Сообщение Семейное воспитание как фактор становления личности ребенка


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Академическая средняя общеобразовательная школа»
Тема семинара:
«Развитие взаимодействия семьи и школы»
Сообщение социального педагога
Воробьевой Ольги Петровны:
«Семейное воспитание как
фактор становления
личности ребенка».
-2014-
Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия как на личность, так и на многие процессы общественной жизни.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается главным образом из того, в чем ребенок подражает взрослым, и что взрослые культивируют в нем, поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико.
Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим инструментом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Известно, что социальному поведению дети обучаются путем моделирования ролей, то есть они программируют себя по образу и подобию взрослых, и, в первую очередь, родителей, что связано с рядом причин.
Во-первых, основы личностного становления человека закладываются в раннем детстве, когда значимыми людьми для него являются родители, взаимодействие с которыми позволяет усвоить первые образцы социального поведения.
Во-вторых, родители имеют возможность влиять на развитие Я-концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально. Требования, предъявляемые к жизни родителями, форма, в которой эти требования реализуются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом, - все это воспитывает ребенка, остается у него в памяти и сознании, приобретает особое значение именно потому, что это исходит от людей, которым он доверяет.
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение…» - писал А.С. Макаренко.
На процесс воспитания детей оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, принимаемые меры дисциплинарного взаимодействия; структура условия жизни семьи. В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основные: попустительский, авторитарный, демократический. С точки зрения последствия этих стилей взаимоотношений давно уже доказано, что наилучшим из них является демократический стиль, в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию у детей важнейших качеств гармоничной личности.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы увеличить положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на становление личности ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.Например: конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания ).Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.В общении у взрослых и детей должны вырабатываться принципы общения:1. Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.2. Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.3.Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.Типы семейных взаимоотношений.В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. 
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и подавлении чувства собственного достоинства у других его членов.Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.
Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”.
При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает общие цели и задачи совместной деятельности, ее организации и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Большое значение в становлении самооценки личности ребенка имеют стили семейного воспитания.
1.Демократический2.Авторитарный3.ПопустическийПри демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.Ребёнок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
 Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников.
Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. 
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?”, “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.Демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”.
Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми.
Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий. Как можно менее эмоционально делать замечания. Не обращать внимание на легкие проступки. Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
“Уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится “колючим”, раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего “Я”.
Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:1. Родители регулярно указывают детям, что им делать;2. Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;3. Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;4. Решение часто принимает сам ребенок;5.Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет. В подростковом возрасте очень важны доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит. С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.После развода родителей дети нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно повышенную тревожность.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на становление личности ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:1.Принимать активное участие в жизни семьи;2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;6. Уважать право ребенка на собственное мнение;7. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;8. С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи усугубляет проблемы семейного воспитания.
Задача, стоящая перед педагогами – всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия и согласия с родителями в воспитании ребенка.
Самыми распространенными формами работы с родителями являются родительские собрания, родительские комитеты, индивидуальные беседы, консультации.
В работе с проблемными детьми большое значение имеют родительские встречи. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов.
Интересной формой работы являются мероприятия с участием родителей, где они не только пассивные зрители, пришедшие посмотреть на своих детей, но и активные участники спортивных соревнований, праздничного представления, конкурса или спектакля. Такие мероприятия - это праздник общения родителей друг с другом, с друзьями их ребенка, с педагогами, это праздник воспоминаний собственного детства.
Мероприятия с участием родителей — это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся»
Школьники очень рады тому, что родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.
Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: “Прежде всего, не навреди”.
Литература: Азаров Ю. П. Семейная педагогика. 2 изд. М., 1985; Лихачев Б. Т. Простые истины воспитания. М., 1983; Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Мн., 1978; Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы и наши дети. 2 изд. М., 1980; Никитин Б. П. Развивающие игры. 2 изд. М., 1985; Овчинникова И. Г. Отцовство. М., 1981; Рыданова И. И. Семья и мир прекрасного. Мн., 1982; Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. Новосибирск. 1985; Тараткевич М. В. Семья и разумные потребности. Мн., 1983; Чечет В. В. Умеем ли мы общаться с детьми? Мн., 1983; Шарнхорст Э. Между детством и зрелостью: Пер. с нем. Мн., 1985; Юркевич В. С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986.
Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – Либроком, 2010. – 216 с.
Макаренко Антон Семенович [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. – http://www.makarenko.edu.ru/. - Загл. с экрана.
Холостова Е. И. ,Черняк Е. М. , Стрельникова Н. Н. Семейное воспитание и социальная работа. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 147 с.
    
«Развитие взаимодействия семьи и школы: семейное воспитание как фактор становления личности ребенка».
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Вышневолоцкого района Тверской области
«Академическая средняя общеобразовательная школа»
Доклад на семинаре по теме:
«Развитие взаимодействия семьи и школы: семейное воспитание как фактор становления личности ребенка».