Уметь применять эти правила при решении уравнений.
Личностные: умение слушать и вступать в диалог, умение интегрироваться в группы, через взаимодействие с математическим содержанием учиться уважать и принимать чужое мнение и поднимать самооценку.
Метапредметные: применять полученные знания при решении проблемных ситуаций,

Основные понятия
 Обыкновенные дроби, смешанные числа, правило сравнения дробей.

Межпредмет-
ные связи
  Формирование у школьников умения применять математические знания в жизни и на других предметах.

Ресурсы:
основные
дополнитель-
ные
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский – «Вентана-Граф»2016
Карточки, линейки, карандаши, компьютер с комплектующими.

Формы работы учащихся
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая


Используемое оборудование: компьютер с комплектующими.






Интегративный урок по математике «Красная книга»
по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей
с одинаковыми знаменателями» 5 класс
Цели урока:
Предметные: Обобщить знания учеников об обыкновенных дробях; узнавать правильные и неправильные дроби, уметь соотносить их с единицей, выполнять сравнение дробей, выделять целую часть, выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Личностные: Формировать представление о математике как о части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, расширение знаний об окружающем мире, продолжить знакомство с «Красной книгой»
Метапредметные: Использовать приобретённые знания в практической деятельности, проводить анализ ситуации, строить логическую цепочку, оценивать полученный результат.

Ход урока.
Организационный момент (готовность рабочего места, дата, классная работа)
(СЛАЙД 1)
Учитель: Дети вам тепло?
В классе светло?
Прозвенел уже звонок?
Уже закончился урок?
Только начался урок?
Хотите учиться?
Значит можно всем садиться!

Мотивация к учению:
Учитель: Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит выполнить серьёзную работу. От вас потребуется усидчивость, стремление, внимание, последовательность и правильность выполнения заданий.
(СЛАЙД 2) Кто ничего не изучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего не замечает,
тот только хнычет и скучает.
(СЛАЙД 3)
3. Актуализация опорных знаний. Проверка Д/З.
Учитель: Дети, у кого вопросы по выполнению домашнего задания? Проверяем Д/З. Дети зачитывают ответы, часть Д/З проверяется с помощью документ камеры, у 5 учащихся проверяется правильность выполнения.

Устный счёт. Определение темы и цели урока.
(СЛАЙД 4) Анаграмма
Решите анаграмму и определите тему урока

брьод; желоснеи; ратдакв; нитачивые;


Дети: Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
(СЛАЙД5)
Учитель: Ребята выполните задания устного счёта на этапах: читалочка, сравнилочка, умелочка.
1) читалочка.
Прочитайте дроби: 13 QUOTE 1415, 13 QUOTE 1415, 13 QUOTE 1415, 13 QUOTE 1415, 13 QUOTE 1415, 13 QUOTE 1415, 13 QUOTE 1415 (дети читают дроби, отвечают на вопросы учителя)
Какие из дробей являются правильными? Какие из дробей являются неправильными?

2) сравнилочка.
Сравните эти дроби с единицей (двое учащихся выполняют задание и отвечают на дополнительные вопросы задаваемые учениками)

3) умелочка.
В неправильных дробях выделите целую часть (двое учащихся выполняют задание и отвечают на дополнительные вопросы учителя)

Физминутка.
Поднимает руки класс – это «раз»
Повернулась голова – это «два»
Руки вниз, вперёд смотри – это «три»
С силой их к плечам прижать – это «пять»
Всем ребятам надо сесть – это «шесть»

Закрепление изученного материала.
Учитель: Волка можно увидеть в наших лесах часто, но есть звери, которые встречаются очень редко. В результате самостоятельной работ вы, ребята, узнаете, какие это звери и птицы, сопоставив ответ и букву задания.

