статья КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ


КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯЧеловеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Человек с момента рождения общается с другими людьми, но общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.
Компетентностное общение в дошкольном возрасте включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Но практическая работа показывает, что компетентностное общение на современном этапе вызывает тревогу. Сужение объема «живого» общения родителей и детей из-за занятости и поиска заработка, разнообразные технические новшества, процесс «огрубления» нравов общества, преобладание стремления демонстрировать личностное превосходство над другими людьми все это влияет на недоразвитие речи, на неумение ребенком выразить свои мысли,  приводит к снижению эмоциональных контактов с взрослыми и сверстниками, повышает уровень тревожности. Общение у детей в основном на среднем и низком уровне. Дети затрудняются в выражении своих мыслей, их суждения краткими, испытывают робость и смятение, неохотно вступают в диалог со взрослыми.
Для развития компетентностного общения необходимо:
определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;
применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;
выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития компетентностного общения дошкольника.
Понятие и структура компетентностного общения дошкольника
Мы понимаем компетентностное общение, как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.В ее структуре выделяем следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.
Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:
содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
все компоненты (направления) должны быть включены в работу;
более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.
Раскроем смысл каждого компонента, обозначим его значение в компетентностном общении и желаемый уровень для ребенка дошкольного возраста. Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения. Каково значение этих знаний? Ребенок обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.
Для возрастного уровня ребенка актуальны и доступны знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени – о личностных качествах, проявляющихся в общении.
Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека. Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет для просящего. Если, по его мнению, просить – значит показывать свою зависимость или слабость, что недопустимо, то он не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что "никто никому ничего не должен", и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить. Подобные ситуации наблюдаются у детей 6-7 лет: ребенок плачет и не может попросить у соседа карандаш. В этом случае "работает" личностный смысл, который не позволяет просить.
Начиная с дошкольного периода следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним). Именно это не только облегчает, "разрешает" общение, но и делает его нравственным. Ведь если Я уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий. В отличие, например, от ситуации, когда индивид уважает себя, а остальных – нет. В его общении часто сквозит пренебрежение к окружающим, поэтому они не хотят с ним контактировать. Такой человек также чаще использует манипулятивные способы общения.
Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Компетентностное общение дошкольника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Дошкольный период наиболее сензитивен для воспитания личностных черт.
Эмоциональный компонент компетентностного общения связан прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться у дошкольника.
Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления в компетентностном общении. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка.
Общепринятого подхода к классификации коммуникативных умений не существует. В основе нашей позиции – ориентация на опыт детей.
На наш взгляд, условно коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:
базовые, отражающие содержательную суть общения: приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ; прощение; процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.
Приведенная классификация может служить основой системы развития коммуникативных умений детей.
Технологии развития компетентностного общения.
Для формирования компетентностного общения требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Сегодня существуют лишь отдельные ее положения.
Основные субъекты: методист, воспитатели и психолог, работающие во взаимодействии. Методист организует работу по формированию ключевых компетентностей и обеспечению адаптации.
Развитие компетентностного общения детей должно: включать в себя не только коррекционно-развивающую работу дошкольников, но и просветительную с родителями и педагогами; согласованным образом осуществляться в процессе учебной деятельности и специально организованных занятий.
Этапы работы в рамках данной системы:
1) диагностический;
2) коррекционно-развивающий;
3) контрольный.
Диагностический этап осуществляется педагогом и психологом. Педагог на основе наблюдений определяет уровень и особенности сформированности общения детей, психолог с помощью проективных методик – черты самовосприятия и самоотношения (уверенность, неуверенность, завышенную самооценку). Полученная информация используется для индивидуально-типологического подхода в процессе коррекционно-развивающей работы, проводимой психологом или педагогом, овладевшим необходимыми технологиями, либо совместно двумя специалистами. На заключительном этапе с помощью повторной диагностики определяется эффективность работы.
Активное социально-психологическое обучение в детском саду
Основной метод для специально организованных занятий по развитию компетентностного общения детей– активное социально-психологическое обучение (далее – АСПО). Для ребят создаются условия, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения.
Существенные преимущества АСПО по сравнению с традиционными (не активными) формами состоят в следующем.
Во-первых, самостоятельно открытое знание является максимально усвоенным, принятым и действенным. Оно тесно связано с личными переживаниями, поэтому более существенно может влиять на изменение личностных отношений, качеств и поведения.
Во-вторых, ребенок не устает, не воспринимает происходящее как скучную, формализованную учебу. Наоборот, предлагаемые формы АСПО, как правило, связаны с эмоциями интереса и радости.
Но достижение преимуществ требует определенных "затрат" или условий получения нужного результата. К ним относятся, прежде всего, умение педагога (воспитателя или педагога-психолога), ведущего занятия, применять метод АСПО, правильное определение времени (места в учебно-воспитательном процессе) для занятия, оптимальное число занимающихся.
Группы следует комплектовать с учетом индивидуальных особенностей детей (7–12 чел.). В процессе АСПО каждому ребенку должна быть предоставлена возможность что-либо сделать, сказать и быть услышанным и понятым. Обычно группа делится на две-три подгруппы с переменным составом. Однако некоторые занятия рассчитаны на работу с целой группой.
Проведение занятий два-четыре раза в месяц в зависимости от конкретных условий.
Нравственные ценности, чувства и связанные с ними нравственные качества личности как компоненты компетентностного общения должны быть предметом воспитания у детей дошкольного возраста;
В ценностно-смысловом компоненте мы развиваем позитивное отношение ребенка к самому себе через развитие понимания себя, самопринятия и самоуважения, а также доброжелательное отношение к другим людям через расширение понимания их, принятия и уважения. Это облегчает вступление в общение, комфортное и эффективное его протекание. Обеспечивает благоприятный психологический климат в группе, облегчает адаптацию в нем.
Литература:
1. Волкова А. И., Психология общения; Ростов- на- Дону, «Феникс» 2007.
2. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников; Москва, «Книголюб» 2006.
3. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка; Санкт- Петербург 2011.