Статья: Поэзия, как метод духовно-нравственного воспитания школьников на уроке английского языка


М.Е. Голубкина
Учитель английского языка
ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская
общеобразовательная школа-интернат
основного общего образования»
«Использование поэзии, как метод духовно-нравственного воспитания школьников на уроках английского языка»
Введение
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино и литературе. Уже учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности.
Ряд научных исследований показывают, что целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, помогает многим педагогам добиваться хороших результатов, поскольку прямое воздействие не всегда имеет результат, к которому стремится педагог [2]. При этом решать задачи духовно-нравственного воспитания должны не только учителя русского языка и литературы, курсов «Православная культура» и «Основы нравственности», каждый учитель-предметник, в той или иной мере, в состоянии внести свой вклад в этот процесс. Могут и должны участвовать в данном процессе и учителя английского языка.
Однако у учителей английского языка могут возникнуть проблемы со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания. Поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Педагог создает такие условия, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней, а так же создает эмоционально-интеллектуальное поле напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей [2].
От степени готовности педагогов к методам и формам общения во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Актуальностью данной работы являются проблемы духовно-нравственного воспитания детей, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Поэзия же раскрывает человеческие проблемы, они заставляют учащихся спроектировать их собственные чувства и эмоции. Другое преимущество использования стихов при изучении языка заключается в развитии межкультурного понимания, развития у детей восприятия культурных ценностей других народов.
Цель: Целесообразность и эффективность использования поэзии для изучения английского языка в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся.
Задачи: 1. Повышение мотивации учащихся и их перестройка из пассивных получателей в активных творческих созидателей своих знаний.
2. Использование поэзии, как средство закрепления знаний и метод духовно-нравственного воспитания школьников.
Именно использование поэзии, на первом этапе – классических и современных авторов, а на втором этапе - собственное сочинение стихов на английском языке, может оказать соответствующую поддержку учителю и учащимся в этом процессе. Изучение стихов помогает учащимся расширить свой словарный запас, закрепить знания грамматики, а их сочинение развивает творческий подход в изложении мыслей, формирует навыки письма и в целом является качественным дополнением методическим пособиям.
Целесообразность и эффективность данного способа изучения языка базируется на следующих принципах:
Во-первых, принцип «достоверности языка». Как классическая, так и современная поэзия англоязычных поэтов является подлинным и реальным языковым примером в соответствующем контексте для введения на уроке нового учебного материала.
Во-вторых, стихи ненавязчиво расширяют и обогащают словарный запас учащихся. Попытки расширить словарный запас через простое запоминание слов не всегда продуктивны, а при изучении стихов и их самостоятельном сочинении процесс обратный.
Третьим аргументом в пользу внедрения поэзии в процесс обучения является то, что учитель отходит от рутинных схем изучения языка и подключает творческий потенциал учащихся, повышая тем самым стимул, раскрывая новые возможности.
Список использованных источников:
1. Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т. И. Петракова; Институт общего образования МО России // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oimru / Ред. Совет: В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, Н.И. Загузов, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, Б.Н. Сизов, Д.И. Фельдштейн и др.; гл. ред. Р.П. Будаков; программист Д.А. Мариенко; Российская академия образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского; спонсор "Прожект хармони. Инк". – Электрон. журн. с библиотекой. – М.: OIMRU, 2000. – Режим доступа: World Wide Web. URL.