Технологическая карта к уроку биологии на тему Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор

Технологическая карта урока
Урок №1
Тема: Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор
Цели и задачи урока
Цель/задачи
Для ученика
Для учителя

Цель урока
Получить представление об анализаторах, изучить строение, принципы функционирования и функции зрительного анализатора.
Сформировать у учащихся представление об анализаторах, а также о строении, принципах функционирования и функциях зрительного анализатора.

Задачи урока
На знание
Давать определения: рецепторы, анализатор, склера, роговица, радужная оболочка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно.


На понимание
Объяснять принцип функционирования анализаторов; характеризовать структуру зрительного анализатора (вспомогательного аппарата и глазного яблока).

На применение
Приводить примеры информации, которую человек получает с помощью зрения.

На оценку
Оценивать значение зрительного анализатора для человека.

Образовательные
Дать определение понятиям: рецепторы, анализатор, склера, роговица, радужная оболочка, сетчатка, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно.


Объяснить принцип функционирования анализаторов, охарактеризовать структуру зрительного анализатора (вспомогательного аппарата и глазного яблока).


Привести примеры информации, получаемой человеком с помощью зрения.



Указать значимость зрения для человека.

Воспитательные
Формирование научного мировоззрения, представлений о взаимосвязи существования человека и окружающей среды.

Развивающие
Формировать умения: давать определения, объяснения и характеристику, приводить примеры, производить оценку, выделять главное.


Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-рассказ с элементами беседы
Компонент содержания образования: знания о мире, репродуктивные умения.


План урока
Этап урока
Время
Методы обучения
Средства обучения

Организационный момент
1 минута
Разъяснение; словесный.


Изучение нового материала
30 минут
Рассказ; словесный, наглядный; Работа в печатной тетради (практический метод).

Учебник, рабочая и печатная тетради, проектор, компьютер (презентация), плакат "Зрительный анализатор".

Закрепление
11 минут
Работа в печатной тетради (практический метод);
Опрос (устный); словесный, наглядный.
Печатная тетрадь, проектор, компьютер (презентация)

Домашнее задание
2 минуты
Разъяснение; словесный
Учебник, тетрадь, дневник

Рефлексия
1 минута
Беседа; словесный
Проектор, компьютер (презентация)


8. Деятельность
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1. Организационный момент
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к уроку.


2. Изучение нового материала
Учитель озвучивает тему, цель и задачи урока:
Тема урока: Анализаторы. Зрительный анализатор (слайд №1)

Цель урока: изучить строение, принципы функционирования и функции зрительного анализатора. (слайд №2)

Задачи урока:
Давать определения: рецепторы, анализатор, склера, роговица, радужная оболочка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно.
Объяснять принцип функционирования анализаторов; характеризовать структуру зрительного анализатора (вспомогательного аппарата и глазного яблока).
Приводить примеры информации, которую человек получает с помощью зрения.
Оценивать значение зрительного анализатора для человека. (слайд №3)
Вступительное слово:
Мы с вами живем в мире, который богат различными красками, звуками, запахами, и информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств, их у человека пять – органы зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния (слайд №4).
С помощью органов зрения люди воспринимают зрительную информацию и различают предметы, их цвет, форму, объем, размер (слайд №5). Органы слуха воспринимают звуковую информацию, позволяют понимать речь, музыку, звуки живой природы (слайд №6). А с помощью органов обоняния люди получают информацию о запахах окружающего мира (слайд №7). Человек также обладает осязанием. Кончики его пальцев ощущают температуру предмета, структуру поверхности (слайд №8). А вкусовые рецепторы языка дают возможность распознать вкус пищи (слайд №9).
Ученые установили, что 70% информации человек получает с помощью органов зрения, примерно 20% с помощью органов слуха и около 10 % с помощью обоняния, вкуса, осязания (слайд №10).

Первыми принимают на себя воздействие окружающей среды рецепторы – это отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие на определенные раздражители. Располагаются они в органах чувств (слайд №11).

Рецепторы органа зрения раздражаются только светом, слуха – звуками, а языка вкусом предмета. В рецепторах возникают нервные импульсы, которые по чувствительным нейронам передаются в определенную зону коры полушарий большого мозга. Именно здесь возникают ощущения, восприятия, представления (слайд №12).

Такую систему академик И. Павлов назвал анализаторами, впервые применив этот термин (слайд №13).
Анализатор - это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений (слайд№14).



Она состоит из трех частей: рецептора, пути передачи возбуждения (проводника) и соответствующей зоны коры полушарий большого мозга (мозговые центры). (слайд №15)






Начальной частью анализатора являются рецепторы. Они обеспечивают восприятие и первичный анализ внешней и внутренней среды организма. В них происходит превращение энергии раздражителя в нервный импульс (слайд №16).
Вторая часть анализатора представлена проводящими путями, по которым информация передается в центральную часть анализатора. Этот процесс основан на проведении возбуждения от рецепторов органов в кору больших полушарий головного мозга, при этом происходит частичная переработка информации (слайд №17).
Третья часть анализатора образована чувствительными зонами коры больших полушарий головного мозга. Здесь информация обрабатывается, и на ее основе выполняется ответная программа деятельности организма (слайд №18).

