Танец как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания

Танец как средство духовно – нравственного и патриотического воспитания

«Истинная цель искусства лежит в служении нравственности и возвышении души», -так сказал художник 19 в. Жак Луи Давид. А Т. Драйзер сказал еще более точно: «Искусство –могучее средство исправления людского несовершенства».
Вопросы духовности и нравственности – одни из главных вопросов в современном обществе. Они разными способами могут решаться в сферах культуры и образования. Я расскажуо том, как танец – народный и классический, с которым работают творческие коллективы школы искусств - Ансамбль народного танца «Шондi» и Детский балетный театр «Аленький цветочек»- помогает в формировании гармоничной личности.
Очень важно, когда в жизни присутствует творчество. Способность творить – это то, что человека приближает к Богу, т. е это божественное свойство человека. Наша задача помочь подрастающему поколению через творчество, через танец научиться видеть и понимать прекрасное, привить высокие моральные качества, духовность, любовь к Родине и ее истории. Давайте рассмотрим это на примере ансамбля народного танца «Шондi», который существует уже 18 лет при Школе искусств.
Народный танец тесно связан с историей. Он возник как ритуальное действо – общение с высшими силами, Богом и друг с другом. В основе всех основных фигур народного танца лежит символ, смысл которого бессознательно постигается танцующими. Так, например, одной из первых танцевальных фигур, с которой знакомятся участники ансамбля – это хоровод. С древнейших времен круг являлся символом вечности, означал объединение людей в процессе поклонения божеству, а танец являл собой созидательную божественную энергию. В хороводах – самой древней формой танца, находили отражение ратные подвиги, трудовые будни. В апокрифических деяниях святого Иоанна описывается круговой танец- хоровод, в котором 12 апостолов окружают Иисуса, стоящего в центре. Далее юные артисты разучивают перепляс – соревновательный танец, разговор двух или нескольких соперников. веселую пляску или кадриль - своеобразный разговор танцующих. Все это пришло к нам из прошлого и именно танец здесь является связующей нитью этого прошлого с настоящим.
Целью ансамбля «Шондi» является пропаганда народного танцевального искусства, сохранение народных танцевальных традиций и танцевальной культуры народа Коми. Участники ансамбля «Шондi» разучивают народные танцевальные движения, которые передаются из поколения в поколение, изучают сценический костюм, созданный на основе традиционного, знакомятся с традиционными музыкальными инструментами, используемыми в танцах на коми материале – таким образом, происходит знакомство с культурой и историей коми народа, прививается любовь к родине.
Важное значение имеет подбор репертуара. В репертуаре ансамбля не только коми танцы, но и русские танцы, и танцы финно-угорских народов. Это расширяет кругозор участников, формирует дружественное отношение к другим народам, интерес к их культуре. Особняком стоит военная тема, которая в 20 веке стала отдельным пластом культуры и широко раскрывается в литературе, живописи и танце, а во время войны занимала главное место в репертуаре любого творческого коллектива. Сегодня концертные номера ансамбля, посвященные ВОВ и ветеранам – дань памяти тем событиям и важный элемент в воспитании патриотических чувств.
Если народный танец взывает к сердцу, воспитывает интерес к истории народа, любовь к материальной и духовной культуре, то классический танец возвышает и утончает душу. В 18 веке появился классический балет, который постепенно, наряду с живописью, поэзией, музыкой, театром стал одним из факторов формирования интеллигентной, образованной личности. Сегодня эта же задача стоит и перед нами. Мне нравится мысль знаменитого музыканта Ю.Башмета, который говорил о важности приобщения подрастающего поколения к классике, которая формирует «озоновый слой, дающий возможность обществу дышать».
23 год существует ДБТ «Аленький цветочек». 23 год дети, работающие под девизом «дети – детям», приобщают своих сверстников к высокому искусству – балету, а поскольку в основе большинства сюжетов этих детских спектаклей лежат произведения литературной классики, то юные зрители знакомятся и с лучшими образцами мировой художественной литературы: сказками Г.Х.Андрсена, французскими авторскими сказками, русскими народными сказками в обработке русских писателей, рассказами Чехова. Можно упомянуть такие балеты как «Русалочка», «Кот в сапогах», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Почти рождественская история» и много других. Великие педагоги К.Ушинский, В. Сухомлинский говорили о педагогическом значении сказки, которая учит любить и уважать свой народ, преодолевать препятствия, учит добру, состраданию, учит распознавать добро и зло. В нашем случае, балет становится зримой книгой, которая помогает не только закрепить прочитанный материал, но еще и эмоционально прочувствовать происходящее на сцене действие.