Самостоятельная работа (индивидуальная работа по карточкам).
Задание к карточке №1.
Среди дробей 13 QUOTE 1415; 13 QUOTE 1415;13 QUOTE 1415; 13 QUOTE 1415 найдите неправильную дробь.
Сравните числа 13 QUOTE 1415 и 1, выберите наименьшее число.
В классе 32 ученика, 13 QUOTE 1415 из них занимаются в кружках. Сколько учеников занимается в кружках?
5 13 QUOTE 1415 + 13 QUOTE 1415 =
В одной коробке 613 QUOTE 1415 кг конфет. Во второй коробке на 13 QUOTE 1415 кг больше. Сколько конфет во второй коробке?
14 13 QUOTE 1415 + 113 QUOTE 1415 - 5 13 QUOTE 1415 =
Задание к карточке №2
Среди дробей 13 QUOTE 1415; 13 QUOTE 1415;13 QUOTE 1415; 13 QUOTE 1415 выберите правильную дробь.
Длина маршрута 12 км. Пройдя 13 QUOTE 1415 пути, ребята сделали привал. Сколько км они прошли до привала?
Решите уравнение 13 QUOTE 1415 + х = 3
Отрезок АВ равен 3 13 QUOTE 1415 см. Отрезок MN на 13 QUOTE 1415 см длиннее. Чему равен отрезок MN?
7 13 QUOTE 1415 - 413 QUOTE 1415 + 3 13 QUOTE 1415 =
1 - 13 QUOTE 1415 =


Задание к карточке №3
Среди дробей 13 QUOTE 1415; 13 QUOTE 1415;13 QUOTE 1415; 13 QUOTE 1415 выберите правильную дробь.
Сравните числа 13 QUOTE 1415 и 13 QUOTE 1415 , выберите наибольшее.
Маша прочитала 13 QUOTE 1415 всей книги. Сколько страниц во всей книге, если она прочитала 240 страниц?
9 13 QUOTE 1415 + 13 QUOTE 1415 =
Длина прямоугольника равна 3 13 QUOTE 1415 см. Ширина его на 13 QUOTE 1415 см меньше длины. Вычислите ширину прямоугольника.
13 13 QUOTE 1415 + 2 13 QUOTE 1415 - 413 QUOTE 1415 =


Учитель: Какие животные у вас, ребята получились, после выполнения заданий? (Идёт проверка выполнения самостоятельной работы с помощью
Животные, занесённые в «Красную книгу» (демонстрируются картинки птиц и животных)

(СЛАЙД 6)
Барсук - имеет интересный окрас, тело клинообразно суживается к голове. Хороший землекоп. В зимнее время погружается в спячку. Охота на барсука в определённых областях запрещена.
Беркут – крупная птица. Строит огромное, до 3 метров в диаметре, гнездо из толстых сучьев на вершине высокого дерева.
Косуля – маленький олень очень лёгкого и изящного телосложения. Питается травяной и кустарниковой растительностью, осенью охотно поедает грибы и ягоды.



7.Этап оценивания знаний учащихся и подведение итогов урока:
(СЛАЙД 7)
Учитель:
Поэт А. Яшин сказал:
Высокомерие не к лицу
Ни великану, ни мудрецу.
В сосновом бору,
В берёзовой роще,
Где так многогранно желанье жить,
Мне, сильному, только добрей и проще,
И человечней хочется быть.

Давайте и мы будем любить окружающую нас природу,
беречь и охранять животных и птиц!

Учитель: В конце урока прошу сдать тетради с самостоятельной работой.

(СЛАЙД 8)
8.Информирование учащихся о домашнем задании:
№ 772 с.198,
№ 778 с.199,
№783.


(СЛАЙД 9)
9. Рефлексия:
- Материал урока мне был полезен/ бесполезен
- Моё настроение стало лучше/ стало хуже
- На уроке я работал активно/ пассивно
- За урок я не устал/ устал



















Используемые ресурсы: 1) Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский «Вентана – Граф» 2016
Сборник задач и упражнений по математике. 5кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева.-М.: Мнемозина,2013.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

lђ Заголовок 115