Презентация РАЗВИТИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТАТАРСКИМ НАРОДНЫМ КОСТЮМОМ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования детей«Детская школа искусств №1» г.Димитровграда Ульяновской области преподаватель высшей квалификационной категорииКочнева Светлана ГеннадьевнаРАЗВИТИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТАТАРСКИМ НАРОДНЫМ КОСТЮМОМДимитровград-2015 Ознакомление детей с народным искусством открывает перед ними богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. Эффективным средством возрождения преемственности поколений, формирования у детей нравственных устоев, патриотических настроений, эстетических чувств, которые живы в людях старшего поколения является ознакомление детей с народным костюмом, его историей и традициями. Поэтому тема моего исследования – развитие орнаментального творчества через ознакомление с татарским народным костюмом - является в современном обществе актуальной. Выявление педагогических условий развития орнаментального творчества составляет цель нашего исследования. Объект исследования – процесс развития орнаментального творчестваПредмет исследования – ознакомление детей с народным татарским костюмом как средство развития орнаментального творчества. Гипотеза исследования: развитие орнаментального творчества более эффективно осуществляется в процессе ознакомления с татарским национальным костюмом при соблюдении следующих условий: - отбор доступного содержания для организации работы по ознакомлению с татарским народным костюмом; - разработка и использование разных типов организации педагогической деятельности и в других режимных моментах - организация процесса изобразительного творчества детей для демонстрации связи народного искусства с жизнью. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи: 1. Изучить научно-методическую литературу по вопросам развития творческих способностей и детей и методов для эффективного осуществления данного процесса, по вопросам особенностей ознакомления детей с татарским народным костюмом; осуществить ее анализ. 2. Определить уровни развития орнаментального творчества детей 3. Разработать и экспериментально апробировать систему педагогической деятельности по развитию орнаментального творчества средствами ознакомления с татарским национальным костюмом. 4. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы педагогической деятельности по развитию орнаментального творчества средствами ознакомления с татарским национальным костюмом. Для достижения цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования:- анализ литературы по проблеме;- анализ диагностической литературы;- наблюдение за педагогическим процессом;- диагностические методы: анкетирование, тестирование, беседы;- педагогический эксперимент и его анализ Экспериментальная работа была проведена на базе МБОУ ДОД ДШИ №1 с детьми старшего дошкольного возраста. Теоретический анализ литературных источников по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с татарским народным костюмом показал, что продуктивное использование прогрессивного опыта национального воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно–нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения. Было проведено эмпирическое педагогическое исследование, состоящее из 3-х этапов: Для проведения диагностики была разработана авторская методика диагностики показателей развития орнаментального творчества старших дошкольников, основанная на методических рекомендациях Н.П. Сакулиной по развитию художественного творчества детей дошкольного возраста. В качестве основных критериев для диагностики уровня развития орнаментального творчества старших дошкольников нами были выбраны:- цветовое решение,- сложность и разнообразие форм элементов орнамента,- умение работать кончиком кисти,- композиционное решение,- уровень самостоятельности выполнения работы,- уровень развития творческого подхода Результат констатирующей диагностики Экспериментальная группа Контрольная группа Результат анализа средних значений констатирующей диагностики Результат частотного анализа данных констатирующей диагностики Цель формирующего этапа исследования - организация педагогических условий для развития орнаментального творчества детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с татарским национальным костюмом. Задачи, решаемые в ходе формирующего этапа:- вызывать интерес к народной культуре татарского народа; создавать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре;- познакомить детей с особенностями национального татарского костюма: мужского и женского, с разновидностями татарского орнамента;- закрепление и развитие у детей интереса к татарской народной культуре через знакомство с народным костюмом (и его элементами); - уточнять и расширять знания детей о татарской росписи; формировать навыки рисования татарских элементов росписи;- развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;- расширять словарный запас детей;- воспитывать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений, формировать любовь и уважение к мастерам народного творчества;- совершенствование ранее изученных навыков рисования; - развитие художественного вкуса и воображения у детей (умение выделять красивую форму, силуэт, отличать изящество линий, красоту цветосочетаний).- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру. Календарно-тематический план мероприятий формирующего этапа 1 13.03.15 Беседа «История национального костюма татар» 2 20.02.15 Рассматривание альбомов «Татарский орнамент», «Национальный костюм татар» 3 27.02.15 Работа с родителями. Изготовление дидактической игры «Укрась национальный костюм», «Найди и назови», «Найди такую же», «Найди пару» 4 06.03.15 Беседа «Мужской национальный костюм» 5 13.03.15 Аппликация «Украшение тюбетейки» 6 Малоподвижная игра «Тюбетейка» 7 20.03.15 Праздник «Навруз» 8 27.03.15 Рисование «Татарский костюм» 9 03.04.15 Беседа «Женский национальный костюм» 10 10.04.15 Аппликация «Украшаем сапожок» 11 17.04.15 Работа с родителями. Изготовить читек вместе с детьми 12 24.05.15 Беседа «Разновидности орнамента» 13 08.05.15 Беседа «Татарский женский головной убор» 14 15.05.15 Дидактические игры по ознакомлению с татарским национальным костюмом 15 22.05.15 Рисование «Украшение фартука» 16 29.05.15 Итоговое занятие – праздник «Сабантуй» Данные контрольной диагностики Результат анализа средних значений контрольной диагностики Результат анализа средних значений данных контрольной диагностики Следовательно, наше первоначальное предположение о том, развитие орнаментального творчества старших дошкольников более эффективно осуществляется в процессе ознакомления с татарским национальным костюмом при соблюдении определенных условий (отбор доступного содержания для организации работы по ознакомлению дошкольников с татарским народным костюмом; разработка и использование разных типов организации педагогической деятельности; организация процесса изобразительного творчества детей для демонстрации связи народного искусства с жизнью) полностью подтвердилось. Результаты данного исследования могут представлять интерес для педагогов ДОУ и ДОД, работающих в направлении национального и художественно-эстетического воспитания.