У человека выделяют следующие анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожно-мышечный (слайд №19).

Специфичность органов чувств является результатом приспособления организма к условиям внешней среды. Все анализаторы связаны между собой, дополняют друг друга и вместе дают полное представление об окружающем мире (слайд №20).

Давайте более подробно рассмотрим зрительный анализатор (слайд №21).
Значение зрения для человека достаточно велико, как уже было отмечено, с его помощью мы получаем примерно 70% информации, например, о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них и т.д. А также зрительный анализатор контролирует двигательную и трудовую деятельность человека (слайд №22).
Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата (слайд №23).

Вспомогательный аппарат включает в себя брови, которые отводят от глаз пот со лба, веки и ресницы, защищающие глаза от мелкой пыли и яркого освещения, слезную железу и слезные канальцы, вырабатывающие слезную жидкость, которая согревает, увлажняет и очищает глаза, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды (слайд №24).
Таким образом, вспомогательный аппарат выполняет преимущественно двигательную и защитную функции.

Как уже было сказано, орган зрения включает в себя не только вспомогательный аппарат, но и глазное яблоко, которое является основной его частью.

Давайте ознакомимся со строением глазного яблока (слайд №25). Откройте учебник на странице 74 и рассмотрите рисунок «Строение глазного яблока».


Учитель рассказывает о строении глазного яблока, демонстрирует строение по плакату «Зрительный анализатор» или по слайду презентации:
Итак, глазное яблоко расположено в углублении черепа – глазнице. У взрослого человека оно имеет диаметр примерно 24 мм, также оно имеет шаровидную форму, покрыто тремя оболочками: наружной, средней, внутренней (слайд №26).
Слайд №27:
Наружная оболочка имеет заднюю непрозрачную часть – склеру и переднюю прозрачную часть – роговицу.
Средняя оболочка – это сосудистая оболочка, ее передняя часть называется радужкой, которая содержит пигмент, определяющий цвет глаз. В центре радужной оболочки расположен зрачок, пропускающий в глаз необходимое количество света.
За зрачком находится двояко выпуклый хрусталик, который меняя свою кривизну, обеспечивает четкое изображение на сетчатке.
Сетчатка – это внутренняя оболочка глазного яблока. В ней расположены рецепторы: палочек около 130 млн., они обеспечивают черно-белое видение, и около 7 млн. колбочек, дающих информацию о цвете.
Большинство колбочек расположено на сетчатке в желтом пятне, рядом с которым находится слепое пятно – это место выхода зрительного нерва, здесь рецепторы отсутствуют.
Внутри глаз заполнен прозрачным стекловидным телом.

Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик и стекловидное тело служат для проведения и фокусирования световых лучей на сетчатку глаза. В нервных клетках сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые передаются в зрительную зону коры больших полушарий. Здесь вся информация анализируется и складывается в представление о предмете.
Поэтому говорят «глаза смотрят, а мозг видит» (слайд №28).

Теперь мы с вами посмотрим небольшой видеофильм, чтобы повторить новый материал (8 мин.). При просмотре нужно выполнить задание в печатной тетради №69.






Современная жизнь не всегда благоприятно влияет на глаза. Продолжительная работа за компьютером, просмотр телевизора, длительная зрительная нагрузка в школе, неправильное питание, вредные привычки способствуют ослаблению зрения и развитию ряда заболеваний. Как вы уже поняли из видеофильма, чаще всего человек сталкивается с двумя заболеваниями глаз: близорукостью и дальнозоркостью (слайд №29).
Близорукость это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, которые расположены близко, а плохо предметы, находящиеся вдали (слайд №30). При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой. Это может быть связано с удлиненной формой глазного яблока, или с кривизной хрусталика. При близорукости назначают очки с двояковогнутыми стёклами.
Если человек лучше видит предметы на далеком расстоянии, то такое состояние зрения называется дальнозоркостью (слайд №31). У дальнозоркого человека формируется укороченное глазное яблоко, и изображение фокусируется за сетчаткой. Данный дефект устраняется, если человек носит очки с двояковыпуклыми линзами.
При близорукости и дальнозоркости очень важно соблюдать правила гигиены, следить за освещением рабочего места, дома, а в яркий солнечный день носить темные очки.
С возрастом у человека может развиться катаракта, заболевание, вызванное помутнением хрусталика (слайд №32). Еще одно возрастное заболевание глаукома, повышение внутриглазного давления (слайд №33). За последние годы эти болезни «помолодели».
Здоровые глаза позволяют человеку вести полноценную жизнь. Древние философы говорили, что глаза самый ценный дар природы, и они как самый важный из органов чувств заслуживают пристального внимания и заботы (слайд №34).
Записывают число и тему урока в рабочую тетрадь.

