Большое значение в приобщении к духовным знаниям имеет многолетнее сотрудничество с Сыктывкарской и Воркутинской Епархией , в частности, присутствие Владыки Питирима на премьерных спектаклях, который в своем выступлении раскрывает духовный смысл сказки. Это как в Библии, читая которую, раскрываешь все новые пласты знания. Сначала ребенок читает книгу. Затем знакомится с произведением посредством балетного искусства через пластику, танец, музыку, а затем закрепляет свои знания духовной составляющей. Например, на премьере балета «Аленький цветочек» дети узнали о том, что аленький цветочек-символ чистоты, надежды любви, что главное в человеке –богатый внутренний мир, и на их подсознании откладываются мировые и духовные ценности, о которых и говорил Владыка.
Духовно-нравственное воспитание –совместный процесс, в котором участвуют и школа искусств, и общеобразовательные школы, и Епархия. «Аленький цветочек» работает в союзе с общеобразовательными школами, ведет большую просветительскую работу, выступает на различных сценических площадках города, а благодаря многолетнему сотрудничеству с Сыктывкарской и Воркутинской Епархией с его творчеством познакомились дети всех городов республики. Юные артисты и ансамбля, и детского театра - постоянные участники республиканского фестиваля «Пасха Господня» в Сыктывкаре, фестиваля «Вифлеемская звезда» в Сосногорске, «Рождественская звезда» в Сыктывкаре, «Сретенские встречи» в Усинске, детского праздника «Покрова Пресвятой Богородицы» в Инте, юные артисты выступали в Ижме, Сизябске, Палевицах, Микуни. Это важный аспект –воспитание зрительской аудитории, особенно детской. Дети лучше понимают детей, они доверчивее и более открыты к происходящему на сцене, а значит, информация доходит до них без искажения.
Но и это не все. Сегодня важно воспитание взрослых людей, особенно родителей, которых очень трудно бывает пригласить в театр или на концерт, особенно детский, а для гармоничного воспитания ребенка важно создать тандем «ребенок – родитель», который позволит не только укрепить институт семьи, но и оказать помощь в воспитании как детей, так и взрослых. По опыту скажу, что родители не могут остаться равнодушными к детскому творчеству, творчеству своих детей и постепенно вовлекаются в духовную сферу, приобщаются к миру прекрасного, миру искусства.
Сегодня появляются новые технологии, но уходят традиции и обычаи. Реже транслируются передачи, в которых показывают балет, народный танец. А ведь еще лет 10-15 назад между министерством культуры РК и телекомпанией « Коми Гор» был заключен договор по формированию фильмотеки. Несколько наших детских балетов в исполнении Детского балетного театра и хореографическая композиция «Лесная сказка» в исполнении ансамбля « Шондi» были сняты, а затем показаны на телевидении. Это была замечательная идея, которая погибла, не успев развиться в трудные 90-тые.
В след за новыми технологиями появляются новые формы воспитательной и просветительной деятельности: мультимедийные художественные выставки, на которых представлена и балетно- танцевальная тематика, и вернисажи на улицах больших городов, можно вспомнить телевизионный проект «Большой балет» на канале «Культура», и фестиваль «Круг Света», который проходил в течение недели на улицах Москвы, где на Большом театре темой видеомэппинга стали балеты «Лебединое озеро» с М.Плисецкой, «Кармен», «Щелкунчик» на фоне соответствующей музыки из этих классических балетов. Все это помогает возродить и поддержать интерес к искусству, в том числе к танцу – народному и классическому, развивает творческий потенциал и фантазию, способствует духовно-нравственному воспитанию как детей, так и взрослых.
Хорошо, что сегодня государство обращает внимание на культуру, возводит ее в ранг национальных приоритетов. Об этом говорит Указ Президента РФ №808 от 23.12.14 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Это обязывает нас, педагогов, еще и еще раз обращаться к искусству как универсальному средству воспитания и формирования цельной, гармонично развитой личности.


Ширяева Г.Ю.,преподаватель, руководитель детского
балетного театра «Аленький цветочек»
МАУДО «Школа искусств»

15