Статья Православные праздники как метод духовно-нравственного воспитания

Православные праздники как метод духовно-нравственного воспитания
Чернышова Жанна Николаевна
МБОУ «Дивеевская основная общеобразовательная школа» с. Дивеево
«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»
К.Д. Ушинский
В последнее десятилетие большую опасность представляет происходящее падение духовно-нравственного уровня подрастающего поколения. Основной жизненной целью у людей стало приобретение материальных благ, стремление к власти, независимо от средств, с помощью которых это достигается. В отношениях между людьми стали типичными равнодушие, грубость, озлобленность, бездушность, беспринципность, лицемерие, лживость, пошлость, насилие, пренебрежительное отношение к умению общаться. Киселев А.Ф. в своей статье «Выбор» изложил это так: «современный человек упростил свою жизнь жилищным комфортом, обилием продовольствия, возможностями современной техники. За все пришлось платить. Приобретая - утрачивать. Утеряны живительная связь с природой и естественные чувства сопричастности, слитности с «нерукотворным» миром, вызывающим восхищение и поклонение гармонии, величию и красоте». [1, 2]
Перед общеобразовательной школой ставится задача воспитать ответственного, всесторонне развитого гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Здесь нельзя не согласиться с высказыванием педагога Никандрова Н.Д.: «Воспитание – это всегда воспитание ценностей, воспитания отношения человека к миру, к себе, к другим, к Богу» [2, 4]
Церковь и устоявшиеся традиции, которые способствуют укреплению и единению страны – и есть одна из главных составляющих духовно–нравственного воспитания. Важную роль в воспитании школьников играет приобщение к традициям православных праздников. Проведение православных праздников позволяет познакомить учащихся с основами православия в доступной им форме, а это в свою очередь способствует укреплению исторических традиций, воспитанию эстетических и моральных качеств ребенка. Формы проведения праздников различны. Они могут проводиться в одном классе, по параллелям, могут проходить в помещении школы и на улице.
Воспитанные в безверии родители зачастую не способны привить детям высокие моральные ценности именно в силу плохой осведомленности о принципах христианской веры и понятии морали. Проведение детских православных праздников как раз и преследует цель донести до юных душ значение Рождества и Воскресения Христова, смысл соблюдения постов и многое другое, без чего невозможно воспитание высоконравственного гражданина. Помимо прочего, православные праздники отличаются гораздо большей торжественностью, пышностью, в сравнении с обычными праздниками, и вся эта просветленная атмосфера праздника оказывает неоценимое влияние на детей.
Праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и активном освоении этой культуры. Мы всегда говорим об особом состоянии души ребенка в момент проживания праздника. Праздник - это, прежде всего, радость, новые яркие впечатления, красочность, творчество. Как наиболее эффективное средство педагогического воздействия, праздник создает возможность для формирования эмоционального восприятия мира, основ нравственности, культуры. Православные праздники, обогащая ребенка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.
Именно поэтому мы в своей работе используем в качестве одного из методов проведение православных праздников. Этот метод представляется нам наиболее перспективным, поскольку дает возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях общеобразовательных учреждений и учитывать особенности основного образования. (Приложение 1)
Особую праздничную атмосферу помогают создать красочное оформление зала, праздничные костюмы. Хорошими помощниками в этом деле могут быть и дети, и родители. Такая совместная деятельность объединяет детей и взрослых, способствует укреплению доверия, взаимопонимания.
Православные праздники учат ребенка видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира. Все это составляет зачатки нравственных и эстетических эталонов, формирование которых будет продолжено в старшей школе.
Таким образом, проведение православных праздников является одним из основных методов в духовно-нравственном воспитании. Они способствуют развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, духовного, эстетического потенциалов. Формируют навыки межличностного общения, воспитывают любовь к русским традициям, помогают классному руководителю вовлечь в воспитательный процесс родителей. Появляется возможность знакомить детей с православными ценностями, не навязывая их, а органично включая в учебно-воспитательный процесс. Проведение православных праздников подтвердило свою эффективность, именно поэтому мы в своей работе используем этот метод как один из основных.