Слушают рассказ учителя, прочитывают информацию на слайдах; походу рассказа выполняют задания в печатных тетрадях.




















Выполняют задание в печатной тетради с.45 №62 (дают определение понятию рецепторы).














Выполняют задание в печатной тетради с.45 №62 (дают определение понятию анализатор).

Выполняют задание в печатной тетради №63 (дополняют схему «Состав анализатора»).






















































Выполняют задание в печатной тетради №66 (перечисляют структуры, которые относятся к вспомогательному аппарату органа зрения).











Открывают учебники на странице 74, рассматривают рисунок «Строение глазного яблока».

Слушают рассказ учителя, смотрят на плакат (слайд).
Выполняют задание в печатной тетради №64 (заполняют таблицу «Строение глазного яблока»).












































Смотрят видеофильм по теме урока.
Выполняют задание в печатной тетради №69 (подписать дефекты зрения, изображенные на рисунке, дорисовать способы их исправления).

3. Закрепление



Давайте закрепим новый материал.

Выполните №65, вам нужно на рисунке подписать название частей глаза, обозначенных цифрами.
Учитель спрашивает одного из учеников, проверяет выполнение задания, затем представляет правильный ответ на слайде №35 презентации.
Радужная оболочка
Роговица
Хрусталик
Мышца
Стекловидное тело
Склера (Белочная оболочка)
Желтое пятно
Зрительный нерв
Слепое пятно
Сетчатка

Выполните №68, вам нужно записать определения понятий палочки, колбочки, сетчатка, желтое пятно.
Учитель спрашивает одного из учеников, проверяет выполнение задания, затем представляет правильный ответ на слайде №36 презентации.
Палочки – рецепторы сумеречного света.
Колбочки – рецепторы, обладающие меньшей светочувствительностью, но способные реагировать на цвета.
Сетчатка – внутренняя оболочка глаза, в которой расположены рецепторы (палочки, колбочки).
Жёлтое пятно – участок сетчатки, в котором располагается большинство колбочек.
Слепое пятно – это место выхода зрительного нерва, не имеющее рецепторов.

Устный опрос. Учитель всем задает вопросы:

Что такое анализатор? (слайд №37)




Что такое рецепторы? (слайд №38)








Что такое склера? (слайд №39)




Что такое роговица? (слайд №40)




Что такое радужная оболочка? (слайд №41)






Что входит во вспомогательный аппарат? (слайд №42)








Объясните принцип функционирования анализаторов. (слайд №43)















Приведите примеры информации, получаемой человеком с помощью зрения. (слайд №44)



Каково значение зрения для человека? (слайд №45)




Учитель оценивает ответы учеников.
Выполняют задания в печатной тетради №65, 68.
Те, кто выполнили задание и готовы отвечать, поднимают руку.
Проверяют правильность выполнения задания, дополняют ответы.






























Устно отвечают на вопросы учителя.

Анализатор - это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.

Рецепторы – это отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие на определенные раздражители.

Склера – это задняя непрозрачная часть наружной оболочки глаза.

Роговица – это передняя прозрачная часть наружной оболочки глаза.

Радужная оболочка - это передняя часть сосудистой оболочки, содержащая пигмент, который определяет цвет глаз.

Вспомогательный аппарат включает в себя брови, веки и ресницы, слезная железа и слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды.

Под воздействием раздражителей в рецепторах возникают нервные импульсы, которые по чувствительным нейронам передаются в определенную зону коры полушарий большого мозга, именно здесь возникают ощущения, восприятия, представления.


Информация о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них и т.д.

Значение зрения для человека достаточно велико, с его помощью мы получаем примерно 70% информации.

4. Домашнее задание
Задать д/з (слайд №46):
Читать учебник с.72-77, с. 78-79 ответить устно на вопросы, выполнить задания в печатной тетради №67 (выписать название частей глаза, через которые проходят лучи света, прежде чем попасть на сетчатку), 70 (написать рекомендации для сохранения хорошего зрения).
Дополнительное задание
письменно ответить на вопрос: Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

Записывают д/з

5. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Отвечают на вопрос


9. Вывод по уроку (слайд №47)
Таким образом, мы сегодня узнали, что информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем с помощью органов чувств, большая ее часть к нам поступает при помощи органов зрения.
Мы познакомились с принципом функционирования анализаторов, со структурой зрительного анализатора. Мы выяснили, что такое рецепторы, анализатор, склера, роговица, радужная оболочка, сетчатка, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно.
Также мы пришли к выводу, что глаза самый ценный дар природы, и они как самый важный из органов чувств заслуживают пристального внимания и заботы.






Анализатор

Рецептор

Проводник

Мозговые
центры



Заголовок 315