«Формирование учебной мотивации учащихся с умственной отсталостью на уроках трудового обучения»
ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»
Выступление на МО
«Формирование учебной мотивации учащихся с умственной отсталостью на уроках трудового обучения»
Педагог-психолог Е.Н.Соломенцева2016-2017 уч.г. Решая важнейшие задачи личностного становления учащихся, их социальной реабилитации и адаптации в обществе, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы. Эффективность трудовой подготовки учащихся во многом определяется уровнем организации учебногопроцесса. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности. Профессионально-трудовое обучение должно строиться с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности. Эта цель достигается решением целого ряда задач:- коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровняразвитияучащихся;- нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся;- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;- обучение приемам труда по выбранной специальности и формирование профессиональныхнавыков. Школьники с ОВЗ сталкиваются с трудностями при выполнении заданий на уроках трудового обучения. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, т. е. у них отсутствует мотив.Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость одно из типичных проявлений незрелости мотивационной сферы учеников с ЗПР. Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватна поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей. Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной и трудовой видов деятельности у школьников с интеллектуальной недостаточностью, может быть создание таких условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности. Необходимо помнить и о том, что повышение мотивации по-разному влияет на деятельность учащихся. Достижение успехов в большей мере зависит от положительного, эмоционально окрашенного отношения учащихся к учебной и трудовой деятельности, к педагогам и коллективу товарищей. Для эффективного обучения предлагается систематическое изучение динамики развития трудовых способностей учащихся, одним из способов которого, служат самостоятельные практические работы учащихся в конце каждой четверти, наблюдения учителем за деятельностью школьников, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправленияприсущихимнедостатков. Распределение учебных часов при составлении рабочих программ по предмету, дает возможность учителю самому определять продолжительность преподавания, исходя из уровня подготовленности учащихся, более творчески подходить к работе. Материал программ швейного дела требует усидчивости, терпения, однообразной деятельности, к тому же достаточно сложен для некоторых учащихся, так как изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин, освоение изготовления изделий, обучение планированию, анализу действий и их результатов. Трудности в овладении знаниями, умениями и навыками приводят к равнодушному, отрицательному отношению к урокам швейного дела. Для создания ситуации успеха, побуждения к деятельности, формирования умственно отсталого школьника как личности, формирование учебной мотивации, на уроках швейного дела, можно осуществлять через обучение новому виду декоративно-прикладного искусства - росписи ткани (батик). Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, экспериментальное исследование показало, что у умственно отсталых учащихся в процессе трудового обучения наблюдается небольшой рост в формировании побудительных мотивов учения, а у детей включенных в систему целенаправленного трудового обучения, наблюдается значительная положительная динамика в формировании устойчивых побудительных мотивов обучения. При условии, что в своей работе педагог опирается на ряд теоретических принципов воспитания и обучения, и, в частности, на соответствие содержания и методов обучения психофизическим особенностям детей, на зону ближайшего развития. Огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребенка. При этом у школьников отмечается положительное отношение к новому виду творчества. Постановка цели урока, обозначение значимости работы, которую школьники выполняют на уроке - стимулируют деятельность детей, знакомят с целями и смыслом деятельности учения. Обучение детей новому для них виду творчества, более доступного в понимании, обладает огромным воздействием на формирование личности. Это заметно повышает интерес детей к урокам трудового обучения, улучшает внимательность, желание трудиться. Проведение экскурсий способствует правильной оценке учащимися выполнения своей работы, исправлению недостатков, желания выполнять работу как можно лучше, приобщает детей к народному творчеству. Как строить процесс дифференцированного обучения на уроках?
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ребенку. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности детей при выполнении заданий.
Дифференцированное обучение эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Дифференцированный подход на уроках - это создание условий обучения для детей с различным уровнем интеллектуальных способностей.
СУЩНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в необходимости создания условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности и стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.