Список литературы
1. Киселев А.Ф. «Выбор.» - Педагогика.- 2008.- № 9
2. Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России.»- Педагогика-2008.- № 9.
3. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
4. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
5. Орлова Н. “Азбука для православных детей”.
6. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).
7. Воловикова, М.И. Психология и праздник: праздник в жизни человека. 2003 г














Приложение 1

Внеурочное мероприятие в начальной школе с использованием ИКТ.
Праздник – Пасха.
Цели:
Познакомить учащихся с традициями празднования Пасхи на Руси.
Показать некоторые способы украшения пасхальных яиц.
Провести мастер-класс по украшению пасхальных яиц.
Организовать выставку рисунков «Воскресение Христово».
Воспитать патриотические чувства и позитивное отношение к православным праздникам и традициям русского народа, к народному творчеству.
Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, слайд-презентация, экран, контуры яиц на бумаге, краски, цветная бумага, клей, бусинки, ленточки, кружева, крупа и т.д.
Украшение класса:
Учащиеся изготовили гирлянды из схематично вырезанных фигур яйца и птичек.
Заранее дома подготовили праздничные букеты: веточки вербы украсили атласными ленточками и пустыми раскрашенными яйцами.
На столах расставили корзины с раскрашенными яйцами, ручки корзин были красиво украшены атласными лентами и бусами.
В классе была организована выставка рисунков, выполненных учащимися и родителями.
Ход мероприятия: (стихотворение продемонстрировано на экране)
Вступительное слово учителя (Учитель
· сопровождает рассказ показом слайдов)
Сегодня ярче светит солнце,
Сильнее ветер бьёт в оконце,
И крик несётся до небес:
«Христос воистину Воскрес!»
(Фонограмма звона колоколов)
О Пасхе
Пасха Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Готовились к нему 7 недель 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной. Великий Четверг день духовного очищения, принятия таинства причастия. Страстная Пятница напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.
Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.
Иисуса допрашивали перед синедрионом высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел. (На слайде показать распятие Иисуса )
В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. В этот скорбный день надо молиться.
Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».
Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.
Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое действо раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла.
Учитель: Ребята, а почему на Пасху принято дарить друг другу яйца?
          С давних времен хранится в Православной Церкви обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!».
Учитель: А почему мы на Пасху красим яйца?
          На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое придание. Когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.
          С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.
Роспись пасхальных яиц. Учащиеся выступают с докладами.
 1 учащийся: Крашенки – от слова красить. Красить яйца можно по-разному. Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине. Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковой шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет. А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца. (раскрашенное яйцо продемонстрировано на экране)
 2 учащийся: Драпанки. Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом – ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет – в правый. Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске. (раскрашенное яйцо продемонстрировано на экране)
  3 учащийся: Крапанки – от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить. (раскрашенное яйцо продемонстрировано на экране)
 4 учащийся: Писанки – это искусно расписанные пасхальные яйца. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного орнамента, геометрические фигуры. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым – крестильная сорочка писанки. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску – «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи. Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. (раскрашенное яйцо продемонстрировано на экране)
Учитель: Ребята, а знаете ли вы какое ещё угощение было на Пасху?
          Традиционным пасхальным блюдом является пасха – творог со сметаной или сливками, спрессованный в виде усеченной пирамидки. На боковых ее сторонах изображается крест и буквы «ХВ», что означает Христос Воскрес.
          Кулич – это сладкий, сдобный, пасхальный хлеб – обязательное пасхальное блюдо. Для его приготовления тесто замешивают в ночь с четверга на пятницу, весь день в пятницу пекут, а в ночь с субботы на воскресенье – освящают.
Учитель: Подумайте, а как бы вы расписали пасхальное яйцо?
Настало время для творчества. На столе у каждого из вас лист с контуром яйца и, используя все имеющиеся материалы, нарисуйте или выполните аппликацию на этой форме.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: А сейчас давайте представим свои работы всем.
Подведение итогов.
Ребята, что вы узнали о праздновании Пасхи? Что вам запомнилось? О чём расскажите дома?





















Работы учащихся




















































































15